Развитие общественной медицины , ее влияние на рразвитие земской медицины
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1864 г. в Российской империи началась земская реформа, вводившая но​вые органы самоуправления в сельской местности — земства. В 34 (из 89) губерниях и их уездах создавались всесословные, выборные представительные органы местного самоуправления. Ведущая роль в земствах принадлежала мес​тному дворянству. Существовали земства до конца 1917 г.

До 1864 г. медицинская помощь сельскому населению России практически не оказывалась. Больницы были в основном в губернских и уездных городах. Уро​вень медицинской помощи в этих больницах был чрезвычайно низким.

«Положение о земских учреждениях» (1864 г.) не включало в число обяза​тельных повинностей земства «попечение о народном здравии». Однако опас​ность возникновения эпидемий и высокая смертность трудоспособного насе​ления побуждали земскую администрацию проявлять заботу о медико-сани​тарном обслуживании сельского населения. Уездные земства стали приглашать врачей, и очень скоро забота о народном здравии вышла в бюджетах земств на первое место, составляя до 40 % всех расходов.

Так возникла земская медицина — особая форма медико-санитарного обес​печения сельского населения России в 1864— 1917 гг.

Основой организации всего врачебно-санитарного дела в земстве стала уча​стковая медицина

Вначале система медицинской помощи в земствах была разъездной: земс​кий врач жил в уездном городе и в определенные дни разъезжал по селениям, где принимал больных в особых выездных пунктах. Путешествуя от селения к селению, земский врач терял в пути массу драгоценного времени

С середины 1870-х гг. земства стали постепенно переходить на более эффек​тивную — стационарную систему организации врачебной помощи населению: врач заведовал участковой больницей и вел амбулаторный прием, а выезжал только в экстренных случаях — к тяжелым больным, на эпидемии и для оспопрививания. Однако внедрение стационарной помощи шло очень медленно из-за слишком больших размеров участков. К 1894 г. стационарная система организации земской медицины была лишь в 46 земских уездах. Переход к стационарной системе нанес удар по фельдшеризму — самосто​яльной медицинской практике фельдшеров, уровень подготовки которых вызывал всеобщее неудовлетворение; при губернских больницах стали создаваться фельдшерские и акушерские школы для повышения их квалификации. С 1879 г. Московское земство стало строить образцовые участковые больни​цы, служившие примером для всей земской медицины России.

Земские врачи вели неустанную борьбу за бесплатную (за счет земства) лечебную помощь крестьянам, ибо установление даже минимальной платы за лечение резко снижало обращаемость населения и увеличивало вероятность возникновения и распространения опасных болезней на участке. Благодаря усилиям передовых земских врачей к началу XX в. в 215 из 359 уездов земской России плата за стационарную помощь была отменена.

Большое место в работе земского врача занимала борьба с инфекционными заболеваниями (дифтерией, сифилисом, оспой и др.) и их предупреждение. Кроме того, земский врач постоянно вел санитарный надзор за школами, заботился о распространении гигиенических знаний и о проведении санитар​ных мероприятий, следил за ходом оспопрививания. По почину Московского земства с 1882 г. в России было создано 63 оспенных телятника, которые снаб​жали земства прививочным материалом — оспенным детритом.

Таким образом, сфера деятельности земской медицины включала: оказание медицинской помощи сельскому населению в губерниях и уездах; родовспо​можение; борьбу с заразными заболеваниями, особенно с сифилисом и оспой (оспопрививание); санитарный надзор и практические санитарные мероприя​тия; санитарную статистику; распространение гигиенических знаний; заботу о положении врачебного персонала в земствах.

Акушерская помощь рано выделилась в самостоятельную область земской медицины; многие земские больницы имели специальные акушерские койки их количество по стране достигало 12 %.

При губернских земских больницах стали открываться глазные отделения Большим авторитетом пользовалась Е. П. Серебренникова — земский врач Пер​мской губернии; с 1885 по 1895 г. она осуществила 6305 офтальмологически операций.

Под руководством врачей-психиатров в губернских больницах создавались психиатрические отделения. В 1884 г. в Тверской губернии была открыта первая загородная колония для душевнобольных.

Развитие санитарного направления в земской медицине обусловило введе​ние в ряде губерний должностей санитарных врачей, а также земских санитарных бюро. К концу XIX в. в земствах было уже 23 санитарных бюро. Первым санитарным врачом в России (1872 г.) стал земский врач Пермской губернии Иван Иванович Молессон (1842— 1902 гг.).

