Р.В.: Как вы думаете, что отличает психическое от не психического? Какие объекты окружающего мира обладают психикой, и на каком основании можно судить о наличии или отсутствии психики?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Существует несколько точек зрения:

Классические критерии

Антропопсихизм: только человек обладает психикой (критерий - может дать отчет о своих психических состояниях).

Панпсихизм: все объекты обладают психикой (критерия психики нет).

Биопсихизм: психикой обладают объекты живой природы (критерий - психики нет, она сводится к биологии).

Современные критерии

Структурный. Нейропсихизм: психикой обладают существа, имеющие НС (критерий - наличие телесной специальной структуры (НС), которая объективно связана с психическими процессами). Проблемы: определение НС (она есть и у амебы); невозможность различить органы чувств от органов раздражимости.

Функциональный: идущий не от результата, а от жизненных задач, которые приходится решать организму. Психика необходима для жизнедеятельности, она – функциональное свойство организма, но ей необходим телесный орган - появляется НС. В общем случае функциональный критерий определяет наличие психики по поведению. Проблема – невозможно различить раздражимость от чувствительности по двигательным функциям животных.

В качестве объективного критерия психики Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.

Гипотеза о возникновении чувствительности

Леонтьев, Запорожец. Основа теории – биолог Северский.

Выделяем 2 типа среды:

Однородная – гомогенная – все необходимое и опасное для жизни растворено в ней (такой среды в реальности нет).

Разнородная – гетерогенная – предметно-оформленная. Леонтьев: “среда вещей, предметов” (вещно-оформленная окружающая среда).

Запускаем экспериментальное живое существо в гомогенную среду и спрашиваем: нужна ли в гомогенной среде психика? В этой среде у живого существа всегда есть контакт с тем, что важно для жизни. Какая-то концентрация полезного и вредного всегда в контакте с субъектом. Что нужно такому существу? Раздражимость – способность отвечать на внешнее раздражение. Передвигаться к полезному и удаляться от опасного. Но нет необходимости в отражении этой среды. Значит, в гомогенной среде существо может жить без психики.

В гетерогенной среде субъекту необходим активный поиск важных для жизни веществ - субъект должен психически отражать актуальные потребности своего организма - побуждение к поиску - необходимость отражать внешнюю среду, важные для жизни объекты. Раздражимость - это свойство всего живого. Субъекту еще необходимо реагировать на признаки важных для жизни предметов, которые сами по себе диагностически нейтральны - ощущать объект - чувствительность - способность субъекта реагировать на биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биологически значимыми (биотическими) свойствами и как бы указывают на них (частный случай раздражимости).

Пример. У существа с раздражимостью должны быть некоторые датчики – показатели на наличие энергии. У нас – это уровень глюкозы в крови. Жизненных веществ в организме становится мало, мало энергоносителей. С какой проблемой столкнется существо без психики? Надо восполнять запасы энергии – искать пищу, для этого надо двигаться, тратить энергию, а ее мало. Противоречие: двигаться или нет? Двигаться – искать источник энергии, но и тратить, то что есть. У него должно появиться психическое отражение своих потребностей. Должен появиться голод, голод погонит искать пищу. Голод – отражение некоторого состояния пищевой потребности. “Я голоден и нужно искать пищу” - существо мы наделили потребностями, и эти потребности должны отражаться. Рубинштейн – в эмоциях; Анохин и др. – психика начинается с эмоций, с такой оценки состояния собственных потребностей. Леонтьев: эмоции – это субъективно, нужно объективное. Я могу сказать – мне нужна эмоция. Проверить наличие эмоций у амебы нет возможности, поэтому отказывается от этого критерия. Объективный критерий какой? Пищу надо искать, значит – отражать среду? А какую? Среда какая? Предметная. Значит – предметы. Паучок в паутине. Попадает мушка, и паучок бежит за важным для жизни пищевым объектом. Ставим камертон. Вибрирует, но не мушка. Паучок бежит. Что нужно отражать? Не сами предметы, а их свойства? Какие? Вибрация – жизненно важное свойство? Нет. Психика начинает с чувствительности к жизненно не важным свойствам. Психика выполняет сигнальную функцию, т.е. признак (вибрация) выступает в виде сигнала для действия.

