руя свое превосходство и подчеркивая их ничтожество. Каждое слово, сказанное братьями, комментировалось, каждое выполняемое ими упражнение сопровождалось смешками. Естественно, ни о какой эффективной групповой работе в такой ситуации не могло быть и речи. Но больше всего нас огорчало то, что братья сами загнали себя в рамки стереотипного поведения и теперь никак не могли его преодолеть, а вся групповая сплоченность сводилась к коллективному издевательству над ними. С классом необходимо было пройти определенную программу — подготовить ребят к участию в олимпиаде и конкурсу рефератов; организовать подготовку к выступлениям на КВН и выпускном вечере, — но пока невозможно было представить себе группу в качестве сплоченной команды на каких-либо мероприятиях. Тогда мы стали четко планировать каждое занятие и, стараясь не отклоняться от «учебного плана», включать в занятия упражнения, помогающие сплотить группу, почувствовать, что только вместе они могут чего-то добиться, а также упражнения, демонстрирующие личностные особенности каждого. Мы «разбивали» все дружеские компании, рассаживая ребят так, чтобы они сидели рядом с теми, с кем обычно не общаются. Особое внимание уделялось разделению группы на команды: мы отслеживали, чтобы изгои не попадали в одну команду с зачинщиками, но и не позволяли нескольким зачинщикам оказываться вместе. В процессе обсуждения мы старались отмечать удачи братьев. Нам удалось преодолеть сложившуюся ситуацию, насмешки постепенно сошли на нет, ребята стали прислушиваться к тому, что говорят братья, а те перестали дурачиться.
Приведу примеры тематических занятий с классом (группой).
Каждое занятие рассчитано на один урок (45 минут). Работа ведется с целым классом (в моей практике это 24-27 человек) или подгруппой. На занятии обычно присутствует классный руководитель, который помогает ведущему.
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ
(2-3 классы )
Занятие 1. Мы разные
«Наблюдательность». Упражнение дает детям возможность проверить свою наблюдательность, обратить внимание на того, кого они обычно не замечают.
Двое учащихся (например, те, на кого не часто обращают внимание в классе) удаляются на время из поля зрения остальных. Оставшиеся должны как можно точнее описать их внешний вид (рост, одежду, цвет волос и глаз и т.д.). Все это записывается, а затем сравнивается с «оригиналом». Психологу важно следить, чтобы высказывания детей не были обидными для тех, кого описывают. Случалось, что дети почти ничего не могли вспомнить о своем товарище, настолько мало он их интересовал. Для ребенка такая «забывчивость» одноклассников может быть весьма оскорбительна. Избежать неловкости можно с помощью дополнительного упражнения.
Психолог говорит: «К сожалению, вы очень ненаблюдательны. Ответьте-ка, на сколько ступенек вы поднимаетесь по дороге в класс, какого цвета стены в коридоре (и т.д.)?» Ответы следует записать на доске, а затем всем вместе отправиться проверить правильность сказанного.
Затем ребятам предлагается ответить на вопрос: из чего складывается первое впечатление о человеке?
Можно составить вместе с учащимися на доске памятку со следующими рубриками: внешность (одежда, рост); голос; взгляд; поведение и поступки; общение (отношение окружающих к ребенку, его отношение к окружающим); ситуация знакомства (обстановка); речь (что и как говорится). Желательно (каждую запись сопровождать примером. Затем перейти к следующему упражнению.
ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ
«Бяка и Бука». Психолог зачитывает стихотворение Б. Заходера «Бяка и Бука».
Приятная встреча
Встретились Бяка и Бука. Никто не издал ни звука. Никто не подал и знака — Молчали Бука и Бяка.
И Бука
Думал со скукой:
«Чего он так смотрит — букой?»
А Бяка думал:
«Однако
Какой он ужасный
Бяка...»
Б. Заходер
Потом каждый рисует Бяку и Буку, как он себе их представляет. Затем все меняются листочками. Смотрят на Бяку глазами Буки, а на Буку — глазами Бяки. Пишут, что те друг про друга могли подумать (исходя из обсуждения первого впечатления). Психолог собирает работы и читает их вслух. Интересное наблюдение: обычно у детей, нетерпимых к окружающим, Бяка и Бука очень зло и оскорбительно оценивают друг друга, даже если автор рисунка изобразил их неагрессивными и симпатичными.
Занятие 2. Мы видим мир по - разному ,
Но между нами много общего
«Дорисуй полукруг». Всем ребятам раздают одинаковые листочки. На доске нарисован полукруг. Ребята должны представить, на что похож полукруг, и дорисовать его на своих листочках. Затем ведущий собирает все листочки, к ним еще предстоит вернуться в конце урока.
«Что я люблю, что не люблю». Каждый должен решить, что он больше всего любит и что — не любит, и записать на листочке. Затем все по очереди зачитывают, что написали. А остальные, если согласны с прочитанным, отмечают у себя на листочке каждое совпадение с ответами одноклассников. Когда все ребята озвучат свои ответы, каждый считает количество совпадений.
Вывод: «Вас так много, и вы все очень разные, но большинству из вас нравится и не нравится одно и то же, значит, вы похожи, у многих из вас общие интересы. А значит, вам будет легко понять друг друга».
После этого психолог предлагает вернуться к предыдущему заданию и посмотреть, что каждый из детей смог придумать, глядя на полукруг. Обычно получается очень много разных вариантов рисунков, совпадений мало. На это следует обратить внимание учащихся.
Вывод: «Каждый, глядя на этот полукруг, представил что-то свое. При том, что у вас столько общего, у каждого из вас есть свои представления. Это здорово и очень интересно!»
Дата: 2018-12-28, просмотров: 224.