Предположим, что часть книжного фонда одной библиотеки переводится в другую библиотеку. Возникает необходимость объединения данных о книгах двух фондов. Создайте запрос, который записи о книгах одной таблицы добавит в другую. Для этого в окне База данных на вкладке Таблицы выделите таблицу Книга, выберите команду Правка/Копировать, а затем Правка/Вставить. В диалоговом окне Вставка таблицы введите имя таблицы Книга1, переключатель оставьте в положении Структура и данные, нажмите кнопку ОК.
Откройте таблицу Книга1 в режиме ввода данных. Щелчком на сером фоне слева от строк выделите и удалите все данные, введите новые:
Номер книги | Код раздела | Код темы | Автор | Название | Издательство | Год издания | Кол-во экземпляров | Цена |
9 | 1 | 1 | Виктор Гальперин | Макроэкономика | Феникс | 2003 | 20 | 1000 |
10 | 1 | 1 | Василий Тарасевич | Микроэкономика | Феникс | 2003 | 20 | 1000 |
11 | 1 | 1 | Майкл Хизрич | Экономикс | Феникс | 2003 | 20 | 1000 |
Закройте таблицу Книга1.
В окне База данных на вкладке Запросы выберите Создание запроса в режиме Конструктора.
В диалоговом окне Добавление таблицы выберите таблицу Книга1. Закройте диалоговое окно.
В окне Конструктора из таблицы Книга1 двойным щелчком выберите символ звездочки (*). Это означает, что данные для добавления будут браться из всех полей таблицы Книга1.
Выберите команду Запрос/Добавление. Появится окно Добавление, где необходимо указать имя таблицы, в которую предполагается добавлять данные, и какой БД она принадлежит. Из раскрывающегося списка в поле Имя таблицы выберите Книга, переключатель оставьте в положении В текущей базе данных и нажмите кнопку ОК.
В бланке запроса будет добавлена строка Добавление, в которой указываются те поля таблицы Книга, куда добавляются данные.
Запустите запрос. Появится сообщение о числе записей, которые будут добавлены из таблицы Книга1 в таблицу Книга в результате выполнения запроса. Нажмите кнопку Да.
Закройте и сохраните запрос под названием Добавление книг.
В окне База данных перейдите на вкладку Таблицы и убедитесь, что таблица Книга действительно пополнилась данными.
Создание запроса на удаление записей
Создайте запрос на удаление записей из таблицы Книга1.
В окне База данных на вкладке Запросы выберите Создание запроса в режиме Конструктора.
В диалоговом окне Добавление таблицы выберите таблицу Книга1. Закройте диалоговое окно.
В окне Конструктора из таблицы Книга1 двойным щелчком выберите символ звездочки (*). Это означает, что данные для удаления будут браться из всех полей таблицы Книга.
Выберите команду Запрос/Удаление. В бланк запроса будет добавлена строка Удаление со значением Из.
Запустите запрос. Появится сообщение о числе записей, которые будут удалены из таблицы Книга1 в результате выполнения запроса. Нажмите кнопку Да.
Закройте и сохраните запрос под названием Удаление книг.
В окне База данных перейдите на вкладку Таблицы и убедитесь, что таблица Книга1 пуста.
Внимание! Чтобы защитить выполненную работу на «отлично», необходимо самостоятельно создать запрос на расчет величины залога (составляющей 150 % от цены) для книг, стоимость которых превышает 900 рублей.
Контрольные вопросы
1. Какому требованию обязательно должны удовлетворять таблицы, выбираемые источниками данных для запроса?
2. Назовите функции и групповые операции, используемые в Access.
3. Перечислите типы запросов, объясните особенности их применения.
4. Как переименовать столбец таблицы, являющейся результатом запроса?
Лабораторная работа 5
СОЗДАНИЕ ФОРМ
Цель работы – приобрести практические навыки по созданию форм для ввода, редактирования и просмотра данных.
Краткие сведения по среде разработки
Форма – это интерфейсная оболочка для просмотра и редактирования данных из базы данных.
Через формы осуществляется добавление, изменение, удаление данных в таблицах, а также просмотр результатов выполнения запросов.
Для создания форм в Access используются:
Мастер форм. С помощью Мастера можно создавать формы как на основе одной таблицы (запроса), так и на основе нескольких таблиц (запросов).