Эксперимент Леонтьева по выработке нового способа чувствительности у человека. Шарики во всех областях с красным светофильтром были под довольно сильным током (100 вт). Предварительно обученные испытуемые должны были взять шарик, и не попасть под удар тока. Вероятность случайного правильного выбора 25%. Но примерно через 600 опытов испытуемые научались находить нужный шарик практически без ошибок.

  1. Стадии развития психики в филогенезе.

Гипотеза о развитии психики

У Леонтьева гипотеза связана с эволюцией поведения, приспособлением организмов к окружающей среде. Развитие ведет за собой деятельность (не будет деятельности, не будет и развития). Качественные изменения поведения ведут к качественным изменению психики.

3 стадии развития поведения – 3 качественно новые формы психики (отражения):

Инстинкт – элементарная сенсорная психика, отражаются отдельные свойства окружающей среды, сенсорные ощущения;

Навык – перцептивная психика, отражаются предметы или ситуаций в целом, в виде образов восприятия;

Интеллект – стадия интеллекта, происходит обобщение отражений, отражение отношений в виде предметных ситуаций в целом.

 

Стадии Особенности среды Содержание отражения Форма отражения Форма поведения
1.Элементарнаясенсорная Предметная среда Свойства среды, предмета Ощущения. Инстинкт, безусл. рефлекс
2. Перцептивная Среда отношений между предметами Различение предметов в форме образа Образы Навык, усл. рефлекс
3. Интеллект

Отношение между предметами

Предметные ситуации, функциональные понятия. Интеллект

Ощущение – отражение свойств предметов или среды, сенсорные процессы

Восприятие – отражение предметов в форме образов, перцептивный процесс

Мышление – рациональная форма познания, выходящая за пределы органов чувств, отражение отношений между предметами. Это обобщение и опосредствованное отражение субъектом существенных свойств и отношений в окружающей реальности.

Единство отражения и деятельности. Хотя и существует различие между ними, они вместе с тем неотделимы друг от друга. Всякое отражение формируется в процессе деятельности животного. Будет ли отражаться (и насколько точно) в ощущениях животного воздействующее на него свойство предмета, определяется тем, связано ли реально животное в своей деятельности с данным предметом и как именно связана. С другой стороны, всякая деятельность животного, опосредствованная ощущаемыми им воздействиями, совершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного. Основным в этом единстве отражения и деятельности является деятельность животного, практически связывающая его с объективной действительностью; вторичным, производным оказывается психическое отражение воздействующих свойств этой действительности.

Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность

П.Я.Гальперин, создатель теории поэтапного формирования умственных действий.

Ориентировка (в среде) – исполнение – контроль - присущи любому и внешнему и умственному действию. Ориентироваться – предвосхитить. Животному необходимо приспосабливаться к среде и ее изменениям - ориентировочная деятельность. Необходима активная психическая ориентировка, когда нет соответствия потребностей и условий внешней среды. В привычной среде все действия происходят автоматически. Условия среды изменяются - необходимо заранее примерить параметры своего действия - необходима психическая ориентировка, образ данных условий и своего действия в мире. Психическая ориентировка - фактор успешного поведения. Объективный признак психики: она существует там, где наличных механизмов поведения недостаточно, где нужно наметить действие заново и приспособить его к конкретным условиям.

Леонтьев: Психика начинается со способности ощущать.

Гальперин: Психика есть ориентировка, ориентировочная деятельность.

 

  1. Возникновение и развитие сознания

Сознание – отражение субъективного мира, сопутствующее знание, способность знать что есть психика, сознание, эмоции. Рефлексия. Мы можем говорить, сознательно контролировать, организовывать. Сознание - высшая форма психики, такое отражение реальности, о котором субъект может дать отчет. Это представление субъектом окружающего мира и себя в нем, необходимое для разумной организации совместной деятельности людей. Специфическая форма человеческого поведения – трудовая деятельность. Строя гипотезу о необходимости возникновении сознания, Леонтьев сравнивает поведение животных в общем с трудовой деятельностью человека. Труд (трудовая деятельность) – это преобразование природы (в том числе, собственной). У животных нет преобразования природы, у них – приспособительная деятельность. Оно приспосабливается к условиям среды, но не преобразует ее. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. В человеческом поведении появляются биологически нецелесообразные формы, когда мотивы и цели не совпадают. Например, деятельность человека в условиях коллективного труда. Действие - процесс, конечный желаемый результат (мотив) и реальная цель которого не совпадают. Смысл действия - отношение мотива к цели. Возникает необходимость в сознании - сознавании, понимании смысла, ради чего выполняется биологически нецелесообразное действие.

