Лабораторный практикум для экономических специальностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мурманск

2006


УДК

ББК    

К

 

Составители – Товстоган А.В., ст. преподаватель, Ашутова Т.В., ст. преподаватель, Качала Н.М., доцент кафедры информационных систем Мурманского государственного технического университета

Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой «_10_» _февраля_ 2006_ года, протокол № _5_

Рецензенты: к.т.н., профессор кафедры ИС Качала В.В., к.т.н., доцент кафедры Информатики и ОТД МГПУ Кириченко А.Э.

 

© Оригинал макета подготовлен авторами

© Мурманский государственный технический университет, 2006




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 4

Лабораторная работа 1. СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ. СОЗДАНИЕ СХЕМЫ БАЗЫ ДАННЫХ........................................................................................................ 5

Лабораторная работа 2. СОЗДАНИЕ РАСКРЫВАЮЩИХСЯ СПИСКОВ В ТАБЛИЦАХ. ВВОД ДАННЫХ.................................................................... 13

Лабораторная работа 3. СОРТИРОВКА, ПОИСК И ФИЛЬТРАЦИЯ ДАННЫХ...................................................................................................... 19

Лабораторная работа 4. СОЗДАНИЕ ЗАПРОСОВ......................... 22

Лабораторная работа 5. СОЗДАНИЕ ФОРМ.................................. 33

Лабораторная работа 6. СОЗДАНИЕ ОТЧЕТОВ............................ 41

Лабораторная работа 7. СОЗДАНИЕ МОДУЛЕЙ И МАКРОСОВ 46

Лабораторная работа 8. РАЗРАБОТКА ИНТЕРФЕЙСА ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................................................ 51

Требования к расчетно-графическому заданию............... 56

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..57

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………….……….65

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………….…………….…68

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В наше время объем информации, накапливаемой человечеством, ежегодно увеличивается в два раза. Растет и ритм жизни. Организации и фирмы сталкиваются с необходимостью обработки больших объемов данных в более сжатые сроки, чем когда-либо ранее.

 Поэтому актуальность проблемы компьютерной поддержки процесса обработки информации несомненна. Информационные системы и технологии служат средством повышения производительности и эффективности работы людей. Ядром любой информационной системы является база данных (БД).

База данных – совокупность специальным образом организованных, логически связанных данных, предназначенных для обеспечения информационных потребностей организации.

Система управления базами данных (СУБД) – это сложный программный комплекс, предназначенный для выполнения всей совокупности операций, связанных с созданием и эксплуатацией БД информационной системы.

Цель предлагаемого пособия – практическое освоение возможностей реляционных СУБД на примере СУБД Microsoft Access. В первой части пособия излагаются краткие теоретические сведения по среде разработки БД, предложены задания для самостоятельной работы, даны рекомендации по их выполнению и контрольные вопросы для защиты выполненной работы. На лабораторных работах студенты проектируют базу данных по предметной области «Библиотека», описание которой приведено в прил.3. Во второй части пособия изложены требования к выполнению расчетно-графического задания.




Лабораторная работа 1

СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ. СОЗДАНИЕ СХЕМЫ БАЗЫ ДАННЫХ

Цель работы – приобретение навыков по созданию таблиц базы данных и схемы, связывающей таблицы между собой.    

 

Краткие теоретические сведения

 

База данных в Access представляет собой единый объект, который включает в себя такие составляющие, как таблицы, отчеты, запросы, формы и т.д., и позволяет хранить их в едином дисковом файле с расширением .mdb.

Основным структурным компонентом БД является таблица. Каждому полю (столбцу) таблицы присваивается уникальное имя, которое может содержать до 64-х символов (буквы и цифры), включая пробелы.

Данные в столбце таблицы должны быть одного типа. СУБД Miсrosoft Access  поддерживает девять типов данных (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Типы данных СУБД Miсrosoft Access

Тип данных Использование Размер
Текстовый Текст или числа, не требующие проведения расчетов, например номера телефонов. До 255 символов
Memo Очень длинный текст (предложения, абзацы, тексты) или комбинация текста и чисел. До 65 535 символов
Числовой Числовые данные, используемые для проведения расчетов. 1,2,4,8 и 16 байтов
Дата/Время Даты и время, относящиеся к годам с 100 по 9999. 8 байтов
Денежный Данные о денежных суммах, хранящиеся с 4 знаками после запятой 8 байтов
Счетчик Уникальное число, генерируемое Access при создании каждой новой записи 4 байта
Логический Логические данные: одно из двух возможных значений: Да/Нет, True/False или Вкл/Выкл. 1 бит
Объект OLE Диаграммы, рисунки и другие объекты из приложений Windows До 1 Гигабайта
Гиперссылка Адреса гиперссылок До 2048 символов

