ЛЕКЦИЯ
Раздел 2. Особенности и виды педагогических технологий обучения
«Плохой учитель
преподносит истину,
хороший учит ее находить».
Л. Дистервег
Тема. Кейс-метод как педагогическая технология.
План
1.Кейс-технологии в современном образовании
2.Цели кейс-метода
3.Принципы кейс-технологии
4.Сферы применения кейс - метода
5.Классификация кейсов
6.Типы и виды кейсов
7.Источники кейсов
8.Возможности кейс - технологии
9.Методы кейс-технологии
10.Этапы работы с кейсами
11.Требования, которым должен удовлетворять хороший кейс.
12.Технологические особенности рассматриваемого кейса
13.Преимущества использования кейсов
14.Эффективность применения кейс-метода
15.Требования к «Кейсу»
16.Схема создания кейса
17.Работа с кейсом проходит по следующим этапам.
18.Организация учебного занятия с использованием кейса.
Литература
1.Бєлова О.К., Коваленко О.Е. Педагогічні технології в сучасній освіті: навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів інженерно-педагогічних спеціальностей. – Харків: ВПП «Контраст», 2008. – 148 с.
2.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – Спб.: КАРО, 2006. – 386 с
3.Кукушин В.С. Педагогические технологии.- М.: ИКЦ МарТ, Ростов н/Д, 2006.-336 с.
4.Мазоха Д.С., Опанасенко Н.І. Педагогіка: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2005. – 232 с.
5.Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании.-М.: Дашков и К.,2006.- 282 с.
6.Педагогічні технології. Навчально-методичний посібник / Укладачі: Нікуліна А.С., Шацька Р.М., Молчанов В.М., Харагірло В.Є. – Донецьк: ІПО ІПП, 2004. – 88 с.
7.Шматков Є.В. Інноваційні технології навчання. Конспект лекцій. – Харків 2007. – 122 с.
Электронная учебная литература:
1. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза методическое пособие / авт.-сост. Н. Э. Касаткина, Т. К. Градусова, Т. А. Жукова, Е. А. Кагакина, О. М. Колупаева, Г. Г. Солодова, И. В. Тимонина; отв. ред. Н. Э. Касаткина. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. – 237 с.
2. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с.
3. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие . – В 2-х книгах .-Книга 1. - Челябинск, ЧГПУ , 2012 -441 с.
4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пе- П 24 педагогических специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Москва; ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 336 с.
5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.- 556 с.
Интернет ресурсы:
1.Метод проектов: http://fb.ru/article/190068/keys-tehnologiya-v-obrazovanii-keys-tehnologii-v-doshkolnom-obrazovanii
2. ttps://урок.рф/library/chto_takoe_kejs__tehnologii_180232.html Что такое кейс-технологии?
3.Использование кейс-технологии в образовательном процессе http://www.informio.ru/publications/id2188/Ispolzovanie-keis-tehnologii-v-obrazovatelnom-processe
4. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации http://si-sv.com/Posobiya/ped_tekh/ped_zadachi/Beyizerov_V-105_keyisov_po_pedagogike.html
1.Кейс-технологии в современном образовании
В связи с реформами образования происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии. Кейс – технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале XХ века.
В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.
Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и менеджеров, когда студенты активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую ситуацию, что и служило основой для их дальнейшей профессиональной деятельности. Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за педагогом, ответы на вопросы педагога, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
casus (лат.)– запутанный необычный случай;
Сущность кейс-метода
■ Усвоение знаний и формирование умений при использовании кейс-метода есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Применение кейс-технологии в педагогическом образовании способствует решение следующих важнейших задач системы профессиональной подготовки:
· обеспечение конструктивного взаимодействия педагогической теории и практики;
· стимулирование развития позитивной мотивации, интереса к профессии;
· развитие умений и навыков социальной коммуникации в профессиональной сфере;
· формирование у будущих педагогов необходимых профессиональных компетенций;
· содействие развитию интеллектуальных способностей студентов, их креативности, самостоятельности в принятии решений, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности.
