Задания для проведения экзамена
Форма экзамена: устный – по билетам.
Условия выполнения задания
Инструкция
1. Внимательно прочитайте содержание теоретических вопросов №1
2. При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные термины по дисциплине.
3. Внимательно прочитайте второе задание. Прокоментируйте высказывания известных философов, опираясь на ваши знания теории.
Время на подготовку для ответа на вопросы – 60 мин. – для экзамена
Критерии оценивания:
При оценке знаний на итоговых экзаменах учитывается:
- полнота ответа на каждый вопрос;
- точность употребления и трактовки терминов, фактов;
- степень изученности рекомендованной литературы;
- логическая последовательность и самостоятельность ответа, использование примеров, аргументированность выводов;
- речевая грамотность;
- четкость и полнота ответов на дополнительные вопросы.
2.Оценка «отлично» ставится, если
- дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
- для ответа характерна четкая структура, выстроенная в логической последовательности;
- ответ иллюстрируется примерами, доказательствами
- ответ изложен литературным грамотным языком;
- на дополнительные вопросы студент дает четкие, конкретные ответы, аргументировано отстаивает свою точку зрения.
3.Оценка «хорошо» ставится, если
- дан в целом полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
- показано умение выделять существенные и несущественные моменты излагаемого материала;
- ответ структурирован, выстроен в логической последовательности;
- допущены неточности в определении некоторых понятий, дат, фактов, в изложении содержания научных дискуссий по проблематике вопроса, которые исправляются при указании на них экзаменаторов;
- в ответе присутствуют примеры, собственное мнение экзаменующегося;
- ответ изложен литературным грамотным языком;
- на дополнительные вопросы студент дает четкие, конкретные ответы.
4.Оценка «удовлетворительно» ставится, если
- дан неполный краткий ответ на поставленный вопрос,
- логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения,
- допущены негрубые ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов, фактов, дана только общая характеристика научных дискуссий по проблематике вопроса;
- сформированность знаний, умений и навыков показана слабо,
- в ответе отсутствуют примеры;
- речь неграмотная;
- на дополнительные вопросы студент дает нечеткие ответы.
5. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если
- дан неполный ответ на поставленный вопрос,
- логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения,
- допущены существенные ошибки в теоретическом материале, фактах, понятиях, в изложении научных дискуссий по проблематике вопроса;
- в ответе отсутствуют примеры, выводы, собственное мнение экзаменующегося;
- сформированность знаний, умений, навыков не показана,
- речь неграмотная;
- на дополнительные вопросы студент ответы не дает.
Источники информации для подготовки к экзамену:
Основные источники:
1.Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н., Философия, CD, электронный учебник, М; Кнорус, 2008
2.Грядовой Д.И. Основы философских знаний, 3-е издание, переработанное и дополненное. Учебник, М.: «Профессиональный учебник», 2007, 303 с.
3. Вагин И.В. Давыдович В.Е., Жарков Л.В.., Золотухина Е.В., Кохановский
В.П., Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е., Яковлев В.П. Философия, учебное
пособие – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008, 574 с.
4. Горелов А.А. Основы философии, уч. пособие – М., Академия, 2009, 255 с.
5.Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев. В.П. и др. Основы философии: учебное пособие для ссузов; Ростов-н/Д, Феникс 2009
6.Канке В.А. Философия; Исторический и систематический курс; учебник для вузов – 5-е издание,М; Логос, 2008
7.История философии; 10 подходов к истории философии. Электронная книга,М; Адепт, 2009,CD
8.Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов, М; Гардарики, 2011
Философия, под редакцией Лавриненко В.Н., Ратниковой В.П.; Учебник, М., - Юнити-Дана, 2009, 635 с.
Дополнительная литература:
1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.
Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009, 463 с.
2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое
время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009, 455 с.
3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское
просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010, 483 с.
4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М.,
Юнити-Дана, 2008, 335 с.
5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,
Юнити-Дана, 2009, 287 с.
6.Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд»
7.Философский словарь, М,2008
8.Философская энциклопедия, М; 2009
Интернет - ресурсы
1. http^ //vphiI. ru/index. php? option=com conten+& task=view&id=131T
2. htfp: //www.ata//eng.ru/d/phiI/070.h+m Основы философии. Канке В.В.
М.-Логос, 2008. – 288 с.
3. htfp: //www. poIistudies/ru Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.
1.Экзаменационные вопросы (теоретические)
1. Понятие философии. Основной вопрос философии.
2. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений.
3. Понятие «картина мира».
4. Особенности научной картины мира
5. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии, этапы ее становления
6. Философия о происхождении и сущности человека
7. Фундаментальные характеристики человека
8. Философское учение о личности. И.Кант
9. Категории человеческого бытия
10. Свобода и ответственность
11. Философия о происхождении и сущности сознания
12. Основные идеи психоанализа З.Фрейда и архетипы К.Юнга
13. Гносеология как учение о познании
14. Пути познавательной деятельности Ф.Бэкона
15. Рене Декарт- основоположник рационализма.