   

Для каждого поля (столбца) определяются свойства (перечень свойств зависит от выбранного типа данных):

Размер поля задает максимальный размер данных, для хранения которых предназначено данное поле. Для текстовых данных размер поля определяется количеством символов, которые будут вводиться в поле. Предельное значение – 255 символов. Для числовых данных размер поля может быть следующим:

байт – целые числа от 0 до 255, занимает при хранении 1 байт;

целое – целые числа от -32 768 до 32 767, занимает 2 байта;

длинное целое – целые числа от -2 147 483 648 до 2 147 483 647, занимает 4 байта и др.

Формат поля задает способ отображения содержимого поля.

Подпись задает заголовок столбца, отличный от имени соответствующего поля. Это полезно в ситуациях, когда удобнее иметь заголовок столбца более длинный или более понятный, чем используемое имя поля.

Маска ввода задает формат, позволяющий автоматизировать проверку вводимых символов и облегчить процесс ввода данных. Маска ввода состоит из постоянных символов (таких как скобки, точки или дефисы) и специальных символов, указывающих, в какие позиции, в каком количестве и какого типа данные могут быть введены. Символы, используемые для задания маски ввода приведены в таблице 1.2.

Значение по умолчанию задает значение, присваиваемое автоматически в качестве значения поля.

Условие на значение определяет условие (ограничение), накладываемое на вводимые в поле данные.

Сообщение об ошибке определяет то сообщение, которое будет выводиться, если при вводе данных не соблюдается условие, указанное в свойстве Условие на значение.

Обязательное полесвойство, указывающее требует ли поле обязательного ввода значения. Если это свойство имеет значение "Да", то при вводе новой записи необходимо ввести значение в это поле. Пустые (Null) значения в этом поле не допускаются.

Индексированное поле определяет, является ли данное поле индексированным и если является, то в каком режиме. Если поле индексированное, то средствами СУБД в системе будет создан упорядоченный список содержимого данного поля, что обеспечивает более быстрый доступ к данным. Свойство Индексированное поле может иметь следующие значения: Нет (значение по умолчанию) – индекс не создается; Да (Допускаются совпадения) – в индексе допускаются повторяющиеся значения; Да (Совпадения не допускаются) – повторяющиеся значения в индексе не допускаются.

Таблица 1.2

Символы, часто используемые для задания маски ввода

 

Символ маски Назначение
0 Цифра от 0 до 9 ( ввод обязателен; символы плюс [+] и минус [-] не допускаются)
9 Цифра или пробел (ввод не обязателен; символы плюс и минус не допускаются)
# Цифра или пробел, знаки плюс или минус (ввод не обязателен)
L Буква (от A до Z или от А до Я, ввод обязателен)
? Буква (от A до Z или от А до Я, ввод не обязателен)
A Буква или цифра (ввод обязателен)
a Буква или цифра (ввод необязателен)
& Любой символ или пробел (ввод обязателен)
C Любой символ или пробел (ввод необязателен)
< Указывает перевод всех следующих символов на нижний регистр
> Указывает перевод всех следующих символов на верхний регистр

В каждой таблице должен быть первичный ключ ( PK) – один или несколько столбцов, значения которых уникально идентифицируют строки. Например, в таблице Читатель, содержащей сведения о читателях библиотеки (номер билета, Ф.И.О., домашний адрес, место учебы и т.д.), первичным ключом служит столбец Номер читательского билета, поскольку, содержит неповторяющиеся значения. Зная номер билета читателя, можно в любой момент времени найти строку, содержащую информацию о его личных данных.

Внешний ключ ( FK) – один или несколько столбцов, значения которых составляют одновременно значение первичного ключа другой таблицы. Внешний ключ позволяет создать связь между двумя таблицами. Например, в таблице Журнал, содержащей сведения о выдаче и возврате книг, одним из внешних ключей служит столбец Номер читательского билета.

