Приведенная ниже таблица[15] представляет собой попытку выстроить в хронологической последовательности изложенные в Евангелиях сведения о жизни Иисуса Христа. Предложенная хронологическая последовательность в основном опирается на данные, содержащиеся в тексте, но, тем не менее, полностью исключить предположения не удалось.
Следует учитывать, что все Евангелия, рассматриваемые вместе не содержат полной биографии земной жизни Иисуса Христа, так как задача евангелистов заключалась не в составлении подробного жизнеописания Иисуса, а проповеди Благой Вести.
Сведения | Матфей | Марк | Лука | Иоанн | |
Рождение, отрочество и крещение Иисуса | |||||
1. | Введение к Евангелию от Луки | 1:1- 4 | |||
2. | Пролог к Евангелию от Иоанна | 1:1-18 | |||
3. | Родословная Иисуса | 1:1-17 | 3:23-38 | ||
4. | Возвещение Захарии о рождении Иоанна Крестителя | 1:5-25 | |||
5. | Возвещение Марии о рождении Иисуса | 1:26-38 | |||
6. | Мария посещает Елисавету | 1:39-56 | |||
7. | Рождение Иоанна Крестителя | 1:57-58 | |||
8. | Обрезание Иоанна Крестителя и наречение ему имени | 1:59-79 | |||
9. | Возвещение Иосифу о рождении Иисуса | 1:18-23 | |||
10. | Рождение Иисуса | 1:24-25 | 2:1-7 | ||
11. | Возвещение пастухам о рождении Иисуса | 2:8-14 | |||
12. | Поклонение пастухов | 2:15-20 | |||
13. | Обрезание Иисуса | 2:21 | |||
14. | Представление Иисуса в храм, пророчества Симеона и Анны | 2:22-38 | |||
15. | Поклонение волхвов | 2:1-12 | |||
16. | Бегство в Египет | 2:13-15 | |||
17. | Избиение младенцев Иродом | 2:16-18 | |||
18. | Возвращение из Египта в Назарет | 2:19-23 | 2:39 | ||
19. | Жизнь Иисуса в Назарете до 30 лет и сообщение о посещении храма 12-ти летним Иисусом, Иоанн Креститель в пустыне | 2:40-52 1:80 | |||
20. | Проповедь Иоанна Крестителя | 3:1-12 | 1:1-8 | 3:1-18 | 1:19-28 |
21. | Крещение Иисуса, свидетельство Иоанна | 3:13-17 | 1:9-11 | 3:21-23 | 1:29-34 |
22. | Искушение Иисуса | 4:1-11 | 1:12-13 | 4:1-13 | |
23. | Встреча Иоанна (?), Андрея и Петра с Иисусом | 1:35-42 | |||
24. | Призвание Филиппа и Нафанаила | 1:43-51 | |||
25. | Первое чудо: превращение воды в вино | 2:1-11 | |||
26. | Иисус переселяется в Капернаум | 2:12 | |||
Первое появление Иисуса в Иудее | |||||
27. | Первая Пасха, первое очищение храма | 2:13-25 | |||
28. | Беседа с Никодимом | 3:1-21 | |||
29. | Иисус проповедует в Иудее | 3:22 | |||
30. | Последнее свидетельство Иоанна Крестителя о Христе | 3:23-36 | |||
31. | Возвращение Иисуса в Галилею | 4:1-3 | |||
32. | Разговор Иисуса с самарянкой у колодца и его следствие | 4:4-42 | |||
33. | Исцеление сына царедворца | 4:43-54 | |||
34. | Заточение Иоанна Крестителя | 4:3-5 | 6:17-20 | 3:19-20 | |
Начальный период служения Иисуса в Галилее | |||||
35. | Начало общественного служения Иисуса в Галилее | 4:12-17 | 1:14-15 | 4:14-15 | |
36. | Отвержение Иисуса в Назарете | 4:16-30 | |||
37. | Призвание Симона, Андрея, Иакова и Иоанна | 4:18-22 | 1:16-20 | 5:1-11 | |
38. | Исцеление одержимого бесами | 1:21-28 | 4:31-37 | ||
39. | Исцеление тещи Петра | 8:14-15 | 1:29-31 | 4:38-39 | |
