Как слушать новый материал на уроке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                       4

2. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК                                                                        5

3. КАК СЛУШАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКЕ                     8

4. КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО УЧЕБНИКУ      8

5. УЧИМСЯ ВЕСТИ ЗАПИСИ МАТЕРИАЛА                                    9

6. УСТНАЯ РЕЧЬ НА УРОКАХ                                                          11

7. ПРИОБРЕТАЕМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ 14

8. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАЧЕТУ                                              22

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                  23

10.  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ                             24

11.  ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ                                          25

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Самостоятельная работа студента есть главное условие всей его учёбы. Более того, это основное средство в системе обучения, которое формирует базовое качество индивида, личности и человека – быть самим собой при любых обстоятельствах!

Можно сказать, что качество учёбы определяется уровнем самостоятельной работы, в основе которой лежит умение студента организовать свою деятельность. Основные методические указания в организации самостоятельной работы можно охарактеризовать следующим образом:

1. Чёткое определение цели и задач самостоятельной работы по каждому предмету, по каждой теме, по каждому вопросу в жёстко заданных временных рамках;

2. Чувство меры в определении цели, задач и времени на их реализацию;

3. Выбор средств, позволяющих решить задачи и достичь цели;

4. Создание или выбор оптимальных условий для работы;

5. Определение места данной самостоятельной работы в системе самостоятельной работы в целом, по предмету, по теме и по форме контроля в процессе учёбы;

6. Воля, дифференциация и интеграция усилий в ходе самостоятельной работы;

7. Учёт предыдущих результатов своей самостоятельной работы;

8. Только личная ответственность в процессе самоотчёта и самоконтроля.

Не всё в организации самостоятельной работы определяется только деятельностью студента, но очень многое. А потому, умение студента использовать все имеющиеся в учебном заведении возможности - условие успешной учёбы в её теоретическом и практическом проявлении.

Любопытству студента в изучении предметов не должно быть предела, как по отдельности, так и в связях между предметами. Студенту и преподавателю в общении должно быть интересно т.к. оба они находятся в положении Сократа, который считал, что он знает, что он ничего не знает. Правильней сказать, что Сократ определил состояние каждого, кто ищет, познаёт, спрашивает и отвечает.

Надеюсь, что данные рекомендации помогут студентам, успешно освоить, сдать и получить хорошие результаты по предметам «Право» и «Правовые основы профессиональной деятельности».

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

 

Устный ответ

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других студентов для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка “5” ставится, если студент:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы преподавателя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, нормативно-правовые акты; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию преподавателя; имеет необходимые навыки работы с нормативно-правовыми актами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка “4” ставится, если студент:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях статей законов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, нормативно-правовыми актами (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка “3” ставится, если студент:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из статей законов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов;

7. отвечает неполно на вопросы преподавателя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, нормативно-правовых актов) или отвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка “2” ставится, если студент:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

 

Преподаватель имеет право поставить студенту оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если студентом оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка “5” ставится, если студент:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если студент выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если студент правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если студент:

1. допустил ошибок и недочетов больше нормы, при которой может быть выставлена оценка “3”;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

 

До чтения текста

- начинайте работу с заголовка. Настраивайте себя для дальнейшей работы с текстом.

По ходу чтения

- ведите диалог с текстом. Выявляйте скрытые в тексте вопросы, стройте свои предположения и проверяйте их. По ходу диалога старайтесь осознать, что вам непонятно. Выясняйте трудные для вас вопросы. Делайте выписки, подчеркивайте важные мысли, составляйте схемы,таблицы.

После прочтения текста

- попытайтесь выразить главную мысль текста. Читайте повторно трудные для вас части текста. Составьте план. Задавайте себе вопросы по всему тексту. Проверяйте себя.

Конспектирование - это краткое изложение основного содержания, смысла какого-либо текста. Во всяком учебном материале содержится информация трех основных видов: главная, второстепенная и вспомогательная.

Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для усвоения данного материала, выражающая существо того или иного раздела программы, темы вопроса. К ней относятся определения научных понятий, формулировки законов теоретических принципов. В тексте главная информация выделяется курсивом или каким-либо другим способом. К второстепенному типу информации относятся комментарии, примеры, пояснения, информация носит методический характер.

