Результаты выполнения курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Результатами выполнения курсовой работы является закрепление у обучающихся практических умений и навыков, полученных в ходе изучения дисциплин «Экономика фирмы (продвинутый уровень)», «Корпоративные финансы», «Экаунтинг», «Экономическая стратегия фирмы», в области проведения стратегического анализа, анализа и оценки процессов формирования и эффективного использования капитала фирмы, оценки эффективности использования производственных ресурсов фирмы, составления аналитических отчетов и справок для обоснования стратегических решений на микроуровне. Выполнение курсовой работы также направлено на развитие умений и навыков выполнения научно-исследовательской работы, связанных с разработкой программы исследования и проведением самостоятельных исследований в соответствии с разработанной программой, обобщением и представлением полученных результатов, в соответствии с компетентностной моделью магистра экономики по направлению 38.04.01 Экономика (см. Приложение 1).

Практические результаты должны соответствовать задачам курсовой работы:

1. Характеристика, особенности и тенденции развития отраслевого рынка.

1.1. Построенная матрица анализа портфеля продукции, обоснование выбора продуктовых единиц для проведения дальнейших исследований. Идентификация отраслевого рынка.

1.2. Результаты анализа состояния и характеристика выявленных тенденций развития отраслевого рынка.

1.3. Результаты анализ структуры рынка. Построенная стратегическая матрицы позиционирования фирм на отраслевом рынке. Оценка положения анализируемой фирмы на отраслевом рынке.

1.4. Характеристика и описание выявленных конкурентных стратегий поведения анализируемой фирмы и ее основных конкурентов.

1.5. Характеристика выявленных возможностей и угроз, сложившихся на отраслевом рынке. Обоснованные выводы о целесообразности закрепления фирмы на анализируемом отраслевом рынке.

2. Анализ хозяйственной деятельности фирмы на отраслевом рынке

2.1. Оценка финансово-экономических результатов деятельности фирмы на отраслевом рынке.

2.2. Выявление уровня финансовой устойчивости и оценка факторов, влияющих на финансово-экономические результаты деятельности.

3. Обоснование направлений развития фирмы на отраслевом рынке

3.1. Обобщенная характеристика сильных и слабых сторон фирмы (с учетом результатов анализа хозяйственной деятельности).

3.2. Построенная матрица SWOT-анализа.

3.3. Прогноз развития отраслевого рынка.

3.4. Обоснование выбора конкурентной стратегии фирмы.

3.5. Построение дерева стратегических целей в формате сбалансированной системы показателей.



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Пояснительная записка к курсовой работе имеет следующую структуру:

– титульный лист;

– задание на выполнение курсовой работы;

– содержание;

– введение;

– основная часть,

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения.

Презентация (иллюстративные материалы) является также обязательной структурной единицей документации курсовой работы, наряду с пояснительной запиской.

Титульный лист и задание оформляются в соответствие с действующими шаблонами указанных документов (приложения 2, 3).

Содержание заголовков разделов и подразделов пояснительной записки должно отражать основные этапы решения задач и достижения цели курсовой работы.

Во введении должны быть отражены следующие основные элементы:

– актуальность темы;

– объект и предмет анализа;

– цель и задачи работы;

– методы и инструменты, применяемые в процессе исследования и анализа;

– информационная база работы;

– кратко охарактеризованы полученные при решении задач результаты;

– практическая значимость полученных при выполнении курсовой работы результатов;

– структура пояснительной записки к курсовой работе;

– декларация о соблюдении норм профессиональной этики.

Актуальность темы курсового работы предопределяется необходимостью разрешения конкретных социально-экономических или хозяйственных проблем фирмы, препятствующих ее развитию. Выявление и описание проблемного поля, таким образом, является начальным этапом исследовательской работы, выполняемой обучающимся. В широком смысле проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения. На практике социально-экономическая или хозяйственная проблема проявляется в несоответствии фактических показателей, характеризующих состояние фирмы и ее заявленных целей, а также в несоответствии условий внешней и внутренней среды компании и применяемых ею экономических стратегий и тактики хозяйствования.

Проблемы выявляются обучающимся в процессе анализа внешней и внутренней среды фирмы, анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности и представляются в виде проблемного поля.

Объектами анализа являются фирма, и отраслевой рынок, на котором функционирует фирма. В объектах выявляются свойства и процессы, которые служат предметом анализа.