40. | Исцеление многих больных в тот же вечер | 8:16-17 | 1:32-34 | 4:40-41 | |
41. | Странствование по Галилее | 4:23-25 | 1:35-39 | 4:42-44 | |
42. | Исцеление прокаженного | 8:2-4 | 1:40-45 | 5:12-16 | |
43. | Исцеление расслабленного | 9:1-8 | 2:1-12 | 5:17-26 | |
44. | Призвание Матфея, Иисус посещает его дом | 9:9-13 | 2:13-17 | 5:27-32 | |
45. | Вторая Пасха, исцеление больного в купальне Вифезда, спор с иудеями | 5:1-47 | |||
46. | Срывание колосьев в субботу и спор о субботе | 12:1-8 | 2:23-28 | 6:1-5 | |
47. | Исцеление человека с сухой рукой | 12:9-13 | 3:1-5 | 6:6-11 | |
48. | Заговор против Иисуса, воодушевление народа | 12:14-21 | 3:6-12 | 6:17-19 | |
49. | Избрание двенадцати апостолов | 10:2-4 | 3:13-19 | 6:12-16 | |
50. | Нагорная проповедь, произнесение заповедей блаженств | 5:1-8:1 | 6:20-49 | ||
51. | Иисус исцеляет слугу сотника | 8:5-13 | 7:1-10 | ||
52. | Странствование по Галилее | 11:1 | |||
53. | Воскрешение сына вдовы | 7:11-17 | |||
54. | Вопрос Иоанна Крестителя к Иисусу, ответ Иисуса | 11:2-19 | 7:18-25 | ||
55. | Кающаяся грешница умащает Иисуса | 7:36-50 | |||
56. | Дальнейшее странствование Иисуса с учениками по Галилее | 8:1-3 | |||
57. | Исцеление одержимого бесами, Иисус осуждает фарисеев за богохульство | 12:22-37 12:43-45 | 3:20-30 | 11:14-15 11:17-28 | |
58. | Фарисеи требуют, чтобы Иисус показал им знамение | 12:38-42 | 11:16, 11:29-36 | ||
59. | Мать и братья Иисуса желают увидеться с Ним | 12:46-50 | 3:31-35 | 8:19-21 | |
60. | Обличительное слово о фарисеях | 11:37-54 | |||
61. | Предостережение от лицемерия, от забот о земных благах, призыв к постоянной готовности | 12:1-59 | |||
62. | Об убитых галилеянах и о людях, пострадавших от падения Силоамской башни | 13:1-5 | |||
63. | Притчи о сеятеле, о пшенице и плевелах, о горчичном зерне, о закваске, о зарытом на поле сокровище и драгоценной жемчужине, о закинутом неводе (притчи о Царстве Небесном) | 13:1-53 | 4:1-34 | 8:4-18 13:18-21 | |
64. | Три желающих следовать за Иисусом | 8:18-22 | 9:57-62 | ||
65. | Укрощение бури на Галилейском озере | 8:23-27 | 4:35-41 | 8:22-25 | |
66. | Исцеление одержимого бесами | 8:28-34 | 5:1-20 | 8:26-39 | |
67. | Наставление о посте | 9:14-17 | 2:18-22 | 5:33-39 | |
68. | Воскрешение дочери Иаира; исцеление женщины, страдавшей кровотечением | 9:18-26 | 5:21-43 | 8:40-56 | |
69. | Исцеление двух слепых | 9:27-31 | |||
70. | Исцеление немого, одержимого бесами | 9:32-34 | |||
71. | Второе отвержение Иисуса в Назарете | 13:54-58 | 6:1-6 | ||
72. | Иисус посылает двенадцать учеников на проповедь | 9:35-10:1, 10:5-11:1 | 6:6-13 | 9:1-6 | |
73. | Ирод слышит об Иисусе, обезглавливание Иоанна Крестителя | 14:1-2, 14:6-12 | 6:14-16, 6:21-29 | 9:7-9 | |
74. | Возвращение Двенадцати, Иисус вместе с ними переправляется через озеро, насыщение пяти тысяч человек | 14:13-21 | 6:30-44 | 9:10-17 | 6:1-14 |
75. | Иисус ходит по воде | 14:22-33 | 6:45-52 | 6:15-21 | |
76. | Исцеления больных | 14:34-36 | 6:53-56 | ||
77. | Разговор о хлебе жизни во время Третьей Пасхи | 6:22-71 | |||
78. | Иисус предостерегает от следования предписаниям фарисеев | 15:1-20 | 7:1-23 | ||
