1 Государство является одним из самых совершенных изобретений человеческой цивилизации. Это орган управления обществом, служащий господствующему классу, осуществляющий такие мероприятия, которые удовлетворяют его потребности. Историческая наука появление государства относит к эпохе разложения первобытнообщинного строя и связывает его с возникновением в обществе классов, а также с задачами его обороны от внешней экспансии. Такими, например, были древнегреческие государства VII-II вв. до н. э. – союзы городов-государств (полисов), объединявшиеся во время военной угрозы. Оказали влияние на образование государства географические, национальные факторы – особые природно-климатические условия среды обитания народов и этническая их близость, например, объединение в IX-XI веках 14-ти восточно-славянских племен в Древнерусское государство.
Существуют и другие объяснения возникновения государства. Среди них весьма популярна теологическая теория, согласно которой государство является осуществлением божественного замысла. В Новое время созданы две получившие широкое признание и взаимно оппонирующие теории образования государства:
- договорная (Г. Гроци, Г. Гоббс, Д. Локк, Ж. Монтескье, Ж. Руссо), по которой государство – результат добровольного соглашения между людьми, чтобы иметь над собой орган управления;
- экономическая (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Морган, В. Ленин), согласно которой государство – результат действия объективных процессов экономического развития общества, приведших к разделению труда, появлению частной собственности и необходимости иметь специальный орган защиты интересов ее владельцев.
С давних времён сложилось мнение о необходимости государства, без которого общество не может существовать. Споры велись главным образом о том, какая форма правления лучше, какая более эффективна для регулирования отношений между людьми, разрешения возникающих между ними конфликтов, особенно на классовой почве. предлагались монархия, аристократия, демократия и другие формы правления. Первые были независимы от народа, стояли над ним. Только демократическая форма правления была зависимой от него. Здесь государство создавалось всем народом. Поэтому задачей его являлась забота о благополучной жизни большинства граждан.
Государственная форма управления обществом предполагает превосходство целого над его частями. Это приводит к провозглашению первенства государственного интереса перед личным. Провозглашение же превосходства второго, что стало популярным в 90-е гг. (пропаганда его в обществе), явилось нонсенсом. Государство служит личности, но личные интересы не могут быть выше государственных. В противном случае не будет самого государства, органа управления людьми.
Государство – главный политический институт общества. Обычно оно рассматривается в связи с той территорией и населением, на которые распространяется его власть. Для государства характерны такие признаки, как: 1) суверенность (обладание наивысшей властью по отношению ко всем субъектам, действующим на данной территории); 2) всеобщность – включение в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории; 3) принудительность – право путем использования силы добиваться от всех граждан и организаций выполнения их обязанностей перед властью и обществом; 4) моноцентризм – наличие единого центра принятия политических решений, имеющих силу для всего населения страны; 5) легитимность – владение властью без нарушения принятых в данном обществе правил.
Государство возникает и существует как орган защиты интересов господствующего класса (одна из версий его появления). Это долгое время было связано с применением силы для подавления выступлений рабов, крестьян, пролетариев. Но с ослаблением классового противостояния, происшедшего во второй половине XX века благодаря росту жизненного уровня работников и повышению цивилизованности их отношений с работодателями (чему способствовала и государственная власть) стало больше уделяться внимания управлению обществом, поддержанию в нём правового порядка. Управление имеет отношение и к экономике, в которую государство активно вмешивается в общенациональных интересах, в конечном счёте всё же отвечающих потребностям ведущих групп буржуазии.
Политологи не едины в понимании назначения государства. Одни из них считают, что в основные задачи государства входит примирять различные социально-политические силы общества, держать их, что называется, в «границах порядка», регулировать отношения между ними. Однако другие полагают, что автономность, надклассовость государства – это иллюзия, что политическая власть с ее рычагами управления на самом деле незримо находится под контролем определенных классов (групп) населения, которые под «покровом государства» реализуют свои корпоративные интересы. Степень этого контроля может быть различной, а само влияние на власть не всегда очевидным. Вместе с тем так называемая «надклассовость» государства в отдельных социально-исторических ситуациях все же возможна и государство может подняться над всеми социальными группами общества и выступить в качестве символа их единства в решении общих для страны, всего населения задач, особенно в экстремальных условиях.
2 Государство – сложная организация. Оно включает в себя органы и учреждения, занимающиеся управлением разными областями жизни общества: хозяйственной, подготовки кадров, образования, медицинского обслуживания и другими. В состав государственной власти входят также органы, обеспечивающие правопорядок и безопасность страны: прокуратура, МВД, суды, армия, ФСБ, МЧС и другие. Люди, работающие в государственных учреждениях, являются аппаратом власти. Это специалисты-управленцы, от их профессионализма в большой мере зависит эффективность деятельности государства (см. схему № 1).
