Цель занятия: закрепить и усовершенствовать знания о правовом государстве
План:
1. Возникновение и развитие идеи правового государства.
2. Понятие и сущность правового государства.
3. Принципы правового государства.
4.Гражданское общество, как предшественник существования правового государства.
5. Соотношение понятий «общество» и «гражданское общество».
6.Возникновение и развитие представлений о гражданском обществе.
7.«Государство» и «гражданское общество» в политической мысли Древней Греции и Древнего Рима.
Задания для самостоятельной работы,
в печатном и электронном варианте, необходимо подготовить:
1. Тесты по теме, в количестве 10 штук по 2 варианта;
2. Презентацию по данной теме, в количестве не менее 10 слайдов;
3. Составить кроссворд, на 20 слов.
Методические рекомендации:
Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства.
Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.
Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью. Например, Аристотель считал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме государственного строя»
Литература:
1.Авцинова Г.И. Социально-правовое государство: Сущность, особенности становления.// Социально-гуманитарные знания.-2000.-№3.-С.90-104
2.Борисов Г.А. Теория государства и права: Учебное пособие. 2-е изд. – М., 2009.
3.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2009.
4.Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права.- М.,2010. -224с.
5.Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.,2010
6. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. – М., 2016.
7.Беляева Н.Ю. Гражданские ассоциации и государство// Социологическое исследование-1995.-№11-С.109-114
8.Рахимов Р.А. , Хабибулин А.Г. Политическая власть и право: проблемы семиотического анализа // Правоведение –2000.-№2.-52-59
9.Григонис Э.П. Понятие и основные черты механизма правового государства//
Вестник СПб ун-та МВД России, 2000.-№2(6). С.51
10.Локк Дж. Власть и правовое государство // Человек в социальном мире-2002-
№11.-С.24-26
11.Серегин Н.С., Шульгин Н.Н. Гражданское общество, правовое государства и
право // Государство и право 2002.-№1-С.12-50
Тема 10. Право, как социальный регулятор.
Цель занятия: Выработать четкое представление о понятии, принципах, функциях и сущности права.
План:
1.Возникновение права.
2.Отличие норм права от других социальных норм.
3. Право в объективном и субъективном смыслах.
4. Сложности, возникающие при определении понятия права.
5. Достоинства и недостатки отсутствия единого понятия права.
6. Изречения римских юристов, российских и зарубежных правоведов о праве.
7. Основные учения о праве.
Задания для самостоятельной работы,
в печатном и электронном варианте, необходимо подготовить:
1. Тесты по теме, в количестве 10 штук по 2 варианта;
2. Презентацию по данной теме, в количестве не менее 10 слайдов;
3. Составить кроссворд, на 20 слов.
Методологические рекомендации:
При подготовке ответа по данной — ключевой теме учебного курса, необходимо иметь в виду, что исходные представления о праве связаны с правопониманием, выступающим главным методологическим и миро- воззренческим ориентиром в изучении данного явления и категории. Раз- личным версиям правопонимания корреспондируют различные подходы висследовании права. В юридической науке сложились два подхода в определении сущности и социального назначения права — классовая и общесоциальная. Эти подходы получили отражение и в теории функций права и делении принципов права на основные и производные.
Для того что бы, понять, что такое право, - необходимо в первую очередь рассмотреть его возникновение т.е. где и когда возникло, кто первый придумал термин «право» и тд.
Литература:
1. Борисов Г.А. Теория государства и права: Учебное пособие. 2-е изд. – М., 2009.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2009.
3. Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права.- М.,2010. -224с.
4. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.,2010
5. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. – М., 2016.
6.Леонов Л.Н. Понятие и сущность права //Проблемы философии права и государства. Выпуск I. : Сб.науч. ст. – Тюмень, 2000.-С.8-9
7.Магазинер Я.М. Заметки и праве // Правоведение-2000.-№5.-С. 215-224
8.Марченко М.Н. Проблемы правопонимания в связи с fd с исследованием источников права // Вестник МГУ. Серия 11. Право-2002.-№3.-С.3-1 9.Самигулин В.К. Право и неправо //Государство и право 2002.-№3-С.5-8
10.Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна // Правоведение – 2002.№2.-С.4-15
Тема 11: Источники права
Цель занятия: Выработать четкое представление о понятии «Источник права». Усвоить классификацию нормативно-правовых актов.
План:
1. Соотношение понятий «форма» и «источник» права.
2. Роль правового обычая в современных правовых семьях.
3. Отличие договора с нормативным содержанием от договора-сделки.
4. Страны, в которых правовой прецедент получил наибольшее распространение как форма права.
5. Критерии, по которым можно классифицировать нормативно-правовые акты.
Задания для самостоятельной работы,
в печатном и электронном варианте, необходимо подготовить:
1. Тесты по теме, в количестве 10 штук по 2 варианта;
2. Презентацию по данной теме, в количестве не менее 10 слайдов;
3. Составить кроссворд, на 20 слов.