Конструктор форм. Конструктор используется для разработки структуры формы, изменения ее внешнего вида и содержания.
Форма в окне Конструктора состоит из следующих основных разделов: заголовок формы, область данных и примечание формы.
Область данных – основная часть формы, содержащая данные, полученные из источника (таблицы или запроса).
Заголовок формы определяет верхнюю часть формы, а примечание – нижнюю часть формы. В этих разделах можно размещать различные элементы управления: надписи, кнопки, переключатели и др.
С помощью элементов управления осуществляется доступ к данным, различные виды элементов размещены на панели элементов. Все элементы формы в режиме Конструктора представлены в качестве объектов. После того, как объект выбран, он окружается рамкой с черными квадратиками. Квадратики служат для изменения размеров объекта. Каждый объект снабжен контекстным меню.
Обязательным в форме является только раздел области данных. Для добавления или удаления разделов формы используются пункты меню Вид.
В качестве фона формы можно использовать однотонные цвета или растровые рисунки, хранящиеся в графических файлах формата *.WMF или *.BMP.
В Access можно строить составные формы, позволяющие просматривать данные одновременно из нескольких связанных или несвязанных между собой таблиц. Если форма создается на основе связанных таблиц, то при переходе по записям одной таблицы будут появляться соответствующие записи другой таблицы. Если форма создается на основе несвязанных таблиц, то записи одной таблицы просматриваются независимо от другой.
Чтобы создать составную форму на основе связанных таблиц, необходимо предварительно создать две простые: одну (главную) для просмотра данных из родительской таблицы и вторую (подчиненную) для просмотра данных из дочерней таблицы. А затем объединить их в одну. Чтобы объединение стало возможным, у главной и подчиненной форм должны быть общие поля, по которым между ними будет осуществляться связь. Так, например, две простые формы Читатели и Паспорта могут быть объединены в составную, так как они имеют общее поле Номер билета.
Задание
1. С помощью Мастера форм создать простые формы для ввода и редактирования данных из таблиц: раздел, тема, книга, читатель, журнал.
2. Создать составные формы, позволяющие просматривать данные одновременно из таблиц:
· раздел и тема;
· научная литература и художественная литература.
Последовательность выполнения работы
Задание 1. Создание простых форм
Откройте учебную базу данных «Борей» (C:\Program Files\Microsoft Office\Office\Samples\Борей.mdb). В окне База данных перейдите на вкладку Формы. Откройте некоторые формы, чтобы получить представление о структуре и дизайне форм.
Закройте базу данных «Борей».
Создайте форму для таблицы Тема базы данных Библиотека. Для этого на вкладке Формы двойным щелчком выберите Создание формы с помощью мастера.
На первом шаге Мастера из раскрывающегося списка Таблицы и запросы выберите источник данных для создаваемой формы – таблицу Тема.
Нажатием кнопки с пиктограммой двойной стрелки переместите все поля таблицы Тема из списка Доступные поля в список Выбранные поля.
Нажмите кнопку Далее.
На втором шаге Мастера Access предлагает выбрать внешний вид формы. Просмотрите предлагаемые варианты, остановитесь на одном из них (рекомендуется выбрать В один столбец) и нажмите кнопку Далее.
На третьем шаге Мастера выбирается стиль оформления для создаваемой формы. Просмотрите предлагаемые варианты, остановитесь на одном из них и нажмите кнопку Далее.
На четвертом шаге Мастера в текстовом поле укажите название формы: Каталог тем. Нажмите кнопку Готово.
Созданная форма загрузится в режиме просмотра данных.
Изучите механизм перемещения по записям формы с помощью кнопок навигации, расположенных внизу окна формы. Данные кнопки позволяют перемещаться на первую (последнюю) запись в таблице, на одну запись вперед (назад). С помощью кнопки со звездочкой создайте новую запись:
Код темы | Код раздела | Название темы |
5 | 1 | Экономика |
Измените внешний вид формы Каталог тем: выровняйте по центру заголовки столбцов, поменяйте их цвет и размер. Для этого переключитесь в режим Конструктора с помощью кнопки Вид, расположенной на панели инструментов. Чтобы выделить все названия полей, удерживайте нажатой клавишу Shift и щелкайте по названиям. С помощью кнопок панели инструментов выберите выравнивание по центру, 10-й размер и красный цвет для шрифта.
