Макроэкономические показатели
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МАКРОЭКОНОМИКА

Краткий конспект лекций

 

Макроэкономика: макроэкономические показатели, определение и измерение национального дохода, совокупный спрос и совокупное предложение, неценовые факторы совокупного спроса и совокупного предложения, равновесные состояния в макроэкономике.

Инвестиции: разновидности капитала и инвестиций, базовая теория инвестиций, инвестиции в основные фонды, налоги и инвестиции, рынок ценных бумаг и "q" Тобина, финансовые ограничения, инвестиции в жилищное строительство, инвестиции в запасы, модель акселератора запасов.

Фискальная политика: дискреционная фискальная политика, фискальная политика в ходе экономического цикла, финансирование дефицита или способы избавления от бюджетных излишков, варианты политики: правительственные расходы или налоги, инструменты фискальной политики, границы финансово-бюджетной политики, политические проблемы фискальной политики, эффект вытеснения, фискальная политика в открытой экономике.

Макроэкономические трудности и бюджетная политика: бюджетный дефицит, государственный долг и инфляция, внутренний и внешний государственный долг, обслуживание долга, бюджетный дефицит и экономический рост,экспансионистская бюджетная политика.

Денежная политика и банковская система: роль центрального банка и денежный контроль, коммерческие банки и предложение денег, спрос на деньги и денежный контроль. Ставка процента и совокупный спрос: влияние ставки процента на потребление и инвестиции, IS-LM анализ, денежная политика и IS-LM анализ.

Безработица и инфляция, денежная политика при фиксированных плавающих курсах.

Теоретические проблемы мирового хозяйства: интернационализация хозяйственной жизни, структура и субьекты мирового хозяйства, макроэкономика открытой экономической системы, мировой рынок и теории международной торговли, внешняя торговля, внешнеторговый мультипликатор, валютный курс, торговый и платежный баланс.

Национальные особенности макроэкономики в Украине.

Введение

Макроэкономика - наука, изучающая экономику в целом, пытается ответить на вопросы: почему в наше время доходы выше, чем в 50-е годы ХХ века, почему в 50-е годы они были выше, чем на рубеже нашего столетия? Почему в некоторых странах наблюдается высокий темп инфляции, а в других - цены стабильны? Какие причины вызывают депрессии и спады и какая политика может помочь избежать таких потерь?

Макроэкономика - это наука об агрегированном поведении в экономике, в то время как экономическая жизнь страны формируется из миллионов индивидуальных действий, предпринимаемых фирмами, потребителями, трудящимися, государственными чиновниками. Макроэкономика концентрируется на глобальных последствиях этих действий.

Проблемы макроэкономики занимают ведущее место в политических дебатах. В 70-е годы Р.Никсон, Д.Форд и Д.Картер делали безуспешные попытки борьбы с ускорением инфляции. В 80-е годы президенты Р.Рейган и Д.Буш столкнулись с проблемами крупного дефицита федерального бюджета.

Популярность каждого президента растет во времена экономических подьемов и падает во времена спадов.Избиратели хорошо осведомлены о событиях в области макроэкономики, а политики в равной мере осознают важность макроэкономической политики.

Макроэкономические проблемы также играют важнейшую роль в международных отношениях. На протяжении 50-х 60-х годов большинство промышленно развитых стран сохраняли фиксированные курсы обмена национальной валюты на валюту других стран. В начале 70-х годов система фиксированных обменных курсов отошла в прошлое, и началась эра гибких и весьма подвижных обменных курсов. В 80-е годы США импортировали намного больше товаров, чем экспортировали, и финансировали этот импорт за счет крупных займов на мировых финансовых рынках.

Макроэкономисты занимаются анализом развития экономики как единого целого. Они собирают данные о доходах, ценах, безработице и многих других показателях, относящихся к различным странам и различным периодам. Затем они стараются сформулировать общий теоретический подход к обьяснению этих данных.

Все отмеченное является теми проблемами, которые привлекают внимание печати и которые мы ассоциируем с правительственной макроэкономической политикой. Инфляция, безработица, деньги, рост производства, правительственные расходы и доходы, размеры конкуренции - актуальнейшие из проблем, которых касается макроэкономика.

 

 

ЛИЧНЫЙ РАСПОЛАГАЕМЫЙ

ДОХОД = Личные доходы

- личные налоговые и

Неналоговые платежи

 

Состояние экономики характеризуется также тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы. Поскольку основным ресурсом экономики является рабочая сила, поддержание занятости -важнейшая цель экономической политики. Уровень безработицы - это статистический показатель доли не имеющих работы в общей численности желающих работать /в %%/. Информацию для расчета уровня безработицы получают по данным обследования примерно 60 тыс. домашних хозяйств, в результате которого каждого человека относят к одной из трех категорий: занятый, безработный, не включаемый в состав рабочей силы.

 

Отсюда,

РАБОЧАЯ СИЛА = количество занятых + количество безработных,

а

                                        количество безработных

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ = ----------------------------------- * 100%

                                         общее число рабочей силы

 

Поскольку занятые участвуют в производстве товаров и услуг, а безработные - нет, можно предположить, что увеличение уровня безработицы должно сопровождаться снижением реального обьема ВНП. Эту зависимость выражает Закон ОУКЕНА.

