Как и другие составляющие инвестиций, инвестиции в запасы зависят от реальной ставки процента. Когда фирма имеет запас товара и продает его не сегодня, а завтра, она отказывается от процента, который она могла бы получить между сегодняшним днем и завтрашним. Таким образом, реальная ставка процента представляет собой альтернативные издержки хранения запасов.
При повышении реальной ствки процента хранение запасов становится более дорогостоящим, поэтому рационально поступающие фирмы стремятся сократить свои запасы. Таким образом, повышение реальной ставки процента ведет к снижению инвестиций в запасы. Например, в 80-е годы многие фирмы приняли систему поставок "точно в срок", нацеленную на сокращение запасов, производя товары прямо перед моментом продажи. Высокие значения реальной ставки процента, преобладавшие на протяжении большей части этого десятилетия, являются одним из возможных обьяснений этой смены деловой стратегии.
Фискальная политика
Фискальной политикой с легкой руки Дж.М.Кейнса принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субьектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.
Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему. Представление о том, что фискальные действия правительства могут иметь стабилизирующее воздействие на экономику, стало приобретать широкое признание в период "Великой депрессии" 30-х годов. Ключевую роль в том играла кейнсианская теория занятости. В 1946 г., когда в связи с завершением 2-й мировой войны обострилась проблема безработицы, федеральное правительство США закрепило меру своей ответственности за обеспечение экономической стабильности в Законе о занятости, обязывающем федеральное правительство предпринимать некоторые действия, используя денежную и фискальную политику для поддержания экономической стабильности.
Сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального обьема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорением роста осуществляется с помощью дискреционной фискальной политики. Это манипулирование заключается в следующем. Увеличение государственных расходов ведет к росту величины чистого национального продукта. При этом обратите внимание - правительственные расходы подвержены эффекту мультипликатора. Увеличение правительственных расходов финансируется не за счет роста налогов, иначе говоря, этот процесс сопровождается бюджетным дефицитом. Рост же налогов вызовет моментальное снижение величины чистого национального продукта. Именно фундаментальные рекомендации Кейнса как раз включали рост дефицитного финансирования для преодоления спада или депрессии.
Далее, рост налогообложения вызовет сокращение дохода после уплаты налогов. Это сокращение, в свою очередь, вызывает снижение обьмов потребления и сбережений. И в конце концов, рост налогов вызовет сокращение величины чистого национального продукта.
Наши рассуждения подсказывают, как фискальная политика может быть использована для стабилизации экономики. Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада возникает вопрос о стимулирующей фискальной политике. Она включает:
1/ увеличение государственных расходов;
или
2/ снижение налогов;
или
3/ сочетание 1/ и 2/.
Другими словами, если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии.
И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому соответствует сдерживающая фискальная политика, включающая:
1/ увеличение правительственных расходов;
или
2/ увеличение налогов;
или
3/ сочетание 1/ и 2/.
Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо бюджета, если перед экономикой стоит проблма контроля над инфляцией. Однако нужно помнить и о том, что размеры чистого национального продукта зависят не только от разницы между правительственными расходми и налогами, но и от абсолютных размеров бюджета.
Итак, можно отметить, что фискальная политика стремится регулировать ход коньюнктуры с помощью антициклических мер в области государственных доходов и расходов.
Имеются два вида стабилизации экономического развития с помощью антициклической финансово-бюджетной политики.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ - в силу содержащихся в самом законе стабилизирующих факторов автоматически срабатывает ограничительным образом в период бума и расширительно - в период спада экономической активности.
РЕГУЛИРУЕМАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ - здесь речь идет о частных случаях вмешательства государства, которое предпринимается в зависимости от состояния конъюнктуры.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 231.