Главную мысль записываем полностью, а второстепенную перерабатываем и представляем в виде схем, тезисов, выводов.

Объектом сокращения при конспектировании может быть не только сама информация (мысли, факты), но и форма ее письменного изложения, т. е. запись отдельных слов и предложений. Не сокращая мысли, можно сократить ее запись в конспекте.

Можно использовать подчеркивания (выделения главы параграфа, термина, ключевой фразы), нумерацию подчеркнутых суждений, оттенять смысловую иерархию с помощью цветныхкарандашей, использовать записи на полях.

Хороший конспект обязательно должен быть глубоко индивидуальным, носить творческий характер, поэтому, кстати, оказывается порой совершенно невозможным пользоваться чужимконспектом.

 

Структура доказательства

что требуется

---

Аргументы

---

в силу каких

доказать

 

 

доказательств

 

 

ваш тезис верен

 

 

Проверьте свои рассуждения, попробуйте привести контраргументы, опровергающие ваш тезис, и если сможете это сделать, значит, ваша система доказательств не верна.

 

Как вести дискуссию

Дискуссия – это обмен мнениями по определенной проблеме, с целью расширения своих знаний по теме, проверки верности собственной позиции, поиска верного решения рассматриваемых вопросов.

1. К дискуссии надо хорошо подготовиться:

- четко уяснить тему, которую будет обсуждать;

- продумать логику последовательного раскрытия вашей позиции по рассматриваемому вопросу, наметьте план своего выступления в дискуссии;

в соответствии с ним сформулируйте свои основные идеи, суждения по проблеме;

- проверить правильность логической аргументации в пользу вашего мнения;

тщательно отберите убедительные факты, доказывающие верность ваших суждений, старайтесь при этом точно указывать источники вашей информации.

2. Во время дискуссии ведите себя спокойно и достойно:

- говорите убедительно, не давайте перебирать репликами ваше выступление, старайтесь не горячиться;

- анализируйте объективно замечания ваших противников: если осознаете, что их замечание ошибочно – приведите новые аргументы в пользу своей позиции; если вы понимаете бесспорную правоту аргументов оппонентов – следует согласиться; если понимаете, что ваши позиции равны и истину в ходе дискуссии установить нельзя, то предложите считать этот вопрос спорным, подлежащим дополнительному изучению.

3. В процессе дискуссии внимательно, терпеливо, до конца, выслушивайте мнение своих оппонентов. Постарайтесь понять и проанализировать их позицию: задавайте вопросы выступающим с целью полного уяснения непонятных моментов в их выступлениях (об источниках их информации, о достоверности проводимых фактов, о правильности логической аргументации и т.п.), старайтесь ничего не принимать на веру без достаточного обоснования. Правильно поставленный оппоненту вопрос может быть аргументом в вашу пользу.

4. При выступлении с критикой позиции оппонентов избегайте оценок их личных качеств, обязательно укажите те идеи противника, которые вам кажутся верными, отметь те доказательства, которые звучали убедительно, и лишь затем мягко и корректно изложите свои замечания и контраргументы. Избегайте категоричность, как в своих суждениях, так и в оценках оппонентов.

5. Завершается спор подведением итогов. Постарайтесь дать себе отчет, в чем ваши взгляды изменились и почему, в каких вопросах вы утвердились в своей позиции. Если вы проиграли в дискуссии, то разберитесь, почему это произошло: виной тому слабость ваших доводов или неумение вести полемику с оппонентами.

 

Как написать эссе

 

Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.

1.Оцени, соответствует ли твоя работа отличительным признакам эссе:

1. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления

2. Небольшой объем

3. Парадоксальность

4. Внутреннее смысловое единство

Памятка «Как написать эссе»

1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) интересна вам;

б) вы понимаете смысл этого высказывания;

в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

3. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

4. Приведите аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер).

5. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д..

6. Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни и т.д.).

7. Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

8. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план).

9. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);

10. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

Критерии оценки эссе

 

• понимание сути темы эссе и ее полноценное раскрытие;

• правильное использование терминологии, фактов и другой тематической информации;

• логичность и ясность рассуждений, отсутствие в тексте внутренних противоречий;

• стройность и выразительность стиля и формы работы.