Количественное выражение Закона Оукена свидетельствует, что: изменение реального обьема ВНП, в % = 3% - 2 х изменение уровня безработицы.

Рассмотренные макроэкономические показатели позволяют количественно оценивать состояние экономики. Эти показатели используются в процессе принятия решений как частными лицами, так и государством для оценки состояния экономики и выработки соответствующей экономической политики.

 

Инвестиции

В непосредственной взаимосвязи с приведенными выше рассуждениями находится проблема инвестиций, один из важнейших и изменчивых компонентов ВНП. Когда во время спада происходит сокращение расходов на товары и услуги, большая часть этого сокращения вызвана падением обьема инвестиционных расходов. Макроэкономика изучает инвестиции для лучшего понимания природы изменений величины выпуска товаров и услуг.

Согласно макроэкономической теории инвестиции - это поток готовой продукции за определенный период, который используется для поддержания или приращения фондов в экономике. Увеличение основных фондов путем инвестиций обеспечивает рост производственных возможностей в будущем. Таким образом, подобно теории потребления теория инвестиций должна быть динамичной, т.е. связывать настоящее с будущим, ибо стимулирование инвестиций сегодня означает прирост производственных возможностей завтра.

Инвестиционные решения фирм и домашних хозяйств заслуживают изучения по ряду существенных причин. Во-первыих, теория инвестиций расширяет наши представления о том, каким образом объем выпуска данного периода распределяется между текущим потреблением и будущим. Во-вторых, колебания инвестиционной активности фирм играют важную роль при определении уровней производства и безработицы в экономике. В-третьих, инвестиции значительно влияют на долгосрочный экономический рост.

 

БАЗОВАЯ ТЕОРИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Почти все инвестиции осуществляются фирмами, а не домашними хозяйствами, хотя последние и вкладывают средства в товары длительного пользования и свой собственный человеческий капитал. Тем не менее нам полезно начать исследование вопроса с того, каким образом домашнее хозяйство принимает инвестиционные решения.

Ключом к пониманию сущности инвестиционного решения является осознание того факта, что приобретение инвестиционных товаров служит другим способом распределения потребления во времени. Домашнее хозяйство (или фирма, которой владеет домашнее хозяйство) может покупать не облигации, а инвестиционные товары, увеличивая этим свои потребительские возможности в будущем. По сути дела, домашнее хозяйство располагает двумя (способами) возможностями перенесения своей покупательной способности из настоящего в будущее - через финансовые активы или аккумуляцию капитала (то есть наращивание основных фондов). Таким образом теория инвестиций, которую мы пытаемся построить, опирается на одну простую идею: инвестиционные расходы следует увеличивать всякий раз, когда норма прибыли больше процента от сбережений, для чего целесообразно покупать инвестиционные товары, а не финансовые активы.

 

ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ

Стандартная модель инвестиций в основные фонды получила название неоклассической модели инвестиций. В этой модели рассматриваются выгоды и издержки фирм, владеющих инвестиционными товарами.

В модели показывается, как уровень инвестиций - вместе с запасом капитала - связан с предельным продуктом капитала,ставкой процента и правилами налогообложения, применяемыми к фирмам.

Для формирования модели предположим, что в экономике существует два вида фирм. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ фирмы производят товары и услуги, используя арендуемый капитал. ФИРМЫ, сдающие КАПИТАЛ В АРЕНДУ, осуществляющие все инвестиции в экономику; они покупают производственные фонды и сдают их в аренду производственным фирмам. Безусловно, в рамках реальной экономики большинство фирм выполняют обе функции: они производят товары и услуги и инвестируют капитал в будущее производство. В целях нашего анализа полезно разделить эти два вида деятельности, предположив, что ими занимаются различные типы фирм.

Давайте рассмотрим вначале производственные фирмы. Вспомним, как типичная фирма принимает решение о величине используемого ка­питала: она сопоставляет издержки и выгоды от каждой дополнитель­ной единицы капитала. Фирма арендует капитал по ставке R и продает свою продукцию по цене Р; реальные издержки на единицу капитала для производственной фирмы составят R/Р. Реальный результат использования единицы капитала есть предельный продукт капитала MRK, т.е. дополнительный выпуск, получаемый при использовании дополнительной единицы капитала. При увеличении используемого фирмой капитала его предельный продукт снижается: чем большим капиталом располагает фирма, тем меньшее увеличение выпуска будет достигнуто при добавлении единицы капитала.

Мы пришли к выводу, что для минимизации прибыли фирма увеличивает арендуемый капитал до тех пор, пока предельный продукт капитала не снизится до уровня реальной цены аренды капитала.

Используя функцию Кобба-Дугласа, можно определить реальную цену, взимаемую за аренду капитала. Фукция показывает, что:

- чем меньше запас капитала, тем выше реальная цена его аренды;

- чем больше количество применяемого труда, тем выше реальная цена аренды капитала;

- чем лучше технология, тем выше реальная цена аренды капитала.