Цель курсовой работы связана с выявлением проблем, препятствующих деятельности фирмы и обоснованием направлений ее развития.

Задачи курсовой работы должны представлять логически взаимосвязанную последовательность действий и формулироваться таким образом, чтобы обеспечить пошаговое достижение поставленной цели. Формулировка задач должна быть четкой, ясной и однозначной, а описание их решения должно соответствовать содержанию основных разделов курсовой работы и отражаться в заголовках разделов и подразделов.

Рекомендуемые методы анализа: матрицы портфельного анализа (матрица БКГ), матрица стратегического позиционирования на отраслевом рынке, методы технико-экономического и финансового анализа, метод SWOT-анализа, методы статистического анализа, экспертные методы.

Информационная база представлена нормативными документами, данными официальной статистики, экономическими обзорами и экономико-статистическими материалами, организационной документацией, финансовой и экономической отчетностью фирмы.

Следующие разделы введения являются кратким изложением содержания и краткой характеристикой основных результатов работы.

Декларация о соблюдении норм профессиональной этики должна содержать текст следующего содержания:

«Я, ___________________________________________________,

(ФИО полностью)

заявляю, что в разработанном мной курсовом проекте, представленном для защиты, соблюдены правила профессиональной этики, не допускающие наличия плагиата, фальсификации данных и ложного цитирования.

Я ознакомлен(а) и согласен(а) с тем, что нарушение правил профессиональной этики является основанием для снижения оценки за курсовой проект, вплоть до выставления оценки «неудовлетворительно». _____________________________________

(Дата, подпись)».

Объем введения – 2 страницы.

Основная часть курсовой работы содержит описание процедуры и результатов исследований и комплекс аналитических расчетов, выполненных по типовым методикам с применением инструментов стратегического и экономического анализа.

Первый раздел основной части посвящен исследованию отраслевого рынка, его структуры и динамики развития, рыночному позиционированию основных рыночных игроков, выявлению рыночных возможностей и угроз, обоснованию целесообразности закрепления исследуемой фирмы на данном рынке. В данном разделе следует отразить следующие результаты исследования:

1. Идентификация отраслевого рынка. На первом этапе выполнения курсовой работы выбирается отраслевой рынок, определяемый конкретным видом продукции. Это выбор обосновывается в процессе анализа портфеля продукции фирмы. Инструментом анализа выступает матрица БКГ или матрица GE & McKinsey (приложение 4). В процессе анализа портфеля должны быть сформулированы аргументы и объяснены причины выбора конкретной продуктовой позиции для дальнейшего анализа

2. Исследование состояния и тенденций развития отраслевого рынка. Под отраслью понимается группа предприятий, чья продукция имеет общие потребительские характеристики и которые конкурируют на одном потребительском рынке. В рамках данного этапа анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы:

– характеристика покупателей на отраслевом рынке и их сравнительный анализ; описание, качественный (количественный) анализ факторов, влияющих на развитие анализируемого отраслевого рынка;

– размер рынка, темпы роста рынка (динамика показателей объемов выпуска продукции в отрасли, экспорта, импорта, потребления. Выявление и описание факторов, влияющих на емкость отраслевого рынка); позиция отрасли в жизненном цикле (раннее развитие, быстрый рост, зрелость, насыщение, старение и стагнация, сокращение рынка и продаж);

– описать барьеры и оценить степень сложность входа в отрасль и выхода из нее; описать изменения в составе фирм, функционирующих на исследуемом рынке;

– характеристика фирм-конкурентов, присутствующих на отраслевом рынке в настоящее время, их количество и сравнительный анализ; оценка масштабов конкуренции (локальный, региональный, национальный, группа стран, глобальный); оценка уровня концентрации отраслевого рынка (приложение 5) и тенденций его изменения;

– уровень рентабельности в отрасли и тенденции изменения, оценка уровня рентабельности в отрасли в сравнении со средним в народном хозяйстве.