В 1880-е гг. передовым центром земской медицины стала Московская губер​ния. Московская медико-санитарная организация явилась экспериментальной базой и школой для других земских организаций. Ее деятельность отличали: неразрывная связь лечебной и санитарной работы, строительство образцовых участковых лечебниц, разработка и внедрение единой номенклатуры болез​ней, систематическая текущая регистрация заболеваемости в процессе оказа​ния медицинской помощи, карточный способ регистрации, внедрение бес​платной медицинской помощи. Вся земская Россия равнялась на земскую ме​дицинскую организацию Московской губернии.

В те годы ею руководил Евграф Алексеевич Осипов (1841 — 1904 гг.) — один из основоположников земской медицины и санитарной статистики. В 1875 г. он разработал «Программу санитарного исследования Московской губернии»

 

Большой заслугой земской медицины явилось проведение многочисленных санитарно-статистических исследований здоровья населения. Так, в 1879 г. Московское земство, обеспокоенное ростом заболеваемости и тяжелым санитарно-гигиеническим состоянием предприятий Московской губернии, пригласило Федора Федоровича Эрисмапа (см. с. 479) для проведения углубленного санитарно-гигиенического обследования фабрик и заводов (по программе, раз​работанной Е.А. Осиповым)

Развитие одонтологии

Крупный общественный деятель, А.К. Лимберг был инициато​ром создания общества дантистов и зубных врачей в С.-Петербур​ге. Под его непосредственным руководством были проведены пер​вый и второй съезды по одонтологии в России (1896, 1899). Он был активным участником многих международных съездов (в Париже, Берлине, Вашингтоне и др.). Общественность и научный мир высо​ко оценили деятельность А.К. Лимберга, избрав его почетным чле​ном многих отечественных и зарубежных обществ.

В 1883 году в С.-Петербурге было создано "Первое общество дантистов России" и "С.-Петербургское общество дантистов и вра​чей, занимающихся зубоврачеванием". "Первое общество" было основано Ф.И. Важинским, а "С.-Петербургское общество данти​стов и врачей, занимающихся зубоврачеванием" — А.К. Лимбер​гом

В 1891 году было организовано "Московское одонтологическое общество". Первые научные одонтологичес​кие общества благоприятно повлияли на развитие зубоврачевания в России. Они сплачивали кадры зубных врачей, организовывали и проводили научные зубоврачебные съезды, способствовали разви​тию научного зубоврачевания. Кроме научных, существовали и про​фессиональные общества, которые объединяли зубных врачей и дан​тистов. В 1899 году было организовано "Российское одонтологичес​кое общество".

Исключительно большое значение в становлении зубоврачебной науки имел первый русский одонтологический периодический пе​чатный орган "Зубоврачебный вестник" (1885), основателем кото​рого был дантист А.П. Синицын, а главным редактором — Ф.А. Звержховский. "Зубоврачебный ве​стник" существовал до 1917 года.

Кроме того, в Москве с 1899 по 1915 гг. выходил журнал "Одон​тологическое обозрение", во главе которого находились И.М. Коварский и Г.А. Ефрон, а в С.-Петербурге в 1906 году А.В. Фишер начал издавать журнал "Зубоврачебное дело".

В 1885 году на медицинском факультете Московского универси​тета по инициативе Н.В. Склифосовского была создана доцентура по одонтологии при факультетской хирургической клинике. Первым приват-доцентом стал Николай Николаевич Знаменский (1856— 1915).

Закончив в 1880 году Московский университет, Н.Н.Знаменский в 1881 году Советом университета был избран попечителем Москов​ского учебного округа в должности сверхштатного ординатора хи​рургического отделения факультетской клиники. С этого времени он работает под непосредственным руководством декана факультета профессора Н.В. Склифосовского.

