Для проверки было проведено исследование восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видели ранее предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения константности восприятия наблюдаются у жителей равнин, когда они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа высотного дома объекты (люди, автомобили) также кажутся нам слишком маленькими. В то же время строители, работающие на лесах, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.
Наконец, еще один пример, свидетельствующий против тезиса о врожденности механизма константности восприятия - наблюдения над ослепшим в детстве человеком, у которого зрение было восстановлено операционным путем в зрелые годы. Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна больницы на землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10 - 12 метров от земли. Очевидно, объекты, находящиеся внизу, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие, что и вызвало ошибку при оценке высоты.
Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе сколько-нибудь не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительно инвариантное, например форма какого-либо предмета, его размеры и т. п.
Способность нашей перцептивной системы корректировать (исправлять) неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира вещей, и создавать адекватные образы восприятия хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений, искривления прямых линий и т.п. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза.
Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Формирующаяся впроцессе предметной деятельности константность восприятия - необходимое условие жизни и деятельности человека. Без этого человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.
Апперцепция – это зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. (Н-р костер: качество - обжигает).
3. Восприятие пространства, времени и движения.
Процесс восприятия пространства: восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. Феноменальные характеристики фигуры и фона. Бинокулярное зрение. Зрительные иллюзии. Восприятие движения. Основные признаки восприятия реального движения. Две системы восприятия движения: изображение – сетчатка и глаз – голова. Восприятие времени. Механизмы восприятия времени. Понятие о временных отрезках.
Основа другого типа классификации восприятий — пространство, время и движение.
Большую роль в практической деятельности человека играют такие сложные по своей психологической структуре восприятия, как восприятия пространства, времени и движения.
В восприятии пространства основу составляют зрительные, вестибулярные, двигательные и кожные ощущения. В комплексе они позволяют судить о пространственном положении тела и расстоянии до других объектов.
Иллюзии восприятия.
Иногда, например, при повороте головы, либо изменении скорости перемещения тела в пространстве проявляется несоответствие сигналов, поступающих в мозг со стороны вестибулярного, двигательного и кожного анализаторов, с одной стороны, и зрительного — с другой. В результате разлада между этими источниками информации пространственного положения возникает ряд пространственных иллюзий.
Иллюзии вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Примером физической иллюзии может служить восприятие стоящей палки в сосуде с водой, она кажется изломанной. Или, если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Это физиологическая иллюзия.
Примером психологической иллюзии являются искажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном фоне.
Цвет и освещенность объектов также искажают оценку их истинных размеров и удаленности от наблюдателя. Так, если на одном расстоянии будут находиться два одинаковых предмета, только окрашенных в разные тона, то светлый покажется больше и ближе, чем темный.
Иллюзии могут явиться причинами ошибок в определении размеров, параллельности и удаленности предметов, поэтому везде, где требуется точность, зрительные восприятия должны проверяться измерительным инструментом.
Обнаружение объектов.
Положение объекта оценивается по месту его нахождения в поле зрения, чем он выше в поле зрения, тем объект или выше или дальше. Форма и величина объектов оценивается вначале осязанием (сочетанием кожных и двигательных ощущений), а по мере накопления опыта — зрением.
Обнаружение и различение объектов зависит от их контрастности с фоном. Светлый предмет на светлом фоне и темный — на темном незаметны, а светлый на темном и темный на светлом воспринимаются совершенно отчетливо.
Большое значение в восприятии предметов имеет и разница их размеров. Возле больших предметов мелкие становятся почти незаметными, поэтому на рабочем столе их следует размещать отдельно от крупных.
Если человек хорошо различает неподвижные объекты, то это не дает ему гарантии так же хорошо различать эти объекты при их движении, несмотря на высокую статическую остроту зрения можно не обладать достаточно высокой динамической остротой зрения. Низкая динамическая острота зрения — причина плохого восприятия расстояния до движущихся предметов.
Восприятие времени.
Восприятие времени обобщает ряд ощущений, сигнализирующих о длительности, последовательности и скорости течения всех явлений внешнего мира, а также о внутренних ритмах жизнедеятельности организма. Огромное влияние на восприятие времени оказывают чувства.
Часы, дни и недели, заполненные интересными событиями, кажутся быстротекущими, короткими. А отрезок времени, в течение которого не произошло ничего особенного, да еще вы ждете кого-то или что-то, представляется особенно длинным. Самым коротким кажется время, в течение которого надо успеть сделать многое.
Это все объяснимо физиологически. Когда в коре головного мозга преобладают процессы возбуждения — повышается обмен веществ, следовательно, время "летит" быстрее. В случае торможения оно "тянется" медленно, из-за замедления обмена веществ.
Способность к оценкам малых интервалов времени при желании можно развить довольно быстро. Стоит несколько дней попрактиковаться, специально упражняясь, и ты сможешь хорошо оценивать время в 0,01-0,02 сек и точно определять разницу во времени между 0,15 и 0,2 сек.
Восприятие движения.
Восприятие движения — это восприятие пространственно-временного перемещения, и оценка движения зависит от восприятия интервалов времени, потому что всякое движение в пространстве характеризуется скоростью и направлением.
Движение можно воспринимать непосредственно (перемещение автомобиля) и по косвенным признакам (перемещение часовой стрелки на циферблате по секундной).
Непосредственное восприятие движения определяется угловой скоростью перемещения объекта в поле зрения наблюдателя. При этом возможны восприятия движения, как неподвижным взором, так и подвижным, т. е. и вследствие движения изображения объекта по сетчатке глаза, и при постоянном его положении на сетчатке, но сопровождающемся движениями глаз.