16. Движущие силы исторического процесса
17. Понятие религии, ее типы и социальные функции
18. Искусство как феномен, организующий жизнь
19. Философские концепции исторического развития
20. Немецкая классическая философия
21. «Своеобразие европейской философии Новейшего времени
22. «Русская философия об исторической самобытности России
23. Кризис современной цивилизации
24. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.
25. Предпосылки развития философской мысли
26. Своеобразие философии Античности, ее влияние на развитие мировой культуры
27. Периодизация и методы исследования будущего.
28. Своеобразие философии Возрождения, ее влияние на развитие мировой культуры.
2. Высказывания известных философов( Прокомментируйте высказывания известных философов, опираясь на ваши знания теории.)
1. В 1508 г. Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них «Афинская школа2 в центре которой Рафаэль расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей? Дайте развернутый ответ.
2. По Достоевскому есть две формы выражения человека: богочеловеческая и человекобожеская. Как бы Достоевский отнесся к высказыванию «Человек – это звучит гордо!»?
3. Прокомментируйте моральный закон И.Канта: «Человек всегда должен быть только целью и никогда не может быть средством».
4. Прокомментируйте моральный закон И.Канта «Поступай так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства».
5. Как вы оцениваете утверждение: «Если бога нет, то все позволено»
( из «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского).Дайте развернутый ответ.
6. Сформулируйте «золотое правило нравственности».Объясните почему «золотое правило « называют «золотым»?
7. Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой:
8. Жизнь нужно размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много»? Попробуйте реконструировать ход его мысли.
9. Оцените и прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека».
10. Одни возлагают на Ф. Ницше ответственность за злодеяния фашизма в ХХ веке. Другие утверждают, что этот философ не несет ответственности за злодеяния фашизма. Кто прав? Ответ аргументируйте.
11. Прокомментируйте христианский принцип религии «непротивление злу насилием»Л.Н.Толстой
12. Как вы понимаете слова Диогена «Людей много, а человека найти трудно»?
13. Прокомментируйте слова философа «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей – врагами» (Пифагор)
14. Прокомментируйте слова философа « Жить, значит мыслить» (Цицерон)
15. Прокомментируйте слова философа Дж. Бруно «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь?»
16. Движущие силы исторического процесса
17. Объясните с философской точки зрения высказывание «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»(Гераклит).
18. Объясните утверждение Демокрита: «Из ничего ничто не может возникнуть, ни одна вещь не может превратиться в ничто».
19. В чем состоит счастье человека? ( Эпикур) Прокомментируйте.
20. «Платон мне друг, но истина дороже» Прокомментируйте высказывание Аристотеля.
21. «Я знаю, что ничего не знаю.» Прокомментируйте высказывание Сократа
22. В чем, по Вашему мнению, состоит отличие выражений: «русская философия» и «философия в России»?
23. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо, если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы»
24. Прокомментируйте философский девиз Сократа «Познай самого себя
25. Прокомментируйте слова философа: «Мыслю, следовательно, существую»
( Р.Декарт).
26. Прокомментируйте слова философа: «Все течет, все изменяется»(Гераклит
27. Возможные модели развития будущего земной цивилизации
28. Объясните с философской точки зрения высказывание «Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным» (Сенека).
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа по изучению «Основ философии» студентами заочного отделения составляет 56 часов.
Данные методические рекомендации призваны способствовать должной организации самостоятельной работы студентов по изучению основ философии. Организация самостоятельной работы студентов требуют от них соблюдения определенной системы:
1. Ознакомление с содержанием программы дисциплины, настоящими рекомендациями, подобрать необходимую учебную и специальную литературу по данной дисциплине;
2. Поскольку важнейшей особенностью предмета является высокая степень абстрактности его содержания, постольку обращаем внимание на необходимость запоминания определенных терминов. В этом студенту может оказать помощь «Философский словарь» .
3. В процессе учебы студент обязан системно проработать вопросы, разделы, темы изучаемой дисциплины, а затем должны быть готовым к активному участию на лекциях, в период экзаменационной сессии.
4.В качестве основного метода самостоятельной работы по дисциплине
«Основы философии» рекомендуется самостоятельное чтение текста и составление конспекта прочитанного, ответы на вопросы, составленные преподавателем.
Задания для самостоятельных работ
№ | Темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы | часы | |||||||||||||||
Введение в философию | 14 | |||||||||||||||||
1 | Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства | Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам, составленным преподавателем)
1) Прочитать теоретический материал по теме.
2) Составить конспект.