База данных, как правило, состоит из нескольких таблиц. СУБД Access поддерживает два типа связей между таблицами: «один-к-одному» и «один-ко-многим».

Отношение «один-к-одному» означает, что каждой записи одной таблицы может соответствовать ноль записей или только одна запись другой таблицы.

Отношение «один-ко-многим» означает, что каждой записи одной таблицы может соответствовать ноль, одна или несколько записей другой таблицы, но в тоже время любая запись второй таблицы связана только с одной записью первой таблицы.

Линия связи создается между первичным ключом родительской таблицы и внешним ключом дочерней таблицы. Тип данных и размер этих ключей должны совпадать. Связь типа «один-к-одному» определяется в том случае, если внешний ключ обладает свойством «Индексированное поле. Совпадения не допускаются».

 

Задание

1.   Создать в среде Miсrosoft Access в режиме Конструктора таблицы предметной области «Библиотека»: раздел, тема, книга, читатель, журнал.

2. Создать схему базы данных.

 

Последовательность выполнения работы

 

Задание 1. Создание таблиц базы данных. Подготовительный этап

Запустите Microsoft Access.

 В диалоговом окне, в группе Создание базы данных, поставьте переключатель в положение Новая база данных и нажмите кнопку ОК.

 В появившемся окне Файл новой базы данных укажите папку X:/ и имя файла Библиотека, и нажмите кнопку Создать.

 

 Создание таблицы «Раздел»

 В диалоговом окне База данных на вкладке Таблицы двойным щелчком выберите Создание таблицы в режиме Конструктора.

В окне Конструктора таблицы в столбце Имя поля введите названия столбцов для таблицы Раздел: код раздела и ниже название раздела. В столбце Тип данных из раскрывающегося списка для поля код раздела выберите числовой, а для поля название разделатекстовый

Укажите в таблице первичный ключ. Для этого переведите курсор в поле код раздела и на панели инструментов выберите пиктограмму Ключа.

В нижней части окна Конструктора, в области «Свойства поля» в строке «Индексированное поле», появится значение «Да (Совпадения не допускаются)».

Сохраните созданную структуру таблицы, для этого на панели инструментов выберите кнопку с пиктограммой дискеты. В диалоговом окне Сохранение введите имя таблицы: Раздел.

Закройте созданную таблицу.

 

Создание таблицы «Тема»

Снова в диалоговом окне База данных на вкладке Таблицы двойным щелчком выберите Создание таблицы в режиме Конструктора, чтобы создать структуру таблицы Тема.

Введите названия столбцов для таблицы Тема: код темы, код раздела, название темы. Выберите типы данных: для поля код темычисловой, для поля код раздела числовой, для поля название темытекстовый.

Укажите в таблице первичный ключ. Для этого переведите курсор в поле код темы и на панели инструментов выберите пиктограмму Ключа.

Сохраните созданную таблицу под название Тема и закройте ее.

 

Создание таблицы «Книга»

С помощью Конструктора создайте таблицу Книга, содержащую следующие поля:

Имя поля Тип данных
Номер книги Числовой
Код раздела Числовой
Код темы Числовой
Автор Текстовый
Название Текстовый
Издательство Текстовый
Год издания Числовой
Количество экземпляров Числовой
Цена Денежный

 

Укажите в таблице первичный ключ – Номер книги.

Сохраните и закройте таблицу Книга.

 

Создание таблицы «Читатель»

 

С помощью Конструктора создайте таблицу Читатель, содержащую следующие поля:

Имя поля Тип данных
Номер билета Счетчик
Фамилия Текстовый
Имя Текстовый
Отчество Текстовый
Дата рождения Дата/Время
Адрес Текстовый
Домашний телефон Текстовый
Место учебы Текстовый

 

Укажите в таблице первичный ключ – Номер билета.

Переведите курсор в поле Имя и в нижней части окна Конструктора, в области «Свойства поля», в строке «Размер» укажите 20.

Переведите курсор в поле Адрес и в области «Свойства поля», в строке «Подпись» введите Домашний адрес.

Переведите курсор в поле Домашний телефон и в области «Свойства поля», в строке «Маска ввода» введите ##-##-##.

Переведите курсор в поле Фамилия и в области «Свойства поля», в строке «Маска ввода» введите >?<??????????????.

Переведите курсор в поле Место учебы и в области «Свойства поля», в строке «Значение по умолчанию» введите МГТУ.

