1 Политическая жизнь людей состоит из их политических действий. Все они так или иначе связаны с властью, вызваны интересом людей к власти, обусловлены их разным отношением к ней. Овладение властью (прежде всего государственной) или использование ее в своих интересах – вот главная и конечная цель политических действий. Осуществление этого возможно только силами многих людей. Политические действия – это прежде всего действия объединений людей – партий, элит и возглавляемых ими групп населения. Но они осуществляются и отдельными людьми – политическими лидерами, партийными функционерами, рядовыми гражданами, принимающими то или иное участие в политической жизни. В этом случае их действия являются выражением не столько личных, сколько корпоративных интересов. Все участники политических действий (и групповых, и одиночных) называются политическими акторами. Политическими являются и все действия государства, составляющих его органов, всех властных чиновников.
Политическая жизнь охватывает все разновидности политической активности людей. В чем бы не проявлялось их участие в политике, оно свидетельствует об осуществлении ими каких-то политических действий.
2 Все многообразие политических действий проявляется двояко: в виде деятельности и взаимодействий людей (см. схему № 1). Политическая деятельность (как и всякая другая) субъектно-объектна (S→О). Она включает в себя того, кто действует, осуществляет политическое действие (S), и то, на что направлено это действие (О). Субъектами выступают политические акторы, а объектами – разные политические институты, организации, структуры социального и вещественного порядка. Основным объектом приложения политических сил является власть. Политическая деятельность подразделяется на: созидательную – создание политических артефактов, потребительскую – усвоение политической информации, оценочную – оценка всякого рода политических явлений, коммуникативную – передача политической информации.
В политической деятельности активной является только её субъектная сторона. Вторая (объектная) сторона, даже если она представлена людьми, - пассивна. Политическая деятельность осуществляется с применением разных средств, они различаются в зависимости от вида и характера деятельности. Широко используются СМИ, выступления лидеров партий, распространение избирательных материалов.
Характерной чертой политической деятельности является ее разнонаправленность. Она включает в себя и ту деятельность, которая направлена на завоевание власти, и ту, что связана с ее защитой. При этом субъекты и объекты политической деятельности меняются местами.
Политические взаимодействия субъектно-субъектны (S↔S1). В них обеими сторонами их являются только люди, активно проявляющие себя в контактах между собой по поводу власти, это политическое общение людей. Власть и ее политика служат причиной возникающих между людьми политических взаимодействий, порой весьма острых. Субъектами политических взаимодействий являются не только отдельные люди, но чаще их политические объединения (партии, элиты). Стороной политического взаимодействия могут выступать государственные органы.
Часто политические взаимодействия определяются как одна из форм общественных отношений – политические отношения. Они рассматриваются как взаимодействия между людьми по поводу политики, в которых находят выражение их политические интересы. Последние являются результатом осознания человеком (группой) своей причастности к власти, зависимости своего положения в обществе от действий власти. Особенность политических интересов в том, что в них в наиболее концентрированной, обобщенной форме выражаются коренные потребности классов и социальных общностей, прежде всего в связи с экономической нуждой. В них они получают свое практическое воплощение. Политические интересы находят выражение в политических отношениях, которые получают в них своё воплощение в конкретных политических действиях (см. схему №2). В отношениях политических субъектов их политические интересы реализуются по-разному, получают какое-то определенное свое выражение и применительно лишь к данной политической ситуации. Политические интересы служат причинами и мотивами политических действий людей. Политические действия людей и социальных групп могут иметь место только постольку, поскольку между ними существуют такие отношения, в которых находят выражение их политические интересы. Например, классы и социальные группы притязают на саму власть, и связывают обладание ею с решением своих важнейших, прежде всего социально-экономических, проблем. Многочисленные политические партии рассчитывают на свое представительство в органах государственной власти.
Политическая действия людей – это рационально-осмысленное их поведение, оно является выражением политических знаний, которыми обладает человек. Но его политические действия и эмоциональны, в них выражаются его окрашенные чувствами влечения, симпатии и антипатии. Политика – не бесстрастное занятие, она не может быть делом только трезвого ума, но является поприщем и глубоко прочувствованных действий людей.
