УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4.1. Правовые, нормативно технические и организационные основы обеспечения БЖД[1].

Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД на предприятиях, в АО, организациях и учреждениях (в дальнейшем - на предприятиях) изложены в Конституции и Федеральных Законах (ФЗ) РФ, уставах и законах субъектов РФ и подзаконных актах федеральных и региональных органов управления, а также в законах и подзаконных актах бывшего СССР. Эти основы различны по содержанию для ООС, ОТ и ЧС, что обуславливает их раздельное изложение по состоянию на 01.01.96.

4.1.1. Законы и подзаконные акты, управление и контроль по ООС. Изложение этих вопросов осуществляется поблочно: в начале - об управлении ООС в РФ и ее субъектах и затем - о контроле состояния ОС.

4.1.1.1. Законы и подзаконные акты по ООС. В Конституции РФ закреплены: ст.42 - право человека на благоприятную ОС, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; ст. 58 - обязанность человека - сохранять природу и ОС, бережно относиться к природным богатствам. Конституционные права и обязанности человека конкретизируются законами РФ "Об охране ОПС" (1991г., в 1994г. опубликован проект ФЗ "Об охране ОС в РФ"), "О плате за землю" (1991г.), "О недрах" (1992г.), "О животном мире" (1995 г.), "Об особо охраняемых природных территориях" (1995 г.), а также Земельным кодексом РСФСР (1991 г.), Основами лесного законодательства (1993 г.), Основами законодательства РФ об охране здоровья (1993 г.) и рядом законов СССР.

НТД по ООС являются: 1) стандарты системы стандартов по охране природы и улучшению использования природных ресурсов (сокращенно "Охрана природы" или ОП); 2) общесоюзные нормативные документы (ОНД); 3) строительные нормы и правила (СНиП); 4) санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиН); 5) различные постановления, решения, распоряжения, положения и т.п. федеральных и региональных органов госвласти РФ.

4.1.1.2. Управление ООС в РФ и ее субъектах. Оно может быть государственным и ведомственным. Первое осуществляет федеральные и региональные органы исполнительной госвласти: Президент и Правительство РФ, Президент и Правительство республики (например, Калмыкии, Татарстана и др.) или глава администрации края, области и главы администраций городов и районов республик, края или области; второе - хозяйственные органы (субъекты): министерство, госкомитет, департамент, АО или предприятие. Их главной задачей является реализация конституционного права человека, определенного ст. 42 Конституции РФ.

4.1.1.З. Мониторинг ОС - это комплекс выполняемых по научно обоснованным программам оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием ОПС и экологической безопасностью. С этой целью в РФ и других странах мира созданы национальные сети наблюдения и контроля за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, вод и почвы. Пункты наблюдений организованы в городах, промзонах, на водных объектах и в сельхозрайонах, подверженных значительному влияние хоздеятельности человека. Кроме того, они предусматриваются в районах минимального загрязнения для осуществления фоновых измерений.

В РФ создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) на базе существующей в бывшем СССР общегосударственной службы наблюдения и контроля за ОС (ОГСНК-ОС).

4.1.1.4. Контроль состояния ОС осуществляют на трех уровнях: государственном, отраслевом (ведомственном) и производственном. Госконтроль состояния ОС обеспечивают федеральные, республиканские, краевые и областные комитеты по ОП через ЕГСЭМ; ведомственный контроль - головные отраслевые организации, на которые возложены задачи ОП, через ведомственную систему ЭМ; производственный контроль - спецподразделения предприятий, центральные внутриведомственные службы или по договору - вневедомственные спецорганизации.

4.1.2. Законы и подзаконные акты, управление и контроль по ОТ. Изложение этих вопросов осуществляется поблочно: вначале - о законах и подзаконных актах по ОТ, потом - об управлении ОТ в РФ и ее субъектах и наконец - о контроле за ОТ.

4.1.2.1. Законы и подзаконные акты по ОТ. В Конституции РФ закреплены права человека: ст. 37 - на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; ст. 39 - на гарантированное социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и потери кормильца; ст. 41 - на охрану здоровья и медпомощь. Конституционные права работника конкретизируются Кодексом законов о труде (КЗоТ) РФ (с изменениями и дополнениями по законам РФ от 25.09.92 и 14.06.95), основными законодательствами РФ об ОТ (с изменениями ФЗ РФ от 14.06.95), законами РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1994 г.) и "О пожарной безопасности" (1994г.)

В развернутом виде законодательные положения по ОТ приводятся в подзаконных актах или НТД по ОТ.

4.1.2.2. Система управления охраной труда (СУОТ) в РФ, ее субъектах и на предприятиях. Она может быть государственной и ведомственной. Первую осуществляют Федеральные и региональные органы исполнительной госвласти: Президент РФ, Правительство РФ, Президент и Правительство республики или Глава администрации края, области и главы администраций городов и районов республики, края или области; вторую - хозорганы: министерство, госкомитет, департамент, АО или предприятие.