В 1894 году медицинскому факультету Московского универси​тета было разрешено проводить испытания лиц, окончивших зубо​врачебные школы, на звание зубного врача. Практические испыта​ния по протезной технике и пломбированию зубов было поручено принимать Н.Н. Знаменскому, а клинические испытания — ординар​ному профессору Л.Л. Левшину. В 1897 году в числе выпускников зубоврачебных школ сдавал экзамен выдающийся деятель советс​кой стоматологии П.Г. Дауге. В 1893 году в доцентуру был зачислен Гилярий Иванович Вильга (1864—1942), который посвятил себя зубоврачеванию и впоследствии стал видным деятелем отечествен​ной стоматологии. В 1903 году он защитил докторскую диссертацию "О зубах в судебно-медицинском отношении". Эта работа долгие годы в России была единственным руководством для зубных вра​чей и судебных экспертов. В 1905 году практические занятия про​водили уже три приват-доцента, доктора медицины: Н.Н. Знаменс​кий, Г.И. Вильга и М.Б. Янковский.

Г.И. Вильга был активным организатором Всероссийских одон​тологических съездов в Москве (1908) и в Харькове (1911)..

Г.И. Вильга организовал журнал "Одонтологическое обозре​ние. В 1909 году он от​крыл в Москве зубоврачебную школу, Г.И. Вильга был одним из организаторов стационарной стома​тологической помощи. В 1915 году при Центральном госпитале в Москве он открыл отделение на 50 коек для больных с челюстно-лицевыми ранениями, в том же году — госпиталь на 400 коек,. В 1918 году Г.И. Вильга был избран председателем президиума Ученой одонто​логической комиссии при Зубсекции Наркомздрава РСФСР с целью разработки реформы зубоврачебного образования. Комиссия приня​ла резолюцию о закрытии всех зубоврачебных школ, как не соот​ветствующих требованиям времени. В 1919 году при МГУ была со​здана кафедра хирургии челюстей и полости рта с одонтологичес​кой клиникой, заведовать которой стал Г.И. Вильга. В 1922 году он оставил кафедру и уехал в Польшу, где был избран по конкурсу про​фессором кафедры дентиатрии Польского института одонтологии, впоследствии институт стал Академией стоматологии. В 1942 году Г.И. Вильга трагически погиб во время оккупации Польши фашис​ткой Германией.

В 1892 году была открыта первая доцентура по зубным болез​ням в С.-Петербурге в Военно-медицинской академии. Ее основа​телем был приват-доцент П.Ф. Федоров, возглавлявший доцентуру в течение 22 лет.

Первая самостоятельная кафедра одонтологии в России была открыта в 1892 году при Клиническом институте усовершенствова​ния врачей в С.-Петербурге. В создании первых одонтологических кафедр большое участие принимало "С.-Петербургское общество дантистов и зубных врачей". Цикл лекций по одонтологии стал чи​тать А.К. Лимберг.

В 1899 году при С.-Петербургском женском институте А.К. Лимбергом была организована одон​тологическая кафедра, Ф.А. Звержховский и стоял во главе кафедры по 1919 год. Франц Александрович Звержховский (1873—1949) Из научного наследия Ф.А. Звержховского особо​го внимания заслуживает его многотомный (5 томов) труд "Основы дентиатрии". Это серия лекций по одонтологии для врачей и сту​дентов.

Во время первой мировой войны Ф.А. Звержховский был назна​чен инспектором челюстных лазаретов, а с сентября 1916 по март 1917 года находился в действующей армии и руководил организаци​ей и работой госпиталя для челюстно-лицевых раненых в Бухаресте.

В 1906 году кафедра была преобразована в доцентский курс при кафедре госпитальной хирургии. С этого же года институту было дано право принимать экзамены на звание зубного врача у лиц, окон​чивших зубоврачебные школы.

С 1907 по 1917 гг. в женском институте сдало экзамен на звание зубного врача 1449 человек.

34)физиология в россии : сеченов павлов и др

Исследования и сочинения И. М. Сеченова были посвяще​ны в основном трем проблемам: физиологии нервной системы, химизму дыхания и физиологическим основам психической деятельности.

Большое значение для естественнонаучного обоснования материалистической теории познания имело открытие И. М. Сеченовым отражательной, рефлекторной природы выс​шей нервной (психической) деятельности животных и челове​ка. Он впервые в истории физиологической науки стал рас​сматривать деятельность головного мозга как рефлекторную, в то время как до него рефлекторным считали только те виды жизнедеятельности организма, которые связаны со спинным мозгом.

И. М. Сеченов установил, что в головном мозгу животных и человека существуют особые нервные механизмы, которые оказывают тормозящее влияние на непроизвольные движения. Эти механизмы он называл «задерживающими центрами». От​крытый им физиологический центр, находящийся в средних частях головного мозга, получил название «сеченовского цент​ра». Самое явление, установленное в этих опытах, получило в физиологии название «сеченовского торможения».

