Сравнительный анализ применения методов и приемов для развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проверим эффективность изученных методов и приемов для развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе, на примере сельской школы.

Ульяновская средняя школа, учащиеся 2 «а» и 2 «б». В каждом классе по 9 учеников.

Во 2«а» оставляем обычный принцип обучения орфографии. Сначала ученики учат правило, затем выполняют упражнения.

После эксперимента, наблюдалось следующее:

1. Не наблюдалось значительное улучшение орфографической зоркости.

2. Ученикам не удалось самостоятельно определить орфограммы и решить орфографическую задачу без помощи преподавателя.

3. При проведении теста, не всем ученикам удалось обнаружить свои и чужие ошибки;

А во 2 «б» применяем систему орфографических упражнений, которая должна постепенно сформировать орфографическую зоркость у учащихся:

1. списывание с правильного текста; чтение;

2. письмо заученного наизусть связного текста;

3. предупредительные диктанты;

4. объяснительные диктанты;

5. творческие, свободные диктанты;

6. выборочные, немые, зрительные диктанты;

7. пользование орфографическими словарями;

8. проверочные диктанты;

9. работа над ошибками.

Применяем следующие орфографические упражнения, которые проверены многолетней практикой работы в школе и считаются наиболее эффективными:

списываем с правильного текста, применяем письмо заученного наизусть связного текста, предупредительный диктант, объяснительный диктант, выборочный диктант, диктанты с изменением текста: творческий, свободный дик­тант, зрительный диктант, карточки с индивидуальными заданиями, работа со словарями, проверочные диктанты, работа над ошибками;

Далее выполняем индивидуальные задания, проводим устный опрос по карточкам, проверочные работы, работаем с алгоритмами, совершенствовуем орфографические навыки при повторении изученного.

 Проводим различные игры. [11, с.81]

Игра «Спрячь Ь в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.                                                                                  Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п.. ля, м . ря, с . ды. 

Объясни, почему вставили такие буквы                                             

 Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л. са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?   Игра «скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:

рука…                 бере…      

лу…                     моро…

зимний ле…      гладкий лё…

Часто использую следующие виды работ:

- На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.

- При изучении темы «непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их.

Если ученик, написал слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали пять слов по памяти, я открываю доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.

 - Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки» зажигаем на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

- Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения)

Учащиеся записывают пре6дложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чём заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю. Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.

Если систематически использовать методику «Проверь себя», то развитие орфографической зоркости повышается до 70% - 90%.

 - Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа. Самоконтроль.

Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся. Прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку. Чувство коллективизма, товарищества.

Задания для формирования орфографической зоркости подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям, и внимание к ним постоянно возрастало. Для этого предлагаю слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал. Например,:

- Списывание слов с доски с пропуском букв;

- Работа в паре с последующей проверкой;

- Использование ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц, поговорок;

 Начинаю в 1 классе работу по развитию орфографической зоркости продолжаю до конца 4 класса, увеличивая её в объёме и сокращая во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки. [10, с.45]

Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет не мало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы использую следующее стихотворное правило:

Имена, фамилии - Начинает буква

Клички, города – Важные слова:

Все с заглавной буквы Иванова Анна,

Пишутся всегда. Шуя и Москва.

Правописание ЖИ – ШИ

Лыжи. Мыши и ужи

Шины, ёжики, чижи,

ЖИ да ШИ. ЖИ да ШИ

С буквой. И всегда пиши.

 Мягкий знак – показатель мягкости.

Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак!

Станут «пенками» - «пеньки»,

«Уголками» - «угольки»,

Без него не написать.

Тридцать, двадцать, десять, пять

«Банька» в «банку» превратится,

Вот, что может получиться,

Вместо «шесть» получим «шест»,

Вместо «есть» получим «ест»,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

Мы убедились, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.

 На уроках использую: Орфографические пятиминутки.

Падежные окончания имён существительных.

Сколько раз твердили кошке: Солнце брызнуло сквозь ветки,

Не красиво есть без ложки.            И по снежному ковру

 Только я вбегаю в дом.        Вмиг рассыпались монетки,

 Л.. жжет кошка языком.       Серебром по серебру.

 

Два бельчонка на опушке.   Кр..сную бруснику, чёрную ч..рнику,

Ск.л.. тили две кадушки,       Клали понемножку ж..лтую морошку.

Положили в бочку – м.. тные л..сточки,

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.