Сохраните и закройте таблицу Читатель.

 

Создание таблицы «Журнал»

 

С помощью Конструктора создайте таблицу Журнал, содержащую следующие поля:

Имя поля Тип данных
Номер строки Числовой
Номер билета Числовой
Код раздела Числовой
Код темы Числовой
Номер книги Числовой
Дата выдачи Дата/Время
Дата возврата план Дата/Время
Дата возврата факт Дата/Время
Залог (да/нет) Логический

 

Укажите в таблице первичный ключ – Номер строки.

Переведите курсор в поле Залог и в области «Свойства поля», в строке «Формат» из раскрывающегося списка выберите Включено/Выключено.

Переведите курсор в поле Дата выдачи и в области «Свойства поля», в строке «Условие на значение» введите >=#01.01.00#, а в строке «Сообщение об ошибке» введите Дата введена неверно! Библиотека открылась 1января 2000

Сохраните и закройте таблицу Журнал.

 

Задание 2. Создание схемы базы данных

 

Выберите команду Сервис/Схема данных.

В диалоговом окне Добавление таблицы выберите из списка первую таблицу и нажмите кнопку Добавить, затем выберите следующую таблицу и снова нажмите кнопку Добавить. Таким образом последовательно выберите все таблицы и закройте диалоговое окно.

В окне Схема данных установите курсор на заголовке таблицы Тема и переместите ее под таблицу Раздел, аналогичным образом переместите таблицу Книга под таблицу Тема, а таблицу Журнал под таблицу Книга.

Установите курсор на поле Код раздела в таблице Раздел, удерживая нажатой клавишу мыши, переместите и наложите его сверху на поле Код раздела в таблице Тема. Отпустите клавишу мыши.

На экране появится диалоговое окно Изменение связей. Включите опцию Обеспечение целостности данных, при этом для Вас станут доступными две дополнительные опции:

каскадное обновление связанных полейэто автоматическое обновление значений внешнего ключа в дочерней таблице (поля Код раздела в таблице Тема), при изменении значения первичного ключа в родительской таблице (поля Код раздела в таблице Раздел).

каскадное удаление связанных записей – это автоматическое удаление дочерних строк (строк в таблице Тема) при удалении родительской строки (строки в таблице Раздел).

Включите эти дополнительные опции, щелкните по кнопке ОК. В окне Схема данных связь будет показана графически.

Установите курсор на поле Код темы в таблице Тема, удерживая нажатой клавишу мыши, переместите и наложите его сверху на поле Код темы в таблице Книга, чтобы создать связь между таблицами Тема и Книга. В диалоговом окне включите опции обеспечения целостности данных и нажмите кнопку Создать.

Установите курсор на поле Номер книги в таблице Книга, удерживая нажатой клавишу мыши, переместите и наложите его сверху на поле Номер книги в таблице Журнал, чтобы создать связь между таблицами Книга и Журнал. В диалоговом окне включите опции обеспечения целостности данных и нажмите кнопку ОК.

Установите курсор на поле Номер билета в таблице Читатель, удерживая нажатой клавишу мыши, переместите и наложите его сверху на поле Номер билета в таблице Журнал, чтобы создать связь между таблицами Читатель и Журнал. В диалоговом окне включите опции обеспечения целостности данных и нажмите кнопку ОК.

Разместите таблицы так, чтобы были видны все линии связей между ними.

Сохраните созданную схему базы данных и закройте окно Схема данных.

Внимание! Чтобы защитить выполненную работу на «отлично», необходимо самостоятельно создать таблицу Паспорт для хранения паспортных данных читателей и включить ее в схему данных. Определяя тип связи, помните, что у читателя может быть только один паспорт.

Контрольные вопросы

1. Перечислите типы данных, поддерживаемые СУБД Access.

2. Объясните назначение свойств: Размер, Условие на значение, Сообщение об ошибке.

3. Какие типы связей между таблицами поддерживает СУБД Access?

4. Каким требованиям должны отвечать ключевые поля таблиц, чтобы между ними можно было создать связь?

 

Лабораторная работа 2

СОЗДАНИЕ РАСКРЫВАЮЩИХСЯ СПИСКОВ В ТАБЛИЦАХ. ВВОД ДАННЫХ

Цель работы – приобретение навыков по созданию раскрывающихся списков в полях таблиц методом подстановки.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 245.