Об отношении населения к политическим институтам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(в % к общему числу опрошенных)

 

  Вполне заслуживают доверия Не вполне заслуживают доверия Совсем не заслуживают доверия Затруднились ответить
Краевая, республиканская власть 18 35 33 14
Городская власть 15 31 41 13
Прокуратура 16 28 26 30
Милиция 12 35 38 15
Суд 17 28 27 28
Партии 7 27 36 30
СМИ 27 35 24 14

 

Источник: ВОМ 2007, №3, с.82.

 

       Самой распространенной формой политического участия являются выборы представительных органов власти, президента. Их можно рассматривать и как механизм наделения полномочиями невыборных институтов власти, поскольку, как правило, от результатов выборов, от расстановки политических сил в парламенте и на местах зависит и соотношение сил в правительстве, а равно и в административных органах на местах. Неотъемлемыми чертами демократических выборов являются: конкурентность (соревновательность), периодичность и всеобщность, гласность. Умаление или утрата даже некоторых из них может повлечь за собой перерождения демократии, появление элементов авторитаризма или даже диктатуры.

В мировой практике используются три избирательные системы: мажоритарная - выборы депутатов в одномандатных избирательных округах, когда из нескольких претендентов победителем считается тот, кто набрал наибольшее число голосов избирателей; пропорциональная – выборы депутатов в избирательных округах по партийным спискам. В этом случае победителями становятся те партии, которые набирают наибольшее количество голосов избирателей в целом по стране, причем, избранными считаются только те партии, которые перешагивают т.н. «избирательные порог» (в России он составляет 7% голосов избирателей); смешанная – выборы с одновременным применением мажоритарной и пропорциональной систем.

       В избирательных законах разных стран расписывается порядок выдвижения кандидатов, их финансовой поддержки, регламентация выборов. Закон очень строг к случаям выявления коррупции на выборах, выдвижения кандидатов, не прошедших проверки на интеллектуальный тест. Вместе с тем, в нем широко применяются и меры, ограничивающие участие в выборах. Они связаны: с возрастом, гражданством, с имущественным цензом избирателей, с соответствием последних определенным моральным и иным нормам, принятым в том или ином обществе.

       В России тоже есть избирательный закон, согласно которому каждый кандидат в депутаты обязан представить в Центральную избирательную комиссию сведения о доходах, недвижимом и движимом имуществе, наличии двойного гражданства, неснятой судимости. Их информацию проверяют с помощью МВД, ФСБ, ГИБДД, МИД, налоговой службы, но число искаженных сведений остается большим. Характерной чертой выборов стало широкое применение грязных технологий: задаривание или прямой подкуп избирателей, компрометация (очернение) соперников, создание для них различных «ловушек». Успех избрания кандидата в тот или иной орган власти все больше определяется не привлекательностью предлагаемой им программы, а количеством израсходованных на свое избрание денег.

В этой связи надо сказать, что в стране существовал и другой опыт проведения выборов в местные и государственные органы власти. В советское время они имели ту особенность, что каждый избиратель голосовал за предложенных ему кандидатов в депутаты, которые выдвигались после их обсуждения на собраниях трудящихся по предложению общественных организаций, прежде всего партийной и профсоюзной, исходя из их идейных и деловых качеств и социальной принадлежности выдвигаемых. Последний признак важен в том смысле, что каждая социальная группа имела свою квоту на избрание депутатов. Избиратели контролировали деятельность своих депутатов и имели право отзыва из органов власти тех из них, кто не оправдывал их доверия. Взамен их избирались другие. Особенностью деятельности органов представительной власти была их тесная связь с избирателями, создание различных комиссий по решению тех или иных вопросов жизни с обязательным участием в них населения.

       Особая роль в проведении выборов в современных государствах отводится электронным средствам массовой информации, благодаря которым выборы, по существу, выливаются в популярные «шоу» со своей «электронной» режиссурой и агитацией, где каждому кандидату, если он хочет чего-то добиться, предстоит сыграть свою актерскую роль. Фактически, не столько подать свою программу, сколько позаботиться об имидже, «подать себя», свои «способности» по управлению страной или регионом. На все это уходит едва ли не большая часть всех выделенных на избирательную кампанию средств. Не исключение в этом плане и Россия. Яркое тому подтверждение выборы в Государственную Думу, а также в местные и региональные органы власти. Спад интереса к политике отразился и на избирательных кампаниях. Политическая апатия людей проявляется в уклонении их от голосования (абсентеизм). Выборы же признаются состоявшимися, если в них участвует хотя бы один человек. Структура выборных органов власти в России отражена в схеме № 2.

