Кейс-технология в образовании – инструмент, который позволяет применить имеющиеся теоретические знания для решения практических задач. Данный метод дает возможность развить у студентов самостоятельность мышления, умение выслушать, а в дальнейшем учесть альтернативную точку зрения и аргументированно озвучить свою. Посредством кейс–технологии студенты имеют возможность, как проявить, так и усовершенствовать свои оценочные, аналитические навыки, а также научиться командной работе и поиску рациональных решений существующих проблем.
Сущность кейс-метода
■ Усвоение знаний и формирование умений при использовании кейс-метода есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Применение кейс-технологии в педагогическом образовании способствует решение следующих важнейших задач системы профессиональной подготовки:
· обеспечение конструктивного взаимодействия педагогической теории и практики;
· стимулирование развития позитивной мотивации, интереса к профессии;
· развитие умений и навыков социальной коммуникации в профессиональной сфере;
· формирование у будущих педагогов необходимых профессиональных компетенций;
· содействие развитию интеллектуальных способностей студентов, их креативности, самостоятельности в принятии решений, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности.
Цели кейс-метода
■ развивать познавательные и творческие способности и умения студентов: исследовать, анализировать, обсуждать, принимать нестандартные обоснованные решения, моделировать и оформлять результаты деятельности;
■ Развитие навыков анализа и критического мышления;
■ Соединение теории и практики;
■ Представление примеров принимаемых решений и их последствий;
■ Демонстрация различных позиций и точек зрения;
■Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Метод кейс-технологии развивает:
-аналитические навыки;
-практические навыки;
-творческие навыки;
-коммуникативные навыки;
-социальные навыки;
-навыки самоанализа.
3.Принципы кейс-технологии:
1.Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
2.Вариативность.
3.Прагматизм в обучении.
4.Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением обучающихся в решение «реальных» проблем.
5.Самоменеджмент.
6.Успешность в обучении, которая обеспечивается за счет опоры на сильные стороны студентов.
Сферы применения кейс- метода
-изучение раздела (темы, группы тем), модуля;
- концентрированное или рассредоточенное практическое обучение;
-перед началом курсового (дипломного) проектирования;
-перед проведением комплексной, контрольной работы или междисциплинарного экзамена;
-при самостоятельном изучении учебного материала;
-экзамен (квалификационный) по профмодулю;
-в процессе контроля знаний у обучающихся.
Классификация кейсов
6.Типы и виды кейсов:
· Тренировочный - тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях.
· Обучающий - овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов.
· Аналитический - выработка умений и навыков аналитической деятельности.
· Исследовательский - получение нового знания относительно развивающихся объектов.
· Систематизирующий - систематизация ситуационного знания.
· Прогностический - получение сведений о развитии данной системы.
Виды кейсов:
· Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
· Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
· Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра, искажение информации и ошибки).
7.Источники кейсов : практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Жизненные ситуации; типовые ситуации; художественная и публицистическая литература; статистические материалы; ресурсы интернет.
8.Возможности кейс - технологии:
♥ видеть проблемы;
♥понимать и использовать концепции;
♥анализировать профессиональные ситуации;
♥оценивать альтернативы возможных решений;
♥выбирать оптимальный вариант решения;
♥составлять план его осуществления;
♥развивать мотивацию;
♥развивать коммуникационные навыки и умения.
9.Методы кейс-технологии:
Метод инцидентов
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода— поиск информации самим студентом, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».
Дата: 2018-12-28, просмотров: 257.