Но не всем движениям можно дать правильную оценку. Если быстро вращать однотонно окрашенный диск, то это зрением не воспринимается, а колесо или вентилятор иногда воспринимаются как вращающееся в противоположную сторону. Чем дальше находится предмет, тем более медленным воспринимается его движение, а медленные движения, например, часовой стрелки зрением вообще не воспринимаются.
Восприятия собственных движений осуществляются зрением, а также через осязательные и двигательные ощущения. Без ощущения собственных движений точно выполнять их невозможно.
Возникновение первых гипотез о природе восприятие относится к античности. В целом ранние теории восприятие соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке восприятия был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой — благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов восприятия (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа. Изучение рефлекторного строения восприятия привело к созданию теоретических моделей восприятия, в которых важная роль отводится эфферентным (центробежным), в т.ч. двигательным, процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев). Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук.
Динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается "законом перцепции" (Н.Н. Ланге). Первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое затем сменяется более определенным и детальным восприятием. Происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных, систем признаков опознание осуществляется за значительно более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на которые в отдельных случаях могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения).
С процессами мышления восприятие сближает также возможность трансформации образа с целью приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. Т. о., восприятие - не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.
Восприятие как субъектно-ориентированный процесс (СОП) или объектно-ориентированный процесс (ООП). Различные теории трактуют восприятие как ООП или СОП.
Различия между ними:
теории | ООП | СОП |
Что представляет собой субъект восприятия | Физическое тело либо техническое устройство по прееработке информации | Целеполагающий субъект |
Функция восприятия | Отражение внешнего мира | Представление знаний субъекта о мире |
Чем детерминируется восприятие | Внешнее воздействие | Цель |
Что есть восприятие. Его свойства | Пассивный процесс Индифферентность | Активный процесс Пристрастность |
Объектно-ориентированные теории восприятия:
Теория | Структур-зм | Гештальт | Гибсон |
Какие феномены изучает | Сенсорн. кач-ва | Конфигурат. феномены | Сенс.кач-ва Конфигур. Констант-сть Предмет-сть |
Что есть воздейст-я внешнего мира | Отдельные виды физич. энергии | Потоки физич. энергии | Структурные характ-ки потока физич. энергии |
Мех-зм порожд-я перцепт. образов | Две ступени: 1) возникн. ощущения 2) суммация ощущ-й по законам НС | 1. Закон перцеп. орг-ции 2. Взмд-е разнонапр. сил 3. Принцип изоморфизма | Акт извлечения информации |
Субъектно-ориентированные теории восприятия:
Теория | Гельмгольц | Брунер | Найссер |
Изучаемые феномены | Предмет-сть Конфигур. | Предмет-сть Установка | Установка Предмет-сть |
Что есть знание субъекта о мире | Образ представ-ния | Система категорий | Когнитивная схема |
Механизм порождения перцепт. образов | Бессознат. умозаключ-я | Процесс категоризац. (4 стадии) | Перцептивн. цикл |
Основные феномены восприятия (по Олпорту), изучаемые двумя классами теорий:
- сенсорные качества
- конфигурация
- константность
- субъективные шкалы
- предметность
- установка (сверху вниз: от ООП к СОП)
Теория Гельмгольца.
Три вида образов:
1) первичный образ - имеет чувств. природу, порождается физиол. элементами; полностью очищен от опыта
2) образ-представление - он содержит знания человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внеш. миром (напр., представление о форме вещей, их простр. локализации и т.п.
3) перцептивный образ - синтез (1) И (2) через процесс бессознат. умозаключения.
Восприятие - выражение знаний о мире в чувственной форме. Теория Брунера.
Категоризация - процесс отнесения единичных воспринимаемых объектов к общему классу (признаки отнесения - категории). 4 стадии процесса категоризации:
1) Первичная (докатегориальная) - выделяются признаки объекта, его хар-ки.
2) Поиск признаков - если выделенные на (1) признаки соответствуют какой-то категории, то категоризация происходит мгновенно; если признаки неопределенные, то идет поиск дополнительных признаков.
3) Подтверждающая проверка - поиск признаков, подтверждающих отнесение к категории.
4) Окончательное подтверждение - завершение процесса категоризации, образ имеет окончательное перцептивное значение
Теория Найссера.
Осн. положения:
1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естеств. целенапр. деятельности
2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек
3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения
Найссер критикует Гибсона: Гибсон не рассматривает механизм (что происходит в голове)
Осн.понятие:
Когнитивная схема - средство описания и фиксации феноменологии, касающейся знаний человека о мире. Т.е., наши знания о мире представлены в виде когнитивных схем. Знания амодальны (получены из разных источников). Схемы упорядочены, структурированы.
Схемы постоянно развиваются, дополняются, уточняются. Они задают направленность процесса восприятия (общий план сбора информации). Схемы участвуют и в интерпретации информации.
Ф-ции схем: предвосхищение, ориентиров.-исслед. деятельность, интерпретация. 2 важных аспекта восприятия:
1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными схемами)
2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний чел-ка о мире)
Лекция 7. «Психология памяти»
Интерактивная форма проведения лекции:
· риторические вопросы по ходу лекции (Р.В.);
· составление совместно со студентами таблицы «Классификация памяти»
· демонстрация опыта: «Особенности запоминания текста»;
· презентация http://edu.vgi.volsu.ru,
Общее представление о памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти. Классификация видов памяти. Память как общий компонент всех психических процессов. Процессы памяти и их основные характеристики. Теория механизмов памяти. Аномалии памяти. Исследования нарушений памяти. Представления – воспроизведенный образ предмета. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного запоминания в работах А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова и П.И.Зинченко. Память и деятельность.
1. Общее представление о памяти. Память как высшая психическая функция.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 243.