Самый большой интерес в научном мире вызвал так называемый «черный обелиск», найденный в 1846 г. английским археологом Лайярдом среди развалин города на холме Тель Нимруд. Это четырехгранный столб из черного базальта, покрытый со всех сторон текстами и барельефными изображениями. На одном барельефе изображен Салманасар III. Он стоит, гордо выпрямившись, а какой-то вельможа в роскошно расшитом плаще бьет ему челом. Когда ученый Роулинсон расшифровал надпись, то оказалось, что бьющая челом фигура - это израильский царь Ииуй, который искоренил весь род нечестивого Ахава (4-е Цар. 9-10). Надпись под барельефом гласит: «Дань царя Ииуя из Беф-Умврия (то есть из царского рода Амрия): серебро, золото, золотая чаша, золотые блюда...».
Из другого текста, найденного в 1961 году, следует, что Ииуй принес эту дань на восемнадцатом году царствования Салманасара, т.е. около 842 года до н.э. Библия обходит молчанием тот факт, что Ииуй был вассалом ассирийского царя. Ассирийская же надпись объясняет, почему царь Дамаска вторгся в пределы Израиля и разрушил его города. Это была месть за то, что Ииуй изменил антиассирийскому союзу, заключенному с Сирией, и перешел на сторону Ассирии. Таким образом, эти краткие сведения из царского дворца в Нимруде подтверждают и дополняют сказания об израильских царях.
Израиль - данник Ассирии .
С именем израильского царя Менаима связано начало обострения отношений между Ассирией и Израилем. В 738 году до Рождества Христова Менаим перестал платить дань Ассирии. Через несколько лет ассирийский царь Фул двинул свои войска в Палестину и подступил, как повествует Библия, к стенам Самарии, заставив Менаима откупиться тысячью талантов серебра.
В одном из дворцов ассирийских царей в Нимруде Лайярд нашел большое количество каменных плит с надписями, содержавшими жизнеописание Тиглатпаласара III. Среди обычных похвал там фигурируют такие записи: «Я получил дань от... Рецина из Дамаска, Менаима из Самарии, Хирама из Тира». Дальше идет длинное перечисление предметов, входящих в эту дань. А еще дальше сообщается, по-видимому, о другой военной экспедиции в Израиль: «Что касается Менаима, то я поразил его, как снежный ураган, и он бежал как одинокая птица и пал мне в ноги. Я вернул его на место и взял с него дань». Не исключено, что здесь в более радужных выражениях описан один и тот же поход против Израиля. Но как бы там ни было, библейское сообщение и ассирийский источник полностью подтверждают друг друга.
Закат Израиля .
Библия и ассирийские памятники согласны в описании событий, гибельных для северного еврейского царства. Посмотрим сначала, как об этом говорит Библия: «Во дни Факея, царя Израильского, пришел Феглаффелласар (Тиглатпаласар III. – прим. автора), царь Ассирийский, и взял... Асор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию» (4-е Цар. 15:29).
А вот как повествуют об этом глиняные клинописные таблицы из Ассирии: «Бет-Омри (Израиль), все города которого я присоединил к моей территории во время прежних походов, и не включил только Самарию. Всего Неффалима я взял для Ассирии. Я поставил своих должностных лиц правителями над ними. Землю Бет-Омри (Израиля), весь его народ и их владения я отобрал для Ассирии» (Из похода Тиглатпаласара III на запад и поход на Дамаск в 734 - 733 гг.).
Падение Самарии .
Некоторые исследователи Библии предполагали, что Самарию – столицу Израильского царства, взял Салманасар, но вот надпись на стене царского дворца в Хорсабаде свидетельствует иначе. Оказалось, что Салманасар начал осаду Самарии, но год спустя умер. Город удалось занять лишь его преемнику – Саргону II, в 721 году до Рождества Христова.
В обнаруженной археологами надписи Саргон II сообщает: «В первый год моего царствования я осадил и покорил Самарию и увел как военную добычу двадцать семь тысяч двести девяносто жителей... город я отстроил и сделал его более прекрасным, чем прежде. Заселил его людьми из покоренных мною стран. Поставил над ними губернатора и обязал платить такую же дань, какую платят все другие подданные Ассирии».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 327.