Переключитесь в режим просмотра с помощью кнопки Вид, расположенной на панели инструментов.
Отключите в форме полосы прокрутки, область выделения и оптимизируйте размер окна формы. Для этого снова вернитесь в режим Конструктора. Щелкните правой кнопкой мыши на серой области под Примечанием формы и в контекстном меню выберите команду Свойства, чтобы вызвать окно свойств формы.
В диалоговом окне на закладке Макет, в строке Полосы прокрутки из раскрывающегося списка выберите Отсутствуют, в строке Область выделения выберите Нет, а в строке Автоматический размер выберите Нет. Закройте окно свойств.
Мышкой переместите границы окна формы так, чтобы получить более компактный размер.
Переключитесь в режим просмотра с помощью кнопки Вид.
Сохраните и закройте форму Каталог тем.
Откройте таблицу Тема, чтобы убедиться, что введенные в форму данные автоматически добавлены в таблицу. Закройте таблицу.
Аналогичным образом создайте и отредактируйте простые формы для остальных таблиц:
Имя таблицы | Имя формы |
Раздел | Разделы |
Книга | Каталог книг |
Читатель | Читатели |
Журнал | Движение книг |
Откройте в режиме Конструктора форму Разделы.
Поля таблицы Раздел должны использоваться только для отображения. Поэтому необходимо защитить их от непроизвольных изменений при работе с формой. Для защиты поля Название раздела щелкните правой кнопкой мыши на данном поле в Области данных и в контекстном меню выберите команду Свойства. В окне свойств на закладке Данные в строке Блокировка выберите Да. После установки данного свойства поле доступно только для чтения.
Переключитесь в режим просмотра данных и попробуйте изменить значения поля Название раздела, чтобы убедиться, что поле действительно заблокировано.
Аналогичным образом защитите от изменений поле Код раздела.
Сохраните и закройте форму.
Откройте в режиме конструктора форму Каталог книг.
Организуйте ввод данных в поле Год издания с помощью группы переключателей. Для этого из Области данных удалите поле Год издания. На панели элементов выберите кнопку Мастера, а затем кнопку Группа переключателей и щелкните на свободном месте в Области данных.
На первом шаге мастера заполните столбец Подписи следующими значениями: 2000 год, 2001 год, 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год.
На втором шаге мастера задайте переключатель, используемый по умолчанию, например, 2000 год.
На третьем шаге мастера в столбце Значения напротив каждой Подписи соответственно укажите: 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005.
На четвертом шаге мастера включите опцию Сохранить значение в поле и из раскрывающегося списка выберите Год издания.
На пятом шаге мастера выберите тип элементов управления и оформление группы.
На пятом шаге мастера укажите подпись Год издания для группы переключателей и нажмите кнопку Готово.
Переключитесь в режим просмотра, чтобы проверить работу созданных переключателей.
Сохраните и закройте форму.
Откройте в режиме Конструктора форму Читатели.
Отключите в форме стандартные кнопки навигации и создайте свои кнопки для перехода на предыдущую и последующую запись, для добавления и удаления записей.
Для этого щелкните правой кнопкой мыши на серой области под Примечанием формы, чтобы вызвать окно свойств формы.
На закладке Макет, в строке Кнопки перехода из списка выберите Нет.
Освободите немного места в области Заголовка формы переместив границу Области данных вниз.
На панели элементов выберите кнопку Кнопка и щелкните на свободном месте в области Заголовка формы.
На первом шаге мастера в списке Категории выберите Переходы по записям, а в списке Действия – Следующая запись.
На втором шаге мастера выберите в списке любой из предлагаемых рисунков и нажмите кнопку Готово.
Правой клавишей мыши вызовите окно свойств созданной кнопки. На закладке Другие в строке Всплывающая подсказка укажите На следующую запись.
Переключитесь в режим просмотра данных, чтобы проверить появление всплывающей подсказки и работу кнопки.
Аналогичным образом создайте кнопку для перехода на предыдущую запись.
Создавая кнопку, служащую для добавления записи, на первом шаге мастера в списке Категории выберите Обработка записей, а в списке Действия – Добавление записи.
Создавая кнопку, служащую для удаления записи, на первом шаге мастера в списке Категории выберите Обработка записей, а в списке Действия – Удаление записи.