 

4 В современной России происходят изменения, связанные с переходом ее от одного общественного строя к другому – от социализма к капитализму. Перемены, происшедшие в стране с начала 90-х гг., свидетельствуют о попятном в целом её движении, но в одном отношении – в демократическом политическом режиме – они в значительной части было передовыми. Это в целом попятное движение в одном отношении, безусловно прогрессивное – состоящее в демократизации общества. Впервые в истории нашей страны в ее Конституции получили наиболее полное отражение нормы правового государства, разделение ветвей власти, равенство всех перед законом и судом, естественные свободы и права человека, гласность и плюрализм мнений. К сожалению, большой проблемой является расхождение между провозглашенными принципами демократии и их соблюдением, частое и повсеместное их нарушение.

       Так, в экономической жизни не нашел применения принцип народовластия. На российских предприятиях (в отличие от западно-европейских) отсутствует производственная демократия: представители рабочих, специалистов, профсоюзов не привлекаются к управлению производством.

       В духовной жизни существенно ущемлены права граждан на свободу слова, гласность, особенно в электронных СМИ, которые находятся под полным контролем исполнительной власти или богачей: для их передач характерна ярко выраженная определенная идеологическая направленность. Тем самым оказалось нарушенным важнейшее условие демократии - возможность плюрализма мнений.

       В социальной жизни полностью отказались от принципа равенства. Об этом свидетельствуют полярные различия между людьми по образу жизни, образованию, а главное по уровню жизни. В 2007 г. 15% населения принадлежали 57% доходов, тогда как 85% – 43% доходов. В этом году ощущали своё материальное положение как очень хорошее – 9% респондентов, как среднее 55%, как плохое – 27%, как очень плохое – 7%, затруднились ответить 2% (Источник: ВОМ 2007, №3, с. 80). Удовлетворёнными жизнью посчитали себя 51% респондентов, неудовлетворенными жизнью – 46%, затруднились с ответом – 3% (источник: ВЦИОМ. «Огонёк» 2007, № 25, с. 8) (см. также таблицы №1, 2, 3)

 

     Таблица №1.

В какой мере Вас устаивает сейчас жизнь, которую вы ведёте? (в %)

 

Вполне устраивает 10
По большей части устраивает 18
От части устраивает, от части нет 38
По большей части не устраивает 20
Совершенно не устраивает 12
Затруднились ответить 2

 

Таблица №2.

Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение вашей семьи? (в %)

 

Очень хорошее 9
Среднее 55
Плохое 27
Очень плохое 7
Затруднились ответить 2

 

Таблица №3.

К какому слою в обществе Вы бы, скорее всего, себя отнесли? (в %)

 

К низшему 13
К низшей части среднего слоя 25
К средней части среднего слоя 48
В высшей части среднего слоя 4
К высшему 1
Затруднились ответить 10

 

И в политической жизни остались на бумаге, не получили должного воплощения важнейшие принципы демократии – суверенитет народа и народовластие. Власть оказалась в руках и той бюрократии, которая оказалась крайне аморальной и далекой от интересов народа, занятой заботами о собственном благополучии. Положение усугубляется поразившей чиновничество коррупцией и связью его с криминальными слоями общества. В связи с этим 41% опрошенных россиян посчитали, что они не могут оказывать влияние на действия властей. Одной из причин этого является узаконенный дисбаланс ветвей власти, главенством среди них исполнительной власти. Она зачастую правит по своему усмотрению и фактически бесконтрольно, мало считаясь с представительной властью и критикой в свой адрес общественности и СМИ. Зависимость от неё Государственной Думы стала настолько очевидной, что дало основание рассматривать последнюю как управляемую.

       В связи с серьёзными нарушениями прав человека обеспокоено около 33% опрошенных. 40% считают, что в современной России не гарантированы, слабо защищены права частной собственности. Под защитой закона чувствуют себя лишь 25% респондентов, не ощущают этого 66%. Причём, 59% считают, что законами пренебрегают чиновники, 52% – люди располагающие большими деньгами, 41% – представители силовых структур (Bсточник: ВОМ, 2007, №2, с. 30-31).

       В связи с большими трудностями в реализации принципов демократии очень актуальным стал вопрос о контроле за деятельностью органов власти со стороны народа, о создании и практическом использовании механизма отзыва депутатов всех уровней, не оправдавших доверия избирателей, и отстранения от работы «запятнавших» себя в глазах народа представителей исполнительной власти.

       Острой проблемой является характер отношения власти к оппозиции, стремление избавиться от политических оппонентов путём использования нарушающих конституционные и правовые нормы методов борьбы. Между тем, в демократических странах Западной Европы наличие оппозиции (и не только в политической жизни) считается нормой. Оппозиция рассматривается как необходимый фактор развития. С ней связывается возможность конкуренции в политической, экономической, научной, художественной, конфессиональной и других видах деятельности, и тем самым постоянного изменения, совершенствования всего общества.