Сознание возникает благодаря происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются и идеализируются в форме языковых значений. При этом они несут в себе способы, предметные условия и результаты действий. Каждый человек в ходе онтогенеза приобщается к нему через овладение языком, и благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.

Основными образующими сознания являются:

Значение

Личностный смысл

Чувственная ткань

Особенности психического отражения:

а) чисто субъективное образование;

б) имеет только временную протяженность;

в) может быть активным и пассивным (непроизвольным);

г) психическое является символом реальности;

д) психическое отражение является более или менее правильным

Условия построения образа мира:

а) взаимодействие с миром;

б) Наличия органа отражения;

в) полноценный контакт с обществом (для человека).

 

 

Лекция 5. Психология ощущений.

 

  1. Общее понятие об ощущениях.
  2. Классификация и свойства ощущений.
  3. Нейрофизиологические основы ощущений.
  4. Психофизика ощущений.

Интерактивная форма проведения лекции:

· риторические вопросы по ходу лекции (Р.В.);

· составление совместно со студентами таблицы «Классификация и свойства ощущений»

· демонстрация опыта: «особенности тактильных ощущений»;

· презентация http://edu.vgi.volsu.ru,

1. Общее понятие об ощущениях.

Ощущения определяют как процесс отражения отдельных свойств  предметов и явлений объективного мира при их воздействии на рецепторы. Но ощущения отражают и состояние организма самого субъекта с помощью рецепторов, расположенных в его теле. Ощущения являются исходным источником познания, условием формирования психики и ее нормального функционирования.

Декарт считал, что ощущения вводят нас в заблуждение, а истинные знания дает лишь разум, мышление.

Ощущение – психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение – чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях. Ощущение – это сенсорная первооснова психики, акт перехода внешнего сенсорного воздействия в факт сознания. Отражая элементарные физические и химические свойства действительности, ощущение и само является элементарным психическим процессом. Но ощущение – это не пассивный отпечаток свойств действительности, а активный психический процесс. В ощущении отражаются качества объектов. Отражать качества объекта – значит получать определенную информацию о возможных действиях с объектом. Ощущать твердость предмета или его мягкость – значит отражать объект как пригодный для определенного использования. Но и сами ощущения человека опосредованы его знаниями, т. е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове ("красный", "холодный"), мы тем самым элементарно обобщаем эти свойства. В ощущениях отражаются не только специфические качества предметов и явлений, но и их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Образы ощущений объективизируются. Ощущение, например, цвета мы не осознаем как психический образ, а интерпретируем как свойство определенного объекта. Между тем привычное для нас разнообразие цветов – красного, зеленого, синего, желтого и др. – это явление психическое. Вне нашей головы, психики существуют не цвета, а электромагнитные излучения с различной длиной волн (от 300 до 700 нм). Ощущения вкусовые – это субъективные психические образы различных химических воздействий. А ощущение мягкости или тяжести предмета – психическое отражение его физических свойств. Ощущения человека взаимосвязаны, ассоциированы так же, как связаны между собой и различные свойства действительности. Ощущение – канал чувственной связи организма с действительностью. Жизнедеятельность человека основана на непрерывном приеме и анализе информации о характеристиках внешней среды и внутренних состояниях организма. Этот процесс осуществляется функционированием анализаторов – нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих прием и анализ сенсорных, чувственных воздействий. Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной (от лат. sensus – чувство), а процесс ее приема и первичной переработки – сенсорной деятельностью.

У человека существует потребность в постоянном получении ощущений. При сенсорной изоляции (когда внешние раздражители отсутствуют) психика перестает нормально функционировать: возникают галлюцинации, нарушается мышление, патология восприятия своего тела… При ограничении притока внешних воздействий (сенсорной депривации), - специфические проблемы психологического характера (психика слепых людей).

