участникам по очереди какие-либо вопросы (например, о погоде, о любимом блюде и т.д.). По истечении времени каждый должен сказать, кто, по его мнению, наблюдал за ним и какой жест делал тот, за кем наблюдал он сам (не называя имя этого ребенка). После этого дети проверяют правильность своих наблюдений.
«Спина—руки». Один из участников (водящий) поворачивается лицом к стене. Ведущий показывает остальным определенное количество пальцев — столько ладоней должны одновременно прикоснуться к спине отвернувшегося. Дети молча решают, кто из них выполнит это задание, а стоящий лицом к стене участник говорит, сколько рук к нему прикоснулось. Все участники должны побывать в роли водящего. Выясняется, кто самый чувствительны.
«Переход». Все участники садятся в общий круг. Они должны внимательно посмотреть друг на друга в течение минуты и запомнить, кто где сидит. После этого все закрывают глаза и стараются выполнить указания ведущего. Разговаривать нельзя. Ведущий просит участников поменяться местами. Например: «Таня меняется местами с Катей, Вова с Машей» и т.д. Названные ребята, не открывая глаз, стараются осуществить переход.
«Поменяйтесь местами». Выбирается водящий, он встает в центр. Все остальные сидят в кругу на стульях, для водящего стула нет. Водящий говорит: «Поменяйтесь местами те, кто или у кого... (кто любит гулять, кто сегодня не завтракал, у кого есть часы и т.д.)». Обладающие этим признаком должны встать и быстро пересесть на другое место (соседний стул занимать нельзя), водящий тоже спешит занять освободившийся стул. Тот, кто не успел пересесть, становиться водящим.
«Пальцы». Повтор первого упражнения. Сравнивается время, понадобившееся для достижения результата. Проводится обсуж-
92
93
ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ
дение, в ходе которого участники говорят о том, что им мешало справиться с заданием быстрее.
«Обратная связь». Дети по кругу делятся впечатлениями от занятия, говорят о своих чувствах, о том, что было особо интересным, что понравилось меньше.
Профилактика
Работы с проблемой отвержения будет меньше, если вовремя осуществить профилактику этого явления. Для предотвращения травли в классе необходимо начинать воспитательную работу с детьми чуть ли не с первого дня их пребывания в школе. Естественно, ведущая роль здесь отводится классному руководителю. В первую очередь необходимо учить детей взаимодействовать друг с другом на переменах. Наибольшие сложности, связанные с детской агрессией, возникают, если в классе оказывается несколько склонных к агрессивному поведению детей. Такие дети не умеют играть вместе. Любая совместная игра превращается в клубок сцепившихся тел. Даже ролевые игры носят деструктивный характер, например, дети играют в шпионов, цель которых разрушить что-то у противника. Однажды я поспешила разнять третьеклассников, которые тянули своего вопящего товарища за руки в разные стороны. В ответ на мои просьбы прекратить мучить одноклассника ребята меня «успокоили»: «Это мы так шутим».
Задача взрослых — учить детей совместным играм. Современные школьники часто не знают игр, в которые можно было бы поиграть на перемене или после уроков («Ручеек», «Салки», «Бояре», «Светофор», «Летел лебедь», «Коршун и цыплята» и др.). К сожалению, все чаще мне приходится наблюдать, как на перемене дети собираются кучкой вокруг счастливого обладателя электронной игрушки, ожидая своей очереди поиграть, — естественно, ни о какой совместной деятельности тут говорить не приходится.
Всем известно, что ничто не «сдруживает» класс или группу лучше, чем необходимость заниматься каким-то общим делом. И хотя организовывать общеклассные мероприятия в первую очередь должен классный руководитель, иногда подобной работой приходится заниматься и другим педагогам.
С третьим классом мы выпускали газету «Огнетушитель» (всего вышло три номера). Я заранее вывешивала объявление о теме следующего номера, предлагая ребятам подумать и написать что-то для газеты. Указывались ребята-редакторы, которым надо было сдавать готовые материалы. На роль редакторов я выбрала ребят непопулярных, но и не отвергаемых классом активно. В назначенный день я приносила все собранные материалы, напечатанные на компьютере. Ребята-редакторы вместе со мной готовили к выпуску газету: делали иллюстрации, размещали материалы, придумывали названия.
