Тема 9: Правовое и социальное государство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель занятия: закрепить и усовершенствовать знания о правовом государстве

План:

1. Возникновение и развитие идеи правового государства.

2. Понятие и сущность правового государства.

3. Принципы правового государства.

4.Гражданское общество, как предшественник существования правового государства.

5. Соотношение понятий «общество» и «гражданское общество».

6.Возникновение и развитие представлений о гражданском обществе.

7.«Государство» и «гражданское общество» в политической мысли Древней Греции и Древнего Рима.

 

Задания для самостоятельной работы,

 в печатном и электронном варианте, необходимо подготовить:

 

1. Тесты по теме, в количестве 10 штук по 2 варианта;

2. Презентацию по данной теме, в количестве не менее 10 слайдов;

3. Составить кроссворд, на 20 слов.

 

Методические рекомендации:

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства.

Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью. Например, Аристотель считал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя»

Литература:

1.Авцинова Г.И. Социально-правовое государство: Сущность, особенности становления.// Социально-гуманитарные знания.-2000.-№3.-С.90-104

2.Борисов Г.А. Теория государства и права: Учебное пособие. 2-е изд. – М., 2009. 

3.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2009.

4.Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права.- М.,2010. -224с.

5.Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.,2010

6. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. – М., 2016.

7.Беляева Н.Ю. Гражданские ассоциации и государство// Социологическое исследование-1995.-№11-С.109-114

8.Рахимов Р.А. , Хабибулин А.Г. Политическая власть и право: проблемы семиотического анализа // Правоведение –2000.-№2.-52-59

9.Григонис Э.П. Понятие и основные черты механизма правового государства//

Вестник СПб ун-та МВД России, 2000.-№2(6). С.51 

10.Локк Дж. Власть и правовое государство // Человек в социальном мире-2002-

№11.-С.24-26

11.Серегин Н.С., Шульгин Н.Н. Гражданское общество, правовое государства и

право // Государство и право 2002.-№1-С.12-50

 

Тема 10. Право, как социальный регулятор.

Цель занятия: Выработать четкое представление о понятии, принципах, функциях и сущности права.

 

План:

1.Возникновение права. 

2.Отличие норм права от других социальных норм.

3. Право в объективном и субъективном смыслах. 

4. Сложности, возникающие при определении понятия права.

5. Достоинства и недостатки отсутствия единого понятия права.

6. Изречения римских юристов, российских и зарубежных правоведов о праве.

7. Основные учения о праве.

Задания для самостоятельной работы,

 в печатном и электронном варианте, необходимо подготовить:

 

1. Тесты по теме, в количестве 10 штук по 2 варианта;

2. Презентацию по данной теме, в количестве не менее 10 слайдов;

3. Составить кроссворд, на 20 слов.

 

Методологические рекомендации:

При подготовке ответа по данной — ключевой теме учебного курса, необходимо иметь в виду, что исходные представления о праве связаны с правопониманием, выступающим главным методологическим и миро- воззренческим ориентиром в изучении данного явления и категории. Раз- личным версиям правопонимания корреспондируют различные подходы висследовании права. В юридической науке сложились два подхода в определении сущности и социального назначения права — классовая и общесоциальная. Эти подходы получили отражение и в теории функций права и делении принципов права на основные и производные.

Для того что бы, понять, что такое право, - необходимо в первую очередь рассмотреть его возникновение т.е. где и когда возникло, кто первый придумал термин «право» и тд.

 

Литература:

1. Борисов Г.А. Теория государства и права: Учебное пособие. 2-е изд. – М., 2009. 

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2009.

3. Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права.- М.,2010. -224с.

4. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.,2010

5. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. – М., 2016.

6.Леонов Л.Н. Понятие и сущность права //Проблемы философии права и государства. Выпуск I. : Сб.науч. ст. – Тюмень, 2000.-С.8-9

7.Магазинер Я.М. Заметки и праве // Правоведение-2000.-№5.-С. 215-224

8.Марченко М.Н. Проблемы правопонимания в связи с fd с исследованием источников права // Вестник МГУ. Серия 11. Право-2002.-№3.-С.3-1 9.Самигулин В.К. Право и неправо //Государство и право 2002.-№3-С.5-8

10.Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна // Правоведение – 2002.№2.-С.4-15

 

Тема 11: Источники права

Цель занятия: Выработать четкое представление о понятии «Источник права». Усвоить классификацию нормативно-правовых актов.

 

План:

1. Соотношение понятий «форма» и «источник» права.

2. Роль правового обычая в современных правовых семьях.

3. Отличие договора с нормативным содержанием от договора-сделки.

4. Страны, в которых правовой прецедент получил наибольшее распространение как форма права.

5. Критерии, по которым можно классифицировать нормативно-правовые акты.

 

Задания для самостоятельной работы,

 в печатном и электронном варианте, необходимо подготовить:

 

1. Тесты по теме, в количестве 10 штук по 2 варианта;

2. Презентацию по данной теме, в количестве не менее 10 слайдов;

3. Составить кроссворд, на 20 слов.