Поздний период служения Иисуса в Галилее | |||||
79. | Исцеление дочери хананеянки | 15:21-28 | 7:24-30 | ||
80. | Дальнейшие исцеления больных | 15:29-31 | 7:31-37 | 7:1 | |
81. | Насыщение четырех тысяч человек | 15:32-38 | 8:1-9 | ||
82. | Фарисеи и саддукеи требуют знамения от Иисуса | 15:39-16:4 | 8:10-12 | ||
83. | Предостережение от фарисейской закваски и т.п. | 16:5-12 | 8:13-21 | ||
84. | Исцеление слепого | 8:22-26 | |||
85. | Исповедание Петра | 16:13-20 | 8:27-30 | 9:18-21 | |
86. | Иисус предсказывает Свою смерть и воскресение | 16:21-28 | 8:31-9:1 | 9:22-27 | |
87. | Преображение Иисуса | 17:1-13 | 9:2-13 | 9:28-36 | |
88. | Исцеление мальчика, одержимого бесом | 17:14-21 | 9:14-29 | 9:37-43 | |
89. | Иисус снова предсказывает Свою смерть и воскресение | 17:22-23 | 9:30-32 | 9:43-45 | |
90. | Вопрос о податях | 17:24-27 | |||
91. | Поучение ученикам об истинном смирении, о заботе о малых и слабых, предостережение от соблазна и проч. | 18:1-35 | 9:33-50 | 9:46-60 | |
Последнее путешествие в Иерусалим (деяния Иисуса в Иудее и Пере) | |||||
92. | Прощание Иисуса с Галилеей, неприятие Его в Самарии | 19:1 | 10:1 | 9:51-56 | |
93. | Иисус посылает на проповедь 70 учеников | 11:20-24 | 10:1-16 | ||
94. | Иисус на празднике Кущей | 7:2-52 | |||
95. | Женщина, уличенная в прелюбодеянии | 7:53-8:11 | |||
96. | Спор с иудеями во время праздника | 8:12-59 | |||
97. | Иисус покидает Иерусалим, возвращение 70 учеников | 11:25-30 | 10:17-24 | ||
98. | Иисус поучает книжника, притча о милосердном самарянине | 10:25-37 | |||
99. | Иисус в доме Марфы и Марии | 10:38-42 | |||
100. | Иисус учит Своих учеников молиться | 11:1-13 | |||
101. | Праздник Освящения храма, исцеление слепорожденного, притча о добром пастыре, конфликт с иудеями, Иисус удаляется в Перею, на другой берег Иордана | 9:1-10:38 | |||
102. | Служение Иисуса в Перее | 19:1-2 | 10:1 | 10:39-41 | |
103. | Притча о бесплодной смоковнице | 13:6-9 | |||
104. | Исцеление скорченной женщины, совершенное в субботу | 13:10-17 | |||
105. | Путешествие в Иерусалим, слова об отвержении Израиля, предостережение от Ирода | 13:23-35 | |||
106. | Иисус в гостях у фарисея, исцеление страдающего водяной болезнью, притча о званных на брачный пир | 14:1-24 | |||
107. | Иисус призывает Своих последователей к самоотверженности | 14:25-35 | |||
108. | Притчи о потерянной овце, о потерянной драхме и о блудном сыне | 15:1-32 | |||
109. | Притча о неверном управителе | 16:1-13 | |||
110. | Иисус обличает фарисеев, притча о богаче и Лазаре | 16:14-31 | |||
111. | Иисус наставляет учеников в долготерпении, вере и смирении | 17:1-10 | |||
112. | Исцеление десяти прокаженных | 17:11-19 | |||
113. | О грядущем царстве Божьем, о Втором пришествии Иисуса Христа | 17:20-37 | |||
114. | Притча о неправедном судье | 18:1-8 | |||
115. | Притча о фарисее и мытаре | 18:9-14 | |||
116. | Воскрешение Лазаря | 11:1-46 | |||
117. | Первасвященники и фарисеи замышляют убить Иисуса, Иисус вновь покидает окрестности Иерусалима | 11:47-54 | |||
118. | Высказывания Иисуса о разводе и нерасторжимости брака | 19:3-12 | 10:2-12 | ||