Ощущения – психический процесс непосредственного чувственного отражения элементарных свойств, качеств предметов и явлений действительности.

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение.

Ощущения опосредованы знаниями, т к мы элементарно обобщаем эти свойства. (красный, холодный)

 Со времен Аристотеля говорили о пяти чувствах – зрение, слух, обонянии, осязании, вкусе. В 19 веке добавились вестибулярные, вибрационные, кинестетические (мышечно-суставные). Увеличение количества видов ощущений поставило задачу их классификации.   

2. Классификация и свойства ощущений.

Разделение ощущений по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные. Расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях —проприорецептивные ощущения (от лат. собственный).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.

Общие психофизиологические закономерности ощущений

Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности.

Классификация Шеррингтона самая удачная, логически строгая. Он выделил (как указывалось выше) три вида рецептивных полей: интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные. 1- рецепторы находятся во внутренних органах (н-р в стенках желудка), 2 – в мышцах связках и сухожилиях, 3 – наружная поверхность организма.

Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма (сигналы соматических болезней, отклонения от нормального функционирования организма). Чаще это неосознанные ощущения.

Проприоцептивные – роль в регуляции движений, они дают информацию о положении в пространстве тела и его частей.

Экстерроцептивные - делятся на контактные и дистантные.

Контактные вызываются приложением воздействия непосредственно к поверхности тела (вкусовые, болевые, тактильные).

Дистантные - когда раздражитель действует с некоторой дистанции (обоняние, слух, зрение). Эти дистантные экстероцептивные ощущения обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. В процессе эволюции эти ощущения играют все большую роль в познании окружающего.

Так же выделяют следующие классификации ощущений: 1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по модальности (виду) раздражителя.

По 1) выделяют дистантную и контактную рецепцию. По 2) см выше. По 3) – делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Охарактеризуем каждый из них.

Зрительные – возникают в результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки.

Слуховые – дистантные. Очень большое значение для человека, т к он слышит речь, имеет возможность общаться. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20000 колебаний в секунду. Высота звука зависит от частоты колебаний звуковых волн, громкость зависит от их амплитуды, тембр от формы колебаний. Все слуховые ощущения – три вида: речевые, музыкальные, шумы.

Вибрационные – к слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. – общая природа отражаемых физических явлений. Это как бы «контактный слух» - отражает колебания упругой среды. Спец рецепторов нет, отражать и внешние и внутренние вибрации могут все ткани организма.

Обонятельные – дистантные, отражают запахи отражающих предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные верхней части носовой полости.

Вкусовые – воздействие на вкусовые рецепторы, вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – сладкие, соленые, горькие, кислые.

Кожные – несколько анализаторных систем: тактильная (прикосновения), температурная, болевая. Более всего скопление нервных клеток наблюдается на ладони, кончиках пальцев и на губах.

Болевые – сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют яркий эмоциональный тон.

Температурные – регулирование теплообмена между организмом и окружающей средой. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее грудь. Статистические – о положении тела в пространстве. Расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха.

 Свойства ощущений.

Ощущение можно описать с помощью свойств, присущих ему:

1) Модальность – проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала. По модальности разделяют зрит, слуховые, и т д . Каждый из этих видов имеет свои модальные характеристики. Зрит: цветовой тон, светлота, насыщенность; слуховые: высота тона, тембр, громкость; для тактильных: твердость, шерховатость…

2) Локализация – пространственная характеристика ощущений.

3) Интенсивность – количественная характеристика. Проблема измерения интенсивности ощущения является одной из главных в психофизике.

4) Длительность – временная характеристика. Ощущение возникает позже, чем начинает действовать раздражитель, и не исчезает сразу с его прекращением. Период от начала действия раздражителя до возникновения ощущения называют латентным (скрытым) периодом. Самый короткий латентный период для вкусовых ощущений, средний для тактильных, длинный – для болевых. Он может меняться при заболеваниях нервной системы.

Так же основными свойствами ощущений являются: адаптация, сенсибилизация и синестезия.