События, уменьшающие запас капитала /землетрясение/, улучшающее технологию /научное открытие/, увеличивают равновесное значение реальной цены, взимаемой за аренду капитала.

Рассмотрим теперь фирмы, сдающие капитал в аренду. Подобно фирмам, сдающим в аренду автомобили, их деятельность заключается в приобретении инвестиционных товаров и сдаче их в аренду. Мы хотим понять, что заставляет эти фирмы увеличивать или уменьшать запас имеющегося у них капитала, поэтому начнем с анализа выгод и издержек от владения капиталом.

Выгоды владения капиталом заключаются в доходе, получаемом от сдачи его в аренду производственным фирмам. За каждую единицу сданного в аренду собственного капитала фирма получает реальну цену R/Р.

Издержки владения капиталом имеют более сложную структуру. На протяжении каждого периода времени, когда фирма сдает в аренду единицу капитала, она несет три вида издержек:

2. Когда фирма приобретает единицу капитала и затем сдает его в аренду, тем самым она теряет проценты, которые могла бы получить, положив сумму, потраченную на приобретение капитала, на счет в банке.

3. Пока фирма сдает капитал в аренду, его цена может измениться. Если цена капитала упала, то фирма несет убыток, поскольку снизилась стоимость активов фирмы. Если цена капитала увеличивается, то фирма выигрывает, т.к. повышается стоимость активов фирмы.

4. Пока капитал сдан в аренду, он изнашивается и теряет стоимость, что называется амортизацией.

5. Таким образом, издержки на единицу капитала зависят от цены единицы капитала, ставки процента, относительного изменения цены капитала и нормы амортизации.

 

НАЛОГИ И ИНВЕСТИЦИИ

Многие положения государственного налогового законодательства влияют на процесс накопления капитала. Иногда законодатели меняют эти положения с тем, чтобы вызвать изменение инвестиционного спроса и повлять на совокупный спрос. Хотя влияние налогов на стимулы к осуществлению инвестиций многообразно, здесь мы рассмотрим два наиболее важных вида налогообложения корпораций:

- налог на доходы корпораций;

- инвестиционный налоговый кредит.

 

НАЛОГ НА ДОХОДЫ КОРПОРАЦИЙ - это налог на их прибыль. На протяжении последних 40 лет ставка этого налога в США составляла 46%; в 1986г. Актом о налоговой реформе эта ставка была сокрашена до 34 %. Влияние налога на прибыль корпораций на инвестиции зависит от того, как закон определяет "прибыль" с точки зрения налогообложения. Мы трактуем прибыль, как цену, взимаемую за аренду капитала минус издержки на единицу капитала. В этом случае фирмам выгодно инвестировать, если цена, взимаемая за аренду превышает издержки и снижать обьем инвестиций, если цена меньше издержек. Налог на прибыль, трактуемую таким образом, не влияет на стимулы к инвестициям.

Однако в периоды инфляции амортизация "искажена" (так как восстановительная стоимость превышает первоначальную), при расчете налога на прибыль корпораций занижается величина амортизации и завышается прибыль. В результате закон облагает налогом доходы даже тогда, когда с экономической точки зрения прибыль равна нулю, что делает владение капиталом менее привлекательным. По этой и другим причинам многие экономисты полагают, что налог на прибыль корпораций подрывает стимулы к инвестированию.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ - положение закона, стимулирующее накопление капитала. Инвестиционный налоговый кредит сокращает налоговые платежи фирмы на определенную величину с каждого доллара, потраченного на приобретение инвестиционных товаров. Другими словами, инвестиционный налоговый кредит ведет к снижению издержек на единицу капитала и увеличивает инвестиции.

Многие экономисты полагают, что инвестиционный налоговый кре­дит является одним из наиболее эффективных способов стимулирования инвестиций. В 1985г. ставка инвестиционного налогового кредита составляла 10%. /Вместе с тем, Актом о налоговой реформе 1986 г. он был отменен/.

 

ФИНАНСОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Когда фирма желает осуществить инвестиции в новый капитал, например, строительство новой фабрики, она часто собирает необходимые средства на финансовых рынках. Это финансирование может принимать различные формы - получение банковских ссуд, продажа облигаций населению или продажа акций на рынке ценных бумаг.

В неоклассической модели предполагается, что если фирма готова оплатить издержки на капитал, то средства на финансовом рынке обязательно найдутся.

Вместе с тем, фирмы иногда сталкиваются с предельными размерами сумм, которые они могут получить на финансовых рынках. Ограничения финансирования могут помешать фирмам осуществить прибыльные инвестиции. Когда фирма не в состоянии получить требуемые средства на финансовых рынках, объем средств, которые она может потратить на приобретение новых инвестиционных товаров, ограничен текущими поступлениями от продаж. Эти ограничения так же сказыаются на инвестиционном поведении фирм, как ограничения по заимствованию сказываются на потребительском поведении домашних хозяйств. Ограничения по заимствованию заставляют домашние хозяйства строить свое потребление на основе текущего, а не постоянного дохода. Аналогично, ограничения финансирования заставляют фирмы определить свои инвестиции на основе текущих доходов, а не ожидаемой рентабельности.