119. | Иисус благословляет детей | 19:13-15 | 10:13-16 | 18:15-17 | |
120. | Богатый юноша | 19:16-30 | 10:17-31 | 18:18-30 | |
121. | Притча о работниках в винограднике | 20:1-16 | |||
122. | Иисус в третий раз предсказывает Свою смерть и воскресение | 20:17-19 | 10:32-34 | 18:31-34 | |
123. | Иисус отправляется в Иерусалим, просьба сыновей Заведеевых | 20:20-28 | 10:35-45 | ||
124. | Исцеление двух слепых | 20:29-34 | 10:46-52 | 18:35-43 | |
125. | Обращение Закхея | 19:1-10 | |||
126. | Притча о десяти минах | 19:11-28 | |||
127. | Иисус приходит в Вифанию за шесть дней до Пасхи | 11:55-12:1 | |||
Последняя неделя земной жизни Иисуса | |||||
128. | Помазание в Вифании, враждебность первосвященников | 26:6-13 | 14:3-9 | 12:2-11 | |
129. | Вход Иисуса в Иерусалим, ночь в Вифании | 21:1-11 | 11:1-11 | 19:29-44 | 12:12-19 |
130. | Проклятие бесплодной смоковницы, очищение храма, восклицания детей, чудеса | 21:12-19 | 11:12-19 | 19:45-48, 21:37-38 | |
131. | Засохшая смоковница | 21:20-22 | 11:20-26 | ||
132. | Иисус подтверждает Свою власть, притчи: о двух сыновьях, по-разному относящихся к воле отца; о злых виноградарях; о царском брачном пире | 21:23-32 21:33-46 22:1-14 | 11:27-33 12:1-12 | 20:1-8 | |
133. | Вопросы: фарисеев о подати кесарю, саддукеев о воскресении мертвых, книжника о наибольшей заповеди, Иисуса о сыне и Господе Давида | 22:15-22 22:23-33 22:34-40 22:41-46 | 12:13-17 12:18-27 12:28-34 12:35-37 | 20:20-26 20:27-40 20:41-44 | |
134. | Предостережение от фарисеев и книжников | 23:1-39 | 12:38-40 | 20:45-47 | |
135. | Пожертвование вдовы | 12:41-44 | 21:1-4 | ||
136. | Встреча Иисуса с эллинами, плод Его смерти, неверие иудеев | 12:20-50 | |||
137. | Пророчество Иисуса о гибели Иерусалима, о будущем Церкви и Его Втором пришествии | 24:1-31 | 13:1-27 | 21:5-28 | |
138. | Призыв к бодрствованию, притча о десяти девах, притча о талантах, грядущий суд над миром | 24:32-25:46 | 13:28-37 | 21:29-36 | |
139. | Совещание духовных вождей народа, Иуда предает своего Господа | 26:1-5 26:14-16 | 14:1-2 14:10-11 | 22:1-6 | |
140. | Приготовления к Пасхе | 26:17-19 | 14:12-16 | 22:7-13 | |
141. | Последняя Пасха, спор учеников о том, кто из них больший | 26:20 | 14:17 14:24-30 | 22:14-18 | |
142. | Омовение ног | 13:1-20 | |||
143. | Иисус говорит о предателе, Иуда уходит | 26:21-25 | 14:18-21 | 22:21-23 | 13:21-35 |
144. | Тайная Вечеря | 26:26-29 | 14:22-25 | 22:19-20 | |
145. | Предсказание об отречении Петра и другие предостережения | 22:31-38 | 13:36-38 | ||
146. | Прощальная беседа Иисуса с учениками, первосвященническая молитва Иисуса | 14:1-17:26 | |||
147. | Повторное предсказание об отречении Петра и о бегстве учеников | 26:30-35 | 14:26-31 | ||
148. | Молитва Иисуса в Гефсиманском саду | 26:36-46 | 14:32-42 | 22:39-46 | 18:1 |
149. | Взятие Иисуса под стражу, бегство учеников | 26:47-56 | 14:43-52 | 22:47-53 | 18:2-12 |
150. | Предварительное разбирательство перед первосвященником Анной | 18:13-14 | |||
151. | Допрос Иисуса перед синедрионом, поругание Иисуса | 26:57 26:59-68 | 14:53 14:55-65 | 22:54-55 22:63-65 | |