Адаптация – это приспособление чувствительности к длительным действующим раздражителям. Она может проявляться в понижении или повышении чувствительности. Степень адаптации различных органов различна. Высокая адаптированность отмечается в обонятельных ощущениях, в тактильных ощущениях и световых. Меньше адаптируются слуховые и холодовые ощущения и очень небольшая адаптация в болевых ощущениях. Существуют, например, темновая и световая адаптация, адаптация к температуре или качеству поверхности. Некоторые из них мы довольно часто испытываем в повседневной жизни. Так, зайдя с солнечной улицы в темное помещение, мы в первый момент почти ничего не видим. Однако довольно быстро глаза привыкают (адаптируются) к полумраку, и мы начинаем различать окружающее, сначала смутно, а затем все более и более отчетливо. Точно так же, выйдя на яркий свет из темноты, мы в первый момент плохо различаем окружающее, а затем световая адаптация помогает нам увидеть предметы. Опуская руку в горячую воду, мы вначале чувствуем высокую температуру, однако постепенно рука привыкает и перестает ощущать воду как горячую. Есть только два вида чувствительности, к которой не может привыкнуть живое существо — боль и слух. Это связано с биологической целесообразностью, так как, привыкая, например, к боли, у живого существа снижается порог опасности и оно может погибнуть. Важно также и постоянно слышать звуки окружающего мира, так как (особенно на первых этапах филогенеза) опасность можно было точнее определить именно по звуку, сигнализирующему о ее приближении. У человека также речь (т.е. звук) содержит чрезвычайно важную для жизни информацию. К звуку можно постараться привыкнуть, не замечать его (как и боль), но стоит ослабить внимание — и звук или боль опять осознаются, в то время как воссоздать ощущения горячей воды или слепоты в темной комнате мы уже не сможем ни при каких условиях.

Сенсибилизация – это повышение чувствительности какого-либо органа. Отличается от адаптации двумя моментами: 1. при адаптации чувствительность меняется по обе стороны, при сенсибилизации только в сторону повышения. 2. на адаптацию оказывают влияние условия внешней среды, на сенсибилизацию в основном физиологические или психологические изменения самого организма.

Причинами увеличения чувствительности могут быть: 1. компенсаторная необходимость, при потере функционирования одного органа, функции другого повышаются; 2. тренировка органа чувств (дегустаторы); 3. изменение эндокринного баланса (при беременности обостряется обонятельная чувствительность, зрительная и слуховая уменьшается.) Так, при высокой заинтересованности мы можем услышать звуки, которых бы не услышали в обычной ситуации (например, вам хочется услышать тихую речь, зная, что разговор идет именно о вас). Музыканты различают обертоны в звуке, кажущемся непрофессионалам единым тоном. Точно так же художники видят разные оттенки в едином для других цвете. Повышению чувствительности способствуют и условия жизни, например северные народы выделяют несколько оттенков белого цвета (единого для остальных), так как от состояния снега зависит многое в их жизни.

Синестезия (с греч. совместное чувство, одновременное ощущение) – это явление состоящее в том, что какой-либо раздражитель действуя на соответствующий орган чувств помимо воли субъекта одновременно вызывает добавочное ощущение, характерное для другого органа чувств. (синий цвет воспроизводится как холодный, красный-горячий).

 

3. Нейрофизиологические основы ощущений

Анализаторы являются физиологическим аппаратом ощущений. Они имеют трехчастное строение: рецепторы, нервные пути, соответствующие участки мозга. Рецепторы (от лат. recipere - принимать) непосредственно принимают сигнал из окружающей среды (впрочем, также и от внутренних органов). По нервным путям сигнал передается в мозг; эти пути называют афферентными, или центростремительными. Далее сигнал поступает в определенные участки коры головного мозга, где собственно и происходит преобразование физического процесса в психический. Многочисленные эксперименты и клинические наблюдения позволяют говорить о локализации ощущений в мозгу. Так, зрительные ощущения поступают в основном в затылочные участки, слуховые - в височные части, осязательные и двигательные - в заднюю часть центральной извилины. Важно помнить, что ощущение не только начинается в рецепторе, но и заканчивается в нем. Происходит это потому, что после обработки сигнала в мозгу, из этого участка коры поступает обратный (центробежный, или эфферентный) сигнал в рецептор. Собственно, это и есть обратная связь, открытая еще И.М. Сеченовым.

