УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по учебной дисциплине ОГСЭ 01. « Основы философии»

для студентов заочного отделения

Специальность 39.02.02. «Социальная работа»

2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   3
2. Методические указания по выполнению контрольной работы   14
3. содержание контрольной работы   17
4. Контрольно-измерительные материалы и комплексные оценочные средства 23
5. Методические указания по выполнению самостоятельных работ 29

 


 1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии


СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

при заочной форме обучения

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 8
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 56

Итоговая аттестация в форме экзамена                

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины    ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

                               

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа учащихся. Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4

Введение в философию

Содержание учебного материала 16   Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Предмет и социальные функции философии. Основной вопрос философии. Основные философские системы. Структура и особенности философского знания.   2 1,2,3 Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам, составленным преподавателем) Философия в понимании различных философов (таблица) Основной вопрос ( проблема) философии в трактовке различных философских школ. (Составление таблицы).     14   Раздел 1. Учение о бытии Содержание учебного материала 16   Тема 1.1. Картины мира. Идея развития и всеобщей связи. Категории «существование», «бытие», «субстанция». Понятие «картина мира». Учение о мироустройстве Платона и Аристотеля. Религиозно-идеалистические воззрения Августина и Фомы Аквинского. Современная философия о идеалистическом мироустройстве. Общее и особенное в философской и религиозной картине мира Особенности научной картины мира. Основные категории: материя и ее атрибуты: системность, движение, пространство, время; число, цвет, свет, ритм. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе. Общее и особенное в философской и религиозной и научной картине мира. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии, этапы ее становления.   2     1,2,3     Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам, составленным преподавателем). Заполнение таблицы «Законы диалектики».   14     Раздел 2.Проблемы познания в философии Содержание учебного материала 16   Тема 2.1. Процесс познания. Наука в современном обществе Проблема познания в истории мировой философии: многообразие подходов и интерпретаций. Проблема истины. Механизм познания мира человеком. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Виды познания Научное познание и его особенности. Формы и методы научного познания Познание и деятельность. Гносеология как учение о познании. Философский анализ науки.   2   1,2,3     Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам, составленным преподавателем).   14   Раздел 3. Учение о человеке 16    Тема 3.1 Человек как основная проблема философии Содержание учебного материала   Философия о происхождении и сущности человека. Антропосоциогенез. Философские учения о сущности человека. Человек как сложная, противоречивая, открытая система. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе. Смысл жизни. Индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность.     2   1,2,3     Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам, составленным преподавателем). Различные взгляды философов по понимание сущности человека. 14       Всего 64  

 

 



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Требования к минимальному материально-техническому

Обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-наглядные пособия по «Основам философии»

       - интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор.

Методическое обеспечение дисциплины:

      - технические средства контроля знаний (компьютерные тесты)

      - электронные учебные пособия

      - методические пособия

 

Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

индивидуальные домашние задания ; тестирование Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе изучения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии основы научной, философской и религиозной картины мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии     Входной, текущий контроль в форме тестирования, Текущий контроль в форме тестирования   Текущий контроль в форме комментирования текста        Оценка анализа первоисточников и ситуации в общества    устные и письменные опросы, контрольные работы и тематическое тестирование

Вариант 1

1. Дайте развернутый анализ следующего определения философии: «Философия есть познание, которое достигается через правильные размышления и которое выясняет действия или явления известных нам причин, или образующих основ, и наоборот, образующие основы – из известных нам действий».

Вариант 2

1. Дайте развернутый анализ следующего определения философии:

2. «Философия – это познание внутреннего мира человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней, или поскольку еще нет реальной законченной философии, стремление к такому познанию».

3. Сформулируйте основные положения русской религиозной философии XIX века на примере В. Соловьёва.

Вариант 3

1. Какоеиз приведённых суждений для вас наиболее приемлемо? Объясните свой выбор:

А) Философия господствует над всем, является наукой наук.

Б) Наука сама по себе философия.

В) Философия – это теория науки.

Г) Философия, не заменяя социальные науки, вооружает их общими методами познания, теорией мышления.

Вариант 4

1.«Основной признак, который отличает философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познаёт бытие человека, в человек видит разгадку смысла, наука же познаёт бытие как бы за человеком, отчуждается от человека. По этой причине для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа».

Вариант 5

1. Ряд философов высказывают мысль о том, что «…когда философия не овладевает общественным сознанием, не превращается в форму реально-практической, творческой деятельности людей, когда она не опредмечивается в конкретном труде и результатах этого труда, то такая философия может быть чем угодно. Может быть удовольствием, интересным провождением времени. Но она не может быть тем, чем она должна быть».

Чем же должна быть философия, и какую роль она призвана выполнять в обществе ?

Вариант 6

1.Французский философ XVIII века Г. Левис утверждал:
«О человеке легче судить по его вопросам, чем по его ответам».


Вариант 7

1.Гёте, немецкий писатель и философ, полагал, что «каждому возрасту человека соответствует определённая философия… Ребёнок является реалистом: он также убеждён в существовании груш и яблок, как и в своём собственном. Юноша, обуреваемый внутренними страстями, должен следить за собою, забегая со своими чувствами вперёд, он превращается в идеалиста».

Согласны ли вы с ними почему?

Вариант 8

1.«Мудрость сродни свободе и разумности. Мудро поступает (и советует и учит) тот, кто, опираясь на знания, обобщенный жизненный опыт, умеет разумно соотнести желаемое с должным, субъективные устремления с объективной логикой жизни. Мудрость позволяет избегать грубых ошибок в суждениях и действиях».

Вариант 9

1.«Человек не властвует над существующим. Человек – пастух бытия. Он приобретает необходимую бедность пастуха, чья значимость основывается на том, что он самим бытием призван для сохранения истины. Человек в своей бытийно-исторической сущности есть сущее, чье бытие, являясь экзистенцией, заключается в пребывании вблизи бытия. Человек – сосед бытия».

Вариант 10

1.М. Хайдеггер в статье «Что значит мыслить?» пишет: «Она (наука) не мыслит, потому что её способ действий и её средства никогда не дадут ей мыслить так, как мыслят учёные. То, что наука не умеет мыслить – это не её недостаток, а её преимущества. Только это даёт ей возможность исследовательски войти в теперешнюю исследовательскую сферу и поселиться в ней».

Согласны ли вы с таким утверждением ? В чём специфика научного знания? В чём её отличие от других форм общественного сознания?

2.Кратко сформулируйте и выделите общие и особенные черты древнерусской философии (на примере Илариона, В. Мономаха, Никифора, Кирилла Туровского).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по учебной дисциплине ОГСЭ 01. « Основы философии»

для студентов заочного отделения

Дата: 2018-12-28, просмотров: 234.