БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конспект лекций дисциплины базовой части профессионального цикла «Безопасность жизнедеятельности» для студентов направления подготовки бакалавров УП
Составитель В.А. Мартемьянов
Тверь 2015
ВВЕДЕНИЕ.
Жизнедеятельность - это способ существования или повседневная деятельность человека. В процессе своей жизнедеятельности любой человек постоянно взаимодействует со средой обитания. Последняя - это окружающая человека среда в процессе его деятельности, обусловленная совокупностью физических, химических, биологических, психофизиологических и социально-экономических факторов, способных оказать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Основными средами обитания человека являются производственная среда, городская среда или среда населенных мест, бытовая или жилая среда и природная среда (ПС). Такое взаимодействие сейчас обозначают системой "человек - среда обитания". Текущее состояние данной системы многовариантно и зависит от места нахождения человека.
Оптимальное взаимодействие человека со средой обитания возможно, если будут обеспечены комфортность среды, минимизация негативных воздействий и устойчивое развитие вышеуказанных характерных систем. Для этого необходимо изучение элементов, составляющих систему "человек-среда обитания-машина-ЧС", и явлений, происходящих в ней. Этим занимается безопасность жизнедеятельности (БЖД) - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Ее основная задача состоят в сохранении работоспособности и здоровья человека, выборе параметров состояния среды обитания и применения мер защиты от негативных факторов естественного и антропогенного происхождения.
Дисциплина БЖД, цель, задача и ее содержание. Данная дисциплина представляет область знаний, в которой изучаются опасности (негативные воздействия), угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них.
Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос.
Цель дисциплины - вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: 1) создания оптимального (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; 2) идентификации (распознание и количественная оценка) опасных и вредных факторов среды обитания естественного и антропогенного происхождения; 3) разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий (опасностей); 4) проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов народного хозяйства (ОНХ) в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности; 5) обеспечения устойчивости функционирования ОНХ и ТС в штатных и чрезвычайных ситуациях; 6) прогнозирования развития и оценка последствий ЧС; 7)принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
Этапами формирования дисциплины "БЖД", а следовательно этапами решения оптимального взаимодействия человека со средой обитания являются: 1) техника безопасности (ТБ); 2) ОТ; 3) ООС (промышленная экология); 4) ГО; 5) защита в ЧС.
Научное содержание дисциплины - это теоретические основы БЖД в системе «человек-среда обитания-машина-ЧС».
Основные термины и определения в дисциплине "БЖД".
Теоретические основы БЖД. В основу теории БЖД положена аксиома, что любое взаимодействие человека со средой обитания потенциально опасно
Обеспечение БЖД - это сложный процесс. Он состоит из решения как научных, так и практических (инженерно-технических) задач. Первые сводятся к теоретическому анализу и разработке методов идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых элементами системы "человек-среда обитания-машина-ЧС"; комплексной оценке многофакторного влияния их на работоспособность и здоровье человека; оптимизации условий деятельности и отдыха; реализации новых методов защиты; моделированию опасных и чрезвычайных ситуаций и т.д. Практические задачи БЖД - это выбор принципов я методов защиты, разработка и рациональное использование СЗ человека и ПС от негативных воздействий этих факторов, а также средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.
Роль образования и ИТР в обеспечении БЖД. Сохранение биосферы, обеспечение безопасности и здоровья человека - сложные, комплексные задача. Их решение возможно лишь на базе определенного образовательного уровня как всего населения страны, так и профессионалов в области БЖД. В России введено четыре уровня образования по БЖД: первый - общеобразовательный уровень на базе среднего образования; второй - на базе высшего общетехнического; третий - на базе специального технического образования и четвертый - на базе институтов и факультетов переподготовки и повышения квалификации ИТР.
ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конспект лекций дисциплины базовой части профессионального цикла «Безопасность жизнедеятельности» для студентов направления подготовки бакалавров УП
Составитель В.А. Мартемьянов
Тверь 2015
ВВЕДЕНИЕ.
Жизнедеятельность - это способ существования или повседневная деятельность человека. В процессе своей жизнедеятельности любой человек постоянно взаимодействует со средой обитания. Последняя - это окружающая человека среда в процессе его деятельности, обусловленная совокупностью физических, химических, биологических, психофизиологических и социально-экономических факторов, способных оказать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Основными средами обитания человека являются производственная среда, городская среда или среда населенных мест, бытовая или жилая среда и природная среда (ПС). Такое взаимодействие сейчас обозначают системой "человек - среда обитания". Текущее состояние данной системы многовариантно и зависит от места нахождения человека.
Оптимальное взаимодействие человека со средой обитания возможно, если будут обеспечены комфортность среды, минимизация негативных воздействий и устойчивое развитие вышеуказанных характерных систем. Для этого необходимо изучение элементов, составляющих систему "человек-среда обитания-машина-ЧС", и явлений, происходящих в ней. Этим занимается безопасность жизнедеятельности (БЖД) - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Ее основная задача состоят в сохранении работоспособности и здоровья человека, выборе параметров состояния среды обитания и применения мер защиты от негативных факторов естественного и антропогенного происхождения.
Дисциплина БЖД, цель, задача и ее содержание. Данная дисциплина представляет область знаний, в которой изучаются опасности (негативные воздействия), угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них.
Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос.
Цель дисциплины - вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: 1) создания оптимального (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; 2) идентификации (распознание и количественная оценка) опасных и вредных факторов среды обитания естественного и антропогенного происхождения; 3) разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий (опасностей); 4) проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов народного хозяйства (ОНХ) в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности; 5) обеспечения устойчивости функционирования ОНХ и ТС в штатных и чрезвычайных ситуациях; 6) прогнозирования развития и оценка последствий ЧС; 7)принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
Этапами формирования дисциплины "БЖД", а следовательно этапами решения оптимального взаимодействия человека со средой обитания являются: 1) техника безопасности (ТБ); 2) ОТ; 3) ООС (промышленная экология); 4) ГО; 5) защита в ЧС.
Научное содержание дисциплины - это теоретические основы БЖД в системе «человек-среда обитания-машина-ЧС».
Основные термины и определения в дисциплине "БЖД".
Теоретические основы БЖД. В основу теории БЖД положена аксиома, что любое взаимодействие человека со средой обитания потенциально опасно
Обеспечение БЖД - это сложный процесс. Он состоит из решения как научных, так и практических (инженерно-технических) задач. Первые сводятся к теоретическому анализу и разработке методов идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых элементами системы "человек-среда обитания-машина-ЧС"; комплексной оценке многофакторного влияния их на работоспособность и здоровье человека; оптимизации условий деятельности и отдыха; реализации новых методов защиты; моделированию опасных и чрезвычайных ситуаций и т.д. Практические задачи БЖД - это выбор принципов я методов защиты, разработка и рациональное использование СЗ человека и ПС от негативных воздействий этих факторов, а также средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.
Роль образования и ИТР в обеспечении БЖД. Сохранение биосферы, обеспечение безопасности и здоровья человека - сложные, комплексные задача. Их решение возможно лишь на базе определенного образовательного уровня как всего населения страны, так и профессионалов в области БЖД. В России введено четыре уровня образования по БЖД: первый - общеобразовательный уровень на базе среднего образования; второй - на базе высшего общетехнического; третий - на базе специального технического образования и четвертый - на базе институтов и факультетов переподготовки и повышения квалификации ИТР.
ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 195.