Отдельные свойства предметов и явлений, оказывающие воздействие на наши органы чувств, называются раздражителями, а процесс этого воздействия  - раздражением.

Нервный процесс, возникший в результате раздражения, называется возбуждением.

Органы чувств, получая воздействие от раздражителей, превращают энергию внешнего раздражения в нервный импульс.

Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки языка) специализирован на приеме и переработке различных специфических внешних воздействий.

Основной частью любого органа чувств являются окончания чувствующих нервов. Они называются рецепторами (от лат. ”—принимать).

От рецептора возникший в нем нервный импульс по центростремительным (афферентным; от лат. “afferentis”—приносящий) нервным путям попадает в соответствующие участки мозга.

Рецепторы, проводящие нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга, называются анализаторами. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом, следовательно, нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только анализ нервного импульса, поступающего от глаза в соответствующие участки коры головного мозга (затылочная часть), приводит к возникновению зрительного ощущения.

Деятельность анализаторов условно-рефлекторна. Сформированный в коре головного мозга нервный импульс по центробежным (эфферентным (от лат. - выносящий) нервным путям, поступая на двигательные или секреторные механизмы, приводит к той или иной ответной реакции, вызывает соответствующую настройку чувствительности рецептора. Мозг, получая обратный сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулирует его работу.

Органы чувств неразрывно связаны с органами движения. Например, в процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные движения, как бы ощупывая предмет. Неподвижный глаз практически слеп.

Таким образом, процесс ощущений - это не одноактное пассивное отражение того или иного свойства, а активный процесс, сложнейшая деятельность анализаторов, имеющая определенную структуру. Деятельность различных анализаторов взаимосвязана. Совокупность всех анализаторов называется сенсорной сферой психики человека.

Ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активирующую мозг функцию. (Известны случаи, когда у больного оставался действующим лишь один орган чувств — глаз, и, когда больной закрывал этот глаз, единственный канал, связывающий его с окружающим миром, он немедленно засыпал.)

После прекращения действия раздражителя его след некоторое время сохраняется в виде последовательного образа, который м/б положительным или отрицательным.

4.Психофизика ощущений.

Психофизика - это наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения.

Центральный вопрос психофизики – основные закономерности зависимости ощущений от внешних раздражителей. Ее основы заложили Э.Г. Вебер и Г. Фехнер.

Основной вопрос психофизики – вопрос о порогах. Существуют абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения.

Возможности анализаторов отражать отдельные свойства раздражителей или тонкие различия между ними характеризуют пороги ощущений.

Для возникновения ощущений необходимо, чтобы раздражение достигало определенной силы. Например, если мы в стакан воды положим один кристаллик сахара, то мы вряд ли ощутим сладость. Вероятно, и второй кристаллик не вызовет ожидаемого вкусового ощущения. Однако, прибавляя по кристаллику, мы в какой-то момент заметим, что вода стала чуть сладкой. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним порогом чувствительности.

Чем ниже (меньше) порог, тем выше чувствительность. Эти пороги индивидуальны в норме, хотя колеблются около неких средних величин. У разных анализаторов пороги разные. Так, у человека очень высокая чувствительность к запаху. Высокая чувствительность у зрительного и слухового анализаторов, и сравнительно низкая - у тактильного. Раздражители ниже порога называются подпороговыми. Организм как бы не воспринимает эти сигналы. Это - биологическая защита организма. Так как принимать каждомоментно информацию на все анализаторы и обрабатывать ее - это непосильная задача, и происходит некий естественный отбор сигналов - таких, которые могут быть значимы для организма. Однако организм не безразличен к действию подпороговых сигналов, в особенности длительного действия. Клиника неврозов свидетельствует, что такие слабые раздражители могут создавать в коре больших полушарий доминантный очаг, в результате которого возникают галлюцинации. Так, слабые звуки могут восприниматься больным как некие голоса, от которых он не может избавиться, в то время как нормальная речь может проходить мимо сознания.

Верхний абсолютный порог чувствительности - это наибольшая величина, при которой еще сохраняется данное ощущение.