Политические действия, формы участия людей в политике могут быть разными. Их различия обусловлены, во-первых, условиями, в которых происходят политические действия, прежде всего особенностями существующего в стране политического режима и, во-вторых, теми, кто действует, осуществляет политические действия, то есть особенностями политических акторов, разными их политическими знаниями и навыками политической деятельности. Это связано с принадлежностью людей к тем или иным классам и социальным общностям – национальным, профессиональным, поселенческим (городским, сельским), по-разному проявляющимся в участии их представителей в политике.
Политические действия характеризуются: 1) формами политического участия людей – от участия в митингах до выполнения поручений партийных организаций, от потребления информации о политических событиях до самостоятельного участия в них; 2) степенью политической активности – регулярность и частотой участия людей в политических мероприятиях; 3) характером, манерой политического поведения – деловитая, ответственная, высоконравственная или с использованием популистских приемов, рассчитанная на эпатирование населения.
На характер политического участия людей оказывают влияние самоцельный и функциональный способы их жизнедеятельности. Для первого характерно участие людей в политике для удовлетворения непосредственно политических, а для второго – опосредованно политических потребностей. Преобладание одного из них обусловлено прежде всего особенностями существующего в стране общественно-экономического строя. Так, то обстоятельство, что политика занимает второстепенное место в жизни большинства людей современного российского общества (с незрелым и капитализмом, и демократией) не может не служить причиной преимущественно функционального их участия в ней. Это находит выражение, в частности, в том, что люди больше участвуют в косвенных политических действиях, занимаются политикой для отстаивания своих материальных, экономических, социальных интересов.
3 Всем политическим действиям присущи некоторые общие различия. Начнем с того, что они могут быть сознательными или плохо осознанными. Могут осуществляться для достижения заранее поставленных целей, для решения определенных задач. Таковыми являются все осмысленные, мотивированные политические поступки. Здесь важно подчеркнуть одну особенность сознательного участия в политике. Оно в решающей степени является следствием политического образования людей и, что немаловажно, их теоретического постижения политических интересов своей социальной группы. Но политические действия людей часто свидетельствуют о стихийном, импульсивном участии их в политике. Такому их поведению как раз не достает политических знаний. Большей частью их заменяет личный опыт практического познания политической жизни. Такие политические действия нередко осуществляются под настроением, в них находит выражение эмоциональное отношение людей к политике. Так ведёт себя толпа, в отличие от политической организации.
Далее, политические действия могут быть профессиональными и дилетантскими (см. схему № 3). Первые осуществляются людьми, основным занятием которых является политика (политические лидеры, партийные функционеры); вторые – участниками массовых политических акций (митингов, манифестаций). Подавляющая часть последних занимается политикой непрофессионально.
Наконец, политические действия различаются по своему смыслу и в силу этого могут быть, в частности, прямыми и косвенными. На последних следует остановиться подробнее.
4 Политическая жизнь не ограничивается деятельностью людей в отношении государственной власти и их взаимодействиями по поводу неё, проводимой ею политики. Всё это свидетельствует о прямом участии людей в политике. В этом случае власть является объектом непосредственного отношения людей к ней. Политическая жизнь включает в себя и такие действия людей, которые не направлены простив власти. Например, решение политическими средствами, т.е. с помощью федеральной, региональной и местной власти, каких-то проблем экономического и социального свойства или осуществление действий в отношении власти, когда она фигурирует лишь в сознании людей, в их коммуникативных (вербальных) взаимодействиях. При этом на нее не посягают, ее только обсуждают. Такие действия людей свидетельствуют о косвенном их участии в политике, так как не содержат собственно политического смысла. Но все, кто не занимается политикой непосредственно, остаются все же в ее силовом поле, оказываются ее проводниками.
Особой разновидностью косвенного политического участия являются действия групп интересов (церковь, профсоюзы). Они принимают участие в политике для решения своих экономических, социальных, идеологических, а не политических проблем, не ставят своей целью овладение властью, вследствие чего их участие в политике стало бы прямым.