Ограничения финансирования делают инвестиции более чувствительными к текущей экономической ситуации.

 

ИНВЕСТИЦИИ В ЗАПАСЫ

Инвестиции в запасы - один из самых небольших компонентов расходов, составляющий около 1% ВНП, например, США. Вместе с тем, его значительная изменчивость придает ему определенную важность. Во время спада обычно более половины сокращения расходов связано с сокращением инвестиций в запасы.

Причины создания запасов.Запасы служат многим целям. Прежде чем перейти к рассмотрению модели колебаний инвестиций в запасы, давайте обсудим некоторые мотивы образования фирмами запасов.

Одной из причин создания запасов является сглаживание колебаний обьема производства. Рассмотрим фирму, которая переживает временные взлеты и падения обьема продаж. Вместо того, чтобы менять обьем производства в соответствии с колебаниями обьема продаж, может быть более выгодным стабильно производить определенное количество товаров. Когда обьем продаж низкий, фирма производит больше, чем продает, а избыточные товары формируют запас. Когда обьем продаж высок, фирма производит меньше, чем продает и извлекает товары из запаса. Такой мотив образования запасов получил название предотвращения колебаний производства.

Вторая причина образования запасов заключается в том, что запасы могут позволить фирме функционировать эффективнее. Розничные магазины, например, могут эффективнее распродать товар, когда они непосредственно располагают товаром, который можно показать потребителю. Производственные фирмы имеют определенное количество запасных частей, чтобы сократить время простоя сборочной линии из-за поломки оборудования. В некотором смысле мы можем рассматривать запасы как фактор производства: чем большими запасами располагает фирма, тем больше она может произвести готовой продукции.

Третья причина образования запасов - возможность избежать нехватки товаров при неожиданно большом обьеме продаж. Фирмам часто приходится принимать решения, касающиеся призводства, не зная, на какой обьем будет предьявлен спрос. Например, издатель решает, сколько выпустить экземпляров новой книги, не зная, окажется ли она популярной или нет. Если спрос превысит обьем производства, то в течение определенного времени товара не будет в наличии, и фирма потеряет сбыт и прибыль. Наличие запасов может не допустить этого. Такой мотив получил название защиты от исчерпания запасов.

Четвертый мотив образования запасов диктуется самим процессом производства. Многие товары проходят несколько этапов производства, поэтому на их изготовление уходит время. Когда производство товаров не закончено, его компоненты учитываются как часть запасов фирмы. Этот вид запасов получил название незавершенного производства.

 

МОДЕЛЬ АКСЕЛЕРАТОРА ЗАПАСОВ

Поскольку причин образования запасов много, экономисты разработали множество моделей инвестиций в запасы. Модель акселератора - простая модель, не опирающаяся исключительно на один мотив создания запасов, которая достаточно хорошо обьясняет статистические данные.Эта модель была создана около полувека назад, и ее пытались использовать для анализа всех видов инвестиций. Здесь мы применим ее к тому компоненту инвестиционных расходов, к которому она больше всего подходит - инвестициям в запасы.

В модели акселератора запсов предполагается, что фирма обладает запасами, пропорциональными ее обьему выпуска. Таким образом, если N - уровень запасов, а Y - выпуск, то:

N = b Y,

где b- параметр, показывающий, какое количество запасов желает иметь фирма на единицу выпуска.

 

Существует много причин такого определения обьемов запаса. При большом обьеме выпуска у производственных фирм скапливается больше материалов для последующего использования, и больше продукции находится в стадии незавершенного производства. Когда экономика находится на подьеме, предприятия розничной торговли предпочитают иметь на полках больше товаров, демонстрируя их покупателям.

Инвестиции в запасы I равны изменению обьема запасов bN.

Таким образом,

I = b N = b Y

Из акселераторной модели следует, что инвестиции в запасы пропорциональны изменениям выпуска. При росте выпуска фирмы желают увеличить запасы, и они осуществляют необходимые инвестиции. При падении выпуска фирмы желают сократить запасы, и они не осуществляют инвестиции. Другими словами, позволяют запасам сокращаться.

Теперь видно, откуда модель получила свое назание. Поскольку переменная Y - это скорость, с которой фирмы производят товары /напомним, что размерность показателя Y - обьем производства в единицу времени/, то bY - это "ускорение" производства. Таким образом, из модели следует, что инвестиции в запасы зависят от того, ускоряется или замедляется развитие экономики.

 

Фискальная политика

Фискальной политикой с легкой руки Дж.М.Кейнса принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субьектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.

Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему. Представление о том, что фискальные действия правительства могут иметь стабилизирующее воздействие на экономику, стало приобретать широкое признание в период "Великой депрессии" 30-х годов. Ключевую роль в том играла кейнсианская теория занятости. В 1946 г., когда в связи с завершением 2-й мировой войны обострилась проблема безработицы, федеральное правительство США закрепило меру своей ответственности за обеспечение экономической стабильности в Законе о занятости, обязывающем федеральное правительство предпринимать некоторые действия, используя денежную и фискальную политику для поддержания экономической стабильности.

Сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального обьема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорением роста осуществляется с помощью дискреционной фискальной политики. Это манипулирование заключается в следующем. Увеличение государственных расходов ведет к росту величины чистого национального продукта. При этом обратите внимание - правительственные расходы подвержены эффекту мультипликатора. Увеличение правительственных расходов финансируется не за счет роста налогов, иначе говоря, этот процесс сопровождается бюджетным дефицитом. Рост же налогов вызовет моментальное снижение величины чистого национального продукта. Именно фундаментальные рекомендации Кейнса как раз включали рост дефицитного финансирования для преодоления спада или депрессии.

Далее, рост налогообложения вызовет сокращение дохода после уплаты налогов. Это сокращение, в свою очередь, вызывает снижение обьмов потребления и сбережений. И в конце концов, рост налогов вызовет сокращение величины чистого национального продукта.

Наши рассуждения подсказывают, как фискальная политика может быть использована для стабилизации экономики. Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада возникает вопрос о стимулирующей фискальной политике. Она включает:

1/ увеличение государственных расходов;

или

2/ снижение налогов;

или

3/ сочетание 1/ и 2/.

Другими словами, если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому соответствует сдерживающая фискальная политика, включающая:

1/ увеличение правительственных расходов;

или

2/ увеличение налогов;

или

3/ сочетание 1/ и 2/.

 

Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо бюджета, если перед экономикой стоит проблма контроля над инфляцией. Однако нужно помнить и о том, что размеры чистого национального продукта зависят не только от разницы между правительственными расходми и налогами, но и от абсолютных размеров бюджета.

Итак, можно отметить, что фискальная политика стремится регулировать ход коньюнктуры с помощью антициклических мер в области государственных доходов и расходов.

Имеются два вида стабилизации экономического развития с помощью антициклической финансово-бюджетной политики.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ - в силу содержащихся в самом законе стабилизирующих факторов автоматически срабатывает ограничительным образом в период бума и расширительно - в период спада экономической активности.

РЕГУЛИРУЕМАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ - здесь речь идет о частных случаях вмешательства государства, которое предпринимается в зависимости от состояния конъюнктуры.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики. Прокомментируем коротко указанные проблемы.

Вспомните, что экономическая стабильность не является единственной целью правительственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство вовлечено также в решение задач обеспечения товаров и услуг общего потребления и перераспределения доходов.

ПРИМЕР: в течение второй мировой войны правительственные расходы на товары военного назначения резко возросли, вызвав сильное и устойчивое инфляционное воздействие на экономику в начале 40 -х годов. Победа над нацистской Германией и Японией была просто более приоритетной целью по сравнению с поддержанием стабильности.

Отметим также, что фискальная политика правительств штатов и местных органов власти часто имеет проциклический характер. Таким образом, указанные органы, так же как и домашние хозяйства и частные предприниматели, стремятся увеличить расходы в период процветания и урезать их в период спада.

Далее, Вы знаете, что дефициты имеют тенденцию быть политически привлекательными, а бюджетные излишкм воспринимаются очень болезненно. Т.е., может быть, существует политическая предрасположенность в пользу дефицитов, другими словами, фискальная политика может олицетворять пристрастие к стимулированию экономики и инфляции. Почему? Сокращения налогов очень популярны в политическом плане. Так же популярны приросты государственных расходов, особенно если избирательные округа конкурентных политиков получают от этого выигрыш. Увеличение же налогов обычно беспокоит избирателей, а сокращающиеся государственные расходы могут оказаться политически рискованными. Например, для сенатора из сельскохозяйственного штата голосование за увеличение налогов и против аграрных субсидий будет равносильно политическому самоубийству.

Кроме того, некоторые экономисты подчеркивают, что всепоглощающая цель политических деятелей не обязательно действие в интересах национальной экономики, а скорее стремление быть переизбранными. Недавно выдвинуто предположение о том, что существует деловой цикл, обусловленный политическими мотивами. Т.е., полагают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой с целью максимальной поддержки избирателей, даже если их фискальные решения имеют тенденцию дестабилизировать экономику. В соответствии с этими взглядами, фискальная политика может быть коррумпирована, исходя из политических целей, и стать причиной экономических колебаний.

Возможный сценарий выглядит, например, следующим образом. Население при голосовании принимает во внимание экономические условия. Власти придержащие будут наказны на избирательных участках, если экономика находится в депрессивном состоянии; если же экономика процветает, они будут вознаграждены. Следовательно, по мере приближения срока выборов администрация, находящаяся у власти, обратится к сокращению налогов и повышению правительственных расходов. Эти шаги будут весьма популярны не только сами по себе, но и как результирующий стимул, данный экономике, который подтолкнет все ключевые экономические индикаторы в нужном направлении. Возрастают производство и реальные доходы; сокращается безработица; а уровень цен будет относительно стабилен. В результате находящиеся у власти политики будут пользоваться преимуществом очень "сердечной" экономической обстановки, благоприятствующей их борьбе за переизбрание.

