Перспективы политической власти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1 Власть – сложное явление и определяется по-разному. Многие отмечают, что власть есть способность и возможность осуществления кем-то своей воли в отношении других с целью оказания воздействия на их деятельность и поведение. При этом обязательно происходит их подчинение. Если такого подчинения нет, то нет и власти.

Власть получила очень широкое распространение в общественной и частной жизни, но не всегда она политическая. Таковой не является, например, власть родителей, ответственных за воспитание детей и благополучие семьи, власть мастера, инженера, ответственных за соблюдение технологического процесса на производстве, власть командира, ответственного за успешное выполнение боевого задания.

Существуют и другие формы власти, когда отдельные индивиды и группы людей для подчинения других используют: свое высокое положение в обществе – социальная власть, принадлежащие им богатства (деньги, имущество) – экономическая власть. В последнее время все большую роль играет информационная власть, связанная с использованием научных, технических, художественных и других знаний. Монопольное обладание ими и средствами их распространения создает возможность для духовного подчинения людей.

Политическая власть появилась сравнительно недавно. Ее не было несколько тысяч лет в первобытном обществе. Здесь она принадлежала роду, который на собраниях всех его членов решал проблемы своей жизни. Принимаемые на них властные решения исходили от всего рода и потому носили общеродовой характер. Власть же старейшин, военачальников, жрецов первоначально была основана на их авторитете. Они выбирались как самые умные, сильные, способные для выполнения определенных функций.

       Политической власть становится с появлением частной собственности и имущественного неравенства между членами рода. Это привело к различиям её интересов и сыграло решающую роль в постепенной политизации власти, то есть в переходе органа родового управления в руки наиболее обеспеченной в материальном отношении части его членов. Принимаемые решения стали отвечать прежде всего их интересам. Таким образом, возникновение политической власти связано с появлением экономической дифференциации общества, с зарождением в нем классов – групп, различающихся между собой по отношению к собственности. Такова марксистская концепция генезиса власти.

       Существуют и другие теории возникновения власти, например, ролевая (опирающаяся на биологическую и психологическую концепции). Она объясняет появление власти природными и психическими особенностями людей, одни из которых оказываются склонны к тому, чтобы повелевать, а другие – к тому, чтобы им подчиняться. Вследствие особого психического склада одни люди волевые, в чем-то даже агрессивные, другие – безвольные, покорные. По этим причинам первым достается роль управляющих, вторым – роль управляемых. Если марксистская концепция показывает глубинные причины возникновения политической власти, то ролевая отмечает скорее поверхностные факторы ее появления.

На важной особенности политической власти акцентирует внимание функциональная теория. Жизнь людей как природных существ осуществляется по законам физиологии, физики, функционирования нервной системы. Они объективно (с необходимостью) подчиняются их действию. Общественная жизнь людей также подвержена действию законов – экономических, социальных, правовых. Однако отношение к ним людей субъективное, так как они относятся к ним избирательно, исходя из своих личных и групповых интересов. От подчинения этим законам зависит согласованность совместных действий людей, стабильность и порядок в обществе. Для обеспечения этого, для упорядочения взаимоотношений между разными по своим интересам социальными группами и существует власть. Она в значительной мере определяет функциональные обязанности людей и контролирует их выполнение.

Таким образом, существование политической власти связано с наличием в обществе неравенства между людьми, обусловленного прежде всего разным отношением их к собственности на средства производства. Это является экономическим основанием политической власти. Существуют у нее и другие основания: материальное – власть одних людей над другими опирается на различие между ними в богатстве; социальное – осуществление людьми политической власти, обусловлено их высоким социальным статусом; функциональное – выполнение определенными людьми властных функций в отношении других людей, вызвано технологическими потребностями функционирования общества.

Политическая власть обычно тесно связана с экономической, военной, информационной и другими видами власти. При этом либо они служат политической власти, либо она им.