3. Анализ структуры отраслевого рынка, построение матрицы стратегического позиционирования и оценка положения фирмы на отраслевом рынке выполняются на основе информации и результатов, полученных при выполнении второго пункта первого раздела курсовой работы. Текущая позиция фирмы с целью последующего выявления возможных стратегических направлений ее развития определяется с помощью стратегической матрицы позиционирования. Поскольку текущее положение фирмы и стратегические направления развития обусловлены сложившейся отраслевой структурой, то в качестве параметров построения матрицы необходимо использовать две группы показателей:

– первая группа – показатели, характеризующие деятельность фирмы при сложившейся отраслевой структуре: рыночная доля фирмы, рентабельность продаж. Эти показатели часть применяются для отражения связи «структура рынка – результативность», что позволяет при построении стратегической матрицы охватить различные сферы деятельности фирмы с точки зрения их эффективности;

– вторая группа показателей – показатели, характеризующие в совокупности рыночную сторону стратегической матрицы: структуру отраслевого рынка (уровень концентрации отраслевого рынка) и его текущее состояние (темп роста рынка). В качестве показателя, определяющего текущее состояние отраслевого рынка и его эффективность используется показатель темпа роста рынка, что дает возможность сделать вывод о динамике и интенсивности происходящих на рынке изменений. Кроме того, по значениям темпа роста рынка можно определить стадию жизненного цикла отрасли (зарождение, быстрый рост, зрелость, спад), что позволит соответствующим образом скорректировать набор стратегических альтернатив. Учет динамики рыночных процессов – важное условие адекватного формирования рыночных альтернатив поведения.

Таким образом, стратегическое поле матрицы образовано четырьмя осями, две из которых относятся непосредственно к фирме и определяют ее положение на рынке относительно других участников (рыночная доля) и эффективность его функционирования (рентабельность активов), две других оси – сложившуюся отраслевую структуру (уровень концентрации рынка) и интенсивность его развития (темп роста рынка). Рекомендации по градации осей и построению матрицы приведены в приложении 6.

4. Анализ конкурентных стратегий поведения фирм на исследуемом отраслевом рынке. В данном пункте приводится характеристика стратегий анализируемой фирмы и других фирм – основных игроков на исследуемом отраслевом рынке. В процессе исследования стратегий следует опираться на результаты предшествующего анализа и руководствоваться классификацией конкурентных стратегий, представленной в Приложении 7.

5. Идентификация и оценка возможностей и угроз, сложившихся на отраслевом рынке и во внешней среде в целом. Возможности и угрозы определяются на уровне макроокружения (состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, социально-культурная составляющая общества, научно-техническое и технологическое развитие, инфраструктура) и на уровне непосредственного окружения (покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы). На данном этапе идентифицированные возможности и угрозы оцениваются и классифицируются в зависимости от степени их влияния на анализируемую фирму и вероятности их осуществления. Результаты оценки представляются в виде соответствующих матриц (Приложение 8).

По результатам анализа приводится обоснование целесообразности закрепления фирмы на исследуемом отраслевом рынке.

 

Второй раздел основной части посвящен анализу хозяйственной деятельности фирмы на отраслевом рынке. В данном разделе следует отразить следующие результаты исследования:

1. Выявленные в результате технико-экономического анализа показателей, характеризующих хозяйственную деятельность, тенденции развития фирмы. Анализ проводится по следующим направлениям: темпы роста объемов производства и реализации (в сопоставимых ценах); эффективность использования производственных ресурсов фирмы - основных фондов, оборотных фондов, персонала; результаты деятельности фирмы – себестоимость продукции, прибыль, рентабельность (Приложение 9).

2. Комплексная оценка финансового состояния фирмы и факторов его формирования. Экспресс-анализ финансового состояния компании, включая анализ ликвидности и платежеспособности фирмы, анализ финансовой устойчивости, диагностику несостоятельности (Приложение 10). Оценка и анализ финансовых результатов и деловой активности компании, включая анализ денежных потоков при прямом и косвенном методах формирования отчета о движении денежных средств (Приложение 11). Результаты расчет финансового и производственного (операционного) левериджей (Приложение 12).

По результатам анализа формулируются выводы о наличии и достаточности экономических и финансовых внутренних ресурсов и резервов для дальнейшего функционирования фирмы на отраслевом рынке.

 

Третий раздел основной части посвящен анализу проблем и формированию направлений развития фирмы на отраслевом рынке. В данном разделе следует отразить следующие результаты исследования:

1. Идентификация и оценка сильных и слабых сторон фирмы с позиции выявленных внешних возможностей и угроз. Сильные и слабые стороны определяются по следующим направлениям: кадровый потенциал фирмы, финансы, маркетинг, производство, управление, НИОКР и проч., на основании чего строится конкурентный профиль фирмы. Целесообразным является применение технологии бенчмаркинга. При построении конкурентного профиля по аспекту финансов используются результаты анализа, проведенного в предыдущем разделе курсовой работы.