 

Как работать над рефератом

 

Реферат — это последовательное раскрытие определенной темы на основе изложения содержания различных источников с их анализом и оценкой.

Студенческий реферат — самостоятельное творческое, научное исследование по избранной теме. В нем нет места вымыслу, исследователь старается воссоздать подлинную, достоверную картину прошлого.

Ваши задачи в реферате:

а) раскрыть избранную тему исследования;

б) верно изложить главное содержание темы, позиции авторов тех источников, содержание которых вы используете в реферате;

в) изложить своё понимание проблемы: объяснить, в чем и почему вы согласны с предшествующими исследователями темы, а в каких вопросах вы с ними расходитесь;

г) дополнить, если это возможно, раскрываемую тему новыми сведениями из источников;

д) сделать собственные выводы из изучения избранной темы.

 

Как писать реферат

 

Шаг 1-й (это первый лист будущего реферата)

Просматривая книги (дома, в библиотеки, у товарища, в учебном заведении) - определить свой интерес. Использовать для этого телепрограммы, учебные занятия, нормативно-правовые акты, интернет-ресурсы.

Сформулируйте тему. Попробуйте сделать это чётко и кратко. Фиксируйте тему на бумаге.

Шаг 2-й (это второй лист работы)

Подбирайте литературу (учебную, монографии, статьи и т.д.), просматривайте её. При чтении выделите основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание. Составляйте список литературы: книги нумеруем, сразу фиксируем полный адрес. Например: Ян В. Батый. М., Правда,1985

Иванов И. Тайна Сталина /Комсомольская правда, 17. 05./1995

Энциклопедия для детей. Всемирная история, т. 6., М. Аванта.1996.

Шаг 3-й (Это третий лист работы)

Определите цель написания реферата в соответствии с поставленной темой. Подберите эпиграф (стихи, пословицы, высказывания). Эпиграф запишите.

Введение

II. Основная часть

1)

2)

Заключение

III. Приложение

 

Шаг 5-й

Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников. Проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщённые выводы. Приступайте к написанию черновика. Удобно, когда он пишется на больших листах с одной стороны. Оставляйте «поля» для пометок. «Сноски» помещайте на отдельном листе. Черновик просматривается руководителем несколько раз.

НЕ забудьте, что

Вводная часть - это визитная карточка реферата! Она включает в себя обоснование выбора темы: Её актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем. Новые, современные подходы к решению проблемы. Наличие противоречивых точек зрения на проблему и желание в них разобраться. Личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме. Цель исследования и задачи. Хронологические рамки. Библиографию. Практическое применение.

Шаг 6-й

Пишем основную часть. Эта часть содержит суть проблемы или изложения объективных исторических сведений по теме реферата, критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки.

Существуют 4 «золотых» правила!

1. Закон «Мостика». Части реферата начинаются со вступления, которое связывает их, показывает логику работы. «Мостик»- ведёт читателя по работе, это начало каждого пункта.

2. Закон вывода. Каждая часть заканчивается выводом, обобщением. «Мостик» начинает, а вывод завершает пункт. Пишите вывод, а смотрите на начало - «мостик».

3. Закон сноски. Если берёте часть статьи или книги (1-2 абзаца), не изменяя их, то оформляете кавычками и помещаете в текст. – Это называется сноска. Сноска. Получает номер и помещается на специальном месте или внизу каждой страницы. Слово тоже может стать сноской.

Внутри страничный вариант оформления сносок: после приведённой цитаты в тексте указывается номер источника по общему библиографическому списку, который находиться на специальном листе вашей работы.

Сноски в тексте оформляются так: в тексте работы после приведённой цитаты ставится порядковый номер. В нижней части страницы (под основным текстом) под соответствующим номером сноски указывается выходные данные источника. Например:*

__________________________________

* О полиции: ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ // СЗ РФ. – 2011.

Специальный лист сноски оформляется так: Ф. И. О. автора. Название книги. Место издания: Издательство, год издания, страница. Например:

Букин, М.С. Мобильник: друг и защитник или угроза свободе и кошельку. СПб, 2005. С. 35.

 

4. Закон ссылки - Пишите пункт работы и ссылайтесь на авторов. Берёте текст, излагаете его своими словами и ссылаетесь на автора. Например:

Карамзин пишет, что …

Соловьёв в своём труде отмечает это, как …

Автор выделяет …

Не присваивайте себе чужие мысли! В каждом пункте должна быть ссылка.