152. | Отречение Петра | 26:58 | 14:54 | 22:56-62 | 18:15-18 |
153. | Окончательное осуждение Иисуса синедрионом | 26:69-75 27:1 | 14:66-72 15:1 | 22:66-71 | 18:25-27 |
154. | Иисус перед Пилатом | 27:2, 11-14 | 15:1-5 | 23:1-5 | 18:28-37 |
155. | Иисус перед Иродом | 23:6-12 | |||
156. | Иисус вновь перед Пилатом | 27:15-26 | 15:6-15 | 23:13-25 | 18:38-40 |
157. | Пилат предает Иисуса на смерть, Бичевание Иисуса | 27:26-30 | 15:15-19 | 19:1-3 | |
158. | Последняя попытка Пилата спасти Иисуса, окончательное осуждение | 19:4-16 | |||
159. | Муки совести и самоубийство Иуды, покупка на заплаченные ему деньги земли горшечника | 27:3-10 | |||
160. | Иисус на пути к Голгофе | 27:31-34 | 15:20-23 | 23:26-33 | 19:16-17 |
161. | Распятие | 27:35-38 | 15:24-28 | 23:33-34, 23:38 | 19:18-24 |
162. | Иисус на кресте | 27:39-49 | 15:29-36 | 23:35-37, 23:39-45 | 19:25-29 |
163. | Смерть Иисуса | 27:50 | 15:37 | 23:46 | 19:30 |
164. | События, сопровождавшие смерть Иисуса | 27:51-56 | 15:38-41 | 23:45, 23:47-49 | |
165. | Снятие с креста и погребение в новой гробнице | 27:57-61 | 15:42-47 | 23:50-56 | 19:31-42 |
166. | Первосвященники просят поставить стражу у гробницы | 27:62-66 | |||
Воскресение Иисуса | |||||
167. | Женщины обнаруживают, что гробница пуста | 28:1-10 | 16:1-8 | 24:1-11 | |
168. | Петр и Иоанн приходят к гробнице, Иисус является Марии Магдалине | 16:9-11 | 24:12 | 20:1-18 | |
169. | Первосвященники подкупают стражей гробницы | 28:11-15 | |||
170. | Явление воскресшего Иисуса двум ученикам на дороге в Эммаус | 16:12-13 | 24:13-25 | ||
171. | Явление Иисуса ученикам в отсутствии Фомы | 16:14 | 24:36-49 | 20:19-24 | |
172. | Иисус снова является Своим ученикам, среди которых присутствует уже и Фома | 20:25-29 | |||
173. | Явление Иисуса на Тивериадском озере, восстановление Петра в его положение главы апостолов | 21:1-23 | |||
174. | Поручение проповедовать Евангелие по всему миру | 28:16-20 | 16:15-18 | ||
175. | Вознесение | 16:19-20 | 24:50-53 | ||
176. | Заключение Евангелия от Иоанна | 21:24-25 |
Как уже ранее отмечалось, нельзя с полной уверенностью заявить, что все события расставлены строго в хронологическом порядке. Кроме того, что целью евангелистов не было хронографирование жизни Иисуса Христа, а передача Благой вести, необходимо учитывать и особенности культуры и обычаев того времени. Дело в том, что у евреев считалось, что тот, кто может не по порядку, а в разнобой рассказать события, тот их действительно знает. Например, любой из нас расскажет алфавит от А до Я по порядку, но перечислить в разнобой все буквы алфавита, не разу не назвав одной и той же, может тот, кто действительно очень хорошо знает алфавит.
Возможно, авторы Евангелий преднамеренно описывали события не по порядку, чтобы показать остальным, что они действительно их знают и могут об этом засвидетельствовать, а может быть их так повел Святой Дух. Но в любом случае для читателей того времени манера написания Евангелий была лучшим свидетельством, что люди действительно это видели или пережили и точно знали, о чем писали.