2. В процессе контент-анализа между факторами внешней (возможности и угрозы) и внутренней (сильные и слабые стороны) среды устанавливаются взаимосвязи, которые отражаются на матрице SWOT-анализа (приложение 7). Ключевые сильные стороны и критические слабые стороны подлежат более детальному исследованию.

3. На основе применения экономико-статистических методов и метода прогнозных сценариев формируется прогноз развития отраслевого рынка и изменения на нем позиции фирмы.

4. По критерию соответствия потребительской ценности обосновывается выбор конкурентной стратегии по М. Портеру (дифференциация, лидерство по издержкам, фокусирование).

5. На основе результатов SWOT-анализа и прогноза развития рынка, с учетом выбранной конкурентной стратегии, формируется дерево стратегических целей в формате сбалансированной системы показателей (Приложение 13) как ориентир для выбора направлений дальнейшего развития фирмы.

Результатом выполнения данного раздела является перечень возможных направлений развития фирмы на отраслевом рынке с учетом наиболее вероятного сценария развития.

 

Заключение содержит обобщенные выводы, полученные в результате анализа, а также краткую характеристику выявленных в процессе анализа проблем, сдерживающих развитие фирмы. Выводы обычно начинаются словами: выявлено, установлено, предложено, разработано, развито, усовершенствовано, реализовано, внедрено, получено и пр.

В заключении также следует сформулировать рекомендации по использованию полученных а курсовой работе результатов в конкретной организации.

Все тезисы заключения должны системно подтверждать раскрытие темы работы и содержать обоснования достижения ее цели.

Объем заключения – 2-3 стр.

 

В список использованных источников включаются только те источники, которые непосредственно использованы обучающимся при выполнении курсовой работы. Для качественного и всестороннего изучения рассматриваемых в работе вопросов необходимо использовать как отечественную, так и зарубежную литературу, Internet-ресурсы, методические материалы по всем дисциплинам на основе которых выполняется комплексная курсовая работа: «Экономика фирмы (продвинутый уровень)», «Корпоративные финансы», «Экаунтинг», «Экономическая стратегия фирмы».

Рекомендуемое количество источников в списке – 15-20, в том числе – монографии, учебники, статьи из научных, научно-практических журналов, а также электронные ресурсы.

При цитировании необходимо строгого выполнять правила профессиональной этики относительно использования заимствованных результатов интеллектуальной деятельности. К нарушениям правил профессиональной этики в данном аспекте относятся:

– плагиат;

– фальсификация данных;

– ложное цитирование.

Под плагиатом понимается наличие прямых заимствований или близкое к тексту воспроизведение материала без соответствующих ссылок из всех печатных и электронных источников, а также защищенных ранее выпускных квалификационных работ, кандидатских и докторских диссертаций. В силу этого, при использовании монографий, учебников, статей и Internet-ресурсов, необходимо формировать список использованных источников, указывая все использованные автором работы и ресурсы, а в тексте пояснительной записки ссылаться на них.

Под фальсификацией данных понимается подделка или изменение исходных данных с целью доказательства правильности выводов автора, а также использование ложных данных в качестве основы для анализа.

Под ложным цитированием понимают наличие ссылок на источник, когда данный источник такой информации не содержит.

Обнаружение указанных нарушений профессиональной этики является основанием для недопуска к защите, а при обнаружении факта нарушений на этапе защиты курсовой работы  – вплоть до оценки «неудовлетворительно».

 

В приложениях к пояснительной записке помещаются учетные, отчетные, нормативные, вспомогательные, справочные материалы, массивы исходных данных, инструкции, формы отчетности и другие материалы, использованные при выполнении курсовой работы, но не включенные в основную часть пояснительной записки.

 

Презентация является, наряду с пояснительной запиской, обязательным документом, который обучающийся разрабатывает по итогам выполнения курсовой работы. В презентации к пояснительной записке содержатся основные результаты, представленные к защите в иллюстрированном виде. Презентация содержательно дополняет доклад обучающегося на процедуре защиты.