Но после выборов продолжающийся экономический рост выражается во все большей степени в росте цен и в меньшей - в росте реальных доходов. Нарастающая общественная обеспокоенность подсказывает политикам ввести в этой ситуации сдерживающую фискальную политику. Грубо говоря, спад со штампом "сделано а Вашингтоне" будет иметь элементами своего механизма сокращающиеся правительственные расходы и возрастающие налоги с целью сдержать инфляцию. Но не повредит ли этот спад тем, кто находится у власти? На самом деле, нет, поскольку следующие выборы предстоят еще через 2 или 3 года, а боль­шинство избирателей формируют свое отношение к администрации по состоянию экономики за период в течение около 12 месяцев до выборов. Действительно, спад создает новую стартовую площадку, с которой снова может быть использована фискальная политика, для того чтобы вызвать новый экономический подьем в период следующей избирательной кампании.

Это возможное извращение фискальной политики является одновременно очень беспокоящим и по своей природе очень трудно доказуемым. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны и непоследовательны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теории экономического цикла.

Теперь давайте перенесем наше внимание с практических вопросов применения фискальной политики на проблему более серьезной критики фискальной политики как таковой, т.е. проблему "эффекта вытеснения", состоящего в том, что стимулирующая фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики. Рациональное зерно здесь состоит в том, то в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением правительственных расходов, могут улучшить ожидания прибыльности у предпринимателей, что является важной детерминантой координат кривой спроса на инвестиции.

Другое, имеющее отношение к делу соображение касается денежной политики. Органы, ведающие денежной политикой, могут увеличить предложение денег в достаточной степени, чтобы уравновесить вызванный дефицитом дополнительный спрос на деньги. В этом случае равновесная ставка процента не должна измениться, и эффект вытеснения будет полностью элиминирован.

В 80-е годы органы денежной политики ограничивали предложение денег и, как следствие, эффект вытеснения, порожденный большими дефицитами 80-х годов, мог быть весьма значительным. По сравнению с этим в 60 -е годы экономические органы были жестко настроены стабилизировать ставку процента. Следовательно, они должны были бы стремиться увеличить предложение денег в ответ на повышение ставки процента, вызванное правительственным заимствованием. В результате вытеснение, возможно, было весьма малозначительным.

 

Список литературы

 

1. Гальчинський А.,Ещенко П., Палкин Ю. Основы экономичной теории.К,: Высш.шк.,1995.- 471 с. /укр./

2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. С англ.-М.:"Дело ЛТД", 1993.- 864с.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика.Пер. сангл. К.: Хагар-Демос,1993.- 785с.

4. Курс экономической теории/Под ред. Чепурина М.Н., Изд-во "АСА": Киров, 1994.- 624с.

5. Сакс Дж., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ.-М.: Дело, 1996.- 848с.

6. Радионова И.Ф. Макроэкономика и экономическая политика.К.: Таксон, 1996.-240с. /укр./

7. Мэнкью Грегори Н. Макроэкономика. Пер с англ.- М.: Изд-во МГУ, 1994.- 736с.

8. Общая экономическая теория /политэкономия/: Учебник/Под ред. В.И.Видяпина.- ПРОМО-Медиа, 1995.- 608с.

9. Линвуд Т.Гайгер.Макроэкономическая теория и переходная экономика Пер.с англ.-М.: "ИНФРА-М", 1996.- 560с.

10. Самуэльсон П. Экономика. В 2-х томах.- М.: Изд-во "Алгон", 1992.- 331 и 340с.

11. Рынок / Вступ. слово А.А.Чухно.- К.: Украина, 1995.- 448с.

12. Основы экономической теории / Под ред. Мочерного В.С.-Тернополь, АТ "Тарнекс", 1993.-686с. /укр/

13. Основы экономической теории: поитэкономические аспекты/ Под ред. Климко Н.Г. -К.: КГУ,Высш.шк.,1994.-559с./укр./

14. Исаксен А.,Гамильтон К., Гулафсон Т. Экономика переходного периода. Кн. 1 и 2-я.-СОВ-ВИП,  1993.- 220 и 230с.

15. Хейне Пол. Экономический образ мышления.- Пер. с англ.- М.: Изд-во "Дело", 1992.- 704с.

16. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег.- Анатомия экономической классики.-М.: 1992

17. Хикс ДЖ.Р.Стоимость и капитал.-М.: 1993

18. Экономикс /Под ред. Покрытана А.К.-Одесса ОГЭУ, 1994.-348с.

19. ЗайдельХ.,Теммен Р. Основы учения об экономике/Пер. С нем.-М.: Дело ЛТД,1994.- 400с.

20. Гальперин В.М.и др. Макроэкономика/Под ред. Тарасевича Л.С.- СПб: экономическая школа, 1994.-400с.

21. Лэйард Ф. Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей.-М,: Джон Уойли энд саез,1994.-160с.

 

МАКРОЭКОНОМИКА

Краткий конспект лекций

 

Макроэкономика: макроэкономические показатели, определение и измерение национального дохода, совокупный спрос и совокупное предложение, неценовые факторы совокупного спроса и совокупного предложения, равновесные состояния в макроэкономике.