Политическая власть – это способность одной социальной общности (главным образом первенствующего в экономике класса) вопреки сопротивлению других классов и групп навязать им свою волю. Это делается с целью:

1)  подчинения жизни всех социальных образований господствующей в обществе группе (классу);

2)  управления обществом, регулирования отношений между социальными общностями;

3)  обеспечения целостности и стабильности общества.

Для выполнения всего этого властью используются разные средства, в частности, применяются санкции поощрения и наказания. Политическая власть связана с существованием между людьми властных отношений, когда одни люди (группы) имеют возможность и право принимать решения, обязательные для других людей. Основу политических отношений между людьми составляют отношения между ними господства и подчинения. Однако власть не следует связывать только с насилием – с применением силы, физического принуждения. Она может быть основана и на доверии, на добровольном подчинении ей людей. Такая их мотивация объясняется действием разных факторов: убежденностью в необходимости подчинения, в применяемых властью цивилизованных средств воздействия, характером предъявляемых властью требований, доверием людей к власти и другими. Принуждение и убеждение являются основными методами властвования, применяемыми на протяжении всей истории существования политической власти, хотя преимущественное использование того или иного метода в Новое, особенно наше время, прямо связано с существованием в стране того или иного политического режима.

Политическая власть выражается в осуществляемых ею функциях – прежде всего подавления и управления. Первая касается той части общества, интересы которой не согласуются с интересами власти; она осуществляется с целью заставить непокорных участвовать в общественной жизни по установленным властью правилам и реализуется любыми средствами, включая насильственные. Вторая связана с регулированием отношений между классами, группами, то есть касается всех социальных образований. Осуществление этой функции основано на применении научных знаний и консолидирующих общественных идей. Цель управления состоит в том, чтобы добиться оптимального функционирования и развития всего общества в желаемом для власти направлении. При этом управление отвечает интересам прежде всего владеющих властью социальных сил и потому не теряет своего политического смысла.

Политическая власть является причиной политической жизни общества, последняя существует лишь в связи с властью подобно тому, как экономическая жизнь существует только в связи с собственностью, а духовная – в связи с идеями. Политическая власть определяет пределы политической жизни, они ограничены областью существования отношений людей по поводу власти. Особенность политической власти в том, что она одновременно является объектом и субъектом политических действий классов и социальных групп – целью их политических притязаний (когда они стремятся ею овладеть) и инструментом разработки и осуществления их политики (когда они ее используют в своих интересах) (см. схему № 1).

       Осуществляемая властью политика имеет общественные последствия: от того, какие политические идеи проводятся ею в жизнь, зависит содержание происходящих в обществе изменений в его экономической, социальной и духовной жизни.

       Власть многолика, существует в разных формах, которые указывают прежде всего на разное классовое содержание проводимой ею политики (рабовладельческой, феодальной, буржуазной). Различается она и по тому, кому принадлежит, чья она. Здесь выделяют такие ее формы, как: теократия, мелитократия, технократия и другие (см. схему № 3). Важным основанием классификации власти является дифференциация ее по политическим режимам: авторитарная, тоталитарная, демократическая – которая указывает на то, как она осуществляется. Каждый новый исторический этап общественной жизни характеризуется новым типом политических отношений людей, требует новой формы власти.

История свидетельствует, что на разных ее этапах власть успешно действовала в разных ее формах. Однако наибольших достижений она добивалась тогда, когда пользовалась доверием народа, опиралась на его поддержку.

 

2 Власть - сложное образование. Она включает в себя: 1) субъекты власти, 2) объекты власти, 3) источники власти и 4) ресурсы власти.

1)  Субъекты власти – это ее носители, те, кто формирует и осуществляет ее политику. Они могут быть единоличными - царь, король, вождь, и групповыми - органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также бюрократия, властная элита, правящая партия и другие (см. схему № 2).

2)  Объекты власти - это те, кто испытывает на себе ее воздействие - классы, социальные общности (группы), слои населения, чьи интересы не совпадают с проводимой властью политикой. Но объектом власти является и все общество, когда она осуществляет управление им.

