Раздел 2. Особенности и виды педагогических технологий обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛЕКЦИЯ

Раздел 2. Особенности и виды педагогических технологий обучения

«Плохой учитель

 преподносит истину,

хороший учит ее находить».

Л. Дистервег

Тема. Кейс-метод как педагогическая технология.

План

1.Кейс-технологии в современном образовании

2.Цели кейс-метода

3.Принципы кейс-технологии

4.Сферы применения кейс - метода

5.Классификация кейсов

6.Типы и виды кейсов

7.Источники кейсов

8.Возможности кейс - технологии

9.Методы кейс-технологии

10.Этапы работы с кейсами

11.Требования, которым должен удовлетворять хороший кейс.

12.Технологические особенности рассматриваемого кейса

13.Преимущества использования кейсов

14.Эффективность применения кейс-метода

15.Требования к «Кейсу»

16.Схема создания кейса

17.Работа с кейсом проходит по следующим этапам.

18.Организация учебного занятия с использованием кейса.

Литература

1.Бєлова О.К., Коваленко О.Е. Педагогічні технології в сучасній освіті: навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів інженерно-педагогічних спеціальностей. – Харків: ВПП «Контраст», 2008. – 148 с.

2.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – Спб.: КАРО, 2006. – 386 с

3.Кукушин В.С. Педагогические технологии.- М.: ИКЦ МарТ, Ростов н/Д, 2006.-336 с.

4.Мазоха Д.С., Опанасенко Н.І. Педагогіка: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2005. – 232 с.

5.Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании.-М.: Дашков и К.,2006.- 282 с.

6.Педагогічні технології. Навчально-методичний посібник / Укладачі: Нікуліна А.С., Шацька Р.М., Молчанов В.М., Харагірло В.Є. – Донецьк: ІПО ІПП, 2004. – 88 с.

7.Шматков Є.В. Інноваційні технології навчання. Конспект лекцій. – Харків 2007. – 122 с.

Электронная учебная литература:

1. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза методическое пособие / авт.-сост. Н. Э. Касаткина, Т. К. Градусова, Т. А. Жукова, Е. А. Кагакина, О. М. Колупаева, Г. Г. Солодова, И. В. Тимонина; отв. ред. Н. Э. Касаткина. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. – 237 с.

2. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с.

3. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие . – В 2-х книгах .-Книга 1. - Челябинск, ЧГПУ , 2012 -441 с.

4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пе- П 24 педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Москва; ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 336 с.

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.- 556 с.

Интернет ресурсы:

1.Метод проектов: http://fb.ru/article/190068/keys-tehnologiya-v-obrazovanii-keys-tehnologii-v-doshkolnom-obrazovanii

2. ttps://урок.рф/library/chto_takoe_kejs__tehnologii_180232.html Что такое кейс-технологии?

3.Использование кейс-технологии в образовательном процессе http://www.informio.ru/publications/id2188/Ispolzovanie-keis-tehnologii-v-obrazovatelnom-processe

4. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации http://si-sv.com/Posobiya/ped_tekh/ped_zadachi/Beyizerov_V-105_keyisov_po_pedagogike.html

1.Кейс-технологии в современном образовании

В связи с реформами образования происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии. Кейс – технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале XХ века.

В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.

Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и менеджеров, когда студенты активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую ситуацию, что и служило основой для их дальнейшей профессиональной деятельности. Название произошло от латинского термина «casus» запутанный или необычный случай.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за педагогом, ответы на вопросы педагога, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

casus (лат.)– запутанный необычный случай;

Сущность кейс-метода

■ Усвоение знаний и формирование умений при использовании кейс-метода есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Применение кейс-технологии в педагогическом образовании способствует решение следующих важнейших задач системы профессиональной подготовки:

· обеспечение конструктивного взаимодействия педагогической теории и практики;

· стимулирование развития позитивной мотивации, интереса к профессии;

· развитие умений и навыков социальной коммуникации в профессиональной сфере;

· формирование у будущих педагогов необходимых профессиональных компетенций;

· содействие развитию интеллектуальных способностей студентов, их креативности, самостоятельности в принятии решений, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности.