И. М. Сеченов показал, что психическую деятельность мож​но и должно изучать такими же научными, строго объектив​ными способами, какими изучается телесная деятельность жи​вотных и человека, без всяких ссылок на нематериальные, сверхъестественные причи​ны.

И. М. Сеченов поставил перед собой задачу разрабо​тать и объяснить законы внешних проявлений психи​ческой деятельности. Он по​казал, что все акты и явле​ния сознательной и бессозна​тельной психической жизни человека управляются опре​деленными физиологически​ми механизмами и по спосо​бу происхождения суть реф​лексы, которые начинаются возбуждением органов чувств предметами внешнего мира, продолжаются определенным психическим актом и конча​ются мышечным движением.

В последние годы жизни И. М. Сеченов изучал закономер​ности физиологических процессов, связанных с трудовой дея​тельностью человека. В тяжелых исторических условиях цар​ского режима И. М. Сеченов данными физиологии обосновал требования рабочих в их борьбе за восьмичасовой рабочий день.

И. М. Сеченов разоблачал научную несостоятельность челове​коненавистнических расистских теорий о якобы естественном разделении людей на «высшие» и «низшие» расы.

Идеи И. М. Сеченова во многом определили материалисти​ческое направление отечественной медицины второй половины XIX века. Они привлекли внимание передовых русских врачей к изучению роли внешней среды для организма и роли нерв​ной системы в появлении и развитии патологических процес​сов в организме. Учение о рефлексе как основном анатомо-физиологическом механизме всех деятельностей животного организма явилось научным обоснованием неврогенного пато​генеза болезней. И. М. Сеченов имел учеников и последовате​лей в различных направлениях научной деятельности: в обла​сти изучения нервной системы, ее строения и функции, физио​логии периферической нервной системы (Н. Е. Введенский), вопросах обмена (В. В. Пашутин, М. Н. Шатерников), изуче​нии физиологии головного мозга (И. П. Павлов). Влияние И. М. Сеченова не ограничилось только областью физиологии: его идеи сказались на деятельности морфологов при изучении строения нервной системы и клиницистов в приложении теории о рефлексах к анализу патологических явлений.

3.​ И.П.Павлов – великий русский ученый – физиолог.

Великий русский физиолог Й. П. Павлов (1849—1936) разработал новые принципы физио​логического исследования, обеспечивающего познание организ​ма как единого целого, находящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей его средой, и создал материа​листическое учение о высшей нервной деятельности животных и человека.

В течение первого периода научной деятельности (с 1874 по 1882, г.) И. П. Павлов занимался преимущественно изуче​нием физиологии сердечно-сосудистой системы. В

Физиологи в XIX веке не знали методов изучения целост​ного организма в его неразрывном взаимодействии со средой. И. П. Павлов разработал метод изучения частных физиологи​ческих отправлений на целостном организме в естественных условиях взаимодействия со средой, благодаря чему методика физиологического эксперимента перешла на новую, более вы​сокую ступень. В связи с установкой о необходимости учета состояния целого организма И. П. Павлов разработал новые методики, позволяющие проводить эксперимент на здоровом, совершенно оправившемся от оперативного вмешательства животном.

И. П. Павлов создал новые методы, новые приемы «физио​логического мышления», разработал специальные операции на органах пищеварительного тракта и ввел в практику метод хронического эксперимента, позволивший изучать деятельность пищеварительного аппарата на здоровом животном.

В 1897 г. И. П. Павлов подвел итоги работ по физиологии пищеварения и опубликовал свой знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез», за который в 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия.

35)основные черты отечественной терапии второй половины 19 века: боткин.захарин остраумов

И. М. Сеченов и С. П. Боткин выдвинули учение о ведущем значении среды в происхождении приобретаемых и наследуе​мых свойств организма, о первенствующей роли среды в про​исхождении болезней и материалистически решали вопросы общей теории медицины, исходя из достижений классической русской философии и передового естествознания своего вре​мени. В актовой речи «Общие основы клинической медицины» в 1886 г. С. П. Боткин дал определение медицины: «Изучение человека и окружающей его природы в их взаимодействии с целью предупреждать болезни, лечить и облегчать — составля​ет ту отрасль человеческих знаний, которая известна под име​нем медицины». С. П. Боткин стремился превратить клиническую медицину в точную науку и считал, что «неизбежный для этого путь есть научный... Если практическая медицина должна быть постав​лена в ряд естественных наук, то понятно, что приемы, упот​ребляемые в практике для исследования, наблюдения и лече​ния больного, должны быть приемами естествоиспытателя».