Методологические рекомендации:
При изучении данной темы, необходимо исходить из наличия двух подходов в определении соотношения понятий «источник права» и «форма права». Необходимо рассмотреть, какие источники права применяются на территории Российской Федерации и Донецкой Народной Республике, одинаковы ли они или же есть отличие.
Изучить понятие «нормативно-правовой акт» и где он распространен. Определяется действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц; определяется классификация нормативно-правовых актов по функциональной роли в механизме правового регулирования, по предмету и методу, по форме выражения предписания и другим критериям.
В третьем вопросе определяется понятие закона, формулируются признаки и классификация законов на примере Российской Федерации.
Четвертый вопрос посвящен понятию «Правотворчество»: определяется понятие правотворчества, виды правотворчества. Кроме того, в вопросе рассматривается соотношение понятий «Правотворчество» и
«Законотворчество»; рассматриваются стадии законотворческого процесса.
Литература:
1. Борисов Г.А. Теория государства и права: Учебное пособие. 2-е изд. – М., 2009.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2009.
3. Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права.- М.,2010. -224с.
4. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.,2010
5. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. – М., 2016.
6.Леонов Л.Н. Понятие и сущность права //Проблемы философии права и государства. Выпуск I. : Сб.науч. ст. – Тюмень, 2000.-С.8-9
7.Магазинер Я.М. Заметки и праве // Правоведение-2000.-№5.-С. 215-224
8.Марченко М.Н. Проблемы правопонимания в связи с fd с исследованием источников права // Вестник МГУ. Серия 11. Право-2002.-№3.-С.3-1 9.Самигулин В.К. Право и неправо //Государство и право 2002.-№3-С.5-8
10.Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна // Правоведение – 2002.№2.-С.4-15
Тема 12: Норма права
Цель занятия: Выработать четкое представление о норме права, изучить ее признаки.
План:
1.Признаки правовой нормы.
2.Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
3. Факторы, определяющие социальное назначение правовых норм.
4. Характерная особенность нормы права.
Задания для самостоятельной работы
в печатном и электронном варианте, необходимо подготовить:
1. Тесты по теме, в количестве 10 штук по 2 варианта;
2. Презентацию по данной теме, в количестве не менее 10 слайдов;
3. Составить кроссворд, на 20 слов.
Методические рекомендации:
В первом вопросе рассматривается понятие и проблема определения признаков нормы права (общеобязательность, формальная определенность, предоставительно-обязывающий характер, установление или санкционирование государством, регулирование общественных отношений).
Во втором вопросе соотносится логическая структура нормы права и статья нормативно-правового акта.
Литература:
1.Аксенова М.В. Роль правовых отношений в реализации норм права// Юрист 2002. -№8.-С.18-22
2.Бессонов А.А. Виды процессуальных норм// Вестник СГАП.-2002.-№1.-С.104-
108
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2009.
4. Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права.- М.,2010. -224с.
5.Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской
Федерации // Государство и право. – 1996. - № 11. – С. 92-98.
6.Лысаковский Г. К вопросу о коллизиях норм права//Юрист.-2002.-С.32-33
7. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.,2010
8. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. – М., 2016.
9. Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. – 1996. - № 6. – С. 12-19.
Тема 13. Правотворчество
Цель занятия: Углубить знания по теме правотворчество. Рассмотреть правотворческие процессы в ДНР или России.
План:
1. Сущность и понятие правотворчество
2. Виды правотворчества в ДНР или России.
3. Соотношение понятий «правотворчество» и «правообразование».
4. Сущность правотворчества.
5. Принципы правотворчества.
6. Стадии законотворческой инициативы.
7. Субъекты законодательной инициативы.
8. Что такое «обратная сила закона» и «переживание закона»?
9. Источники официального опубликования нормативных актов.
10. Какая, на ваш взгляд, существует взаимосвязь между презумпцией знания закона и опубликованием закона?
Задания для самостоятельной работы,
в печатном и электронном варианте, необходимо подготовить:
1. Тесты по теме, в количестве 10 штук 2 варианта;
2. Презентацию по данной теме, в количестве не менее 10 слайдов;
3. Составить кроссворд, на 20 слов.
Методические рекомендации:
Понятия «правотворчество» и «правообразование». Процесс правотворчества. Стадии законотворческого процесса. Законодательная инициатива, подготовка проекта закона, голосование, одобрение, подписание и опубликование. Вступление в силу проекта закона.
Основные виды правотворческой деятельности. Принципы правотворчества. Законность, справедливость, профессионализм.
Пределы действия нормативных актов.
Литература:
1.Байтин М.И. , Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право-2003-№1.-С.25-34
2.Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. – 1998. - № 2. – С. 22-28.
3.Власенко Н.А. Логико-структурные дефекты системы советского права // Правоведение. – 1991. - № 4.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2009.
5. Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права.- М.,2010. -224с.
6.Дорохин С.В. Деление права на публичное и частное. Поиск
критериев.//Юрист-2002-№9-С.2-13
7. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.,2010
8. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. – М., 2016.
9.Поленина С.В. Система права и система законодательства в современных условиях // Правоведение. – 1987. - № 5. – С. 29-36.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 263.