Рынок: сущность, функции, структура. Рыночная инфраструктура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИКРОЭКОНОМИКА

Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена

Спрос – запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги.

Закон спроса - величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара при прочих неизменных факторах.

Под предложением понимают готовность производителей продать товар. Объем предложения – это то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях в единицу времени (за день, неделю, месяц, год).

Закон предложения - объем предложения товара увеличивается при увеличении цены и уменьшается при ее снижении при прочих неизменных факторах.

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые D и S. Эта точка называется точкой равновесия, а цена и объем - равновесными. Только в этой точке цена устраивает продавца и покупателя.

 

 

Конкуренция и ее роль в рыночном механизме. Виды конкуренции

Конкуренция – это борьба между производителями товаров или услуг, цель которой – получение максимальной прибыли, расширение рынков сбыта и снижение затрат на производство. Наличие конкуренции стимулирует делать лучше, быстрее, качественнее. Производитель, который удовлетворяет запросы и желания клиента, получает прибыль. С одной стороны – это стимул для развития предприятий, а с другой – защита интересов потребителей. Ведь в жесткой конкуренции мало кто позволит себе делать товар ради денег, наплевав на интересы покупателя.

Принцип “невидимой руки” - это сформулированный А. Смитом закон: хотя товаропроизводители заботятся о своих интересах, взаимодействие с конкурентами вынуждает их реализовывать общественные интересы. Зависимость доходов товаропроизводителя от степени удовлетворения

интересов потребителя заставляет соперничать его с другими товаропроизводителями за ограниченный платежеспособный спрос покупателя.

для чего нужна конкуренция? Для установки справедливой рыночной стоимости товара; Для регулировки труда на рынке; Для выравнивания индивидуальной прибыли, зависимо от производственных возможностей предприятия.

 

Монополия. Формы монополистических объединений. Критерии и последствия монополизации рынков. Демонополизация: необходимость, сущность, формы

Монополия– это особый тип рыночной структуры, в которой один продавец является поставщиком на рынок определённого продукта, не имеющего близких субститутов.

Виды монополий.

Закрытая монополияпредставляет собой фирму, которая защищена юридическими запретами (институт авторских прав).

Естественная монополия это такая фирма, у которой экономия позволяет её одной удовлетворять весь рыночный спрос на данный продукт. В результате на рынке данного продукта не может быть больше одного эффективного производителя. Естественным монополиям государство представляет исключительные привилегии (электрические и газовые компании).

Открытая монополияявляется единственным поставщиком данного (нового) продукта на некоторое время и не обладает никакой защитой от конкурентов.

Формы:

Картель (нем. Kartell; от ит. cartello - карточка)- форма монополистического объединения без потери производственной и коммерческой самостоятельности предприятий. Среди известнейших образований типа картеля в истории мировой экономики можно выделить Phoebus cartel – соглашение о разделе рынка ламп накаливания между американской фирмой General Electric, германской Osram и нидерландской Phillips, действовавшее с 1924 по 1939 гг.С 1935 по 1939 гг. действовал Международный медный картель (International Copper Cartel; ICC)), в который входили 5 компаний – крупнейшие производители меди в мире. В настоящее время образования термин «картель» чаще всего используется для обозначения крупных преступных организаций – т.н. «наркокартелей»: например, картель Кали, Медельинский картель (оба – Колумбия); картель Хуареса, Гвадалахарский картель (оба – Мексика).

Синдикат (англ. syndicate) представляет собой объединение предприятий, предусматривающее потерю его членами коммерческой самостоятельности. Реализация продукции осуществляется единым сбытовым центром синдиката. Устанавливаются единые сбытовые цены и одинаковые условия реализации товаров, заготовки и получения сырья и т.п.

Синдикаты являлись популярной формой организации бизнеса в дореволюционной России. Среди крупнейших объединений подобного типа можно выделить «Продамет», «Продаруд», «Продвагон», «Продуголь».

Концерн (нем. Konzern) - объединение предприятий путем установления финансового контроля над ними с помощью покупки контрольного пакета акций. Термин обычно используется для обозначения немецких компаний подобного типа. В русском языке чаще всего используется термин «финансово-промышленная группа»; в японском – «дзайбацу». Для обозначения предприятия конгломеративного типа в немецком языке используется термин Mischkonzern.

Стратегический альянс (англ. strategic alliance) – взаимовыгодный долгосрочный формальный союз, сформированным между двумя или больше предприятиями, с целью реализации набора согласованных целей. Стратегические альянсы приносят предприятиям следующие преимущества: увеличение капитала; уменьшение риска при инновациях; передача технологий; экономия на масштабе. Основные этапы формирования стратегического альянса: разработка стратегии (strategy development); оценка партнера (partner assessment); согласование контракта (contract negotiation); операции в рамках альянса (alliance operation).

Трест (англ. trust) – объединение предприятий с полной утратой самостоятельности входящими в него предприятиями.

