БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конспект лекций дисциплины базовой части профессионального цикла «Безопасность жизнедеятельности» для студентов направления подготовки бакалавров УП

 

   Составитель   В.А. Мартемьянов

 

 

Тверь 2015

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Жизнедеятельность - это способ существования или повседнев­ная деятельность человека. В процессе своей жизнедеятельности любой человек постоянно взаимодействует со средой обитания. Последняя - это окружающая человека среда в процессе его дея­тельности, обусловленная совокупностью физических, химических, биологических, психофизиологических и социально-экономических факторов, способных оказать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здо­ровье и потомство. Основными средами обитания человека являются производственная среда, городская среда или среда населенных мест, бытовая или жилая среда и природная среда (ПС). Такое вза­имодействие сейчас обозначают системой "человек - среда обита­ния". Текущее состояние данной системы многовариантно и зависит от места нахождения человека.

 Оптимальное взаимодействие человека со средой обитания возмож­но, если будут обеспечены комфортность среды, минимизация негативных воздействий и устойчивое развитие вышеуказанных характер­ных систем. Для этого необходимо изучение элементов, составляющих систему "человек-среда обитания-машина-ЧС", и явлений, проис­ходящих в ней. Этим занимается безопасность жизнедеятельности (БЖД) - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Ее основная задача состоят в сохранении ра­ботоспособности и здоровья человека, выборе параметров состояния среды обитания и применения мер защиты от негативных факто­ров естественного и антропогенного происхождения.

Дисциплина БЖД, цель, задача и ее содержание. Данная дисцип­лина представляет область знаний, в которой изучаются опасности (негативные воздействия), угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них.

Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос. 

Цель дисциплины - вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: 1) создания оптимального (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; 2) идентификации (распознание и количественная оценка) опасных и вредных факторов среды обитания естественного и антропогенного происхождения; 3) разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий (опасностей); 4) проектирования и экс­плуатации техники, технологических процессов и объектов народного хозяйства (ОНХ) в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности; 5) обеспечения устойчивости функционирования ОНХ и ТС в штатных и чрезвычайных ситуациях; 6) прогнозирования раз­вития и оценка последствий ЧС; 7)принятия решений по защите про­изводственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их послед­ствий.

Этапами формирования дисциплины "БЖД", а следовательно этапа­ми решения оптимального взаимодействия человека со средой обита­ния являются: 1) техника безопасности (ТБ); 2) ОТ; 3) ООС (промышленная экология); 4) ГО; 5) защита в ЧС.

Научное содержание дисциплины - это теоретические основы БЖД в системе «человек-среда обитания-машина-ЧС».

Основные термины и определения в дисциплине "БЖД".

Теоретические основы БЖД. В основу теории БЖД положена аксио­ма, что любое взаимодействие человека со средой обитания потенци­ально опасно

Обеспечение БЖД - это сложный процесс. Он состоит из решения как научных, так и практических (инженерно-технических) задач. Первые сводятся к теоретическому анализу и разработке методов идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых элемента­ми системы "человек-среда обитания-машина-ЧС"; комплексной оценке многофакторного влияния их на работоспособность и здоровье человека; оптимизации условий деятельности и отдыха; реализации новых методов защиты; моделированию опасных и чрезвычайных ситуаций и т.д. Практические задачи БЖД - это выбор принципов я методов за­щиты, разработка и рациональное использование СЗ человека и ПС от негативных воздействий этих факторов, а также средств, обеспе­чивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.

Роль образования и ИТР в обеспечении БЖД. Сохранение биосферы, обеспечение безопасности и здоровья человека - сложные, комплек­сные задача. Их решение возможно лишь на базе определенного об­разовательного уровня как всего населения страны, так и професси­оналов в области БЖД. В России введено четыре уровня образования по БЖД: первый - общеобразовательный уровень на базе среднего об­разования; второй - на базе высшего общетехнического; третий - на базе специального технического образования и четвертый - на базе институтов и факультетов переподготовки и повышения квали­фикации ИТР.