СУОТ - это регламентированная НТД совокупность взаимоуязвимых мероприятий ОТ, методов и средство управления, направленных на организацию планомерной деятельности по обеспечению безопасности, сохранению здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Целью СУОТ является обеспечение благоприятных и безопасных УТ на РМ для предупреждения травматизма и профзаболеваний на предприятиях.

4.1.2.3. Организационные основы обеспечения ОТ на предприятиях. Они вытекают из обязанностей и прав по ОТ работодателя и работника, которые регламентируются КЗоТом РФ и Основами законодательства РФ об ОТ (далее - Основами). При этом ст. 3 Основ закрепляет признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия. Поэтому согласно ст. 139 КЗоТ РФ основной обязанностью работодателя по ОТ является обеспечение здоровых и безопасных УТ на каждом РМ. Поэтому он обязан внедрять современные средства ТБ, предупреждающие травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профзаболеваний работников. Более детальные обязанности работодателя приведены в ст. 9 Основ. Должностные лица обязаны (ст. 143 КЗоТ РФ) обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех РМ и создавать на них УТ, соответствующие требованиям НТД по ОТ. Отсутствие в последних требований по безопасному ведению работ не освобождает их от вышеуказанной обязанности. В таких случаях работодатель должен принять по согласованию с профкомом предприятия меры, обеспечивающие безопасные УТ работников.

Работодатель обязан проводить обучение и инструктирование работников по ОТ (ст. 144 КЗоТ и 12 Основ) за счет своих средств.

В обеспечении здоровых и безопасных УТ работников большую роль играет паспортизация УТ и аттестация РМ по ОТ, а также сертификация постоянных РМ на соответствие требованиям ОТ.

4.1.2.4. Надзор и контроль за ОТ на предприятиях РФ осуществляется по трем направлениям (рис. 15): 1) госнадзор и контроль, 2) ведомственный контроль и 3) общественный контроль. Высший госнадзор за ОТ осуществляет Генеральный прокурор РФ.

4.1.3. Классификация, расследование и учет несчастных случаев (НС) на производстве. НС - одна из самых серьезных проблем современного производства. Они наносят не только урон в виде потерь человеческих жизней и страданий людей, но и являются своего рода показателем неправильного функционирования предприятия в целом.

НС классифицируют: 1) по среде происшествия - бытовые или производственные. Последние подразделяют: а) при выполнении своих трудовых обязанностей на территории предприятия и вне ее; б) во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном предприятием; в) то же, но на общественном или личном транспорте; 2) по количеству пострадавших - одиночные и групповые (два и более); 3) по исходу травмы: а) с временной потерей работоспособности не менее чем на один рабочий день; б) с временным переводом на другую работу; в) с постоянной потерей работоспособности (переход на инвалидность); г) со смертельным исходом; 4) по воздействию на человека - механические (переломы, раны, ушибы и т.п.), термические (ожоги, обморожения, тепловые удары), химические (химожоги, острое отравление, удушье), электрические, радиационные и др.

Порядок расследования НС, происшедших на производстве, установлен Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным Правительством РФ от 03.06.95г. № 558 [11].

 4.1.4. Законы и подзаконные акты, управление по ЧС. Поскольку эти вопросы в РФ находятся на стадии становления, они освещаются по состоянию на 01.01.96.

 4.1.4.1. Законы и подзаконные акты по ЧС. Основополагающими федеральными законами (ФЗ) по ЧС являются: "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ФЗ № 68, 1994 г.) и "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (ФЗ № 151, 1995 г.). ФЗ № 68 (30 статей) устанавливает общие для РФ организационно-правовые нормы по защите всех граждан, всего земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения и ОПС от ЧС. Он регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности органов госвласти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также всех предприятий и населения при защите от ЧС природного и техногенного характера. ФЗ № 151 (37 статей) определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и формирований на территории РФ. Он регулирует отношения в этой области между органами госвласти, местного самоуправления, а также предприятиями, хозяйства (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ; устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей; определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, и членов их семей.

Отдельные законодательные положения конкретизируются в подзаконных актах по ЧС, утверждаемых Правительством РФ и МЧС РФ, а также органами госвласти субъектов РФ.

4.1.4.2. Стратегия управления в ЧС. Для обеспечения БЖД человека в ЧС стратегия управления должна включать: 1) предотвращение причин возникновения ЧС, т.е. недопущение таких действий или процессов, которые несут угрозу населению (например, отказ от строительства опасных объектов, уничтожение или профилирование производства и т.д.); 2) предотвращение самих ЧС, т.е. недопущение выхода опасного процесса из-под контроля (например, путем использования надежных аварийных систем, сигнализации, автоматики и т.д.); 3) смягчение, максимальное ослабление последствий ЧС, т.е. ориентация на ослабление последствий ЧС, а при СБ приоритет отдается направлениям управления 2 и 3. Для реализации любого направления стратегии управления необходимо разрабатывать комплекс превентивных (предупреждающих) и оперативных мер.