Шаг 7-й: Заключение

Оно отвечает на вопрос: достигнута ли цель? Здесь должны содержаться основные выводы, результаты, перспективы продолжения работы над темой.

Приложение – это Список литературы, словарь, схемы, таблицы.

Помните! Системность, тщательность, аккуратность, исполнительность и чёткий временный режим – всё это необходимо каждому пишущему реферат!

Совет: Завести легкую, удобную папку. Писать на больших листах (формат А-4). Оставлять поля. Писать с одной стороны. Давать проверять как можно чаще. Вкладывать чистый лист. Просите консультацию, если что-то не понятно. Без всех этих правил, работа не получится!

Шаг 8-й

Печатаем, оформляем, переплетаем работу. Не забудьте: сделать 2 экземпляра работы. Один храниться в кабинете, второй - у вас. Получить отзыв на свой труд.

В отзыве отмечается:

Содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов. Умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая её. Умение выявлять несовпадение в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку. Присутствие личностной позиции автора реферата, самостоятельности, оригинальность, обоснованность его суждений. Умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность изложения, индивидуальность стиля автора. Правильное оформление работы. Сопроводительные материалы (словарь, схемы, таблицы).

Шаг 9-й: Защита реферата

На экзамене комиссия знакомиться с рецензией на представленную работу и выставляет оценку после защиты реферата.

Модели защиты реферата

1. «Классическая» Устное выступление студента сосредоточено на вопросах: тема исследования и её актуальность; круг использованных источников и основные научные подходы к проблеме; новизна работы (изучение малоизвестных источников, выдвижение новой версии, новые подходы к решению проблемы и т. д.); основные выводы по содержанию реферата.

2. «Индивидуальная» Раскрываются личностные аспекты работы над рефератом:обоснование выборы темы; реферата; способы работы над рефератом; оригинальные находки, собственные суждения, интересные моменты; личная значимость проделанной работы; перспективы продолжения исследования.

3. «Творческая» Предполагает: оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментариям; демонстрация видеозаписей, презентаций, подготовленных в процессе реферирования; яркое, оригинальное представление фрагмента основной части реферата и др.

К указанным выше критериям оценки реферата на его защите добавляется:

умение чётко, но по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения, умение ясно выражать свои мысли в устной форме.

Ваша работа будет соответствовать всем требованиям, если грамотно и умело использовать специальные слова и выражения.

Клише в реферате

Клише - это выражение, механически воспроизводимое в типичных речевых контекстах и ситуациях. Шаблонная фраза, выражение. Ходячее, избитое выражение.

У реферата свой язык. Умело употребляйте специальные слова: актуальность, задачи, историография, приложение и т. д.

А также и клише: «приступая к исследованию… Подводя итоги… Завершая эту часть…» и т. д.

Клише во введении. Об актуальности: «Актуальность моего реферата заключается… Актуальность моего исследования определяется… Современность исследования данной темы. Тема моей работы очень важна, так как… Говоря об актуальности, следует отметить… Я взял данную тему, потому что…»

О цели: «Целью моего исследования. В своей работе я хочу добиться следующей цели…Я хочу ответить на следующий вопрос…»

О задачах: «Я поставил перед собой следующею задачу. Задачами моего реферата стали. Чтобы достичь своей цели, я должен…»

О хронологических рамках: «Хронологические рамки моей работы… Я изучаю период с … по …, потому…»

Клише в библиографии: «Я написал свою работу, благодаря следующим авторам… Данную проблему исследовали…Историография по данной теме очень…

Клише о практическом применении: «Моя работа может пригодиться… Моя работа может быть полезна…»

Клише в основной части: «Приступаю к написанию основной части…, Начинаю своё исследование…, Перехожу к следующей части…, В этом пункте я…»

Ссылки: «Авторы считают, что…, Ключевский убеждён, что…, У Солженицына я прочитал, что…, Мои авторы согласны…, В книге Петрова отмечается, что…»

Сноски: «Авторы пишут так: ”….”* Сидоров отмечает: ” …. ”** В энциклопедии мы читаем” ….”***

Клише для выводов и заключения: «Завершая эту часть… Итак, я доказал… Подводим итоги… Я ответил на вопрос…

Все вышесказанное позволит вам сделать свою работу более чёткой, ясной и завершённой.