Приложение 7.
Как возникла Библия
Становление Ветхого Завета
Как же Библия постепенно достигла своей современной формы? Старейшие части Библии были созданы в самом начале истории человечества, возможно, еще до потопа, произошедшего примерно за 5000 лет до н.э. Вероятно, эти древние истории были запечатлены на глиняных табличках и дошли в таком виде до Моисея, который собрал и переработал их в первую книгу Библии – Бытие. Во время странствия израильского народа по пустыне Моисей написал остальные четыре книги – Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Последняя глава пятой книги Моисея (созданная после его смерти), вероятно, была написана и добавлена Иисусом Навином, который, скорее всего, был и автором книги Иисуса Навина. Число священных свитков постепенно росло, и вполне вероятно, что во времена царствования Соломона уже существовали книги Судей, Руфи и Царств. Кроме того, весьма вероятно, что впоследствии к этим книгам были добавлены некоторые части. Ко времени вавилонского плена уже были закончены книги Царств (по крайней мере, в первоначальной версии), Псалмы, Притчи, Екклесиаст, Песни Песней и книги многих пророков (Исайи и др.). Во времена возвращения евреев из плена в Палестину, при первосвященнике Ездре и градоначальнике Неемии, Ветхий Завет, за исключением книги пророка Малахии, был завершен.
За это время евреи уже привыкли отождествлять себя со своими священными книгами: во время царствования Навуходоносора Израиль лишился храма, прекратились и жертвоприношения. Поэтому евреи стали уделять больше внимания тому, что у них еще оставалось и чем они раньше часто пренебрегали – Библии. Вероятно, еще до вавилонского плена у евреев были особые места собраний для изучения Писаний под руководством левитов, позже получившие греческое название синагога. Позже синагога стала заменять разрушенный храм, вместо прекратившихся жертвоприношений в ней читалась Тора (Пятикнижие, Закон). Позднее синагога стала играть важную роль и как место встреч и собраний. В синагоге хранились драгоценные свитки Закона, читавшиеся по субботам и по праздникам. После окончания плена эти свитки вернулись в Израиль, и чтение Закона вскоре стало важным элементом еврейских богослужений. Не все евреи вернулись в Израиль, и не все были уведены в плен в Вавилон. В Книге Пророка Иеремии (41 – 44) мы читаем, что большое число евреев переселилось в Египет и осело там. С тех пор в Египте не прекращалась деятельность большой еврейской колонии.
Большую роль евреи играли, прежде всего, в Александрии, городе, основанном в 332 г. до н.э. Александром Македонским. Они играли большую роль в жизни города практически со времени его основания, к началу нашей эры половина населения Александрии была еврейского происхождения, а всего в Египте проживало около миллиона евреев! Эти египетские евреи все больше отходили от традиционной еврейской культуры и говорили в основном на повсеместно распространенном в то время греческом языке. Это означало наступление новой эры в истории Библии! Если Библия вообще еще могла быть доступной александрийским евреям, то только на греческом языке; значит, возникла необходимость ее перевода. Таким образом Библия, насколько нам известно, стала первой книгой, переведенной на другой язык. Работа над этим греческим переводом, начатая в Александрии в третьем веке до н.э., первоначально велась многими переводчиками независимо друг от друга. В конце концов, во втором веке до н.э., появилась стандартная версия греческого перевода Ветхого Завета, называемая Септуагинтой (то есть семьдесят). Это название происходит от предания, что перевод был сделан 72 еврейскими учеными, по шести от каждого колена Израилева. Вскоре этот перевод стал использоваться во всех синагогах побережья Средиземного моря, именно он цитируется в большинстве мест Нового Завета. Септуагинта имела огромное значение для первых христиан, проповедовавших евангелие всему грекоязычному античному миру. Под свитком пророка Исайи, который читал вельможа царицы Эфиопской (Деян. 8:26-40), бесспорно, подразумевается часть Септуагинты. И в спорах с иудеями христиане постоянно цитировали Септуагинту: по этой причине евреи все больше теряли интерес к греческому переводу. Другой причиной угасания интереса к переводу была возросшая популярность еврейского Ветхого Завета. Наряду с достойной восхищения работой, проделанной евреями в 100-900 гг. н.э. над текстом Ветхого Завета, они сделали и несколько его собственных переводов на греческий язык, из которых наиболее известны переводы Акилы, Феодотиона и Симмаха.