3)  Источники власти – это основания, на которые опираются имущие власть субъекты, которыми обеспечиваются возможности (способности) к выполнению ими властных функций. Это те фундаментальные условия, которыми определяется характер власти, ее политики. Источники власти изменяются по мере развития общества. В примитивных обществах власть опиралась на авторитет старейшин (вождей). С переходом от кровнородственных к имущественным отношениям главными источниками власти стали сила (принуждение людей) и богатство (деньги, природные ресурсы). В индустриальных обществах к ним прибавились различные организации (бюрократия, массовые политические партии). В современных обществах источником власти все больше становятся научные знания (информация). 

Обычно власть имеет несколько оснований, опираясь преимущественно на одно из них. Оно-то и имеется в виду, когда приводятся основания (источники) власти, существующие в условиях тех или иных политических режимов или типов общества. Так, особенностям авторитарного, тоталитарного и демократического политических режимов в наибольшей мере соответственно отвечают такие источники, как: сила, идея, интересы; а особенностям традиционного, экономического и информационного обществ, являющихся тремя основными этапами исторической эволюции, – такие источники, как: сила, богатство, знания.

В качестве источника власти приводится и народ (например, в Конституции Российской Федерации). Этим подчеркивается, что власть в нашей стране в своей политике опирается на волю избравшего ее народа, является выразителем его интересов. Он, будучи сувереном, уполномочил ее править. Во всех своих действиях власть исходит только из интересов народа. Его признанием обеспечивается ее сила.

Имеются источники и у объектов власти, у тех, кто подвергается её воздействию. Ими являются главные мотивы подчинения большинства людей власти. Среди них можно указать такие, как: согласие, вера, страх. Они существуют при власти, источниками которой соответственно являются: авторитет, идея, сила.

Следует иметь в виду, что разные социальные образования для своего обоснования права на власть также используют те или иные основания. Классы опираются на такие основания как их экономические интересы. Они претендуют на саму государственную власть, на овладение ею и использование в своих интересах. Социальные группы, обладающие высоким статусом, в качестве основания используют свое привилегированное положение в обществе (чаще всего материальное) и претендуют на изменение в своих интересах политики государственной власти. Для политических партий основанием служит поддержка их на выборах проголосовавших за них избирателей; партии претендуют на представительство во властных структурах.

4)  Ресурсы власти - это все то, что субъект власти может использовать для воздействия на объект власти. Это все те средства, с помощью которых реализуются источники власти, осуществляется ее политика. Часто ресурсами называют те средства, которыми власть располагает, но еще не применяет. Это ее потенциальные возможности. Они могут быть субъективными (те или иные способности данного субъекта к политическим действиям – его воля к власти, умение убеждать, вдохновлять, организовывать людей) и объективными (различные вещественные факторы политической деятельности – деньги, СМИ, транспортные средства, которыми располагает данный субъект).

Имеются и другие классификации ресурсов власти. Выделяются также ресурсы, представляющие собой материальные блага, меры административного воздействия, средства влияния на сознание людей. Значительное место отводится классификации ресурсов в зависимости от источников (оснований) власти. Для власти, опирающейся на авторитет, основным средством является согласованное указание, учитывающее мнение подчиненных; для власти, опирающейся на силу, главным средством воздействия является принуждение; для власти, опирающейся на идеи – убеждение; для власти, опирающейся на интересы, таким средством является удовлетворение экономических, социальных, духовных потребностей каких-то определенных групп населения (см. схему №4).

 

3 Понимание власти тесно связано с проблемой ее легитимизации – обоснования ее законности и тем самым признания за носителями власти права предписывать людям нормы поведения в обществе. Проблема вызвана многообразием способов, приемов доступа к власти, овладения ею. Она может быть захвачена силой или уступлена добровольно, выиграна на выборах или достаться по наследству. Легитимация власти упрочивает ее положение. Для обеспечения своей легитимации власть использует разные приемы. Она ссылается на существующие традиции (например, престолонаследия), использует харизму (веру в исключительные способности политического лидера), применяет право (закрепленные в конституции правила выборности власти), опирается на идею (популярную в народе, ставшую целью его жизненных устремлений). На практике эти приемы, как правило, используются в разном сочетании (см. схему №6).