Итак, политическая жизнь общества проявляется двояко: в прямой и косвенной политической активности людей. Именно в последней форме большинство людей постоянно проявляют себя в политике. Косвенное участие в политике является частью политической жизни и тех людей, кто непосредственно и профессионально занимается политикой. Поэтому полное представление о политической жизни в обществе возможно только с учетом того, как она проявляется и за пределами «чистой» политической активности людей. Стремление же рассматривать формы косвенного политического участия только как второстепенные, ведет к недооценке их значения в жизни общества, искажает общее представление о политической жизни.
Особенностью косвенных форм политического участия является их повседневность. В них люди участвуют в политике не от случая к случаю, как это имеет место при участии их в выборах или в различных публичных политических акциях, а буквально каждый день. При этом косвенные политические действия происходят не запрограммировано, причины их вызывающие чаще всего не предвидимы. Вместе с тем, человек и сам нередко стремится участвовать в таких формах политической активности. Это ему требуется для того, чтобы снять возникшую душевную политическую напряженность, чтобы добиться хоть какого-то политического самоутверждения.
Косвенное политическое участие – это область преимущественно межличностного общения, политического взаимодействия отдельных индивидов. Они происходят в малых группах (бригада, компания сослуживцев, очередь покупателей). При этом каждый из индивидов часто оказывается вне группы своих сторонников и потому предоставлен как бы сам себе. Для многих такое общение является полем политической самореализации. Наиболее распространенными видами косвенного участия индивидов в политике являются обмен мнениями, спор.
Косвенное политическое участие тесно связано с обыденным политическим сознанием, протекает в его рамках. Оно позволяет людям выражать не только свои политические взгляды, мнения, но и чувства, настроения. Здесь люди чаще всего руководствуются политическими слухами, сведения о происходящих событиях воспринимаются в интерпретациях доступных им средств массовой информации. Как правило, сведения эти не становятся предметом личного глубокого осмысления. У большинства людей для этого просто не хватает политического образования. Поэтому самые общие политические представления, идеологически эклектичные, опирающиеся главным образом на факты, питают мотивацию косвенных политических действий большинства людей, являются идейной платформой их участия в политической жизни. Косвенное участие людей в политике вызвано и конкретными действиями властей, которые создают какие-то социальные, экономические проблемы в жизни определенных групп населения.
Следует отметить, что основанием для существования косвенного участия людей в политике служит то, что в жизни подавляющего большинства их политика не играет заметной роли. Они живут как бы, обходясь без нее. На самом же деле это не так. Политика всепроникающа и не дает возможности человеку полностью освободиться от нее. Поэтому его аполитичность иллюзорна. Уклоняясь от «большой» политики, он остается во власти «малой» – повседневно вовлеченным в разные формы косвенного политического участия.
Для отстраненности людей от участия в прямых формах политической активности у них существуют и другие причины. Среди них немаловажными являются условия, в которых протекает политическая жизнь людей – существующий в обществе политический режим. Что касается демократии, то она создает наиболее благоприятные условия для политической жизни в самых разных ее формах. Более того, безразличие человека к политике рассматривается здесь как ненормальное явление, так как гражданское общество (важнейшее условие демократии) предполагает активное взаимодействие его с государством.
Косвенные политические действия людей нередко служат основанием для приобщения их к прямому участию в политике, к действиям, объектом которых является власть. Из среды косвенно занимающихся политикой формируется электорат и социальная база разных политических партий. Участие в выборах, тем более обдуманное, равно как и сознательная поддержка, хотя бы эпизодически, определенных политических сил свидетельствует уже о новом уровне политической жизни людей, о формах непосредственного их участия в политике.
Схема № 1.
Политическая деятельность.
Цд - политические ценности S
(духовные)
Цм - политические ценности Цд Цм О
(материальные – средства
деятельности)
S1
О- объект политической дея-
тельности – власть
S, S1 - субъекты политических
действий
Политическое взаимодействие.
S Цд S1
Схема № 2.
Политические
Схема № 3.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 255.