Высшее чиновничество образует бюрократию, которая в основном остаётся неизменной при всех переменах в государственной власти. Неизменности бюрократии способствует, прежде всего, её корпоративная спайка. В современной России её отличает значительная коррумпированность, к тому же она живет, имея большие преимущества перед другими слоями населения (высокая зарплата и пенсии, разные привилегии). Это даёт основание рассматривать бюрократию как особый господствующий класс. У общества есть только один рычаг введения бюрократии в правовое поле – неукоснительный контроль за её деятельностью со стороны органов гражданского общества, СМИ.
Важнейшим принципом построения государства является разделение в нем власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную (имеющих в разных странах разное оформление и название). Они, будучи взаимно независимы, вместе с тем, контролируют друг друга, препятствуя каждой в злоупотреблении своей частью власти. Главенствующее положение принадлежит законодательной власти – парламенту как выборному органу, концентрирующему в себе интересы самых разных классов (слоев, групп) общества. Ему отдается приоритетное право определения границ деятельности исполнительной и судебной власти, а во многих странах и контроля за исполнительной властью, возбуждения обвинений против высших должностных лиц для привлечения их к ответственности (см. схемы №№ 2, 3).
Место и роль государства в политической жизни общества определяется его внутренними и внешними функциями (см. тему 9). В числе первых: правовая (обеспечивающая нормотворчество и законы, регулирующие поведение граждан), организаторская (использующая организационные рычаги для осуществления властных полномочий и информационного обеспечения политики), экономическая (сопряженная с разработкой экономической политики страны), социальная (предназначенная для использования федеральных фондов потребления для удовлетворения потребностей людей в работе, жилье, в бесплатном образовании и медицинском обслуживании), охраны окружающей среды. Для современного государства является характерным смещение акцентов в его политике: она осуществляется с целью не столько подавления общества, сколько управления им (см. схему № 4).
Выполнение функций государства определяется разными причинами: состоянием общества, уровнем его развития, историческими условиями и другими. Государство, достигшее высокого уровня экономического развития, может себе позволить осуществление широких социальных программ. В военную пору эта программа становится минимальной: все ресурсы государства расходуются на войну. Экономическая функция выполняется всегда, расхождения касаются её масштабов и направлений. Государство имеет свой сектор хозяйственной деятельности, вмешивается в экономическую жизнь, проводя бюджетную и налоговую политику, занимаясь акцизной торговлей.
3 Все государства делятся по типам и формам. Основными типами государства являются: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Они существуют в условиях одноименных общественно-экономических формаций. Такие государства различаются по содержанию осуществляемой ими политики. Делят государства и на такие два типа, как традиционное и современное. Различия их связаны с особенностями западной и восточной цивилизаций. К государствам современного типа относятся главным образом страны Европы и Северной Америки.
Государства различают и по формам. Выделяют три группы государства в зависимости от присущих им:
1) форм правления;
2) форм государственного устройства;
3) форм политического режима (см. схему № 5).
К первым относятся такие государства, как монархия (правление единоличное и наследуемое) и республика (правление коллективное и выборное). В современных условиях наиболее распространенными являются парламентская и президентская республики или президентско-парламентская и парламентско-президентская, а также парламентские монархии (см. схему № 6).
По формам государственного устройства в связи с особенностями административно-территориального строения и осуществляемых в них принципов взаимоотношений между составляющими их частями выделяются государства:
- унитарное – единое, централизованное государственное образование, части которого не обладают независимостью;
- конфедеративное – временное объединение суверенных государств для обеспечения их общих интересов;
- федеративное – добровольное объединение в союз ранее самостоятельных государств; союз государств, состоящий из нескольких государственных образований, обладающих определённой самостоятельностью в тех или иных сферах общественной жизни.
Федерацию от конфедерации отличают следующие черты:
- единая территория и население, живущее на данной территории;
- наличие общефедеральных государственных органов власти на всей территории государства;
- наличие конституционных гарантий территориальной целостности государства, отсутствие у частей государства права выхода из него;
- невозможность для субъектов федерации вступать в какие-либо государственные союзы за её пределами.
Федерацию от унитарного государства отличают следующие черты:
- конституционное, договорное или конституционно-договорное разделение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации;
- конституционные гарантии территориальной целостности субъектов федерации;
- самостоятельность субъектов федерации в осуществлении принадлежащих им полномочий;
- право участников федеративных отношений на двустороннее регулирование государственно-властных полномочий.
