Институт уполномоченного по правам человека и ребенка в РФ.
Идея впервые в Декларации прав и свобод человека и гражданина. В 1997 г. был издан фкз об этом гос. институте, а в мае 1998 г. избран Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.Назначается ГД на 5 лет.Институт Уполномоченного по правам ребенка. Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав,и контроля соблюдения прав ребенка. Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей предоставлено право:запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных ОГВ, ОГВ субъектов Российской Федерации, ОМС, организаций и ДЛ; беспрепятственно посещать федеральные ОГВ, ОГВ субъектов РФ, ОМС, организации; проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными ГО и ДЛ проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, ОГВ субъектов Российской Федерации, а также ДЛ, получать от них соответствующие разъяснения; направлять в федеральные органы исполнительной власти, ОГВ субъектов РФ, ОМС и ДЛ, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
- привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Снижение социального неравенства и сокращение уровня бедности;2. Повышение эффективности социальной защиты малообеспеченных домохозяйств;3. Изменение роли государства в области социальной поддержки населения.
Конституционное закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя МС согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении составляет одну из основ любого демократического строя. ФЗ “Об общих принципах организации МС в РФ”. МС как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.ОМС не входят в систему органов государственной власти. МС в пределах своих полномочий самостоятельно. К РФ не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления. Основываясь на положениях К РФ Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г. определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
В соответствии со статьей 16 Конституции Российской Федерации положения статей 3 и 12 главы 1 Конституции Российской Федерации, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие нормы Конституции не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в главе 1 Конституции Российской Федерации.
КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.Полномочия КС РФ не ограничены определенным сроком.КС состоит из двух палат, по 10 и 9 человек.Из своего состава КС избирает на 6 лет Председателя и его заместителей.
Конституционные основы судебной системы.
Правоохранительные органы
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судьями могут быть граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юр образование и стаж работы по ю профессии не менее 5 лет. Судьи –независимы, подчиняются К РФ и ФЗ, несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, может осуществляться с участием присяжных заседателей. Судебная система в России устанавливается К РФ, ФКЗ “О судебной системе РФ”, ФКЗ “О КС РФ». Судебная система:
1.Система конституционных (уставных) судов: Конституционный Суд РФ; конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
2.Система судов общей юрисдикции: Верховный Суд РФ; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; районные суды, военные и иные специализированные суды; мировые судьи.
3.Система арбитражных судов: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов РФ. Правоохранительные органы – часть государственного аппарата, в которую входят: прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая инспекция, органы нотариата, таможенные органы и др. Они применяют не только санкции за нарушение правовых норм: взыскание таможенной пошлины, штрафы при скрытии доходов при подаче декларации о доходах и т.п., но и используют такие формы, как регистрация сделки в нотариате (в некоторых случаях, является обязательным требованием), примирение спорящих сторон, предупреждение правонарушений и др.Важная роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит прокуратуре. В систему прокуратуры РФ входят: Генеральная прокуратура РФ; прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры; прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и другие специализированные прокуратуры; научные и образовательные учреждения; редакции печатных изданий. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Законом РФ “О прокуратуре Российской Федерации”. прокуратура РФ - это система органов, которые осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и за исполнением законов, действующих на территории РФ, а также выполняют иные функции, установленные федеральными законами.
Конституционно-правовой статус Счетной палаты РФ. Счетная палата рф является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым ФС РФ и подотчетным ему. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.
Полномочия Счетной палаты: осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, что предусматривает организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации; анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом; подготовку и представление в Совет Федерации и Государственную Думу заключений по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году; подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.
Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Банка России, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; деятельностью Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации. Она осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми на основании предложений Национального банковского совета.
Правовыми формами воздействия на нарушителей, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий, являются представления и предписания Счетной палаты. Представление содержит указание Счетной палаты об устранении выявленных нарушений, о возмещении причиненного государству ущерба и привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Предписание предъявляется в случае выявления нарушений, наносящих государству прямой ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты ее коллегия может по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.