       Не все способы легитимизации принимаются сегодня. Однако это не должно служить поводом для делегитимизации той или иной ранее существовавшей власти, для отказа в её признании. По крайней мере делать это надо с учетом всех особенностей и обстоятельств политической жизни того времени, когда произошла смена власти.

Сегодня легитимной считается та власть, которая сформирована с применением демократических процедур (а не с использованием силы) и пользуется в обществе признанием. К тому же народ судит о легитимности власти по результатам ее политики, прежде всего экономической; по тому, насколько улучшилась его жизнь; по тому, насколько власть способна владеть сложной ситуацией в обществе, поддерживать в нем стабильность. При этом важно то, пользуется ли власть авторитетом. Легитимна та власть, которая принята народом. При этом легитимность вовсе не означает, что все граждане принимают или поддерживают данную власть, часть их живет не считаясь с правовыми нормами (преступники), другая часть находится в оппозиции к власти.

 

4 . Перспективы изменения политической власти в XXI веке связаны с предстоящей (прогнозируемой) эволюцией общества, вступлением его в стадию постиндустриального (информационного) развития. Характерной чертой такого общества является высокая образованность населения, массовое овладение им рациональным мышлением. Это позволит власти опираться на такой ее источник, как научные знания, и использовать в качестве главного своего ресурса объяснение осуществляемой ею политики. Власть может рассчитывать на понимание образованным народом своей политики и потому вполне осмысленное его участие в политической жизни. Все это приведет к тому, что политическую власть трудно будет каким-то образом наследовать, у нее появится возможность обходиться без использования силы.

       Это не значит, что власть утратит политическое значение, перестанет контролироваться определенными общественными силами. Следует учитывать и то, что изменение технологической базы государства (его компьютеризация) и возможность оперативного получения и использования всей необходимой для управления обществом информации создают условия не только для существенного повышения эффективности такого управления, но и для использования информации с целью манипулирования сознанием населения. Чтобы обезопасить общество от этого, необходимы меры для деполитизации управления им.

 

Схема № 1.

 

Разнонаправленность политики.

 

                                                                Власть            

 

     
 


Субъекты политики                                                    Субъекты политики                                  сторонники власти                                                     противники власти                                           

     

            


                                                              Общество

Схема № 2.            Виды политической власти.

Форма правления Кто правит, в чьих интересах
Автократия Неограниченное, бесконтрольное полновластие одного лица – царя, шаха, короля, президента
Демократия Народовластие, участие народа в принятии решений на государственном уровне
Охлократия Власть толпы, реализующей свои интересы зачастую помимо институтов государственной власти
Теократия Сосредоточение государственной власти в руках духовенства, главы церкви
Элитократия Власть лучших, избранных из разных слоёв общества
Плутократия Власть богатых
Тимократия Власть имущих, частных собственников
Клептократия Воровская власть
Технократия Концентрация власти в руках технических специалистов
Идеократия Власть, имеющая идейное обоснование
Меритократия Власть наиболее одарённых людей, способных людей
Аристократия Форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати, верхушке какой-либо социальной группы

 

Схема № 3.        Основные субъекты власти.

 


                               Власть                                              П - правящая партия

         
   


                                                                                                       Э - властная элита

                       

 П               Б                Э                            Б - бюрократия

         
   


                                 

Общество

 

Схема № 4.                        Источники и ресурсы власти.

 

ВЛАСТЬ

 
Источникивласти Авторитет Сила Идея Закон Знание  
  Согласованное указание Принуждение Убеждение Право Объяснение Ресурсывласти





Схема № 5.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 231.