Инвестиции: разновидности капитала и инвестиций, базовая теория инвестиций, инвестиции в основные фонды, налоги и инвестиции, рынок ценных бумаг и "q" Тобина, финансовые ограничения, инвестиции в жилищное строительство, инвестиции в запасы, модель акселератора запасов.

Фискальная политика: дискреционная фискальная политика, фискальная политика в ходе экономического цикла, финансирование дефицита или способы избавления от бюджетных излишков, варианты политики: правительственные расходы или налоги, инструменты фискальной политики, границы финансово-бюджетной политики, политические проблемы фискальной политики, эффект вытеснения, фискальная политика в открытой экономике.

Макроэкономические трудности и бюджетная политика: бюджетный дефицит, государственный долг и инфляция, внутренний и внешний государственный долг, обслуживание долга, бюджетный дефицит и экономический рост,экспансионистская бюджетная политика.

Денежная политика и банковская система: роль центрального банка и денежный контроль, коммерческие банки и предложение денег, спрос на деньги и денежный контроль. Ставка процента и совокупный спрос: влияние ставки процента на потребление и инвестиции, IS-LM анализ, денежная политика и IS-LM анализ.

Безработица и инфляция, денежная политика при фиксированных плавающих курсах.

Теоретические проблемы мирового хозяйства: интернационализация хозяйственной жизни, структура и субьекты мирового хозяйства, макроэкономика открытой экономической системы, мировой рынок и теории международной торговли, внешняя торговля, внешнеторговый мультипликатор, валютный курс, торговый и платежный баланс.

Национальные особенности макроэкономики в Украине.

Введение

Макроэкономика - наука, изучающая экономику в целом, пытается ответить на вопросы: почему в наше время доходы выше, чем в 50-е годы ХХ века, почему в 50-е годы они были выше, чем на рубеже нашего столетия? Почему в некоторых странах наблюдается высокий темп инфляции, а в других - цены стабильны? Какие причины вызывают депрессии и спады и какая политика может помочь избежать таких потерь?

Макроэкономика - это наука об агрегированном поведении в экономике, в то время как экономическая жизнь страны формируется из миллионов индивидуальных действий, предпринимаемых фирмами, потребителями, трудящимися, государственными чиновниками. Макроэкономика концентрируется на глобальных последствиях этих действий.

Проблемы макроэкономики занимают ведущее место в политических дебатах. В 70-е годы Р.Никсон, Д.Форд и Д.Картер делали безуспешные попытки борьбы с ускорением инфляции. В 80-е годы президенты Р.Рейган и Д.Буш столкнулись с проблемами крупного дефицита федерального бюджета.

Популярность каждого президента растет во времена экономических подьемов и падает во времена спадов.Избиратели хорошо осведомлены о событиях в области макроэкономики, а политики в равной мере осознают важность макроэкономической политики.

Макроэкономические проблемы также играют важнейшую роль в международных отношениях. На протяжении 50-х 60-х годов большинство промышленно развитых стран сохраняли фиксированные курсы обмена национальной валюты на валюту других стран. В начале 70-х годов система фиксированных обменных курсов отошла в прошлое, и началась эра гибких и весьма подвижных обменных курсов. В 80-е годы США импортировали намного больше товаров, чем экспортировали, и финансировали этот импорт за счет крупных займов на мировых финансовых рынках.

Макроэкономисты занимаются анализом развития экономики как единого целого. Они собирают данные о доходах, ценах, безработице и многих других показателях, относящихся к различным странам и различным периодам. Затем они стараются сформулировать общий теоретический подход к обьяснению этих данных.

Все отмеченное является теми проблемами, которые привлекают внимание печати и которые мы ассоциируем с правительственной макроэкономической политикой. Инфляция, безработица, деньги, рост производства, правительственные расходы и доходы, размеры конкуренции - актуальнейшие из проблем, которых касается макроэкономика.

 

 

Макроэкономические показатели

Наилучшим показателем состояния экономики многие считают валовой национальный продукт /ВНП/. Более детально ВНП можно представить следующим образом:

- совокупный доход всех экономических агентов;

- общий обьем расходов правительства на производство товаров и услуг.

ВНП характеризует состояние экономики потому, что люди предпочитают большие доходы меньшим. Аналогично, чем выше обьем производства товаров и услуг, тем выше степень удовлетворения личных, производственных и государственных потребнеостей.

ВНП измеряет одновременно и доход в экономике, и обьем расходов на производство, поскольку в конечном счете эти величины одинаковы: в целом для экономики обьем доходов должен равняться обьему расходов. Чтобы убедиться в этом, мы должны изучить национальное счетоводство, статистическую систему измерения ВНП и ряд других, связанных с этим показателей.

Представим себе экономику, в которой производится единственный вид товара - хлеб, с помощью единственного вида затрат - труда. Все экономические сделки между домашними хозяйствами и фирмами покажем на рисунке 1.

Рис. 1. Экономические сделки между домашними хозяйствами и фирмами

 

Внутренний круг показывает поток труда и хлеба: домашние хозяйства продают труд фирмам, а фирмы продают производимый ими хлеб домашним хозяйствам. Внешний круг показывает поток денег: домашние хозяйства платят фирмам за хлеб, а фирмы платят домашним хозяйствам зарплату и прибыль. В такой экономике ВНП - это и общий объем расходов на хлеб, и совокупный доход от производства хлеба.

