Навыки грамотного письма, относящиеся к числу сложнейших, требуют непрерывной целенаправленной работы.
Принимая в начале учебного года новый класс, с первой же недели стараемся выявить наиболее слабых учащихся, чтобы, не теряя времени, начать с ними индивидуальную работу. В тетради учёта успеваемости на отдельной странице записываются фамилии этих учеников, а затем первые ошибки, ими допущенные. После каждой письменной работы эти записи пополняются. Это дает возможность не только классифицировать ошибки, но и видеть, когда ученик допускает ошибки в одних и тех, же словах (они подчёркиваются).
Главное в словарно-орфографической работе - выработка орфографической зоркости.
Очень важно формировать умение опознавать орфограммы. В любой письменной работе учащиеся выделяют, показывают орфограмму, в устных работах обязательно называют её. Здесь очень помогает справочник на форзаце учебника, которым с первых же дней ученики должны научиться пользоваться.
На каждом уроке проводится словарно-орфографическая работа. Это или "По следам ошибок", когда вызываются двое-трое учащихся (поочередно) и получают задание записать слова, в которых ранее были допущены ошибки; или работа над новыми словами, которые даны в учебнике для заучивания; или словарные диктанты (два в четверть).
В словарные диктанты включаем слова, над ошибками в которых класс работал, слова, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. Это помогает увидеть, над какими ошибками надо работать, какие новые слова еще не усвоены.
Полезным видом словарно-орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно при списывании выделить орфограммы и объяснить их.
В классе постоянно проводится работа над ошибками, но некоторым ученикам после проведенных диктантов я предлагаю индивидуальные задания по допущенным ошибкам. Например, :
1. Найди и объясни ошибки в словах с безударными гласными.
2. Правописание предлогов. Найди ошибку в тексте, найди еще 2-3 примера из текста.
3. Как пишется не с глаголами? Найди ошибку в тексте.
Это задание можно дать ученику на уроке или для работы дома.
Выработка навыков правописания — процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Важно спланировать практические работы так, чтобы они могли захватить ребят, удивить.
Устный опрос по карточкам - эффективный вид опроса. Очень результативна работа по карточкам с трудными орфограммами. Ученик, получая такую карточку-задание, записывает слова на доске и выделяет орфограмму.
Каждый урок должен заканчиваться подведением итога. В конце урока, минут за 5—7 до звонка, взяв в руки тетрадь, ученики должны вспомнить все орфограммы, с которыми они встретились на уроке, начиная с "разминки". Каждый, кого вы спросите, отвечает, что он повторял во время "разминки". Затем упоминаются орфограммы, с которыми ученики работали кто у доски, кто в тетрадях, когда выполняли индивидуальную работу; если была работа с перфокартами, то с какими частями речи работали (это мог быть синтаксический разбор предложения, разбор по составу, фонетический или морфологический разбор). А какие орфограммы были записаны при работе над ошибками? И, наконец, с какими новыми орфограммами познакомились при объяснении нового материала?
За эти 5-7 минут будут перечислены десятки орфограмм. Повторение и закрепление способствует активизации мышления учащихся и повышению сознательности усвоения материала.
Таким образом, найден тот своеобразный подход к практической направленности уроков, который в итоге дает наилучшие результаты.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 293.