Конституционно-правовое регулирование, статус Федерального собрания и его палат. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ. ФС входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования). Члены Совета Федерации и депутаты ГД обладают особым статусом представителей народа: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица). 1) ФС– это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ.Принципы деятельности ФС РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат ФС устанавливаются К РФ; 2) ФС является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) ФС – единственный орган, обладающий правом принятия гос.бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются ФС.Основной функцией ФС является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) ФКЗ и ФЗ. В полномочия ФС входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Ген. прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.ФС независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (ГД РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного неодобрения ФС кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.
Место прокуратуры в системе государственных органов, порядок формирования и компетенция. прокуратура РФ - это система органов, которые осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением К РФ и за исполнением законов, действующих на территории РФ, а также выполняют иные функции, установленные ФЗ. Прокуратура не относится к З,И,С власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением К РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви гос. власти и на ОМС. Характеристика отношений прокуратуры с органами ИВ связана с особенностями ее отношений с правоохранительными, а также контролирующими органами. Прокуроры осуществляют прокурорский надзор за соблюдением и исполнением законов, за соответствием правовых актов и решений, принимаемых правоохранительными и контролирующими органами. Порядок расследования преступлений, совершенных работниками прокуратуры, предполагает гарантии независимости прокуроров. На деятельность Правительства РФ надзорная компетенция прокуратуры не распространяется. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.Прокуратура и Президент РФ. Генеральный прокурор РФ и Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ.
Прокуратура и судебная власть. Конституция РФ содержит положения, касающиеся прокуратуры, в главе «Судебная власть». Однако прокуратура является самостоятельной, независимой структурой, выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей, и не принадлежит к судебной ветви власти.Прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Осуществляя уголовное преследование, в суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор приносит апелляционное, кассационное, надзорное представление, а в арбитражных судах – жалобу на незаконное, необоснованное или несправедливое решение, приговор, определение или постановление суда в вышестоящий суд. Федеральное Собрание и прокуратура. Государственная Дума принимает законы, составляющие основное содержание предмета прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов. Генеральный прокурор РФ лично ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Прокуратура по запросам и обращениям депутатов проводит проверки фактов нарушений законов, принимает меры к их выявлению, устранению и предупреждению.
Общественные объединения: их виды, порядок образования, регистрация, приостановление и прекращение деятельности. Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.Формы общественных объединений:ФЗ «Об общественных объединениях»:общественная организация-общественное движение -общественный фонд-общественное учреждениеорган общественной самодеятельности-политическая партия. Профсоюз может создаваться в любой организационно-правовой форме, за исключением политической партии. Создание и регистрация общественных объединений: Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее 3 физических лиц. Если без участия ФЛ, то это союз (ассоциации) общественных объединений. Учредители общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав ЮЛ. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента гос. регистрации данного объединения. Основания приостановления деятельности общественных объединений:нарушение законодательства Российской Федерации;совершение действий, противоречащих уставным целям;осуществление экстремистской деятельности Основания ликвидации общественных объединений
решение съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного объединения; осуществление экстремистской деятельности; решение суда в связи с: нарушением общественным объединением прав и свобд гражданина; неоднократным или грубым нарушением К и закон-ва РФ либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей его уставным целям. Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения вносится Ген.прокурором РФ, а иных объединений — прокурором соответствующего субъекта Федерации.Ликвидация по решению суда означает запрет на деятельность ОО.Порядок ликвидации общественных объединений.Сведения и документы, необходимые для осуществления гос. Рег. ОО в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о гос.регистрации объединения при его создании. Орган, принявший решение о рег.объединения при его создании, принимает решение о гос.регистрации объединения в связи с его ликвидацией и направляет документы и сведения регистрирующий орган. Гос. Рег. связи с ликвидацией осуществляется в срок не более чем 10 рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.
Предельный срок для отмены решения о предоставлении гражданства равен 5 годам. По истечении пятилетнего срока даже в случае обнаружения виновного поведения лица принятие в гражданство РФ не может быть отменено.