3) Записать в словарь термины и дать им определение: философия, онтология, антропология, гносеология, аксиология, методология, этика, мировоззрение, понятийность, логичность, дискурсивность
4) Перечислите известные вам определения философии. Какое из них вы считаете наиболее удачным? Объясните свой выбор.
5) Заполнить таблицу «Философия в понимании различных философов»
| 4 | |||||||||||||||
2 | Соотношение философии, науки, религии и искусства | 1) Нужна ли философия человеку и обществу? Обоснуйте свою точку зрения. 2) В чём сходство, а в чём отличие философии от других наук? 3) Что отличает философию от религии? От науки? | 2 | |||||||||||||||
3 | Предмет и социальные функции философии | 1) Перечислите функции философии. Прокомментируйте их 2) Какое значение имеет философия для личности и общества? | 2 | |||||||||||||||
4 | Основной вопрос философии. | 1) Перечислите основные проблемы философии. Какую из них вы считаете наиболее важной? Почему?
2) Заполнить таблицу «Основной вопрос ( проблема) философии в трактовке различных философских школ»
| 4 | |||||||||||||||
5 | Структура и особенности философского знания | 1) Зачем изучают философию? 2) Что такое философский стиль жизни? 3) Философия имеет сложную структуру. Рассмотрите науки, которые входят в состав философии | 2 | |||||||||||||||
Раздел 1. Учение о бытии. Картины мира. Идея развития и всеобщей связи | 14 | |||||||||||||||||
1 | Категории «существование», «бытие», «субстанция». Понятие «картина мира». | Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам, составленным преподавателем). 1) Прочитать теоретический материал по теме. 2) Составить конспект. 3) Записать в словарь термины и дать им определение: существование, бытие, субстанция, картина мира. 4) Какие основные этапы в формировании категории «материя» можно выделить в истории философии? Дайте им краткую характеристику. | 2 | |||||||||||||||
2 | Учение о мироустройстве Платона и Аристотеля. | 1) Что понимал под бытием Платон?(выписать) 2) Почему позиция Платона это позиция объективного идеализма? 3) Какие два уровня бытия выделял Аристотель?(выписать) 4) Что общего у Парменида, Платона и Аристотеля в трактовке бытия? 5) Какова судьба идей философии Платона и Аристотеля в Греко-римский период? | 2 | |||||||||||||||
3 | Религиозно-идеалистические воззрения Августина и Фомы Аквинского. Современная философия о идеалистическом мироустройстве. | 1) Сопоставьте представления о пространстве и времени в религиозной картине мира с мифологической? 2) Как изменились представления о природе и человеке при переходе от мифологической картины мира – к религиозной? 3) Как теоцентризм средневековой философии проявляется в учении о бытии, познании, человеке и обществе? 4) Что общего и в чем различие понимания бытия Августином Аврелием и Фомой Аквинским? 5) Какие революционные изменения произошли в науке на рубеже ХVI–ХVII вв.? | 2 | |||||||||||||||
4 | Общее и особенное в философской и религиозной и научной картине мира. | 1) Что означает понятие «научная картина мира»? 2) Каковы функции научной картины мира? 3) Основные картины мира – философская (античность), религиозная (средневековье), научная (Новое время, двадцатый век).( составить таблицу) | 4 | |||||||||||||||
5 | Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии, этапы ее становления. | 1) Тождественны ли понятия движения и развития? Дайте определение понятия «развитие». 2) Дайте сравнительную характеристику прогрессивного и регрессивного развития. 3) Этапы становления диалектики: Гераклит. Г. Гегель. Ф.Энгельс. К. Маркс (конспект). 4) Заполнение таблицы «Законы диалектики». Приведите примеры на каждый из законов диалектики. | 4 | |||||||||||||||
Раздел 2 Проблемы познания в философии | 14 | |||||||||||||||||
1 | Тема 2.1. Процесс познания. Наука в современном обществе | Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам, составленным преподавателем) 1. Прочитать теоретический материал по теме. 2. Составить конспект. 3. Записать в словарь термины и дать им определение: гносеология, истина , гностицизм, эпистемология, агностицизм, скептицизм, сенсуализм, материализм идеализм. | 2 | |||||||||||||||
2 | Гносеология как учение о познании Проблема познания в истории мировой философии: многообразие подходов и интерпретаций. | 1) Что такое познание? 2) Дайте определения понятий «субъект», «объект» познания 3) Концепции философов о познании. 4) Эмпиризм и рационализм. Ф.Бэкон. Р.Декарт. 5) Классическая теория познания И.Канта. | 2 | |||||||||||||||
3 | Проблема истины. | 1) Дайте определения категории истина, ложь, заблуждение.
2) Перечислите критерии истины. Попробуйте указать их преимущества и недостатки.
3) Назовите виды Истины, дайте их характеристику.