Цели кейс-метода

■ развивать познавательные и творческие способности и умения студентов: исследовать, анализировать, обсуждать, принимать нестандартные обоснованные решения, моделировать и оформлять результаты деятельности;

■ Развитие навыков анализа и критического мышления;

■ Соединение теории и практики;

■ Представление примеров принимаемых решений и их последствий;

■ Демонстрация различных позиций и точек зрения;

■Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Метод кейс-технологии развивает:

-аналитические навыки;

-практические навыки;

-творческие навыки;

-коммуникативные навыки;

-социальные навыки;

-навыки самоанализа.

3.Принципы кейс-технологии:

1.Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

2.Вариативность.

3.Прагматизм в обучении.

4.Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением обучающихся в решение «реальных» проблем.

5.Самоменеджмент.

6.Успешность в обучении, которая обеспечивается за счет опоры на сильные стороны студентов.

Классификация кейсов

6.Типы и виды кейсов:

· Тренировочный - тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях.

· Обучающий - овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов.

· Аналитический - выработка умений и навыков аналитической деятельности.

· Исследовательский - получение нового знания относительно развивающихся объектов.

· Систематизирующий - систематизация ситуационного знания.

· Прогностический - получение сведений о развитии данной системы.

Виды кейсов:

· Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

· Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

· Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра, искажение информации и ошибки).

7.Источники кейсов : практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Жизненные ситуации; типовые ситуации; художественная и публицистическая литература; статистические материалы; ресурсы интернет.

8.Возможности кейс - технологии:

♥ видеть проблемы;

♥понимать и использовать концепции;

♥анализировать профессиональные ситуации;

♥оценивать альтернативы возможных решений;

♥выбирать оптимальный вариант решения;

♥составлять план его осуществления;

♥развивать мотивацию;

♥развивать коммуникационные навыки и умения.

9.Методы кейс-технологии:

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода— поиск информации самим студентом, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Игровое проектирование

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Ситуационно-ролевая игра

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

5.Методдискуссии

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

6.Кейс-стадии

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться студенты.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стадии – совместными усилиями группы студентов проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

10.Этапы работы с кейсами:

I этапзнакомство с ситуацией, её особенностями;

II этапвыделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

III этаппредложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

IV этапанализ последствий принятия того или иного решения;

V этапрешение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

 11.Требования, которым должен удовлетворять хороший кейс.

 Кейс-технология в образовании – пример, заимствованный из реального бизнеса, представляет собой информационный процесс, дающий возможность осмыслить сложившуюся ситуацию. Принято считать, что кейс обязан удовлетворять ряду требований:

- соответствовать четко сформулированной цели создания;

-иллюстрировать ряд аспектов именно экономической жизни;

- быть актуальным;

- способствовать развитию аналитического мышления;

- иметь разные вариации решения; располагать соответствующим уровнем трудности;

- не устаревать быстрыми темпами;

- отображать типичные ситуации;

- приводить к дискуссии.

 Суть обучения посредством рассматриваемого метода заключается в предложении каждым студентом своих вариантов на основании имеющегося у него багажа знаний и практического опыта, интуиции. К примеру, кто-то посчитает изменение семейного положения руководителя компании незначительной деталью, другой же, руководствуясь своим опытом, посчитает данный факт определяющим.

Требования к «Кейсу»

 

Схема создания кейса

В начале нужно ответить на три вопроса:

1. Для кого и чего пишется кейс?

2. Чему должны научиться дети?

3. Какие уроки они из этого извлекут?

Цель обучения + структурирование учебного материала + выбор организационных форм, методов и средств обучения.

• Определение раздела учебной программы.

• Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.

• Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели.

• Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.

• Определение источников и методов сбора информации.

• Выбор техники работы с данным кейсом.

• Определение желаемого результата (лист оценки).

• Создание заданной модели.

• Апробация в процессе обучения

 

 

ЛЕКЦИЯ

Раздел 2. Особенности и виды педагогических технологий обучения

«Плохой учитель

 преподносит истину,

хороший учит ее находить».

Л. Дистервег

Дата: 2018-12-28, просмотров: 229.