Таким образом, труд движется от домашних хозяйств к фирмам, а хлеб движется от фирм к домашним хозяйствам.ВНП характеризует поток денег в экономике. Мы можем рассчитать его двумя способами. ВНП это совокупный доход от производства хлеба, который равен сумме заработной платы и прибыли - верхняя половина схемы кругооборота денег. В то же время, ВНП - это общий обьем расходов на покупку хлеба - нижняя половина схемы кругооборота денег. Таким образом, мы можем взять либо поток денег от фирм к домашним хозяйствам, либо поток денег от домашних хозяйств к фирмам.

Равенство доходов и расходов вытекает из правила учета: все расходы на приобретение продуктов являются доходом производителей этих продуктов. В соответствии с этим правилом, в результате любой сделки, в ходе которой происходит изменение обьема расходов, происходит и изменение дохода, и в результате каждой сделки, ведущей к изменению дохода, происходит и изменение обьема расходов.

При определении величины ВНП следует иметь в виду, что производство многих товаров проходит несколько этапов: на одной фирме сырье превращается в промежуточные товары и затем продается другой фирме для производства готовой продукции. Как мы должны учитывать такие товары при подсчете ВНП? Ответ на этот вопрос будет следующим: в ВНП включается только стоимость конечной продукции /только гамбургера, но не мяса!/ Причина этого заключается в том, что стоимость промиежуточной продукции уже включена в стоимость конечной продукции. Добавление стоимости промежуточной продукции к стоимости конечной приведет к двойному счету. Таким образом, ВНП - это общая стоимость конечной породукции и услуг.

Далее следует уметь рассчитывать реальный и номинальный ВНП с использованием приемов инфлирования и дефлирования, позволяющих очистить ВНП от инфляционного эффекта.

Мы так детально остановились на природе ВНП с тем, чтобы показать важность и некоторую уникальность макроэкономического показателя - ВНП, а так же для того, чтобы использовать его для расчета других макроэкономических показателей. Так, чтобы получить чистый национальный продукт /ЧНП/, вычтем стоимость износа основного капитала - величину, на которую уменьшается стоимость производственных предприятий, оборудования и жилых зданий за год /иными словами, амортизацию/:

ЧНП = ВНП - стоимость износа основного капитала.

Следующий макроэкономический показатель - национальный доход получим на основе ЧНП. Для этого скорректируем его на сумму косвенных налогов:

Национальный доход = ЧНП - косвенные налоги.

С помощью ряда корректировок можно перейти от национального дохода к следующему макроэкономическому показателю - личному доходу.Важнейшие из этих корректировок три. Во-первых, надо вычесть из национального дохода часть прибыли корпораций, которую они оставляют на уплату налогов государству. Во-вторых, к величине национального дохода необходимо прибавить чистую сумму трансфертных платежей. В-третьих, вместо процентных платежей предприятий надо включить процентные поступления домашних хозяйств; эта корректировка осуществляется путем прибавления личного дохода, полученного в виде процентов и вычета величины чистого процента. Таким образом,

 

ЛИЧНЫЙ ДОХОД = Национальный доход

- прибыль корпораций -взносы на соцстрах

- чистый процент

+ трансфертные платежи

+ личный доход, полученный в виде процентов.

 

Затем вычтя сумму личного подоходного налога и некоторые неналоговые платежи государству /например, плата за проезд в общественном транспорте/, получим величину личного располагаемого дохода:

 

ЛИЧНЫЙ РАСПОЛАГАЕМЫЙ

ДОХОД = Личные доходы

- личные налоговые и

Неналоговые платежи

 

Состояние экономики характеризуется также тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы. Поскольку основным ресурсом экономики является рабочая сила, поддержание занятости -важнейшая цель экономической политики. Уровень безработицы - это статистический показатель доли не имеющих работы в общей численности желающих работать /в %%/. Информацию для расчета уровня безработицы получают по данным обследования примерно 60 тыс. домашних хозяйств, в результате которого каждого человека относят к одной из трех категорий: занятый, безработный, не включаемый в состав рабочей силы.

 

Отсюда,

РАБОЧАЯ СИЛА = количество занятых + количество безработных,

а

                                        количество безработных

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ = ----------------------------------- * 100%

                                         общее число рабочей силы

 

Поскольку занятые участвуют в производстве товаров и услуг, а безработные - нет, можно предположить, что увеличение уровня безработицы должно сопровождаться снижением реального обьема ВНП. Эту зависимость выражает Закон ОУКЕНА.

Количественное выражение Закона Оукена свидетельствует, что: изменение реального обьема ВНП, в % = 3% - 2 х изменение уровня безработицы.

Рассмотренные макроэкономические показатели позволяют количественно оценивать состояние экономики. Эти показатели используются в процессе принятия решений как частными лицами, так и государством для оценки состояния экономики и выработки соответствующей экономической политики.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 273.