4) Приведите пример истинного знания и проиллюстрируйте его различные характеристики.
5) Заполните таблицу: Критерии истины в разных философских концепциях
| 4 | |||||||||||||||
4 | Механизм познания мира человеком. | 1) Взаимосвязь сознания и познания. 2) Чувственное и рациональное познание. 3) Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. | 2 | |||||||||||||||
5 | Виды познания. Познание и деятельность. Философский анализ науки | 1) Научное познание и его особенности. Формы и методы научного познания 2) Перечислите этапы познания. 3) Какую роль играет практика для познания 4) Наука как особая сфера человеческой деятельности. 5) Дайте характеристику понятийного аппарата какой-либо общепрофессиональной науки. 6) Приведите пример индуктивного и дедуктивного умозаключений | 4 | |||||||||||||||
Раздел 3. Учение о человеке | 14 | |||||||||||||||||
1 | Тема 3.1 Человек как основная проблема философии | Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам, составленным преподавателем) 1. Прочитать теоретический материал по теме. 2. Составить конспект. 3. Записать в словарь термины и дать им определение: философская антропология, человек, антропогенез, фатализм, волюнтаризм, | 2 | |||||||||||||||
2 | Философия о происхождении и сущности человека. Антропосоциогенез. | 1) Перечислите и кратко опишите теории происхождения человека. 2) Напишите основные этапы антропосоциогенеза. 3) Чем отличаются философская и научная антропология? | 2 | |||||||||||||||
3 | Философские учения о сущности человека. Человек как сложная, противоречивая, открытая система. | 1) Перечислите биологическое и социальное в человеке 2) Прокомментируйте мысли Б. Паскаля о человеческой сущности. 3) «Опасно слишком настойчиво убеждать человека, что он не отличается от животных, не доказывая одновременно его величия. Опасно и доказывать его величие, не вспоминая о его низости. Еще опаснее оставлять его в неведении того и другого, но очень полезно показывать ему и то, и другое»Б.Паскаль, Мысли. М., 1995. С. 107 4) Определение сущности человека в трактовке различных философов (привести несколько примеров) | 4 | |||||||||||||||
4 | Смысл жизни. Индивид, индивидуальность, личность. | 1) Дайте определения: индивид, индивидуальность, личность 2) Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность (прокомментировать) 3) Философское учение о личности. И.Кант 4) Категории человеческого бытия( выписать) | 4 | |||||||||||||||
5 | Свобода и ответственность | 1) Выписать понятия: свободы, необходимости, ответственности. 2) Каково значение терминов «волюнтаризм» и «фатализм»? Приведите примеры соответствующих философских концепций. 3) Свобода как возможность выбора. 4) Как взаимосвязаны понятия свободы и одиночества, свободы и ответственности? В рамках какого философского направления разрабатываются эти проблемы? 5) Назвать актуальные проблемы биоэтики. | 2 | |||||||||||||||
ИТОГО | 56ч. |
Источники информации для подготовки самостоятельных работ
Основные источники:
1.Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н., Философия, CD, электронный учебник, М; Кнорус, 2008
2.Грядовой Д.И. Основы философских знаний, 3-е издание, переработанное и дополненное. Учебник, М.: «Профессиональный учебник», 2007, 303 с.
3. Вагин И.В. Давыдович В.Е., Жарков Л.В.., Золотухина Е.В., Кохановский
В.П., Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е., Яковлев В.П. Философия, учебное
пособие – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008, 574 с.
4. Горелов А.А. Основы философии, уч. пособие – М., Академия, 2009, 255 с.
5.Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев. В.П. и др. Основы философии: учебное пособие для ссузов; Ростов-н/Д, Феникс 2009
6.Канке В.А. Философия; Исторический и систематический курс; учебник для вузов – 5-е издание,М; Логос, 2008
7.История философии; 10 подходов к истории философии. Электронная книга,М; Адепт, 2009,CD
8.Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов, М; Гардарики, 2011
Философия, под редакцией Лавриненко В.Н., Ратниковой В.П.; Учебник, М., - Юнити-Дана, 2009, 635 с.
Дополнительная литература:
1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.
Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009, 463 с.
2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое
время. Книга 2. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2009, 455 с.
3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское
просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010, 483 с.
4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М.,
Юнити-Дана, 2008, 335 с.
5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,
Юнити-Дана, 2009, 287 с.
6.Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд»
7.Философский словарь, М,2008
8.Философская энциклопедия, М; 2009
Интернет - ресурсы
1. http^ //vphiI. ru/index. php? option=com conten+& task=view&id=131T
2. htfp: //www.ata//eng.ru/d/phiI/070.h+m Основы философии. Канке В.В.
a. М.-Логос, 2008. – 288 с.
3. htfp: //www. poIistudies/ru Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 325.