Для получения материалов приходилось специально организовывать занятие, на котором все учащиеся имели возможность написать ответы на вопросы, относящиеся к теме газеты. Да и созданием первого номера пришлось руководить более активно. Для следующих номеров я выдавала материал, и ребята всё делали сами (в основном благодаря спокойной, уравновешенной девочке, которая взяла организацию на себя). Первый номер газеты был посвящен конфликтам, второй — дружбе, а в третьем я предложила ребятам написать о том, что их больше всего волнует и интересует именно в данный момент жизни. Первые две темы «вытекали» из того, что на тот момент обсуждалось в классе, а вот для заключительного номера редколлегия попросила одноклассников сложить листочки с названием интересующих их тем в специальный конверт. Темы были предложены такие разные, что мы решили посвятить газету интересам одноклассников. Не могу сказать, что выпуск стенгазеты сильно повлиял на отношения ребят друг к другу, но совместная деятельность помогла проявить себя тихим и неактивным ребятам, а содержание номеров давало
94
- 95
ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ
Заключение
одноклассникам тему для обсуждения: кто из них что написал, кто чем интересуется и т.д. Так невольно ребята узнавали что-то новое друг о друге.
Также в классе можно читать и обсуждать истории, в которых звучит тема отвержения («День рождения инфанты» О.Уайлда, повести Ю. Яковлева, В.П. Крапивина, В.К. Железникова), обсуждать способы разрешения конфликтов.
В задачу психолога входит взаимодействие с классным руководителем и родителями. Кроме того, он должен осуществлять сбор информации. С этой целью я наблюдаю за учащимися на переменах и уроках, в каждом классе регулярно (два раза в год) провожу социометрический опрос. Наибольшие опасения вызывают дети, не получившие ни одного выбора вообще, — они составляют группу риска. По желанию классного руководителя провожу опросы «Идеальный одноклассник» и «Считаете ли вы свой класс дружным»*. Результаты анализируются и обсуждаются с классными руководителями.
Помощь отвергаемым детям — работа непростая и долгая, здесь не обойтись несколькими мероприятиями. Психологу необходимо запастись терпением и надежными союзниками — учителями и родителями. К сожалению, непонимание со стороны родителей и бездействие со стороны учителя способны вызывать отчаяние — психологу в одиночку сложно справиться с проблемой отвержения в классе. Иногда приходилось ждать перехода ребенка из начальной школы в среднюю, чтобы начать серьезную работу с классом, ограничиваясь на первом этапе лишь индивидуальными занятиями. Но какой бы безнадежной ни казалась ситуация, задача психолога — сделать все возможное, чтобы помочь отвергаемому ребенку. Смысл своей работы в школе я вижу именно в создании для каждого ребенка психологического комфорта, потому что только в этом случае у него появятся желание и возможность учиться.
* Описание методик см. в приложениях 1-3.
Проблема популярности-непопулярности среди сверстников актуальна для всех детей. Во многих американских фильмах, посвященных молодежи, именно взаимоотношения в коллективе чаще всего становятся главной темой. К чему только не прибегают отвергаемые тинейджеры — герои таких фильмов, чтобы завоевать признание товарищей. Подкупают самую популярную в школе девочку, стараются достичь небывалых успехов в учебе или спорте, колдуют, заключают контракт с дьяволом. И это не только фантазия американских сценаристов, — как мы уже говорили, ребенок (особенно подросток) часто бывает готов на все, лишь бы его приняли, признали, обратили на него внимание.
В жизни практически каждый ребенок становится если не участником (зачинщиком, жертвой, преследователем), то хотя бы наблюдателем травли, и не только в школе, но и в лагере, во дворе, на даче.
Кем вырастут униженные и оскорбленные дети? Забитыми и неуверенными в себе людьми или, наоборот, защитниками слабых? Одни, пройдя в детстве через издевательства и травлю, никогда сами не станут унижать других. «Я была на костре, — ответила Ленка. — И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду травить... Хоть убейте!» А другие, наоборот, будут стремиться отыграться за свои унижения на других (часто выясняется, что те, кто издевается над слабыми, в детстве сами были объектами издевательств).
Кем вырастут преследователи и зачинщики? Одни одумаются, и им будет стыдно вспоминать о случившемся. Другие войдут во вкус и будут и дальше самоутверждаться подобным образом. Детская нетерпимость к сверстникам может стать первым шагом к юношескому фашизму.
Если сверстники будут безнаказанно обижать ребенка, а взрослые позволят им это делать, то ему будет очень сложно
97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
научиться доверять, дружить и любить. Жестокость и равнодушие окружающих в большинстве случаев порождают в детской душе обиду и желание отомстить. Только своевременная защита и поддержка со стороны окружающих уберегут личность ребенка от негативных последствий травли.
Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам и знать, что иногда правильнее посвятить в свои проблемы взрослых, чем разбираться самостоятельно.
Если кормить домашнего удава живыми мышами на глазах у ребенка, то не стоит удивляться, когда через некоторое время он начнет мучить животных, а потом и людей. Как ему объяснить, что собаке или брату больно, а мышам — нет? Дети — максималисты, и, получив урок цинизма в детстве, повзрослев, они не станут задумываться о том, что чувствует их жертва. Только личным примером можно научить ребенка сочувствию, сопереживанию и терпимости.
Приложения
Приложение 1
Дата: 2018-12-28, просмотров: 218.