Безусловно, среди всех форм обучения реферирование - одна из самых ответственных и трудоёмких. Но в результате вам предоставляется реальная возможность самовоспитания. Реферирование даёт вам такую возможность, неизбежно ставит в ситуацию выбора, предполагая ответственность за сделанный выбор, позволяет создавать себя, как самостоятельное социально-активную личность.

Как составить глоссарий

 

1. Для начала внимательно прочитайте и ознакомьтесь со своей работой. Наверняка, вы встретите в ней много различных терминов, которые имеются по данной теме.

2. После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.

3. После этого начинается работа по составлению статей глоссария. Статья глоссария - это определение термина. Она состоит из двух частей:

1. точная формулировка термина в именительном падеже;

2. содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.

 

При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:

 

- стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;

- старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;

- излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария - это всего лишь констатация имеющихся фактов;

- также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;

- при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.

 

Как подготовиться к зачету

 

Зачет – форма контроля процесса усвоения определенной темы учебного курса (или всего курса). На эту проверку выносится большой объем разнообразных сведений, поэтому для его прочного усвоения, как правило, недостаточно того времени, которое отводится на подготовку непосредственно перед сдачей зачета.

1. На протяжении изучения всей темы целенаправленно отбирайте те главные сведения, которые надо запомнить надолго (выделяйте их в своих конспектах, специально заучивайте основные понятия, даты, имена исторических лиц и т.д.)

2. При изучении близкой по смыслу тематики вновь обращайтесь к повторению изученного.

3. В дни, непосредственно отведенные для подготовки к зачету, постарайтесь наметить план повторения пройденного и в соответствии с ним осуществляйте повторение материала. Работу спланируйте таким образом, чтобы последовательно повторить все темы, которые плохо усвоены ранее, и оставить время на закрепление проработанного материала.

4. Повторение каждого вопроса начинайте не с чтения текстов учебников и конспектов, а с припоминания того, что изучали раньше. Тогда ваша память «подскажет», что именно вы забыли, что нуждается в особом закреплении.

5. При повторении материала обращайте внимание не на отдельные детали событий и явлений, а на их обобщенную характеристику.

6. Составьте, при необходимости опорные таблицы. Постарайтесь понять взаимосвязь и взаимообусловленность тех фактов, которые отражены в вашей таблице.

7. В последний день повторите вслух планы раскрытия каждого вопроса, выносимого на зачет, и те конкретные факты, которые трудно запоминались в процессе подготовки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Система образования – общественно-значимый, деятельный процесс, в результате которого человек, посредством знаний осваивая социальный опыт и культуру, приобретает способность действовать и творить.

Подготовка будущих специалистов одной из задач ставит научить студентов самостоятельно, систематически и планомерно повышать уровень своих знаний, как в процессе обучения, так и в ходе последующей профессиональной деятельности. Это необходимо для быстрой и правильной ориентации в складывающейся социально-экономической и политической обстановке, для умелого применения полученных знаний на практике.

Именно поэтому в современном образовании делается акцент на развитие самостоятельности и творческих возможностей студентов в процессе обучения. Самостоятельная работа, предполагающая максимальную активность каждого, может способствовать глубокому овладению знаниями, но в то же время настраивать на выработку гражданской, политической позиции путем участия в дискуссиях, в свободных обменах мнениями, поиске аргументации.

 

Литература

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.

2. Иконникова Г.И. Философия права. – М.: Юрайт, 2015. – 351 с.

3. Лейст О.Э. Сущность права. – М.: Зерцало-М, 2014. – 352 с.

4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Дело, 2015. – 528 с.

5. Нерсесянц В. Проблемы общей теории права и государства. – М.: Инфра-М, 2015. – 816 с.

6. Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 448 с.

7. Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Юрайт, 2015. – 752 с.

