Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Спрос – запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги.

Закон спроса - величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара при прочих неизменных факторах.

Под предложением понимают готовность производителей продать товар. Объем предложения – это то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях в единицу времени (за день, неделю, месяц, год).

Закон предложения - объем предложения товара увеличивается при увеличении цены и уменьшается при ее снижении при прочих неизменных факторах.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые D и S. Эта точка называется точкой равновесия, а цена и объем - равновесными. Только в этой точке цена устраивает продавца и покупателя.

 

 

Конкуренция и ее роль в рыночном механизме. Виды конкуренции

Конкуренция – это борьба между производителями товаров или услуг, цель которой – получение максимальной прибыли, расширение рынков сбыта и снижение затрат на производство. Наличие конкуренции стимулирует делать лучше, быстрее, качественнее. Производитель, который удовлетворяет запросы и желания клиента, получает прибыль. С одной стороны – это стимул для развития предприятий, а с другой – защита интересов потребителей. Ведь в жесткой конкуренции мало кто позволит себе делать товар ради денег, наплевав на интересы покупателя.

Принцип “невидимой руки” - это сформулированный А. Смитом закон: хотя товаропроизводители заботятся о своих интересах, взаимодействие с конкурентами вынуждает их реализовывать общественные интересы. Зависимость доходов товаропроизводителя от степени удовлетворения

интересов потребителя заставляет соперничать его с другими товаропроизводителями за ограниченный платежеспособный спрос покупателя.

для чего нужна конкуренция? Для установки справедливой рыночной стоимости товара; Для регулировки труда на рынке; Для выравнивания индивидуальной прибыли, зависимо от производственных возможностей предприятия.

 

Монополия. Формы монополистических объединений. Критерии и последствия монополизации рынков. Демонополизация: необходимость, сущность, формы

Монополия– это особый тип рыночной структуры, в которой один продавец является поставщиком на рынок определённого продукта, не имеющего близких субститутов.

Виды монополий.

Закрытая монополияпредставляет собой фирму, которая защищена юридическими запретами (институт авторских прав).

Естественная монополия это такая фирма, у которой экономия позволяет её одной удовлетворять весь рыночный спрос на данный продукт. В результате на рынке данного продукта не может быть больше одного эффективного производителя. Естественным монополиям государство представляет исключительные привилегии (электрические и газовые компании).

Открытая монополияявляется единственным поставщиком данного (нового) продукта на некоторое время и не обладает никакой защитой от конкурентов.

Формы:

Картель (нем. Kartell; от ит. cartello - карточка)- форма монополистического объединения без потери производственной и коммерческой самостоятельности предприятий. Среди известнейших образований типа картеля в истории мировой экономики можно выделить Phoebus cartel – соглашение о разделе рынка ламп накаливания между американской фирмой General Electric, германской Osram и нидерландской Phillips, действовавшее с 1924 по 1939 гг.С 1935 по 1939 гг. действовал Международный медный картель (International Copper Cartel; ICC)), в который входили 5 компаний – крупнейшие производители меди в мире. В настоящее время образования термин «картель» чаще всего используется для обозначения крупных преступных организаций – т.н. «наркокартелей»: например, картель Кали, Медельинский картель (оба – Колумбия); картель Хуареса, Гвадалахарский картель (оба – Мексика).

Синдикат (англ. syndicate) представляет собой объединение предприятий, предусматривающее потерю его членами коммерческой самостоятельности. Реализация продукции осуществляется единым сбытовым центром синдиката. Устанавливаются единые сбытовые цены и одинаковые условия реализации товаров, заготовки и получения сырья и т.п.

Синдикаты являлись популярной формой организации бизнеса в дореволюционной России. Среди крупнейших объединений подобного типа можно выделить «Продамет», «Продаруд», «Продвагон», «Продуголь».

Концерн (нем. Konzern) - объединение предприятий путем установления финансового контроля над ними с помощью покупки контрольного пакета акций. Термин обычно используется для обозначения немецких компаний подобного типа. В русском языке чаще всего используется термин «финансово-промышленная группа»; в японском – «дзайбацу». Для обозначения предприятия конгломеративного типа в немецком языке используется термин Mischkonzern.

Стратегический альянс (англ. strategic alliance) – взаимовыгодный долгосрочный формальный союз, сформированным между двумя или больше предприятиями, с целью реализации набора согласованных целей. Стратегические альянсы приносят предприятиям следующие преимущества: увеличение капитала; уменьшение риска при инновациях; передача технологий; экономия на масштабе. Основные этапы формирования стратегического альянса: разработка стратегии (strategy development); оценка партнера (partner assessment); согласование контракта (contract negotiation); операции в рамках альянса (alliance operation).

Трест (англ. trust) – объединение предприятий с полной утратой самостоятельности входящими в него предприятиями.

Консорциум (от лат. cоnsortium - соучастие, сотоварищество)- временное соглашение между несколькими компаниями для совместного размещения кредитов или осуществления совместного промышленного проекта с целью извлечения монопольных прибылей. Среди известных современных образований типа консорциума можно выделить BAPCo consortium, членами которого являются 8 крупнейших фирм, действующих в области создания программного обеспечения для компьютеров, в т.ч. Microsoft, Intel, Dell.

Пул - объединение нескольких компаний, в котором прибыль поступает в общую кассу, а затем распределяется между участниками согласно определенной пропорции.

Корнер (англ. corner) – временное объединение нескольких компаний с целью накопления и отсрочки реализации каких-либо товаров, с целью создания дефицита и повышения цен на данные товары.

Ринг (англ. ring) - временное объединение нескольких компаний о скупке товара с целью монополизации его реализации на рынке;

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – совокупность предприятий, полностью или частично объединившее свои материальные и нематериальные активы на основании договора о создании финансово-промышленной группы. Выделяется два типа ФПГ: взаимоблокирующие (нет формального центра; формируются вокруг крупного банка); холдингово - пирамидальные группировки (с обязательным владением контрольных пакетов акций других фирм, формируются вокруг холдинга). В рамках ФПГ выделяются: руководящий центр (обычно холдинг или банк); подразделения, занимающиеся финансовой деятельностью (банки, страховые, трастовые, лизинговые и инвестиционные компании, дилерские сети, брокерские конторы); подразделения, производящие и реализующие продукцию.

Дзайбацу (англ. zaibatsu) представляет собой объединение предприятий конгломеративного типа, как правило, находящееся в собственности одной семьи. В число «большой четверки» японских дзайбацу, сформировавшихся во второй половине XIX в., компании «Мицубиши», «Мицуи», «Сумитомо» и «Ясуда». После Русско-японской войны 1904-05 гг. возникло еще несколько дзайбацу, по значению уступавших первым четырем – «Окура», «Фурукава», «Накайима», «Асано», «Фуджита», «Кавасаки», «Нисан», «Мори», «Ничицу», «Номура», «Рикен» и «Шибусава».

При монополии распределение ресурсов менее эффективно, т.к. отсутствует конкуренция за ресурсы, конкуренция между производителями, стимулы к снижению издержек и повышению эффективности минимальны. Монополисту выгоднее продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чего не сделал бы конкурирующий производитель. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу не производится.

Демонополизация — комплекс экономических и законодательных мер государства по ограничению деятельности монополий, созданию конкурентной среды на внутреннем рынке.

Демонополизация предполагает: предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке, запрещение соглашений о разделе рынков, запрещение переплетающихся директоратов, приобретение акций конкурирующей фирмой.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 254.