По формам политического режима государства делятся на авторитарные, тоталитарные и демократические.
Тип государства является достаточно устойчивым историческим явлением, тогда как форма государственного правления подвижна и зависит от целого комплекса внутренних и внешних причин жизни конкретного общества, страны.
Характерной особенностью демократических государств является наличие в них парламентов – высших представительных законодательных органов власти. Сначала они были учреждениями сословного представительства. Это: кортесы в Испании (XI век), рейхстаг Священной Римской империи (XII век), парламенты в Англии и Франции (XIII век). В России органами сословного представительства стали Земские соборы (XVI-XVII вв.). В 1906 году в России появился парламент. Им стала Государственная Дума. Она сохранила признаки сословного представительства: выборы проводились по четырем (землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей) куриям, они были двухступенчатые, а для рабочих и крестьян даже трех и четырехступенчатые; в них не участвовали женщины, молодежь до 25 лет. Государственная Дума была ограниченным в своих законодательных правах органом. Она три раза распускалась царем и просуществовала до 1917 года.
Россия имеет давнюю историю государства. В разные эпохи оно было по-разному устроено (см. схему № 7). В XIX и XX веках (до Октябрьской революции) государство было унитарным – все территориально-административные образования империи – генерал-губернаторство, наместничество, губернии, области (за исключением Финляндского княжества, Хивинского ханства, Бухарского эмирата) находились в жестком подчинении центральной власти. При Советской власти бывшее Российское государство стало федеративным – союзом добровольно объединившихся пятнадцати республик. Они обладали конституционными правами на самостоятельную жизнь, часть которых была делегирована центральной власти, которая пользовалась этим и во многом проводила политику, отвечавшую интересам всего государства.
Государство в России на протяжении многих веков (начиная с принятия Русью христианства) было идеократическим. Это выражалось в том, что государственная власть опиралась на веру людей в идею, обосновывавшую эту власть. До революции 1917 года господствующей в обществе была религиозная идея. Согласно православию власть существует от бога и государь в России не подчинялся законам. Эту особенность государство сохранило, по существу, и в советский период своей истории, отмеченный властью социалистических идей, обосновывавших значение для общества тогдашнего государства. Это принципиально отличает государство в России от государства в европейских и азиатских странах. В первых оно издавна существует как номократия (власть закона), а во-вторых – как этократия (власть обычаев). В этом проявляется зависимость указанных типов государства от разных цивилизационных условий, в которых они существуют.
Современная Россия является федеративным государством, которое образуют 82 субъекта (Москва, Санкт-Петербург, края, области, национальные республики, автономные округа). Оно построено по территориальному и национальному принципам разделения субъектов, что проявляется в большей степени суверенности национальных автономий, которые составляют 24 субъекта. Составляющие федерацию субъекты связаны общеобязательностью норм Конституции РФ и взаимной ответственностью. В то же время структурные элементы федерации (субъекты), как и сама федерация, обладают определённой самостоятельностью по отношению друг к другу. Самостоятельность федерации проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на территорию всей страны, в верховенстве федеральных законов и Конституции. Таким образом, Россия является государством, в котором единое правовое пространство. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и республиканско-губернской), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом. В российском парламенте это Совет Федерации и Государственная Дума.
Нельзя не отметить, однако, что составляющие РФ национальные образования обладают большой самостоятельностью. Все они занимаются собственным законотворчеством (ст. 66, п. 2 Конституции России) и очень часто принимают законы, не во всём согласующиеся (даже иногда противоречащие) федеральному законодательству. Например, в 90-ые годы существовала практика, не во всём и сейчас преодолённая, приостанавливать на своей территории действие федеральных законов, считать исключительно своей собственностью природные богатства республик. При этом приоритетное значение в отношениях между субъектами Федерации и Центром отдается не Конституции, а двухсторонним соглашениям. Децентрализация власти и сепаратистские устремления некоторых субъектов Федерации создают реальную угрозу целостности Российского государства.
Наряду с федеральной и региональной властью существуют также органы местной власти. Особенность их в том, что они являются важным институтом гражданского общества, в котором находит воплощение идея народного суверенитета. Это органы самоуправления муниципальных образований. Главное, чем призвана заниматься местная власть – это реализовывать все внутренние ресурсы для улучшения жизни населения. Понятно, что эффективность её работы во многом зависит от взаимодействия с региональной и федеральной властью.
Государство подвижно, подвержено изменениям и потому многолико. Указанные выше его формы являются как бы нормативными и на практике существуют в разных своих модификациях, обусловленных историческими особенностями породившего их времени. Так, новую форму государственности представляет создаваемый нынче Союз России и Белоруссии. Задуманный как федеративное государство, он не обладает пока его признаками: территориальной целостностью, единым гражданством, общей высшей властью.