С. П. Боткин отличался большой наблюдательностью, уме​нием индивидуализировать больного, правильно оценивать значение отдельных проявлений болезни, что и делало его тонким диагностом. С. П. Боткин дал глубокий анализ поражений нервной системы, системы кровообращения, кроветворения. Он пришел к широким обобщениям в области патологии. С. П. Боткин и его ученики разрабатывали вопросы физиологии, экспериментальной патологии как научной основы терапии. Исходя из идей И. М. Сеченова о роли центров голов​ного мозга в рефлекторном механизме физиологических про​цессов, С. П. Боткин показал рефлекторный механизм ряда патологических процессов.

В «Клинических лекциях» С. П. Боткин дал анализ многих клинических явлений, симптомов и симптомокомплексов с точки зрения рефлекторной теории. Так, им было рассмотрено неврогенное происхождение некоторых форм лихорадки, сократительности селезенки, потоотделения на одной стороне те​ла, хлороза. Им введено представление о патологическом реф​лексе. Отсюда интерес Боткина ко второму звену рефлекса — центрам, в которых преобразуются импульсы. Наличие ряда центров, еще неизвестных к тому времени физиологам, было предсказано Боткиным, и его гипотезы получили подтвержде​ние в открытиях этих центров физиологами. Неврогенной теорией С. П. Боткин положил начало принципиально новому этапу развития клинической медицины.

С. П. Боткин проявлял активный интерес и к вопросам ор​ганизации медицинского дела. Он способствовал улучшению медицинской помощи населению Петербурга. По его предло​жению была улучшена постановка лечебного дела в городских больницах. В них были устроены лаборатории, проводились патологоанатомические вскрытия, врачебные конференции, было улучшено питание больных. Во главе многих больниц стали доктора медицины — ученики Боткина. Большой его за​слугой явилось введение в Петербурге по его инициативе «думских врачей» для оказания помощи на дому беднейшему населению города.

В 1886 г. он руководил работой комиссии по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России

С. П. Боткин был выдающимся преподавателем высшей ме​дицинской школы и создал обширную школу своих последо​вателей. Влияние С. П. Боткина не ограничилось клиникой внутренних болезней, его ученики занимали кафедры по дру​гим дисциплинам: детским болезням, дерматологии, ларинголо​гии, фармакологии; физиологии, общей патологии.

6. Г.А.Захарьин – выдающийся клиницист и реформатор медицинского образования.

Главную задачу клинициста Г. А. Захарьин выразил сле​дующим образом: «Определить, какая болезнь (исследование и распознавание), как она пойдет и чем кончится (предсказание), на​значить план лечения и проводить в исполнение, сообразуясь с течением болезни (наблюдение)». Большое значение Г. А. Захарьин придавал клиническим лекциям).

Основная заслуга Г. А. Захарьина заключается в развитии метода непосредственного клинического наблюдения и разработке метода опроса больного. Г. А. Захарьин развил основные, положения учения Мудрова: требование определенной после​довательности в обследовании больного и индивидуализации в подходе к назначению лечения и режима. Метод Захарьина — это не только «анамнез», это подробный и тщательный систематический опрос больного, имеющий целью установить вероятные причины болезни, ее раз​витие, функциональное состояние органов; опрос, позволяющий назначить нужный режим, лекарства и другие лечебные мероприятия. Инициатива опроса должна оставаться в руках врача. Опрос у Г. А. Захарьина охватывает не только прошлое (анамнез), но и настоящее состояние и обстановку жизни больного. В нем соединялись два принципа: физиологический (по системам и органам) и топографический. Метод охватывал все органы и системы: дыхание, кровообращение, желу​дочно-кишечный тракт (желудок, кишечник, печень, селезен​ка), мочеполовую систему, обмен веществ, кроветворную и нервную системы и нервно-эмоциональное состояние (сон, память, сообразительность, настроение, головные боли, голово​кружение, парестезии и т. д.).

Этот метод позволяет выявить функциональное нарушение заболевшего органа нередко ранее обнаружения анатомических изменений.