Понятие, предмет и источники конституционного права Российской Федерации. КП - это отрасль права, к-я устанавливает и закрепляет основы гос-го устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. КП - ведущая отрасль нац-но-правовой системы, закреп-щая комплекс соц-х связей и отнош-й в обществе и гос.-ве, рег-х:основы конституц-ого строя, права и свободы ч-ка, основы гос. устройства, основы организ-ции гос.власти и мест. управ-я.Предмет КП – (конституционно-правовые отношения) - система общ. отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его полит., эконом. системы, положение личности в обществе:1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.Источники КП – форма внешнего выражения и закрепления конституционно-правовых норм. К РФ, К, республик, находящихся в составе РФ, ФКЗ,У и Р президента РФ, акты палат федерального собрания, Р и П правительства РФ, акты ОМС,правовые акты СССР и РСФСР.Виды:1. МД 2. К. 3. Декларации. О гос суверенитете; прав и свобод человека и гражданина.;4. Законы РФ. : ФКЗ ФЗ («О судебной системе в РФ»), законы субъектов РФ.5. Подзаконные акты Президента РФ. 6. Правовые акты СССР и РСФСР. 7. Акты исполнительных органов. Акты Правительства РФ.Акты законодательных (представительных) органов8. Акты Федерального Собрания РФ 9. Постановления КС РФ, кс субъектов РФ
Политические основы конституционного строя РФ. Демократическое государство. ГВ в РФ разделена на: З,И,С, органы к-ой самостоятельны. ГВ осуществляют През-т, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды. Правовое государство. Обязательность соблюдения К РФ и законов ОГВ,ОМС,ДЛ. Признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Гарантированность обладания всеми правами и свободами. Гр-н РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Федеративное устройство. Федеративное устройство РФ основано на ее гос. целостности, единстве системы ГВ, разграничении ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ, равноправии народов в РФ. РФ состоит из равноправных субъектов РФ.Республиканская форма правления.Признание человека, его права и свободы высшей ценностью. Суверенитет. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через ОГВ,ОМС. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Верховенство Конституции РФ и ФЗ на всей территории РФ. Конституция РФ имеет высшую юр. Силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К. Признание и гарантирование в РФ местного самоуправления. МС в пределах своих полномочий самостоятельно. ОМС не входят в систему ОГВ.
Президент РФ является гарантом К РФ, прав и свобода человека и гражданина. Это значит, что Президент РФ несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизмов защиты К РФ и прав человека, обязан принимать меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.
Президент РФ принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.
В соответствии с Конституцией, выборы главы государства осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, альтернативность выборов признается обязательной.
Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением его срока пребывания на должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента не имеет право распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
Система и виды органов государственной власти в РФ. Конституционное основы их классификации. РФ осуществляет свою деятельность посредством государственной органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ согласно КРФ (ст.3) осуществляет свою власть.
Компетенция органов государства определяется КРФ, конституциями и уставами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ, положениями об органах и другими НПА.
Принципы организации и деятельности органов государственной власти: суверенность государственной власти, единство системы, разделение властей, народовластие, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, гласность.
Институт уполномоченного по правам человека и ребенка в РФ.
Идея впервые в Декларации прав и свобод человека и гражданина. В 1997 г. был издан фкз об этом гос. институте, а в мае 1998 г. избран Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.Назначается ГД на 5 лет.Институт Уполномоченного по правам ребенка. Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав,и контроля соблюдения прав ребенка. Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей предоставлено право:запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных ОГВ, ОГВ субъектов Российской Федерации, ОМС, организаций и ДЛ; беспрепятственно посещать федеральные ОГВ, ОГВ субъектов РФ, ОМС, организации; проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными ГО и ДЛ проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, ОГВ субъектов Российской Федерации, а также ДЛ, получать от них соответствующие разъяснения; направлять в федеральные органы исполнительной власти, ОГВ субъектов РФ, ОМС и ДЛ, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
- привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 236.