Становление Нового Завета
Раннехристианские общины, как правило, располагали своим любимым греческим переводом Ветхого Завета, но во второй половине первого века н.э. они также начали собирать и копировать богодухновенные писания апостолов и новозаветных пророков.
Хотя Евангелие от Марка (написанное им при сопровождении апостола Петра в Рим в качестве переводчика и помощника), вероятно, было первоначально известно лишь в Риме, в то время как верующие Сирии имели Евангелие от Матфея, определенная группа верующих – Евангелие от Луки, а ефесяне – Евангелие от Иоанна, похоже, что уже к концу первого века н.э. евангелия были собраны в одну книгу, называемую просто Евангелие. Примерно в это же время были собраны в книгу и письма, написанные апостолом Павлом церквям и отдельным людям; они образовали второй сборник под названием «Апостол», который обошел все общины того времени. Произведение, которое мы называем «Деяния Апостолов», было для этого сборника очень важным комментарием. Книга Деяний Апостолов была написана Лукой и, вероятно, первоначально составляла одно целое с Евангелием. Кроме того, богодухновенными были признаны и послания других апостолов и учеников Христа и Откровение Иоанна. Все они также вошли в канон Нового Завета.
Хотим отметить, что ко второму столетию н.э. Библия не только была полностью написана, но и начала рассматриваться христианскими общинами как единая книга. Библия того времени состояла из греческого перевода Ветхого Завета (Септуагинты) и Нового Завета, написанного по-гречески. Когда в третьем столетии н.э. был изобретен переплет книг (по-гречески эти книги назывались кодексами), появилась возможность представить Библию единой книгой. Из этих первых переплетенных Библий до нас, к сожалению, не дошло ни одной; возможно, причина кроется в том, что для страниц Библий в основном использовался нестойкий папирус, с другой стороны, многие императоры (в первую очередь Диоклетиан в конце 3 века н.э.) устраивали настоящие охоты на Библии и на христиан, при этом множество Библий сжигалось или уничтожалось другими способами. Старейшая из дошедших до нас и почти полностью уцелевшая Библия – это знаменитый Codex Vaticanus, рукопись 4-го века, хранящаяся в Ватикане.
Потрясающие масштабы распространения христианства в первые столетия н.э. вызывали гигантскую волну переписывания Библии: растущие как грибы общины требовали духовного питания – в первую очередь само Писание. Переписывание производилось от руки, поэтому каждая Библия стоила огромного труда копировщиков. Удовлетворить подобным образом потребность в Библиях представлялось совершенно невозможным делом, и поэтому вскоре широкое распространение получил другой метод копирования. В специальном зале, «скрипториуме», чтец медленно диктовал текст Писания целой группе писцов, называемых «скрибентами». Этот метод позволял производить за один этап столько Библий, сколько было задействовано в работе писцов. Свитки и книги Библии, как и сегодня, продавались в книжных лавках – хотя и в значительно меньших количествах. Только богатые люди могли позволить себе эту дорогую покупку, но путешественники привозили Библии и в самые далекие уголки Римской империи. После того, как прекратились гонения на христиан и император Константин (лишь внешне или действительно) обратился в христианскую веру, работа по распространению Библий даже получила государственную, политическую и финансовую поддержку. Возможно, известный ученый-теолог Евсевий и был тем человеком, который обратил внимание императора на то, как велика была нужда в Библиях у христианских общин. Как велика должна была быть радость христиан, узнавших, что император повелел изготовить пятьдесят копий Библии и раздать их общинам!
