Лекция - форма учебных занятий, в которой даётся глубокое, целостное, логически стройное изложение основного фактологического и теоретического материала темы, преимущественно в монологической форме.
Цель лекции - развить умение слушать, анализировать, выделять главное, конспектировать.
Вот основные правила, выполнение, которых позволит вам успешно осваивать учебный материал.
1. Запишите план лекции. Если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции. Фиксируйте их в виде краткого плана на полях слева.
2. В правой части конспекта пишите самое важное короткими, точными фразами своими словами. Не старайтесь записывать каждое слово лектора, так как при этом можно пропустить главное, потерять нить рассуждений.
3.Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана.
4. Не пишите на черновиках – это пустая трата времени. Оставляйте при записи лекции поля. Если что-то не успели записать, не переспрашивайте соседа, не просите преподавателя повторить. Оставьте свободное место или незаконченную фразу, которую допишите потом.
5. В тот же день, пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочитайте конспект, внесите в него необходимые поправки, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.
6.Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта и рекомендованной литературы.
Разновидностью конспекта может быть запись материала с помощью условных знаков и рисунков (пиктограмм); схем, разворачивающих в графических образах основные положения темы.
У опорного конспекта - схемы есть свои «плюсы»: быстрота записей, игровые элементы, наглядность и компактность «образа» лекционной темы.
4. Устная речь на уроках
Каким должен быть развернутый устный ответ
1. Ответ должен строго соответствовать тому вопросу, который поставлен преподавателем.
2. Развернутый ответ состоит из вступления, основной части и заключения, выводов.
Вступление может раскрывать причины рассматриваемого события или явления (например, вопрос: «Конституция РФ – основной закон государства», вступление – определение конституции; во вступлении можно кратко сообщить предысторию вопроса (классификация Конституций); во вступлении можно дать краткую характеристику Конституции РФ.
3. Ответ должен быть последовательным, связным.
4. Ответ должен быть обоснованным, строиться по принципу: тезис – аргументы - выводы.
5. В ответе должны быть изложены все основные вопросы содержания темы и приведены все основные факты. Следует пользоваться терминами, понятиями, уметь раскрывать их значение.
6. При необходимости ответ сопровождается обращением к тексту Конституции РФ.
8. Ваша речь должна быть литературной, грамотной, точной.
Как доказывать свои суждения
Доказательство - последовательное обоснование мыслей, идей, теорий.
Возможны следующие доказательства:
а) при помощи научно установленных, не вызывающих сомнение фактов;
б) при помощи логически выстроенных аргументов. Аргументы и факты должны относиться к сущности раскрываемого вопроса.
Научно обоснованными считаются те факты, которые взяты из достоверных источников, и, по возможности, подтверждаются другими свидетельствами.
Логические аргументы (суждения, доводы) должны объяснять, почему приводимые факты подтверждают выдвинутый тезис.
Доказательство более обосновано, когда во внимание принимаются различные стороны процессов и явлений: экономических, политических, социальных и т. д.
Структура доказательства
что требуется
---
Аргументы
---
в силу каких
доказать
доказательств
ваш тезис верен
Проверьте свои рассуждения, попробуйте привести контраргументы, опровергающие ваш тезис, и если сможете это сделать, значит, ваша система доказательств не верна.
Как вести дискуссию
Дискуссия – это обмен мнениями по определенной проблеме, с целью расширения своих знаний по теме, проверки верности собственной позиции, поиска верного решения рассматриваемых вопросов.
1. К дискуссии надо хорошо подготовиться:
- четко уяснить тему, которую будет обсуждать;
- продумать логику последовательного раскрытия вашей позиции по рассматриваемому вопросу, наметьте план своего выступления в дискуссии;
в соответствии с ним сформулируйте свои основные идеи, суждения по проблеме;
- проверить правильность логической аргументации в пользу вашего мнения;
тщательно отберите убедительные факты, доказывающие верность ваших суждений, старайтесь при этом точно указывать источники вашей информации.
2. Во время дискуссии ведите себя спокойно и достойно:
- говорите убедительно, не давайте перебирать репликами ваше выступление, старайтесь не горячиться;
- анализируйте объективно замечания ваших противников: если осознаете, что их замечание ошибочно – приведите новые аргументы в пользу своей позиции; если вы понимаете бесспорную правоту аргументов оппонентов – следует согласиться; если понимаете, что ваши позиции равны и истину в ходе дискуссии установить нельзя, то предложите считать этот вопрос спорным, подлежащим дополнительному изучению.
3. В процессе дискуссии внимательно, терпеливо, до конца, выслушивайте мнение своих оппонентов. Постарайтесь понять и проанализировать их позицию: задавайте вопросы выступающим с целью полного уяснения непонятных моментов в их выступлениях (об источниках их информации, о достоверности проводимых фактов, о правильности логической аргументации и т.п.), старайтесь ничего не принимать на веру без достаточного обоснования. Правильно поставленный оппоненту вопрос может быть аргументом в вашу пользу.
4. При выступлении с критикой позиции оппонентов избегайте оценок их личных качеств, обязательно укажите те идеи противника, которые вам кажутся верными, отметь те доказательства, которые звучали убедительно, и лишь затем мягко и корректно изложите свои замечания и контраргументы. Избегайте категоричность, как в своих суждениях, так и в оценках оппонентов.
5. Завершается спор подведением итогов. Постарайтесь дать себе отчет, в чем ваши взгляды изменились и почему, в каких вопросах вы утвердились в своей позиции. Если вы проиграли в дискуссии, то разберитесь, почему это произошло: виной тому слабость ваших доводов или неумение вести полемику с оппонентами.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 468.