Цели кейс-метода
■ развивать познавательные и творческие способности и умения студентов: исследовать, анализировать, обсуждать, принимать нестандартные обоснованные решения, моделировать и оформлять результаты деятельности;
■ Развитие навыков анализа и критического мышления;
■ Соединение теории и практики;
■ Представление примеров принимаемых решений и их последствий;
■ Демонстрация различных позиций и точек зрения;
■Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Метод кейс-технологии развивает:
-аналитические навыки;
-практические навыки;
-творческие навыки;
-коммуникативные навыки;
-социальные навыки;
-навыки самоанализа.
3.Принципы кейс-технологии:
1.Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
2.Вариативность.
3.Прагматизм в обучении.
4.Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением обучающихся в решение «реальных» проблем.
5.Самоменеджмент.
6.Успешность в обучении, которая обеспечивается за счет опоры на сильные стороны студентов.
Классификация кейсов
6.Типы и виды кейсов:
· Тренировочный - тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях.
· Обучающий - овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов.
· Аналитический - выработка умений и навыков аналитической деятельности.
· Исследовательский - получение нового знания относительно развивающихся объектов.
· Систематизирующий - систематизация ситуационного знания.
· Прогностический - получение сведений о развитии данной системы.
Виды кейсов:
· Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
· Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
· Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра, искажение информации и ошибки).
7.Источники кейсов : практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Жизненные ситуации; типовые ситуации; художественная и публицистическая литература; статистические материалы; ресурсы интернет.
8.Возможности кейс - технологии:
♥ видеть проблемы;
♥понимать и использовать концепции;
♥анализировать профессиональные ситуации;
♥оценивать альтернативы возможных решений;
♥выбирать оптимальный вариант решения;
♥составлять план его осуществления;
♥развивать мотивацию;
♥развивать коммуникационные навыки и умения.
9.Методы кейс-технологии:
Метод инцидентов
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода— поиск информации самим студентом, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».
Игровое проектирование
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Ситуационно-ролевая игра
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
5.Методдискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
6.Кейс-стадии
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться студенты.
Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.
Цель метода кейс-стадии – совместными усилиями группы студентов проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
10.Этапы работы с кейсами:
I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
11.Требования, которым должен удовлетворять хороший кейс.
Кейс-технология в образовании – пример, заимствованный из реального бизнеса, представляет собой информационный процесс, дающий возможность осмыслить сложившуюся ситуацию. Принято считать, что кейс обязан удовлетворять ряду требований:
- соответствовать четко сформулированной цели создания;
-иллюстрировать ряд аспектов именно экономической жизни;
- быть актуальным;
- способствовать развитию аналитического мышления;
- иметь разные вариации решения; располагать соответствующим уровнем трудности;
- не устаревать быстрыми темпами;
- отображать типичные ситуации;
- приводить к дискуссии.
Суть обучения посредством рассматриваемого метода заключается в предложении каждым студентом своих вариантов на основании имеющегося у него багажа знаний и практического опыта, интуиции. К примеру, кто-то посчитает изменение семейного положения руководителя компании незначительной деталью, другой же, руководствуясь своим опытом, посчитает данный факт определяющим.
Требования к «Кейсу»
Схема создания кейса
В начале нужно ответить на три вопроса:
1. Для кого и чего пишется кейс?
2. Чему должны научиться дети?
3. Какие уроки они из этого извлекут?
Цель обучения + структурирование учебного материала + выбор организационных форм, методов и средств обучения.
• Определение раздела учебной программы.
• Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.
• Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели.
• Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
• Определение источников и методов сбора информации.
• Выбор техники работы с данным кейсом.
• Определение желаемого результата (лист оценки).
• Создание заданной модели.
• Апробация в процессе обучения
ЛЕКЦИЯ
Раздел 2. Особенности и виды педагогических технологий обучения
«Плохой учитель
преподносит истину,
хороший учит ее находить».
Л. Дистервег
Дата: 2018-12-28, просмотров: 251.