Лекции 5. Экономическая целесообразность капитального ремонта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из сложных вопросов экономики ремонта оборудования является установление экономической целесообразности капитального ремонта подлежащей ему машины. Этот вопрос стал особенно актуальным с тех пор, как за счет средств капитального ремонта предприятия получили возможность приобретать новые машины в тех случаях, когда капитальный ремонт находящихся в эксплуатации машин является нерентабельным.

В практике таким капитальным ремонтом часто считают ре­монт, расходы на который, Ск.р равняются стоимости новой ма­шины Cн. или превышают ее:

Между тем результаты такого сопоставления не могут быть достаточным основанием для отказа от капитального ремонта имеющейся машины и приобретения вместо нее новой уже по той причине, что при этом не учитываются неамортизированная часть стоимости снимаемой в этом случае с эксплуатации машины, если она не прослужила нормативного срока, а также расходы на ее демонтаж и затраты, связанные с монтажом и вводом в экс­плуатацию новой машины. С учетом этого условие нецелесо­образности капитального ремонта имеет следующий вид:

где  Рд — расходы на демонтаж старой машины;

Рм — затраты; связанные с монтажом и вводом в эксплуатацию новой машины;

- неамортизированная часть стоимости старой машины;

 - ее ликвидационная стоимость.

Однако и с такими поправками сопоставление расходов на капитальный ремонт со стоимостью новой машины еще не может служить единственным критерием при решении вопроса, что выгоднее для предприятия — капитально отремонтировать имею­щуюся машину или приобрести вместо нее новую. Приведенное соотношение может быть использовано в качестве такого критерия лишь тогда, когда рассматривается вопрос о целесообразности замены старого станка таким же новым, т. е. станком той же модели, имеющим такую же производительность. В тех же слу­чаях, когда имеется в виду вместо капитального ремонта при­обретение новой современной, более совершенной модели станка, производительность и эксплуатационные качества которого выше для предприятия это может быть выгодно и при больших затратах по сравнению с расходами на капитальный ремонт.

В таких случаях основными условиями целесообразности замены капитального ремонта приобретением нового станка являются следующие:

 

пн>пс и Снс,

где пи и пс — производительность  новой и старой машины, шт. в год, сн и сс - себестоимость единицы продукции, произ­водимой на новой и старой машине, руб. 1

 

Дополнительным условием к этому являются меньшие удель­ные затраты, связанные с приобретением, монтажом и вводом в эксплуатацию машины Сэ.н  по сравнению с удельными рас­ходами на капитальный ремонт:

Срок окупаемости дополнительных капитальных затрат при замене подлежащей капитальному ремонту машины новой может быть определен из следующего уравнения:

Приведенные выше условия целесообразности капитального ре­монта или замены его приобретением нового оборудования по­могают выяснить, что является более выгодным в конкретном случае для данного предприятия. При этом не учитываются ре­альные возможности приобретения оборудования вместо капи­тального ремонта при осуществлении этого в широких масштабах, а также целесообразность для народного хозяйства страны.

Рассматривая данный вопрос с таких позиций, необходимо учитывать следующее.

Число ежегодно ремонтируемых капитальным ремонтом ме­таллорежущих станков в несколько раз превышает число вводи­мых в эксплуатацию новых. Так, в 1973 г. было отремонтировано капитальным ремонтом станков в 3,4 раза больше, чем введено новых1. Поэтому замена капитального ремонта приобретением новых станков, при осуществлении ее в широких масштабах, потребовала бы резкого увеличения их выпуска, а, следовательно, связанного с этим создания больших дополнительных производ­ственных мощностей в станкостроительной промышленности. Размеры этих требующихся дополнительных мощностей значи­тельно превышают мощности ремонтно-механических цехов, ко­торые могут быть высвобождены в результате сокращения числа капитальных ремонтов, так как затраты машинного времени на капитальный ремонт немного меньше, чем затраты на изгото­вление новых станков.

По сравнению с изготовлением нового оборудования его ка­питальный ремонт требует значительно меньше материалов и комплектующих изделий. Если в затратах на производство про­дукции машиностроения и металлообработки стоимость сырья и основных материалов составляет около 60%, то в расходах на капитальный ремонт оборудования стоимость материалов равняется примерно всего лишь 15—20%, т. е. в 3—4 раза меньше.

Выполнение капитального ремонта оборудования позволяет направлять большую часть выпускаемых новых машин не на замену находящихся в эксплуатации, а на создание новых произ­водственных мощностей. Таким образом, капитальный ремонт способствует ускоренным темпам роста основных производственных фондов.

В современных условиях при существующем объеме выпуска оборудования замена капитального ремонта приобретением но­вых машин производится главным образом в следующих случаях:

 1) когда подлежащая ремонту машина имеет большой физический или моральный износ;

2) когда по условиям производства на дан­ном рабочем месте необходимо иметь значительное повышение производительности и качества работы, которые не могут быть достигнуты капитальным ремонтом существующего оборудова­ния в сочетании с его модернизацией;

3) при появлении новой машины, обеспечивающей улучшение условий труда и ббльшую безопасность для обслуживающего персонала.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 195.