ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ                                                                               
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Следует избегать обсуждения и оценивания личностных ка­честв ребенка перед всем классом. Возникающие конфликты лучше улаживать наедине с участниками. По возможности надо воздержаться от публичных обвинений и выяснения отношений с учеником, уличенном во лжи или воровстве. В противном слу­чае можно навсегда погубить его репутацию. Но вполне полез­но и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребен­ка, на примерах из жизни или литературы. Это научит ребят лучше понимать мотивы поведения других.

Помогают объединить класс совместные мероприятия, поезд­ки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д. Даже в моем безнадежном классе все становились терпимее друг к другу во время «Зарниц» и подготовок к смотру строя и песни.

Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет соб­ственных способностей.

Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные рабо­ты не объявляют публично, а выставляют в дневники. А уж раз­бор ошибок необходимо делать либо не называя тех, кто их до­пустил, либо индивидуально.

Иногда учитель может стать инициатором появления у учени­ка обидного прозвища, исказив его фамилию при перекличке. Даже одна неправильно прочитанная буква в фамилии способна надолго испортить жизнь ребенка. В этом случае исправить по­ложение можно, если сразу извиниться перед «пострадавшим» и сказать, например: «Какая редкая и интересная фамилия. А что она означает?» Но еще лучше заранее изучить список фамилий, проконсультировавшись у коллег и выяснив, как правильно про­износить сложные.

Очень травмируют непопулярных детей ситуация распреде­ления по парам или командам для работы на уроке или участия в каких-либо мероприятиях. Учителям лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассникам.



ГЛАВА 1. РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ

На физкультуре учителя часто выбирают двух учеников и дове­ряют им формировать команды. Естественно, всегда остаются те, кого не хотят брать ни в ту, ни в другую команду. В про­цессе выбора они слышат, как капитаны обсуждают с выбран­ными: «Этого берем? Ну его! Мы из-за него проиграем. Тогда этого?» А потом учитель сам распределяет оставшихся, которых встречают с недовольными гримасами.

В проблемных классах учителям следует заранее распределить учащихся по командам так, чтобы избежать конфликтов. Распре­деление по командам не должно обсуждаться с детьми.

Если в классе есть отвергаемые дети, то лучше избегать со­ревнований и соперничества, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных.

Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы.

Моя коллега собрала свой пятый класс в отсутствие намечающе­гося изгоя и обсудила с ними, почему они все ополчились про­тив него. Обратила их внимание на его положительные качества. И в заключение попросила ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь Славе?» Оказалось, что большинство ребят ничего против Славы не имеют, а пристают к нему по привычке. После разговора они стали терпимее. Да и сам Слава, почувство­вав перемены, стал вести себя более адекватно.

Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом. Мне не раз приходилось слышать от коллег и от администрации совет определить ребенка с каким-либо дефектом в класс к определенному учителю: «Татьяна Михайловна не допустит, чтобы его обижали одноклассники!» Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и способствовать преодолению стереотипа от­ношений в классе, доставшемся ему «по наследству» от колле­ги, но ему понадобится помощь психолога и родителей.


 


50


51






ГЛАВА 2. ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ



Глава 2

Помощь родителей

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Ко­нечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей за­мечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него пло­хие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рас­сеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контро­ля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. Общаясь с родителями непопулярных школьников, я условно выделила несколько типов их реакций на сложившуюся в классе ситуацию.

• Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в об­щении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сде­лать это невозможно). Признаются, что в детстве также испы­тывали трудности в общении со сверстниками.

Мама второклассника Феди сама очень замкнута, в школе почти ни с кем не общается, ожидая сына после уроков, на родительс­ких собраниях и праздниках обычно сторонится других родите­лей. Всегда вижу ее с тревожным выражением на лице, во время беседы со мной или классным руководителем она держится на­пряженно. Однажды мы с ней стали свидетелями ссоры Феди с одноклассниками. Мама была растеряна и испугана.