 

Источники информации: основной источник информации – базы данных анализируемой фирмы, сборники официальной статики, аналитические обзоры. В случае, если получить реальную информацию невозможно (это относится, например, к неопределенности изменения внешней обстановки или к данным по структуре затрат конкурентов, которые являются, как правило, их коммерческой тайной) необходимо выработать некоторую оценку таких данных. По внешней среде это может быть прогноз или сценарий развития обстановки, в отношении конкурентов – экспертные оценки. Важно само наличие таких оценок, поскольку это дает возможность проверить их обоснованность, отслеживая действия конкурентов или события во внешней среде, и, пользуясь новыми данными, корректировать первоначальные оценки, приближая их к действительности. Таким образом, используемая информация может иметь оценочный характер, но это не должно быть препятствием к самой попытке создания такого анализа.

Рекомендуемые методы: контент-анализ, сравнительный анализ, экспертное оценивание, эконометрический анализ, финансово-экономический анализ причинно-следственные диаграммы, дерево проблем, дерево целей, дерево решений, системное моделирование и др.

Полученные результаты по разделам курсовой работы представляются в табличной и графической формах.



ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ И ПРЕЗЕНТАЦИИ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

3.1. Общие правила оформления текста пояснительной записки

Параметры страницы. Пояснительная записка к курсовой работе выполняется печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4.

Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

Параметры текста и форматирование. Цвет шрифта – черный.

Высота букв, цифр и других знаков основного текста пояснительной записки – TimesNewRoman, 14 pt.

Латинские буквы набираются курсивом.

Выравнивание: по ширине; отступ 0; первая строка 1,25; междустрочный интервал 1,5; отступ между абзацами «до» и «после» 0;

Положение на странице: запрет висячих строк.

Расстановка переносов: автоматическая

Правила технического оформления текста пояснительной записки. Текст необходимо набирать строчными буквами. Прописными должны быть набраны только заглавные буквы и аббревиатуры в соответствии с правилами грамматики.

При первом упоминании в тексте термина, названия, имеющего аббревиатуру, сначала пишется полное название, потом в скобках сокращенное (аббревиатура).

Использование аббревиатур без разъяснений не допускается!

При наборе текста не оставлять однобуквенные предлоги и союзы (и, в, к, а, у, о/об и т.д.) в конце строки, если они стоят в начале предложения, и в конце строки или страницы. Соединять их с последующим словом следует комбинацией клавиш Ctrl + Shift + + пробел.

Термины, единицы измерения и условные обозначения должны быть общепринятыми (единицы измерения даются в русской транскрипции).

Подчеркивание для выделения не допускается. При необходимости, текст следует выделять курсивом. Не рекомендуется использовать курсивное начертание букв в больших объемах текста.

Внутри текста учебных изданий не допускается использование фамилии без инициалов. Инициалы всегда (кроме библиографических списков) должны стоять перед фамилией через пробел.

При наборе не допускать лишних пробелов:

- двойных и тройных пробелов между словами;

- между словом и знаком препинания;

- между скобками, кавычками и словами внутри скобок и кавычек.

В тексте должны различаться тире (–) и дефисы (-):

- внутри предложения до и после тире набирают пробелы;

- внутри цифровых интервалов тире набирают без пробелов (1999–2005 гг., 25–30 м);

- дефис внутри слова набирают без пробелов.

- Дефис (-) ставится в следующих случаях:

-  сложных названиях и терминах: инженер-механик, купля-продажа, дизель-мотор, премьер-министр;

- в составных названиях политических партий, направлений: социал-демократия,  анархо-синдикализм;

- в сложных единицах измерения: грамм-калория, человеко-день, киловатт-час;

- в сложных прилагательных: юго-восточный, русско-немецкий, горько-соленый, Южно-Уральская железная дорога;

- при использовании -то‚ -либо‚ -нибудь‚ -кое‚ -таки.

В тексте пояснительной записки разрешается выделение терминов, формул, заголовков, применяя шрифты разной гарнитуры и жирности, исключая подчеркивание, зачеркивание, выделение тенью и оформление контуром.

Оформление кавычек и скобок. В тексте должны использоваться только полиграфические кавычки – «парные кавычки» и круглые скобки ( ). Для ссылки на номера литературных источников в тексте используются квадратные скобки [ ].

Дата: 2018-12-28, просмотров: 291.