Проверьте работу кнопок, сохраните и закройте форму.
Откройте в режиме конструктора форму Движение книг.
Разместите в форме элемент управления Календарь, чтобы автоматизировать ввод даты в поле Дата выдачи. Для этого освободите немного места в области Заголовка формы переместив границу Области данных вниз.
На панели элементов нажмите кнопку Другие элементы, почти в самом конце списка выберите Элемент управления Календарь и щелкните на свободном месте в области Заголовка формы.
Правой клавишей мыши вызовите окно свойств данного элемента. На закладке Данные в строке Данные из списка выберите поле Дата выдачи.
Переключитесь в режим просмотра данных. Выберите нужную дату в календаре и щелкните в поле Дата выдачи, чтобы ввести в него данные.
Рядом с календарем создайте кнопку, которая будет выводить на экран сведения о читателях. Для этого вернитесь в режим Конструктора.
На панели элементов выберите кнопку Кнопка и щелкните на свободном месте в области Заголовка формы.
На первом шаге мастера в списке Категории выберите Работа с формой, а в списке Действия – Открыть форму.
На втором шаге мастера выберите форму Читатели.
На третьем шаге мастера оставьте переключатель в положении Открыть форму и показать все записи.
На четвертом шаге мастера в поле Текст укажите Сведения о читателях и нажмите кнопку Готово.
Проверьте работу кнопки, сохраните и закройте форму.
Задание 2. Создание составных форм
Создайте составную форму, позволяющую просматривать данные одновременно из таблиц Раздел и Тема. Для этого откройте форму Разделы в режиме Конструктора.
Освободите немного места в Области данных переместив границу Примечания формы вниз.
Разместите окно формы так, чтобы видеть содержимое закладки Формы окна База данных.
Перетащите форму Каталог тем из окна База данных на свободное место в Области данных.
Если при переходе в режим просмотра данных на экране появляется окно сообщения, значит, стили оформления объединяемых форм не совпали, но это не ошибка, нажмите кнопку ОК.
Проверьте, будут ли при переходе по записям таблицы Раздел, появляться соответствующие записи таблицы Тема.
Сохраните и закройте созданную составную форму.
Создайте составную форму, позволяющую просматривать данные из таблиц Научная литература и Художественная литература. Для этого в окне База данных на вкладке Формы выберите Создание формы в режиме конструктора. Загрузится окно Конструктора.
Выберите на панели элементов кнопку Набор вкладок и щелкните в левом верхнем углу Области данных создаваемой формы. В форму будет внедрен набор вкладок. Вызовите окно свойств первой вкладки и на закладке Макет в строке Подпись введите Научная литература, в окне свойств второй вкладки в строке Подпись введите Художественная литература. На корешках вкладок будут прописаны их названия.
Переключитесь на первую на вкладку.
Разместите окно формы так, чтобы видеть содержимое закладки Таблицы окна База данных.
Перетащите таблицу Научная литература из окна База данных на первую вкладку создаваемой формы. В окне Мастер подчиненных форм нажмите кнопку Готово.
Переключитесь на вторую вкладку и аналогичным образом разместите на ней таблицу Художественная литература.
Переключитесь в режим просмотра данных и убедитесь, что созданная форма позволяет просматривать содержимое одной из внедренных таблиц независисимо от другой. Отформатируйте созданную форму: удалите лишние надписи на вкладках, отключите полосы прокрутки, область выделения и кнопки перехода, отрегулируйте размер формы.
Сохраните и закройте форму.
Внимание! Чтобы защитить выполненную работу на «отлично», необходимо самостоятельно создать составную форму, позволяющую просматривать данные одновременно из таблиц Читатель иПаспорт. Организуйте ввод данных в поле Номер серии с помощью группы переключателей или раскрывающегося списка. Отключите в форме полосы прокрутки, область выделения и оптимизируйте размер окна.
Контрольные вопросы
1. Из каких разделов состоит структура формы?
2. Перечислите элементы управления и свойства объектов, которые были использованы в ходе работы.
3. Что такое составная форма?
4. Объясните технологию создания составных форм.
Лабораторная работа 6
СОЗДАНИЕ ОТЧЕТОВ
Цель работы – приобрести практические навыки разработки различных типов отчетов.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.