Проверим эффективность изученных методов и приемов для развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе, на примере сельской школы.
Ульяновская средняя школа, учащиеся 2 «а» и 2 «б». В каждом классе по 9 учеников.
Во 2«а» оставляем обычный принцип обучения орфографии. Сначала ученики учат правило, затем выполняют упражнения.
После эксперимента, наблюдалось следующее:
1. Не наблюдалось значительное улучшение орфографической зоркости.
2. Ученикам не удалось самостоятельно определить орфограммы и решить орфографическую задачу без помощи преподавателя.
3. При проведении теста, не всем ученикам удалось обнаружить свои и чужие ошибки;
А во 2 «б» применяем систему орфографических упражнений, которая должна постепенно сформировать орфографическую зоркость у учащихся:
1. списывание с правильного текста; чтение;
2. письмо заученного наизусть связного текста;
3. предупредительные диктанты;
4. объяснительные диктанты;
5. творческие, свободные диктанты;
6. выборочные, немые, зрительные диктанты;
7. пользование орфографическими словарями;
8. проверочные диктанты;
9. работа над ошибками.
Применяем следующие орфографические упражнения, которые проверены многолетней практикой работы в школе и считаются наиболее эффективными:
списываем с правильного текста, применяем письмо заученного наизусть связного текста, предупредительный диктант, объяснительный диктант, выборочный диктант, диктанты с изменением текста: творческий, свободный диктант, зрительный диктант, карточки с индивидуальными заданиями, работа со словарями, проверочные диктанты, работа над ошибками;
Далее выполняем индивидуальные задания, проводим устный опрос по карточкам, проверочные работы, работаем с алгоритмами, совершенствовуем орфографические навыки при повторении изученного.
Проводим различные игры. [11, с.81]
Игра «Спрячь Ь в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п.. ля, м . ря, с . ды.
Объясни, почему вставили такие буквы
Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л. са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному? Игра «скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:
рука… бере…
лу… моро…
зимний ле… гладкий лё…
Часто использую следующие виды работ:
- На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.
- При изучении темы «непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их.
Если ученик, написал слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали пять слов по памяти, я открываю доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.
- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки» зажигаем на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.
- Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения)
Учащиеся записывают пре6дложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чём заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю. Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.
Если систематически использовать методику «Проверь себя», то развитие орфографической зоркости повышается до 70% - 90%.
- Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа. Самоконтроль.
Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся. Прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку. Чувство коллективизма, товарищества.
Задания для формирования орфографической зоркости подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям, и внимание к ним постоянно возрастало. Для этого предлагаю слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал. Например,:
- Списывание слов с доски с пропуском букв;
- Работа в паре с последующей проверкой;
- Использование ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц, поговорок;
Начинаю в 1 классе работу по развитию орфографической зоркости продолжаю до конца 4 класса, увеличивая её в объёме и сокращая во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки. [10, с.45]
Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет не мало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы использую следующее стихотворное правило:
Имена, фамилии - Начинает буква
Клички, города – Важные слова:
Все с заглавной буквы Иванова Анна,
Пишутся всегда. Шуя и Москва.
Правописание ЖИ – ШИ
Лыжи. Мыши и ужи
Шины, ёжики, чижи,
ЖИ да ШИ. ЖИ да ШИ
С буквой. И всегда пиши.
Мягкий знак – показатель мягкости.
Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Станут «пенками» - «пеньки»,
«Уголками» - «угольки»,
Без него не написать.
Тридцать, двадцать, десять, пять
«Банька» в «банку» превратится,
Вот, что может получиться,
Вместо «шесть» получим «шест»,
Вместо «есть» получим «ест»,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Мы убедились, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.
На уроках использую: Орфографические пятиминутки.
Падежные окончания имён существительных.
Сколько раз твердили кошке: Солнце брызнуло сквозь ветки,
Не красиво есть без ложки. И по снежному ковру
Только я вбегаю в дом. Вмиг рассыпались монетки,
Л.. жжет кошка языком. Серебром по серебру.
Два бельчонка на опушке. Кр..сную бруснику, чёрную ч..рнику,
Ск.л.. тили две кадушки, Клали понемножку ж..лтую морошку.
Положили в бочку – м.. тные л..сточки,
Дата: 2018-12-28, просмотров: 314.