Необщительные, замкнутые родители не могут научить ре­бенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с дру­гими людьми, подают детям родители.


• Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учи­теля, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.

Мама весьма агрессивного мальчика Андрея не желала признавать, что проблема заключается не в одноклассниках ее сына, а в его неумении общаться с ними. Андрей любил посмеяться над неуда­чами товарищей, обзывал их, в играх стремился руководить. По результатам социометрии выяснилось, что Андрея никто из одно­классников не хочет брать в свою команду и никто не доверил бы ему свой секрет*.

Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок при­выкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чув­ством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением. В исследованиях В.М. Галузинского подчеркивается, что причины отторжения некоторых десятиклассников заклю­чаются в индивидуализме, подогреваемом родителями (напри­мер, подчеркивание особой одаренности их ребенка по сравне­нию с окружающими)**.

Иногда родители бывают правы — в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие.

Негативное отношение к Сене с первого класса было спровоци­ровано классным руководителем, которому неприятен был и сам Сеня, и его родители. Учительница называла мальчика только по фамилии, никогда не хвалила его, чаще, чем остальным, делала замечания. Ее неприязненное к нему отношение постепенно пе­редалось и остальным учащимся.

* Описание методики см. в Приложении 3.

** Проблемы общения и воспитание. Т. 2. Тарту, 1974.






ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ

В ситуации, когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся сами «разобраться» с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедли­вое отношение к их ребенку со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вре­дят ребенку. В результате учитель, узнав о жалобе, проникает­ся еще большей неприязнью к несчастному ученику. Пре­следователи становятся осторожнее и изощреннее в своих издевательствах, угрожая расправой, если жертва кому-нибудь еще раз пожалуется. А родители обидчика тоже не остаются в долгу. Иногда приходится наблюдать очень некрасивые сцены, когда родители обидчика и жертвы кричат, оскорбляя друг друга на глазах у ребят. Естественно, такой пример «разреше­ния» конфликтов не является полезным для детей. Кроме того, подобным заступничеством родители оказывают своему ребен­ку медвежью услугу.

Мама Сони, начиная с первого класса, приходила «разбираться» с одноклассницами дочери, которые ее дразнили. Девочка при­выкла чуть что жаловаться маме, а среди одноклассников прослы­ла ябедой, с ней никто не хотел дружить.

• Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ре­бенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководите­лем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего.

Проблема отвергаемых детей — это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок стал жерт­вой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.


------------------------------------------------ ГЛАВА 2. ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ ----------

Работать с родителями детей-зачинщиков или детей-пресле­дователей непросто. Не каждый родитель может признать, что его ласковый, добрый ребенок может получать удовольствие, унижая сверстника.

Вот что сказала мама одного ребенка: «Пяти - шестилетние дети на площадке все время объединяются и нападают на кого-то одного. Я говорила с сыном, что это делать непозволитель­но. Однажды объектом нападок стал он сам. Но это ничего не изменило. На следующий день он с таким же восторгом напа­дал на товарища вместе со всеми». Дети склонны объединяться против чем-то не угодившего им сверстника. Это называется «дружить против кого-то». Родителей расстраивает, что их ребе­нок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговид­ные поступки. В этом случае им следует постараться объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны, заставить его задуматься о чувствах жертвы. Стремящемуся к самостоятель­ности ребенку можно сказать, что в данной ситуации он ведет себя как мячик — куда пнули, туда и покатился. Никакого проявления собственной воли. А вообще умение противостоять коллективу приходит не сразу. Но именно давая возможность проанализировать собственное поведение, можно приблизить момент, когда ребенок перестанет поддаваться влиянию окру­жающих.

Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними — пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить ком­промиссы.

Если пострадавший родителям несимпатичен, не стоит «под­ливать масла в огонь», обсуждая это с ребенком. В конце кон­цов, ребенок должен учиться терпимости и уживчивости.

В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим родителям, детям, учителям.


55





ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ



ГЛАВА 2. ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ





Дата: 2018-12-28, просмотров: 233.