 

ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конспект лекций дисциплины базовой части профессионального цикла «Безопасность жизнедеятельности» для студентов направления подготовки бакалавров УП

 

   Составитель   В.А. Мартемьянов

 

 

Тверь 2015

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Жизнедеятельность - это способ существования или повседнев­ная деятельность человека. В процессе своей жизнедеятельности любой человек постоянно взаимодействует со средой обитания. Последняя - это окружающая человека среда в процессе его дея­тельности, обусловленная совокупностью физических, химических, биологических, психофизиологических и социально-экономических факторов, способных оказать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здо­ровье и потомство. Основными средами обитания человека являются производственная среда, городская среда или среда населенных мест, бытовая или жилая среда и природная среда (ПС). Такое вза­имодействие сейчас обозначают системой "человек - среда обита­ния". Текущее состояние данной системы многовариантно и зависит от места нахождения человека.

 Оптимальное взаимодействие человека со средой обитания возмож­но, если будут обеспечены комфортность среды, минимизация негативных воздействий и устойчивое развитие вышеуказанных характер­ных систем. Для этого необходимо изучение элементов, составляющих систему "человек-среда обитания-машина-ЧС", и явлений, проис­ходящих в ней. Этим занимается безопасность жизнедеятельности (БЖД) - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Ее основная задача состоят в сохранении ра­ботоспособности и здоровья человека, выборе параметров состояния среды обитания и применения мер защиты от негативных факто­ров естественного и антропогенного происхождения.

Дисциплина БЖД, цель, задача и ее содержание. Данная дисцип­лина представляет область знаний, в которой изучаются опасности (негативные воздействия), угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них.

Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос. 

Цель дисциплины - вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: 1) создания оптимального (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; 2) идентификации (распознание и количественная оценка) опасных и вредных факторов среды обитания естественного и антропогенного происхождения; 3) разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий (опасностей); 4) проектирования и экс­плуатации техники, технологических процессов и объектов народного хозяйства (ОНХ) в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности; 5) обеспечения устойчивости функционирования ОНХ и ТС в штатных и чрезвычайных ситуациях; 6) прогнозирования раз­вития и оценка последствий ЧС; 7)принятия решений по защите про­изводственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их послед­ствий.

Этапами формирования дисциплины "БЖД", а следовательно этапа­ми решения оптимального взаимодействия человека со средой обита­ния являются: 1) техника безопасности (ТБ); 2) ОТ; 3) ООС (промышленная экология); 4) ГО; 5) защита в ЧС.

Научное содержание дисциплины - это теоретические основы БЖД в системе «человек-среда обитания-машина-ЧС».

Основные термины и определения в дисциплине "БЖД".

Теоретические основы БЖД. В основу теории БЖД положена аксио­ма, что любое взаимодействие человека со средой обитания потенци­ально опасно

Обеспечение БЖД - это сложный процесс. Он состоит из решения как научных, так и практических (инженерно-технических) задач. Первые сводятся к теоретическому анализу и разработке методов идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых элемента­ми системы "человек-среда обитания-машина-ЧС"; комплексной оценке многофакторного влияния их на работоспособность и здоровье человека; оптимизации условий деятельности и отдыха; реализации новых методов защиты; моделированию опасных и чрезвычайных ситуаций и т.д. Практические задачи БЖД - это выбор принципов я методов за­щиты, разработка и рациональное использование СЗ человека и ПС от негативных воздействий этих факторов, а также средств, обеспе­чивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.

Роль образования и ИТР в обеспечении БЖД. Сохранение биосферы, обеспечение безопасности и здоровья человека - сложные, комплек­сные задача. Их решение возможно лишь на базе определенного об­разовательного уровня как всего населения страны, так и професси­оналов в области БЖД. В России введено четыре уровня образования по БЖД: первый - общеобразовательный уровень на базе среднего об­разования; второй - на базе высшего общетехнического; третий - на базе специального технического образования и четвертый - на базе институтов и факультетов переподготовки и повышения квали­фикации ИТР.

 

ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ

Дата: 2018-12-28, просмотров: 195.