Составьте развёрнутый план:
Введение
II. Основная часть
1)
2)
Заключение
III. Приложение
Шаг 5-й
Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников. Проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщённые выводы. Приступайте к написанию черновика. Удобно, когда он пишется на больших листах с одной стороны. Оставляйте «поля» для пометок. «Сноски» помещайте на отдельном листе. Черновик просматривается руководителем несколько раз.
НЕ забудьте, что
Вводная часть - это визитная карточка реферата! Она включает в себя обоснование выбора темы: Её актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем. Новые, современные подходы к решению проблемы. Наличие противоречивых точек зрения на проблему и желание в них разобраться. Личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме. Цель исследования и задачи. Хронологические рамки. Библиографию. Практическое применение.
Шаг 6-й
Пишем основную часть. Эта часть содержит суть проблемы или изложения объективных исторических сведений по теме реферата, критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки.
Существуют 4 «золотых» правила!
1. Закон «Мостика». Части реферата начинаются со вступления, которое связывает их, показывает логику работы. «Мостик»- ведёт читателя по работе, это начало каждого пункта.
2. Закон вывода. Каждая часть заканчивается выводом, обобщением. «Мостик» начинает, а вывод завершает пункт. Пишите вывод, а смотрите на начало - «мостик».
3. Закон сноски. Если берёте часть статьи или книги (1-2 абзаца), не изменяя их, то оформляете кавычками и помещаете в текст. – Это называется сноска. Сноска. Получает номер и помещается на специальном месте или внизу каждой страницы. Слово тоже может стать сноской.
Внутри страничный вариант оформления сносок: после приведённой цитаты в тексте указывается номер источника по общему библиографическому списку, который находиться на специальном листе вашей работы.
Сноски в тексте оформляются так: в тексте работы после приведённой цитаты ставится порядковый номер. В нижней части страницы (под основным текстом) под соответствующим номером сноски указывается выходные данные источника. Например:*
__________________________________
* О полиции: ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ // СЗ РФ. – 2011.
Специальный лист сноски оформляется так: Ф. И. О. автора. Название книги. Место издания: Издательство, год издания, страница. Например:
Букин, М.С. Мобильник: друг и защитник или угроза свободе и кошельку. СПб, 2005. С. 35.
4. Закон ссылки - Пишите пункт работы и ссылайтесь на авторов. Берёте текст, излагаете его своими словами и ссылаетесь на автора. Например:
Карамзин пишет, что …
Соловьёв в своём труде отмечает это, как …
Автор выделяет …
Не присваивайте себе чужие мысли! В каждом пункте должна быть ссылка.
Шаг 7-й: Заключение
Оно отвечает на вопрос: достигнута ли цель? Здесь должны содержаться основные выводы, результаты, перспективы продолжения работы над темой.
Приложение – это Список литературы, словарь, схемы, таблицы.
Помните! Системность, тщательность, аккуратность, исполнительность и чёткий временный режим – всё это необходимо каждому пишущему реферат!
Совет: Завести легкую, удобную папку. Писать на больших листах (формат А-4). Оставлять поля. Писать с одной стороны. Давать проверять как можно чаще. Вкладывать чистый лист. Просите консультацию, если что-то не понятно. Без всех этих правил, работа не получится!
Шаг 8-й
Печатаем, оформляем, переплетаем работу. Не забудьте: сделать 2 экземпляра работы. Один храниться в кабинете, второй - у вас. Получить отзыв на свой труд.
В отзыве отмечается:
Содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов. Умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая её. Умение выявлять несовпадение в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку. Присутствие личностной позиции автора реферата, самостоятельности, оригинальность, обоснованность его суждений. Умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность изложения, индивидуальность стиля автора. Правильное оформление работы. Сопроводительные материалы (словарь, схемы, таблицы).
Шаг 9-й: Защита реферата
На экзамене комиссия знакомиться с рецензией на представленную работу и выставляет оценку после защиты реферата.
Модели защиты реферата
1. «Классическая» Устное выступление студента сосредоточено на вопросах: тема исследования и её актуальность; круг использованных источников и основные научные подходы к проблеме; новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение новой версии, новые подходы к решению проблемы и т. д.); основные выводы по содержанию реферата.
2. «Индивидуальная» Раскрываются личностные аспекты работы над рефератом:обоснование выборы темы; реферата; способы работы над рефератом; оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты; личная значимость проделанной работы; перспективы продолжения исследования.
3. «Творческая» Предполагает: оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментариям; демонстрация видеозаписей, презентаций, подготовленных в процессе реферирования; яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.
К указанным выше критериям оценки реферата на его защите добавляется:
умение чётко, но по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения, умение ясно выражать свои мысли в устной форме.
Ваша работа будет соответствовать всем требованиям, если грамотно и умело использовать специальные слова и выражения.
Клише в реферате
Клише - это выражение, механически воспроизводимое в типичных речевых контекстах и ситуациях. Шаблонная фраза, выражение. Ходячее, избитое выражение.
У реферата свой язык. Умело употребляйте специальные слова: актуальность, задачи, историография, приложение и т. д.
А также и клише: «приступая к исследованию… Подводя итоги… Завершая эту часть…» и т. д.
Клише во введении. Об актуальности: «Актуальность моего реферата заключается… Актуальность моего исследования определяется… Современность исследования данной темы. Тема моей работы очень важна, так как… Говоря об актуальности, следует отметить… Я взял данную тему, потому что…»
О цели: «Целью моего исследования. В своей работе я хочу добиться следующей цели…Я хочу ответить на следующий вопрос…»
О задачах: «Я поставил перед собой следующею задачу. Задачами моего реферата стали. Чтобы достичь своей цели, я должен…»
О хронологических рамках: «Хронологические рамки моей работы… Я изучаю период с … по …, потому…»
Клише в библиографии: «Я написал свою работу, благодаря следующим авторам… Данную проблему исследовали…Историография по данной теме очень…
Клише о практическом применении: «Моя работа может пригодиться… Моя работа может быть полезна…»
Клише в основной части: «Приступаю к написанию основной части…, Начинаю своё исследование…, Перехожу к следующей части…, В этом пункте я…»
Ссылки: «Авторы считают, что…, Ключевский убеждён, что…, У Солженицына я прочитал, что…, Мои авторы согласны…, В книге Петрова отмечается, что…»
Сноски: «Авторы пишут так: ”….”* Сидоров отмечает: ” …. ”** В энциклопедии мы читаем” ….”***
Клише для выводов и заключения: «Завершая эту часть… Итак, я доказал… Подводим итоги… Я ответил на вопрос…
Все вышесказанное позволит вам сделать свою работу более чёткой, ясной и завершённой.
Безусловно, среди всех форм обучения реферирование - одна из самых ответственных и трудоёмких. Но в результате вам предоставляется реальная возможность самовоспитания. Реферирование даёт вам такую возможность, неизбежно ставит в ситуацию выбора, предполагая ответственность за сделанный выбор, позволяет создавать себя, как самостоятельное социально-активную личность.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 237.