Интернет-ресурсы

 

1. Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации – http://www.gov.ru

2. Президент России: официальный сайт – http://www.president.kremlin.ru

3. Президент России – гражданам школьного возраста – http://www.uznay-prezidenta.ru

4. Государственная Дума: официальный сайт – http://www.duma.gov.ru /

5. Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация – http://www.gks.ru ; http://50.economicus.ru; http://econom.nsc.ru/jep; http://gallery.economicus.ru

6. Информационно-аналитический портал «Наследие» – http://www.nasledie.ru

7. Московская школа прав человека – http://www.mshr-ngo.ru /

8. Организация Объединенных Наций – http://www.un.org/russian

9. Права человека в России – http://www.hro.org /

10. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России – http://www.ifap.ru /

 

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

 

№ п/п Содержание изменения Реквизиты документа об утверждении изменения Дата введения изменения
1 Методические указания не изменялась. Рекомендованы к использованию в 2016 году Протокол заседания ПЦК общеобразовательных дисциплин № 6 от 12.01.2016 13.01.2016
2 Методические указания не изменялась. Рекомендованы к использованию в 2017 году Протокол заседания ПЦК общеобразовательных дисциплин № 6 от 12.01.2017 13.01.2017
3 Методические указания не изменялась. Рекомендованы к использованию в 2018 году Протокол заседания ПЦК общеобразовательных дисциплин № 6 от 12.01.2018 13.01.2018

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                       4

2. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК                                                                        5

3. КАК СЛУШАТЬ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКЕ                     8

4. КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО УЧЕБНИКУ      8

5. УЧИМСЯ ВЕСТИ ЗАПИСИ МАТЕРИАЛА                                    9

6. УСТНАЯ РЕЧЬ НА УРОКАХ                                                          11

7. ПРИОБРЕТАЕМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ 14

8. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАЧЕТУ                                              22

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                  23

10.  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ                             24

11.  ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ                                          25

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Самостоятельная работа студента есть главное условие всей его учёбы. Более того, это основное средство в системе обучения, которое формирует базовое качество индивида, личности и человека – быть самим собой при любых обстоятельствах!

Можно сказать, что качество учёбы определяется уровнем самостоятельной работы, в основе которой лежит умение студента организовать свою деятельность. Основные методические указания в организации самостоятельной работы можно охарактеризовать следующим образом:

1. Чёткое определение цели и задач самостоятельной работы по каждому предмету, по каждой теме, по каждому вопросу в жёстко заданных временных рамках;

2. Чувство меры в определении цели, задач и времени на их реализацию;

3. Выбор средств, позволяющих решить задачи и достичь цели;

4. Создание или выбор оптимальных условий для работы;

5. Определение места данной самостоятельной работы в системе самостоятельной работы в целом, по предмету, по теме и по форме контроля в процессе учёбы;

6. Воля, дифференциация и интеграция усилий в ходе самостоятельной работы;

7. Учёт предыдущих результатов своей самостоятельной работы;

8. Только личная ответственность в процессе самоотчёта и самоконтроля.

Не всё в организации самостоятельной работы определяется только деятельностью студента, но очень многое. А потому, умение студента использовать все имеющиеся в учебном заведении возможности - условие успешной учёбы в её теоретическом и практическом проявлении.

Любопытству студента в изучении предметов не должно быть предела, как по отдельности, так и в связях между предметами. Студенту и преподавателю в общении должно быть интересно т.к. оба они находятся в положении Сократа, который считал, что он знает, что он ничего не знает. Правильней сказать, что Сократ определил состояние каждого, кто ищет, познаёт, спрашивает и отвечает.

Надеюсь, что данные рекомендации помогут студентам, успешно освоить, сдать и получить хорошие результаты по предметам «Право» и «Правовые основы профессиональной деятельности».

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

 

Устный ответ

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других студентов для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка “5” ставится, если студент:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы преподавателя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, нормативно-правовые акты; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию преподавателя; имеет необходимые навыки работы с нормативно-правовыми актами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка “4” ставится, если студент:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях статей законов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, нормативно-правовыми актами (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка “3” ставится, если студент:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из статей законов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов;

7. отвечает неполно на вопросы преподавателя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, нормативно-правовых актов) или отвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка “2” ставится, если студент:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

 

Преподаватель имеет право поставить студенту оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если студентом оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка “5” ставится, если студент:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если студент выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если студент правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если студент:

1. допустил ошибок и недочетов больше нормы, при которой может быть выставлена оценка “3”;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

 

Как слушать новый материал на уроке

 

1. Запомните тему урока. Уясните задание, которое дал преподаватель. Если задание отсутствует - попробуйте сами поставить перед собой цель изучения материала.