 

Методологические рекомендации:

При изучении данной темы, необходимо исходить из наличия двух подходов в определении соотношения понятий «источник права» и «форма права». Необходимо рассмотреть, какие источники права применяются на территории Российской Федерации и Донецкой Народной Республике, одинаковы ли они или же есть отличие.

 Изучить понятие «нормативно-правовой акт» и где он распространен. Определяется действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц; определяется классификация нормативно-правовых актов по функциональной роли в механизме правового регулирования, по предмету и методу, по форме выражения предписания и другим критериям.

В третьем вопросе определяется понятие закона, формулируются признаки и классификация законов на примере Российской Федерации.

Четвертый вопрос посвящен понятию «Правотворчество»: определяется понятие правотворчества, виды правотворчества. Кроме того, в вопросе рассматривается соотношение понятий «Правотворчество» и

«Законотворчество»; рассматриваются стадии законотворческого процесса.

 

Литература:

1. Борисов Г.А. Теория государства и права: Учебное пособие. 2-е изд. – М., 2009. 

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2009.

3. Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права.- М.,2010. -224с.

4. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.,2010

5. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. – М., 2016.

6.Леонов Л.Н. Понятие и сущность права //Проблемы философии права и государства. Выпуск I. : Сб.науч. ст. – Тюмень, 2000.-С.8-9

7.Магазинер Я.М. Заметки и праве // Правоведение-2000.-№5.-С. 215-224

8.Марченко М.Н. Проблемы правопонимания в связи с fd с исследованием источников права // Вестник МГУ. Серия 11. Право-2002.-№3.-С.3-1 9.Самигулин В.К. Право и неправо //Государство и право 2002.-№3-С.5-8

10.Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна // Правоведение – 2002.№2.-С.4-15

 

Тема 12: Норма права

 

Цель занятия: Выработать четкое представление о норме права, изучить ее признаки.

План:

1.Признаки правовой нормы.

2.Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.

3. Факторы, определяющие социальное назначение правовых норм.

4. Характерная особенность нормы права.

Задания для самостоятельной работы

 в печатном и электронном варианте, необходимо подготовить:

 

1. Тесты по теме, в количестве 10 штук по 2 варианта;

2. Презентацию по данной теме, в количестве не менее 10 слайдов;

3. Составить кроссворд, на 20 слов.

 

Методические рекомендации:

В первом вопросе рассматривается понятие и проблема определения признаков нормы права (общеобязательность, формальная определенность, предоставительно-обязывающий характер, установление или санкционирование государством, регулирование общественных отношений).

Во втором вопросе соотносится логическая структура нормы права и статья нормативно-правового акта.

 

Литература:

1.Аксенова М.В. Роль правовых отношений в реализации норм права// Юрист 2002. -№8.-С.18-22

2.Бессонов А.А. Виды процессуальных норм// Вестник СГАП.-2002.-№1.-С.104-

108

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2009.

4. Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права.- М.,2010. -224с.

5.Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской

Федерации // Государство и право. – 1996. - № 11. – С. 92-98.

6.Лысаковский Г. К вопросу о коллизиях норм права//Юрист.-2002.-С.32-33

7. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.,2010

8. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. – М., 2016.

9. Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. – 1996. - № 6. – С. 12-19.

Тема 13. Правотворчество

Цель занятия: Углубить знания по теме правотворчество. Рассмотреть правотворческие процессы в ДНР или России.

План:

1. Сущность и понятие правотворчество

2. Виды правотворчества в ДНР или России.

3. Соотношение понятий «правотворчество» и «правообразование».

4. Сущность правотворчества.

5. Принципы правотворчества.

6. Стадии законотворческой инициативы.

7. Субъекты законодательной инициативы.

8. Что такое «обратная сила закона» и «переживание закона»?

9. Источники официального опубликования нормативных актов.

10. Какая, на ваш взгляд, существует взаимосвязь между презумпцией знания закона и опубликованием закона?

Задания для самостоятельной работы,

 в печатном и электронном варианте, необходимо подготовить:

 

1. Тесты по теме, в количестве 10 штук 2 варианта;

2. Презентацию по данной теме, в количестве не менее 10 слайдов;

3. Составить кроссворд, на 20 слов.

Методические рекомендации:

Понятия «правотворчество» и «правообразование». Процесс правотворчества. Стадии законотворческого процесса. Законодательная инициатива, подготовка проекта закона, голосование, одобрение, подписание и опубликование. Вступление в силу проекта закона.

Основные виды правотворческой деятельности. Принципы правотворчества. Законность, справедливость, профессионализм.

Пределы действия нормативных актов.

Литература:

1.Байтин М.И. , Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право-2003-№1.-С.25-34

2.Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. – 1998. - № 2. – С. 22-28.

3.Власенко Н.А. Логико-структурные дефекты системы советского права // Правоведение. – 1991. - № 4.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2009.

5. Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права.- М.,2010. -224с.

6.Дорохин С.В. Деление права на публичное и частное. Поиск

критериев.//Юрист-2002-№9-С.2-13

7. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.,2010

8. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. – М., 2016.

9.Поленина С.В. Система права и система законодательства в современных условиях // Правоведение. – 1987. - № 5. – С. 29-36.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 263.