Литература, рекомендуемая для изучения:
1. «Как изучать Библию», учебное пособие, Ч.1., издательство БПИ, Москва, 2000
2. У. Хенриксен, Г. Джексон. «Изучение, толкование и применение Библии», Санкт Питербург, «Мирт», 1995
3. Дороти Л. Джонсон. «Понимание Библии: методы изучения Библии», учебное пособие, МЗИ, 1998
4. У. Линкольн. «Как самостоятельно изучать Библию», Чикаго, 1991
5. Томас Траск, Уайд Гудэлл. «Возвращение к Слову». Русское издание Лайф Паблишерс Интернешнл, 1998
Используемая литература:
1. Томас Траск, Уайд Гудэлл. «Возвращение к Слову». Русское издание Лайф Паблишерс Интернешнл, 1998.
2. Элвелл Уолтер (редактор), «Теологический энциклопедический словарь». Москва, «Духовное возрождение», 2003.
3. Ричард Пратт, «Он дал нам прообразы», Киев, Христианское библейское братство св. апостола Павла, 2000.
4. Меир Вайс, «Библия и современное литературоведение (Метод целостной интерпретации)», Москва, «Мосты культуры», 2001.
5. Епископ Вениамин, «Священная библейская история Ветхого Завета», Владивосток, Дальневосточный государственный университет, 2000
6. «Библейская энциклопедия Брокгауза», Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999
7. «Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура», Славянское Евангельское Общество, 2004
8. Henry A. Verkler, «Hermeneutic», USA, Grand Rapids, «Biker Book House», 1981.
9. Gordon Fee, Douglas Stuart, «How to Read the Bible For All Its Worth: A Guide to Understanding the Bible», Michigan, Grand Rapids, 1982
10. Arndt William, Gingrich Wilbur, «A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature». Chicago, The University of Chicago Press, 1988.
11. Brown Francis, «The Enhanced Brown-Drivers-Briggs Hebrew and English Lexicon». Oxford, Magdalen Collage, 1951.
12. Louw Johannes and others, «Greek-English Lexicon of the New Testament». New York, United Bible Societies, 1989.
13. Paul Enns, «The Moody Handbook of Theology». Chicago, Moody Press, 1989.
14. Gerhard von Rad, «Old Testament Theology» (т. I и II), USA Press, 1957.
15. L.G.Sargent, «Studying the Bible», USA Press, 1998
16. John Barton, «The Cambridge Companion to Biblical Interpretation», United Kingdom, Cambridge University Press, 1998
[1] Томас Траск, Уайд Гудэлл. «Возвращение к Слову». Русское издание Лайф Паблишерс Интернешнл, 1998
[2] Абзац взят с сокращениями из книги Томаса Траска и Уайда Гудэлла «Возвращение к Слову».
[3] Paul Enns. The Moody Handbook of Theology. Chicago: Moody Press, 1989.
[4] «…путь к знаниям ты верой освети…» Н.А. Некрасов
[5] Larid Harris «Theological Wordbook of the Old Testament», USA, Chicago «Moody Press», 1980.
[6] Larid Harris «Theological Wordbook of the Old Testament», USA, Chicago «Moody Press», 1980
[7] Данная информация взята из книги Епископа Вениамина, «Священная библейская история Ветхого Завета», Владивосток, Дальневосточный государственный университет, 2000.
[8] Годы, указанные ниже все до нашей эры.
[9] Таблица взята из книги М.Тени «Обзор Нового Завета», СПб., «Библия для всех», 1996
[10] Таблица составлена по материалам книг: «Библейская энциклопедия Брокгауза», Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999 и Самуил Шульц «Ветхий Завет говорит…», Москва, «Духовное возрождение», 1997.
[11] Все годы в таблице до начала истории Церкви указаны до нашей эры.
[12] В «Учебной Библии с комментариями Джона Мак-Артура», Славянское Евангельское Общество, 2004 в таблице «Хронология патриархов и судей Ветхого Завета» стр. 2-3, исход евреев и рождение Моисея датируются соответственно 1445 г. до н.э. и 1525 г. до н.э.
[13] Информация взята из книги «Библейская энциклопедия», Российское Библейское Общество, 1996.
[14] Современный эквивалент древних денег указан в долларах США по состоянию на 2004 г. из «Учебной Библии с комментариями Джона Мак-Артура», Славянское Евангельское Общество, 2004, стр. 2199.
[15] Данная таблица взята из книги «Библейская энциклопедия Брокгауза», Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999
Дата: 2018-12-28, просмотров: 257.