Например, если бы мы сыпали в воду соль, то когда этой соли было бы слишком много (химики сказали бы - пересыщенный раствор), мы бы ощутили уже не соленый, а горький вкус. В большинстве же случаев надпороговые сигналы вызывают болевые ощущения (например, если стоять около реактивного двигателя, возникает боль в ушах, вспышка света очень большой силы вызывает боль в глазах и т.п.).

Минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений, называется дифференциальным порогом чувствительности (или порогом различения).

Пороги зависят от тренировки. Вкусы лучше всего различают дегустаторы; например, опытные дегустаторы вина могут сказать не только, из какого винограда сделано вино, но и где он вырос. Музыкальные звуки лучше всего различают не просто музыканты, а скрипачи.

Установлено, что не всякий раздражитель вызывает ощущение; он может быть настолько слабым, что человек его даже не почувствует. Чтобы вызвать ощущение, раздражителю нужна минимальная интенсивность. Такая минимальная интенсивность названа нижним абсолютным порогом. Чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу: Е= 1/у, где Е – чувствительность, у – пороговая величина раздражителя.

Верхний абсолютный порог – это максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества. Для различных видов ощущений пороги различны, также они различны и для различных людей. У одного и того же человека пороги ощущения также различны в разных условиях и разное время. Наряду с абсолютными существуют разностные пороги различения. Вебером установлено, что требуется определенное соотношение интенсивностеи двух раздражителей для того, чтобы они давали различные ощущения. Такое соотношение Вебер выразил в законе: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной: ОУ/у=к, где у обозначает раздражение, ОУ – его прирост, к – постоянная величина, которая зависит от рецептора.

Но закон Вебера действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам величина прибавки непостоянна. Фехнер, исходя из закона Вебера, сделал допущение, что мельчайшие различия в ощущениях можно рассматривать как равные и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму едва заметных увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. Он получил два ряда переменных величин – величины раздражителей и величины ощущений – и вывел закон, что ощущения растут в арифметической прогрессии, а раздражители – в геометрической. Он выразил отношение этих двух переменных в логарифмической формуле: Е=КlgУ+С, где Е– сила ощущения, К– коэффициент пропорциональности, С – константа. Эта формула названа психофизическим законом Фехнера – Вебера.

Пороги чувствительности сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он решает.

 

Лекция 6. «Психология восприятия»  

 

  1. Общее представление о восприятии.
  2. Классификация  и свойства восприятия. Константность и предметность восприятия.
  3. Восприятие пространства, времени и движения.
  4. Теории восприятия.

 

 

Интерактивная форма проведения лекции:

· риторические вопросы по ходу лекции (Р.В.);

· составление совместно со студентами таблицы «Теории восприятия»

· презентация http://edu.vgi.volsu.ru,

· составление опорного краткого конспекта по окончании лекции                   

Феноменология восприятия. Основные характеристики восприятия. Основные свойства перцептивных образов. Свойства восприятия: предметность, константность, целостность, структурность, избирательность, осмысленность. Теории восприятия: гештальт-теория, теория перцептивных гипотез, когнитивные схемы и стили, экологическая теория и др.

     

  1. Общее представление о восприятии. Феноменология восприятия.

Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Следует различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. Решающее значение для проверки и коррекции перцептивного образа (от лат. perceptio — восприятие) является включенность восприятие в процессы практической деятельности, общения и научного исследования.

Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к определенной категории, типу классу.

Только включив явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем оценивать и интерпретировать отдельные его части и элементы.

Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.

Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно. (н-р, буквы) Процесс восприятия – перцептивное действие.

 Все предметы окружающего нас материального мира находятся в пространстве, занимают в нем определенное место, имеют величину, объем и форму, расположены на том или ином расстоянии от нас и от других предметов. Отражение в нашем сознании этих пространственных свойств предметов называется восприятием пространства.
Кроме того, предметы материального мира находятся в движении и изменяются. Эти движения и изменения происходят в течение какого-то времени. Отражение в сознании человека последовательности и длительности движений и изменений предметов называется восприятием времени.
Материя, из которой состоит мир, всегда существует в пространстве и времени, или, как говорят философы, пространство и время - это формы существования материи.
Физиологической основой восприятия пространства и времени является совместная деятельность ряда органов чувств и коры больших полушарий мозга.




Дата: 2018-12-28, просмотров: 209.