Ресурсы − это совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции.
Условно ресурсы разделены на:
§ Свободные (находящиеся в неограниченном количестве, т.е. их ценаравна нулю).
§ Экономические (количество ограничено, но цена отлична от нуля) – это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг. Экономические ресурсы подразделяются на материальные: сырье и капитал; и на человеческие ресурсы: труд и предпринимательская способность. Все эти ресурсы являются факторами производства.
Ограниченность экономических ресурсов носит не абсолютный, а относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможностиодновременного и полногоудовлетворения всех потребностей всех членов общества.
Задачей экономической теорииявляется оптимальное распределение и использование ресурсов.
Факторы производства:
Земля− это естественные (природные) ресурсы, необходимые для существования человеческого общества и используемые в хозяйстве.
Труд(трудовые ресурсы) − целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.
Капитал (финансовые ресурсы) − совокупность имущества, используемого для получения прибыли. Направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями или инвестициями.
Предпринимательские способности− это фактор, связывающий воедино остальные ресурсы производства, экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру. В свою очередь, к предпринимателям относятся владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих. Используют также термин «предпринимательский потенциал», который можно охарактеризовать как потенциальные возможности по реализации предпринимательских способностей людей. Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы − труд, капитал, земля, знания.
Информация (информационные ресурсы) − ресурс, используемый в экономических процессах. Многофункциональность информации и возможность её быстрого перевоплощения из одних моментов процесса труда в другие обеспечивают данной производительной силе одну из ведущих ролей в развитии системы производительных сил современного общества. Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара.
В условиях рыночной экономики экономические ресурсы свободно покупаются, продаются и приносят своим владельцам особый (факторный) доход:
− Земля − Рента
− Труд − Заработная плата
− Капитал − Процент
− Предпринимательские способности − Прибыль
− Информация − Роялти
Объем производства является важнейшей характеристикой предприятия, определяющей его потребность в ресурсах, оборудовании, мощности. Объем производства оценивается обычно натуральными (шт., л, кг, м2 и др.) или стоимостными показателями валовой или товарной продукции.
Валовая продукция определяет общий объем производства вне зависимости от степени готовности продукции и наличия полуфабрикатов. Этот показатель служит для определения темпов роста или снижения производства, производительности труда, фондоотдачи и др.
Товарная продукция (товар) − полностью готовая продукция, предназначенная для продажи.
Стоимостные показатели используют для соизмерения затрат общественного труда с их результатами, для определения объема продукции в стоимостном выражении (валовая, товарная, реализуемая), себестоимости, прибыли, рентабельности и т. д.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 208.