       Демократизация общества идёт в стране сложно и не беспроблемно. Поэтому говорить о достигнутых здесь больших успехах пока не приходится. Демократизация может стать реальностью лишь с установлением в стране гражданского общества, в частности, с развитием добровольных форм участия людей в общественной жизни. Россия имеет свою историю формирования такого общества. Вехи его становления свидетельствуют не только о сходстве, но и о различии с западным гражданским обществом. Кризис 90-х годов «размыл» существовавшую в нашей стране модель гражданского общества. В нынешней России оно только складывается. Это не может не отражаться на состоянии российской демократии.

       Согласно опросам населения, 50% респондентов считает, что России нужна демократия. Но представление их о ней разное: 54%, из тех, кто высказался за демократию, полагают, что это «справедливая система управления государством с участием всех граждан на равных условиях», 19% – что это «пустая болтовня», 11% – что это «анархия, беспорядок». Среди тех, кто положительно относится к слову демократия большинство молодых, образованных, обеспеченных (источник: ВОМ 2007, №2, с. 26-27). Это свидетельствует о том, что процесс постижения сути и необходимости в российском обществе демократии идёт сложно. Мешает ему порой то, как реально осуществляется демократия.

       Единой демократии не существует. История знает разные её формы. Так, в XX веке наиболее известны буржуазная, прежде всего либеральная и пролетарская демократии. И та и другая не без усилий самих людей претерпели серьёзные изменения. На Западе либеральная демократия значительно полевела за счёт восприятия социал-демократических идей или полного обращения к ним. В Советском союзе претерпел изменения тоталитарный режим. Со второй половины 50-х гг. и особенно в последующие десятилетия он утратил свои наиболее одиозные черты, всё больше получали развитие демократические основания политической жизни. Утвердившаяся в России в 90-е гг. демократия тоже не осталась неизменной и на протяжении последних лет поменялась. И хотя процесс её преобразования, по-видимому, не закончился, о некоторых происшедших с ней переменах уже можно говорить.

       Это постепенный отход, правда, не всегда последовательный, от воплощавшейся в последнее десятилетие прошлого века ультралиберальной модели демократии, дистанцирование от существующих на западе демократий и выстраивание конструкции самобытной демократии, для которой, в частности, характерны: усечённое народовластие, абсолютизация верховной власти, партия-гегемон.

       Надо сказать, что названные признаки плохо согласуются, так сказать, с каноническим представлением о демократии, не порывая с которым, собственно, и возможны её вариации, как в уме, так и на практике. Не случайно видные политические мыслители указывали на значение таких принципов осуществления демократии (см. высказывания А. Линкольна в п.1), игнорирование которых ведёт к отказу от неё, подчёркивали необходимость для демократии определённых условий (см. в теме 15 п.3 высказывания П.И. Новгородцева), отсутствие которых делает невозможным её осуществление.

       В последнее время для характеристики российской демократии часто используется термин «суверенная демократия». По определению им может подчёркиваться только её верховенство в решении внутренних и внешних проблем нашего народа. Но это характерно для всякой государственной власти, и тем самым название демократии суверенной ещё не указывается её особенность. Видимо, имеется в виду, что существующая в стране демократия не унаследована, не узурпирована, не назначена, а избрана посредством всеобщего голосования. Это для характеристики демократии бесспорно очень важно. Но ещё важнее указать какой части общества она служит? Анализ проводимой нашим государством политики показывает, что она выражает интересы, прежде всего, людей весьма состоятельных, собственников разного рода (вещных, сырьевых, денежных) ресурсов. Особенность российской демократии в том, что она является буржуазной. Такая оценка может быть дана и всему общественному укладу жизни в России, который складывается в соответствии с представлениями о нём господствующего в стране класса людей.

       Провозглашённые в конституции России принципы демократического устройства общества следует оценивать положительно. Они являются важным инструментом в преодолении народом отсталости после длительного пребывания страны в кризисе, построении новой России. Необходимо предпринимать всемерные усилия по сохранению и дальнейшему развитию демократии.

 

       Демократия, все полнее выражающая гуманистические ценности, является важным условием начавшегося перехода человечества к постиндустриальному и информационному обществу. Основанное на наукоемких технологиях и автоматизированном производстве, сплошной компьютеризации и широчайшем использовании умственного труда общество сможет успешно функционировать только при наличии большой свободы работника, необходимой ему для творческого труда, для проявления личностных качеств, для обеспечения социальной справедливости. Расширение и углубление экономической и социальной демократии, особенно в части участия человека в управлении производством и выравнивания социальных различий, сможет сыграть позитивную роль в выходе России из глубокого кризиса и движении ее по пути постиндустриального развития.

       Подлинное народовластие в исторической перспективе ведет к утрате властью политического значения. Но в конечном счете этот процесс будет определяться успехами всего человечества в развитии научно-производственной (технологической) базы.

 

Схема № 1.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 256.