4.1.4.3. РСЧС, цели, задачи, структура и ее силы и средства. РСЧС - это система органов госуправления РФ всех уровней и различных общественных организаций с имеющимися у них силами и средствами, а также комплексы мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в стране, по защите населения, объектов экономики и ОПС при возникновении и ликвидации ЧС. Ее цель - предупреждение ЧС в мирное и военное время, а в случае их возникновения - ликвидация их последствий, обеспечение безопасности населения, защита ОПС и уменьшение ущерба на объектах РФ.

Задачи, решаемые РСЧС: 1) осуществление госнадзора за выполнением необходимых мероприятий; 2) обеспечение готовности органов управления, сил и средств, населения к ЧС; 3) формирование системы экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения, технической и экологической безопасности объектов экономики; 4) создание фондов финансовых, продовольственных и материально-технических ресурсов и т.д.

РСЧС состоит из руководящего федерального органа, региональных, территориальных и ведомственных подсистем РСЧС, сил и средств ликвидации последствий ЧС.

4.1.4.4. Тверская подсистема РСЧС (ТП РСЧС) - составная часть РСЧС. Ее цели и задачи те же, что и всей РСЧС, но применительно к подконтрольной территории. Она включает: 1) руководящий орган - областную КЧС; 2) орган повседневного управления - областной штаб ГОЧС; 3) территориальные звенья, соответствующие принятому административно-территориальному делению в области; 4) функциональные и ведомственные звенья по области с их силами и средствами.

Территориальное звено ТП РСЧС предназначено для предупреждения ЧС и ликвидации их последствий на подведомственной территории (в городе, районе) и, как правило, имеет аналогичную ТП РСЧС структуру. Функциональные звенья ТП РСЧС состоят из органов управления, сил и средств функциональных подсистем РСЧС, действующих на территории области. Они непосредственно решают задачи по наблюдению и контролю за состоянием ОПС и обстановки на потенциально опасных объектах (ПОО), по предупреждению ЧС, защите жизни и здоровья людей, созданию и использованию чрезвычайных резервных фондов и ликвидации последствий ЧС на местном уровне.

ТП РСЧС располагает 15 функциональными звеньями.

4.1.4.5. Государственное управление в ЧС осуществляют: по РФ - Федеральная КЧС (повседневное руководство - МЧС РФ через свои региональные центры по ЧС), а в субъектах РФ - территориальные (республиканские, краевые или областные) КЧС (повседневное руководство - соответствующий штаб ГОЧС). При этих органах создают АСС, которые представляют собой совокупность сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации ЧС. Основу АСС составляют аварийно-спасательные формирования (АСФ), которые проводят АСР. Они имеют подразделения спасателей, оснащенных специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Спасатель - это гражданин, который прошел подготовку и аттестован на проведение АСР. Он должен иметь удостоверение установленного образца, книжку спасателя и жетон с нанесенными на него ФИО, группой крови и регистрационным номером спасателя.

4.1.4.6. Государственное управление ГО осуществляют: по РФ - Премьер-министр РФ (он же начальник ГО РФ) через Главное управление ГО (ГУГО) МЧС РФ, а в субъектах РФ - Президент республики, глава администрации края или области (Губернатор края или области) через соответствующий штаб ГОЧС. Они обеспечивают защиту населения и объектов экономики на подведомственных территориях от ОМП и обычных средств поражения и организуют проведение СНАВР в очагах поражения, зонах ЧС.

4.1.4.7. ГО на объекте экономики и ее действия. Начальником ГО (НГО) на объекте, как известно, является его руководитель. На крупных объектах может быть один или несколько заместителей НГО (по рассредоточению работников и эвакуации, инженерно-технической части и МТС). При НГО создается штаб ГОЧС - орган управления НГО. Состав штаба зависит от значимости объекта. Он комплектуется из штатных работников ГО, должностных лиц, не освобожденных от основных обязанностей. Возглавляет штаб ГОЧС его начальник, у которого может быть несколько помощников (например, по оперативно-разведывательной части, боевой подготовке и др.). Он является первым заместителем НГО объекта. Ему предоставляется право от имени НГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам ГО на объекте. Штаб ГОЧС осуществляет мероприятия по защите работников, их семей и населения подведомственных поселков от ЧС мирного и военного времени; обеспечивает своевременное оповещение всех о возникновении ЧС; организует и обеспечивает непрерывное управление ГО; разрабатывает план ГО объекта, периодически корректирует и организует выполнение; организует и контролирует обучение, всех работников объекта по ГО и подготовку НФГО объекта.

