ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наши рассуждения до настоящего времени ограничивались сложностями осуществления фискальной порлитики, проводимой в условиях закрытой экономики. Дополнительные сложности возникают, когда мы начинаем учитывать то обстоятельство, что наша экономика представляет собой часть широкой мировой политики. Вы уже знаете, что те события и меры экономической политики, предпринимаемые за рубежом, которые влияют на наш чистый экспорт, влияют и на нашу экономику. Формулируя это в терминах современного анализа,мы можем быть подвержены действию непредвиденных международных шоков совокупного спроса, которые могут сократить наш чистый национальный продут и обесценить меропрития нашей фискальной политики. Например, предположим, что мы ожидаем спад и изменили правительственные расходы и налоги до размеров, достаточных для того, чтобы увеличить совокупный спрос и чистый национальный продукт без того, чтобы вызвать инфляцию.

Теперь предположим, что экономика стран, являющихся нашими основными торговыми партнерами, неожиданно и энергично начинает расти. Возросшая занятость и увеличившиеся доходы в этих странах ведут к росту покупок американских (украинских) товаров. Наш чистый экспорт увеличивается, совокупный спрос возрастает слишком быстро, и мы стоим перед проблемой инфляции спроса. Если бы мы заранее знали, что наш чистый экспорт будет увеличиваться столь значительно, мы ввели бы менее стимулирующую фискальную политику. Вопрос состоит в том, что наше возрастающее участие в мировой экономике приносит с собой сложности взаимозависимости наряду с преимуществами участия в специализации и торговле.

Эффект, который мы назовем эффектом чистого экспорта, действует через международную торговлю, подрывая эффективность фискальной политики.

Таким образом, рассмотрев эффект вытеснения, мы можем сделать вывод о возможном повывшении ставки процента из-за стимулирующей фискальной политики, что вызывает сокращение инвестиций и, следовательно, подрывает фискальную политику. Теперь нам надо убедиться, каково будет воздействие такого рода процентных ставок на наш чистый экспорт. Давайте предположим, что мы проводим стимулирующую фискальную политику, которая привносит в экономику более высокие ставки процента. Такие ставки привлекут финансовый капитал из-за рубежа, где ставки процента предположительно остаются на прежнем уровне. Но зарубежные финансовые инвесторы должны получить в свое распоряжение доллары США, прежде чем купить искомые американские ценные бумаги. Но увеличение спроса на товар - в данном случае доллары - вызовет рост его цены. Таким образом, цена долларов, выраженная в других валютах, возрастает, другими словами, доллар подорожает. Поскольку для покупки наших товаров нужно будет больше единиц иностранной валюты, иностранцам наш экспорт будет представляться более дорогим; следовательно, он будет сокращаться. Наоборот, американцы, которые теперь могут обменять свои доллары на большее количество единиц иностранной валюты, будут покупать больше экспорта. Необходимое следствие этого сложного сценария состоит в том, что чистые экспортные расходы в США уменьшатся и наша стимулирующая фискальная политика будет отчасти нейтрализована.

Наш анализ, таким образом, предполагает, что фискальная политика оказывает воздействие исключительно на спрос, т.е. на величину совокупных расходов и совокупный спрос. Но экономисты признают также, что фискальная политика - особенно изменения налогов - может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении: уровень цен - реальное производство.

Сторонники концепции экономики предложения признают также, что более низкие ставки налогов не обязательно должны приводить к сокращению налоговых поступлений. В действительности можно ожидать, что снижение ставок налогов не обязательно обеспечит рост налоговых поступлений за счет значительного роста национального выпуска и дохода. Эта расширившаяся налоговая база обеспечит рост налоговых доходов даже при более низких ставках. Таким образом, в то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.

Большинство экономистов с большой осторожностью относятся к описанной выше трактовке сокращения налогов с позиций экономики предложения. Во-первых, они чувствуют, что ожидаемое позитивное воздействие сокращения налогов на стимулы к труду, сбережению и инвестициям, а также стимулы к риску могут быть на самом деле не очень уж сильны, как надеются сторонники экономики предложения. Во -вторых, любые сдвиги кривой совокупного предложения вправо по своему характеру имеют долгосрочный характер, тогда как воздействие на спрос станет ощущаться в экономике намного быстрее.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 198.