Постановка цели обучения позволит во время урока лучше сконцентрировать внимание на главном его содержании!

2. Постарайтесь понять план изучаемого материала. Если преподаватель его не дал, то сами следите за последовательностью изложения материала на уроке, это позволит понять логику раскрытия содержания.

Новые сведения легче запомнить, если знать, к какому пункту плана их отнести.

3. Старайтесь отличать главный материал занятия от второстепенного. Главное надо постараться усвоить на уроке: это облегчит приготовление домашнего задания и успешное усвоение изучаемой темы.

4. Для лучшего запоминания материала записывайте основное содержание урока в виде плана, конспекта и т. д.

Ведение записи помогает поддерживать внимание на уроке и делает запоминание материала более прочным.

5. Постарайтесь отвечать на все вопросы, которые обсуждаются на уроке.

Мысленная активность, даже если вы не отвечаете на вопросы вслух, позволяет глубже понять, а значит, и запомнить содержание урока.

6. Уясните, что было не ясно на уроке, и постарайтесь достичь усвоения данного вопроса при общении с преподавателем или дома.

7.

4. Как готовить домашнее задание по учебнику

 

1. Прежде, чем готовить урок по учебнику, постарайтесь припомнить содержание данного материала из урока.

Память быстрее развивается при самостоятельном припоминании материала, а не при многократном, но бездумном его прочтении!

2. Уясните смысл заголовка параграфа учебника. Это - главная тема содержания текста. Определите, как она связана с содержанием большого раздела (главы), который вы изучаете на протяжении ряда занятий.

3. Определите логику раскрытия темы текста. Для этого проанализируйте подзаголовки частей параграфа — это своего рода план раскрытия главной темы. Постарайтесь понять, почему в такой последовательности раскрывается тема параграфа, какова связь между отдельными пунктами плана.

Понимание последовательности (логики) изложения материала позволит вам понять взаимосвязи между отдельными событиями и явлениями и быстрее запомнить главные вопросы содержания темы.

4. Текст читайте по частям. В каждом предложении выясняйте значение всех незнакомых слов, имен собственных. Добивайтесь понимания смысла каждой фразы.

6. При чтении каждого подраздела выделяйте основные сведения для запоминания. Обратите внимание на характер текста учебника. Самые важные сведения, как правило, выделяются курсивом (жирным шрифтом, другим цветом). Правила и определения понятий лучше всего выучить наизусть.

7. После чтения каждой части (подраздела) параграфа определите ее основную идею, сформулируйте (или найдите в тексте) вывод. Подберите из текста главные факты, которые позволяют его обосновать. После чтения всего параграфа сформулируйте общий вывод. Он должен в лаконичной форме раскрывать смысл темы параграфа.

8. Постарайтесь ответить на вопросы к тексту параграфа, которые есть в учебнике или предложены преподавателем для работы дома. Это позволит вам проверить прочность и глубину усвоения материала. Сформулируйте свои вопросы к содержанию изучаемого материала. Постарайтесь ответить на них.

Чем больше вопросов о прочитанном, на которые вы искали ответы, тем прочнее и надежнее ваша память сохранит изученный материал.

9. Составьте свой план ответа по теме, включая в него сведения из текста параграфа, объяснения у преподавателя, дополнительного материала учебника и дополнительной литературы. Расскажите по плану изученный материал, не заглядывая в учебник.

При воспроизведении материала вслух ваши знания становятся более четкими, вы яснее понимаете, какой материал усвоен прочно, а что нужно повторить.

10. После этого еще раз бегло просмотрите текст учебника, записи урока, проверьте, все ли основные вопросы содержания вы запомнили. Заучите дополнительно тот материал, который отсутствовал в вашем рассказе.

11. Придумайте свои вопросы по теме. Лучше, если они будут начинаться со слов «почему», «в чем сущность», «в чем противоречие» и т. д. Постарайтесь найти на них ответы сами или при помощи друзей, учителей, книг. Способность задавать вопросы — залог того, что вам будет интересно учиться.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 196.