Консорциум (от лат. cоnsortium - соучастие, сотоварищество)- временное соглашение между несколькими компаниями для совместного размещения кредитов или осуществления совместного промышленного проекта с целью извлечения монопольных прибылей. Среди известных современных образований типа консорциума можно выделить BAPCo consortium, членами которого являются 8 крупнейших фирм, действующих в области создания программного обеспечения для компьютеров, в т.ч. Microsoft, Intel, Dell.

Пул - объединение нескольких компаний, в котором прибыль поступает в общую кассу, а затем распределяется между участниками согласно определенной пропорции.

Корнер (англ. corner) – временное объединение нескольких компаний с целью накопления и отсрочки реализации каких-либо товаров, с целью создания дефицита и повышения цен на данные товары.

Ринг (англ. ring) - временное объединение нескольких компаний о скупке товара с целью монополизации его реализации на рынке;

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – совокупность предприятий, полностью или частично объединившее свои материальные и нематериальные активы на основании договора о создании финансово-промышленной группы. Выделяется два типа ФПГ: взаимоблокирующие (нет формального центра; формируются вокруг крупного банка); холдингово - пирамидальные группировки (с обязательным владением контрольных пакетов акций других фирм, формируются вокруг холдинга). В рамках ФПГ выделяются: руководящий центр (обычно холдинг или банк); подразделения, занимающиеся финансовой деятельностью (банки, страховые, трастовые, лизинговые и инвестиционные компании, дилерские сети, брокерские конторы); подразделения, производящие и реализующие продукцию.

Дзайбацу (англ. zaibatsu) представляет собой объединение предприятий конгломеративного типа, как правило, находящееся в собственности одной семьи. В число «большой четверки» японских дзайбацу, сформировавшихся во второй половине XIX в., компании «Мицубиши», «Мицуи», «Сумитомо» и «Ясуда». После Русско-японской войны 1904-05 гг. возникло еще несколько дзайбацу, по значению уступавших первым четырем – «Окура», «Фурукава», «Накайима», «Асано», «Фуджита», «Кавасаки», «Нисан», «Мори», «Ничицу», «Номура», «Рикен» и «Шибусава».

При монополии распределение ресурсов менее эффективно, т.к. отсутствует конкуренция за ресурсы, конкуренция между производителями, стимулы к снижению издержек и повышению эффективности минимальны. Монополисту выгоднее продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чего не сделал бы конкурирующий производитель. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу не производится.

Демонополизация — комплекс экономических и законодательных мер государства по ограничению деятельности монополий, созданию конкурентной среды на внутреннем рынке.

Демонополизация предполагает: предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке, запрещение соглашений о разделе рынков, запрещение переплетающихся директоратов, приобретение акций конкурирующей фирмой.

 

Альтернативные издержки

Рентабельность продукции

В процессе анализа предпринимательской деятельности широко используется показатель рентабельности продукции. Данный показатель определяется отношением прибыли от реализации или чистой прибыли от основной деятельности к сумме затрат по реализованной продукции. Рентабельность отдельного вида продукции определяется отношением прибыли от выпуска (реализации) данной продукции к полной себестоимости данного вида продукции.

Рентабельность продукции характеризует, сколько субъект хозяйство­вания имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Формулы для расчёта рентабельность продукции:

1. Рентабельность всей реализованной продукции:

R= ,R= ,

где R– рентабельность реализованной продукции, %;

П – прибыль от реализации, руб.;

З – затраты на производство и реализацию продукции, руб.;

ЧП – чистая прибыль от основной деятельности, руб.

2. Рентабельность отдельных видов продукции:

RИЗД= ,

где RИЗД – рентабельность отдельного вида продукции, %;

Цi – цена i-того вида продукции, руб.;

Сi – себестоимость i-того вида продукции, руб.

Рентабельность продаж

Рентабельность продаж является одним из важнейших показателей эффективности деятельности компании. Исчисляют показатель как отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) или чистой прибыли к стоимости реализованной продукции (сумме полученной выручки).

Этот коэффициент показывает, какую сумму прибыли от реализации получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции.Если результат выразить не в процентах, а в копейках, то он покажет, сколько копеек прибыли от продаж получено с каждого рубля выручки от реализации продукции.

Формулы для расчёта рентабельности продаж:

1. Рентабельность продаж в целом по предприятию:

RПР= , RПР= ,

где RПР– рентабельность продаж в целом по предприятию, %;

ППР– прибыль от продаж, руб.;

ВПР– выручка от продаж (с учётом косвенных налогов или без косвенных налогов), руб.;

ЧП – чистая прибыль, руб.

2. Рентабельность продаж отдельных видов продукции:

RПРизд= ,

где RПРизд - рентабельность продаж отдельных видов продукции, %;

Цi – цена i-того вида продукции, руб.;

Сi– себестоимостьi-того вида продукции, руб.

Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также оценивает долю себестоимости в продажах. Данный показатель отражает только операционную деятельностьпредприятия. Он не имеет ничего общего с финансовой деятельностью.

Рентабельность производства - коэффициент равный отношению балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных и нормируемых оборотных средств. Иными словам показатель представляет собой величину прибыли, приходящуюся на каждый рубль себестоимости проданной продукции (производственных расходов). Исходные данные для расчета - бухгалтерский баланс.

Рентабельность активов

Рентабельность активов - это комплексный показатель, позволяющий оценивать результаты основной деятельности предприятия. Он выражает отдачу, которая приходится на рубль активов компании.

Рентабельность активов определяется по следующим формулам:

, ,

где RА– рентабельность активов, %;

А – средняя стоимость активов за период, руб.

Этот коэффициент показывает эффективность управления активами организации через отдачу каждого рубля, вложенного в активы, и характеризует генерирование доходов данной компанией. Так же этот показатель является еще одной характеристикой ресурсоотдачи, но не через объем реализации, а посредством прибыли до налогообложения.

МИКРОЭКОНОМИКА

Рынок: сущность, функции, структура. Рыночная инфраструктура

1. Сущность рынка и его функции.

Рынок - это система отношений товарного и денежного обращения. Субъектами рынка выступают с одной стороны производители (продавцы), а, с другой потребители (покупатели).

Субъектами рынка выступают домохозяйства, фирмы, государство как национальной, так и зарубежной экономики. Объектами рыночных отношений являются товары и деньги.

Объективной основой рынка является существование товарного производства, для которого в свою очередь, характерно наличие высокого уровня общественного разделения труда и экономическое обособление производителей.

Условия функционирования рынка следующие: Разделение труда и специализация; Достаточная емкость рынка (платежеспособный спрос) Способность цен динамично изменяться под воздействием спроса и предложения; Свободный обмен товарами и услугами; Конкуренция между товаропроизводителями; Развитая кредитно-денежная система.

Функции рынка:

Регулирующая - регулирует производство товаров и услуг;

Контролирующая - определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на их изготовление труда;

Информационная - информирует о состоянии дел в хозяйственной жизни. Посредническая; Санирующая; Ценообразующая.

Преимущества рынка:

1. эффективное распределение экономических ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров и услуг;

2. возможность функционирования при наличии ограниченной информации;

3. гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

4. оптимальное использование результатов НТР, умение предпринимателей идти на риск;

5. свобода действий потребителей и предпринимателей;

6. способность удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество товаров и услуг.

Недостатки рынка:

1. не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

2. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;

3. не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного потребления;

4. не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода;

5. не обеспечивает фундаментальных исследований;

6. подвержен нестабильному развитию;

7. ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

1. Структура и виды рынков.

Рынок как системное экономическое явление характеризуется специфической структурой. Структура, в свою очередь определяется в соответствии с тем или иным критерием выделения отдельных его элементов.

В экономической теории выделяют следующие виды структур.

По территориальному признаку выделяют местный или локальный рынок, национальный или внутренний рынок и мировой или внешний.

Локальный или местный рынок - это взаимоотношения продавцов и покупателей в границах территории, определяемой экономической целесообразностью доставки товара. Примеры: рынок печеного хлеба, парного молока, цветов, зелени, жилищно-коммунальных услуг и т.п.

Национальный рынок - это взаимоотношение продавцов и покупателей, при котором товар экономически целесообразно перемещать по территории страны, т.к. за время перевозки не ухудшаются его потребительские свойства, а затраты на перевозку могут быть возмещены ценой товара. Примеры: рынок металлов, машин, стройматериалов и т.п.

Мировой рынок - это взаимоотношение продавцов и покупателей товара, который экономически целесообразно перемещать по различным странам, в силу их отсутствия или же различной производительности при их производстве. Пример: рынок топливно-энергетических ресурсов, минерального сырья, драгоценных металлов и т.п.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений :

1. рынок средств производства. Его особенности: на нем меньше покупателей, они крупнее и сконцентрированы географически, спрос на средства производства определяется спросом на соответствующих предметы потребления, торговые операции осуществляются в основном посредством биржевой торговли.

2. рынок потребительских товаров и услуг для личного потребления. Его особенности: значительное влияние культурных, этнических, религиозных, географических и иных социальных факторов. Учет факторов личного порядка: возраст, экономическое положение, профессия и т.п. Большое влияние психологических факторов: мотивация, величина потребления, знание полезности и т.п.

3. рынок рабочей силы или рынок труда. Продажа рабочей силы осуществляется в форме найма на работу и сопровождается заключением договора.

4. рынок капитала, валютный рынок и рынок золота. Рынок капитала выступает в виде рынка ссудного капитала. На рыке валютном осуществляются операции по покупке, продаже или обмену валюты и платежных документов (чеки, векселя, аккредитивы). Параллельно с валютным рынком функционирует рынок золота.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 243.