 

4.2. Профессиональные обязанности и обучение операторов ТС и ИТР по БЖД

Научно-технический прогресс привел к появлению нового класса специалистов-операторов, т.е. лиц, взаимодействующих в процессе работы не с реальными объектами управления, а их информационными моделями. Систему, состоящую из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он (они) осуществляет трудовую деятельность, называют системой "человек-машина" - СЧМ. Усложнение и увеличение масштабов СЧМ, резкий рост относительного числа специалистов операторского профиля (по данным ООН доля таких работников в развитых странах возросла до 92%), специфичность характера и структуры их деятельности, постоянный рост цены их ошибок, приводящих к авариям и катастрофам и громадному ущербу, предопределили необходимость более полного учета возможностей человека и его роли в обеспечении надежности ТС, что в свою очередь явилось причиной введения системы профотбора операторов и совершенствования методов их профессиональной подготовки. Не меньшая роль в обеспечении безопасности принадлежит уровню подготовки в этой области ИТР, а также юридическим формам защиты безопасности работника.

4.2.1. Природные возможности человека и профотбор операторов ТС. Успешность деятельности оператора оценивается по его точности, быстродействию и надежности. Точность определяется по ошибками и погрешностям, быстродействие - по скорости выполнения рабочих операций, надежность - по вероятности обеспечения требуемого качества деятельности за заданное время работы. Основное содержание работы оператора - прием и переработка информации, принятие решения и его реализация. Для обнаружения и идентификации сигналов нужна согласованная работа анализаторов, памяти и мышления. Для правильного решения необходимо создание комплекса гипотез, выбор из них эталонной гипотезы, а потом уже - принятие и реализация программы действия. Недостаток или избыток информации, дефицит времени, сложность принимаемого решения, степень ответственности за него - все это требует определенного уровня эмоциональной устойчивости, значительной скорости интеллектуальных процессов, высокой точности выполнения сложных действий. Но этот перечень качеств оператора необходим только для успешной деятельности и мало сказывается на ее безопасности и профилактике производственного травматизма. Между тем человеческий фактор приобретает в БЖД в последние десятилетия все возрастающее значение.

Выбор по качествам человека подходящей для него профессии называется профориентацией, а направленный отбор людей для использования их в определенной профессии называется профотбором. Различаются 4 вида профотбора в зависимости от используемых при этом свойств и качеств человека.

4.2.2. Подготовка и повышение квалификации ИТР по БЖД. ГОСТ 12.0.004-90 определяет основные требования к подготовке и повышению квалификации ИТР по вопросам ВТ. В частности, изучение вопросов БТ и других видов деятельности должно организовываться и проводиться на всех стадиях образования (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, ПТУ, средние специальные и высшие учебные заведения) с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. При этом у будущих работников должен формироваться сознательный, ответственный и квалифицированный подход к вопросам обеспечения БЖД. Для учащихся ПТУ предусмотрен курс "ОТ" объемом не менее 60 ч, а при их подготовке на производстве - не менее 20 ч. Причем особое внимание уделяется работе в опасных и неблагоприятных УТ.

4.2.3. Ответственность работодателей и работников за нарушения правовых норм по БЖД. Законодательством РФ предусмотрена дисциплинарная, административная, гражданская и уголовная ответственность работника за нарушение правовых норм по БЖД; для работодателя - те же виды юридической ответственности, за исключением дисциплинарной. Наказание работника за правонарушения по БЖД не освобождает от ответственности работодателя, так как на него возложены обеспечение безопасности работников, контроль состояния дисциплины и выполнения правовых норм по БЖД. Поскольку содержание правовых норм и их источники для ОТ и ООС существенно различаются, то целесообразно рассматривать каждый такой раздел отдельно.

4.2.3.1. Ответственность за нарушение правовых норм по ОТ. Источниками правовых норм по ОТ являются Конституция РФ, КЗоТ РФ, Основы законодательства об охране труда, Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский и Уголовный кодексы и большое число подзаконных актов.

4.2.3.2. Ответственность за экологические правонарушения. Источником правовых норм, предусматривающих юридическую ответственность за экологические правонарушения, помимо Конституции РФ, Кодекса об административных правонарушениях, ГК и УК являются также законы РФ об охране ОПС, защите отдельных компонентов биосферы, флоры, фауны и т.д.

К наиболее частым экологическим правонарушениям относятся загрязнения воздуха и водоемов неочищенными и необезвреженными выбросами и сбросами, причинившими - или могущие причинить вред здоровью людей, флоре, фауне и т.д. (ст. 223), а также незаконный промысел, охота, порубка леса и т.п.

Утверждение нового УК РФ создаст надежную правовую основу для обеспечения БЖД человека во всех средах его обитания и прежде всего на производстве и при ЧС.

 


 

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 242.