4 Важная особенность современного демократического государства состоит в том, что оно является правовым – осуществляет верховенство закона, обеспечивает равенство граждан перед ним, гарантирует неприкосновенность личности, защиту её от всякого произвола, в том числе и со стороны властных структур. В задачи правового государства входит обеспечение граждан правами и свободами во всех областях общественной жизни.
Во второй половине XX века в условиях индустриального, а затем и постиндустриального и информационного общества происходит процесс заметного усиления роли государства в экономической, духовной и социальной жизни промышленно-развитых стран (этатистская тенденция). Вызвано это было очевидными ограничениями возможностей использования рыночного механизма регулирования экономикой (особенно в создании передовых наукоемких технологий, требующих значительных затрат и не дающих быстрой отдачи), повсеместными требованиями регулирования социальных последствий циклических перепадов производства, необходимостью противостояния мощному «накату» транснациональных корпораций на национальные хозяйства отдельных стран, широким распространением нового типа работника, занятого умственным, творческим трудом, основанным на личных способностях и высоких нравственных ценностях. В целом ряде капиталистических стран предпринимается попытка создания общества всеобщего благоденствия. Оказало влияние и то, что во многих развитых странах до половины населения стало получать доходы от государства, так как оказалось занятым в общественном секторе производства. Роль государства усилилась и в информационной области, широко используемой в целях управления обществом, пропаганды государственной идеологии, просвещения населения. Немаловажную роль сыграло и соревнование двух систем, под воздействием которого европейское гражданство стало наполняться социальным содержанием, превращаясь в юридически закрепленное право выходцев из нижних и средних слоев общества на получение неких бесплатных услуг государства. Доля социальных затрат государства в это время значительно выросла.
Указанные факторы привели к зарождению новой разновидности государства, характерной особенностью которого стала социально-ориентированная экономика, – к социальному государству. В современных условиях оно занимается не столько социальной помощью бедным, сколько обеспеченьем достойной жизни и свободного развития всем гражданам. Этому служит формирование и перераспределение бюджета страны, осуществление налоговой политики, создание государственного сектора хозяйства.
Надо сказать, появлению социального государства способствовало гражданское общество. Оно стало энергично вторгаться в пределы ведения государства, навязывая ему институционализацию совершенно новых для него видов деятельности. Сегодня государство должно заниматься вопросами:
- регулирования занятости населения (созданием новых рабочих мест, стимулированием их создания на частных предприятиях);
- социальной защиты всех слоев общества путем: установления минимума заработной платы, оказания помощи безработным, развития учреждений образования, здравоохранения, защиты окружающей среды;
- социального страхования населения.
В Конституции современной России наше государство называется социальным. Однако оказавшись в результате неудачных преобразований в глубоком системном кризисе, проявившемся, в частности, в невиданном спаде производства, Россия вошла в число бедных стран и не в состоянии сегодня проводить политику, отвечающую нуждам населения и статусу социального государства. Об этом свидетельствует хотя бы то, что четверть населения страны живёт ниже черты бедности. В России появилась хроническая бедность.
Следует сказать, что в современной России большинство опрошенных полагает, что государство должно обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни, таковых 66% опрошенных, только 2% из них считают, что люди должны сами, без какого-либо вмешательства государства обеспечивать себе нормальный уровень жизни (источник: ВОМ, 2007 г. №2, с. 30). Можно по разному истолковывать это: как явно иждивенческие, патерналистские ожидания от государства, являющиеся во многом традиционными в России, или как вполне современное осмысленье феномена современного государства, обязанного проводить социальную политику. Надо полагать, что опрошенные имели в виду и то и другое.
Сейчас в стране осуществляются крупномасштабные программы социального развития, призванные решить проблемы с жильём, образованием, медицинским обслуживанием и другие. Однако, осуществление их столкнулось с большими трудностями – от недостатка выделяемых денег (на образование и здравоохранение в стране выделяется в 2-3 раза меньше бюджетных средств, чем в развитых странах) до их целевого использования. Нельзя не заметить, что подобные процессы происходили и в Советском Союзе, но осуществление обширных социальных программ столкнулось здесь с большими трудностями материального порядка. По этой причине они не получили должного размаха.
Схема № 1.
ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РФ
представляет утверждает
кандидатуры
|
|
|
|
|
|
|
й
назначает Председателя правительства,
его заместителей дает согласие на назначение
Председателя правительства
Схема № 2.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 236.