Большое значение Г. А. Захарьин придавал лечению. Зна​чительное место в лечебных советах Г. А. Захарьина занимали его указания больному о режиме и образе жизни: «Измени обстановку, измени деятельность, измени образ жизни, если хочешь быть здоровым». Наряду с покоем он рекомендовал движение. В сочетании с гигиеническими и профилактическими мероприятиями Г. А. Захарьин применял медикаменты и об​щие лечебные приемы — массаж, кровопускание, минеральные воды, климатолечение больных туберкулезом легких не только на юге, но и на природе в любой местности. Он выступал про​тив широко распространенного в его время обычая богатых людей ездить на заграничные курорты и рекомендовал лечение на отечественных курортах.

В клиническом учении Захарьина видное место занимали вопросы гигиены. В своей речи «Здоровье и воспитание в го​роде и за городом» он говорил: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относи​тельную слабость лекарственной терапии». «Победоносно спо​рить с недугами масс может лишь гигиена. Самый успех тера​пии возможен лишь при соблюдении гигиены». Однако необ​ходимо отметить, что в своих высказываниях по гигиеническим вопросам Г. А. Захарьин ограничивался в основном сферой личной гигиены, недооценивал влияние социальных условий на возникновение и течение болезней и не ставил задачи проведения широких оздоровительных мероприятий. Советам Г. А. Захарьина в большинстве случаев могли следовать лишь богатые люди.

7. Роль А.А.Остроумова для развития терапии в России 19 века.

А. А. Остроумов явился продолжателем лучших традиций клинических методов Захарьина. А. А. Остроумов придавал большое значение тщательному расспросу больного, считал необходимым выявить все особенности каждого случая болез​ни. Наряду с этим он активно развивал традиции С. П. Бот​кина в разработке экспериментальной физиологии и патологии\

 «Организм — целое.— писал Остроумов, — расстрой​ство одной части отражается на всем организме изменением жизнедеятельности других ча​стей его, поэтому ослабление функции одного органа расстра​ивает весь организм». «Организм как целое изменяется в сво​их функциях при болезни каждой из своих частей». По А. А. Остроумову, единство организма, взаимная связь орга​нов между собой и корреляция их деятельности осуществля​ются через обмен веществ и нервнорефлекторную систему.

Развитие зубоврачевных школ

В середине XIX века в зубоврачебном образовании произошли коренные изменения. Вместо существовавшей подготовки дантис​тов путем ученичества появились специальные школы, готовящие кадры образованных врачей. Первая в мире школа для обучения зуб​ных врачей была открыта в 1840 году в Балтиморе (США). Позднее аналогичные школы были открыты и в других странах: Англии — в 1857 году, Франции — в 1880 году, Швейцарии — в 1881, Герма​нии—в 1884.

В России вопрос специального одонтологического образования привлекал внимание многих ученых, врачей, дантистов. Одни из них стояли за организацию зубоврачебных школ. Высшее одонтологи​ческое образование отстаивали Н.В. Склифосовский, А.К. Лимберг, СП. Коломнин, А.И. Кудряшов, Ф.А. Звержховский. За открытие ча​стных зубоврачебных школ выступали дантисты П.А. Синицын, И.И. Хрущов, ФИ. Важинский и др.

В 1881 году в С.-Петербурге Фома Игнатьевич Важинский (1847—1910) открыл первую в России частную зубоврачебную шко​лу. Сначала в школу принимались лица, окончившие 4 класса гимназии, затем требования стали возрастать и уже с 1891 года прини​мались лица, имевшие образование не менее 6 классов среднего учебного заведения. Обучение продолжалось 2,5 года. Окончившие школу могли держать экзамен в Военно-медицинской академии или на медицинском факультете университета и получать звание зубно​го врача с правом выписывания лекарства.

В 1891 году был издан закон "О преобразовании обучения зубо​врачебному искусству". Он устанавливал два звания для специали​стов по зубоврачеванию: дантист и зубной врач. Звание "дантиста" присваивалось обучавшимся путем ученичества в частных кабине​тах, звание "зубного врача", обучавшимся в частных зубоврачебных школах, деятельность которых с 1891 года определялась "Нормаль​ным уставом". Новый устав не предусматривал прекращения под​готовки дантистов путем ученичества, которое продолжалось в те​чение всего XIX столетия (до 7 мая 1900 г.).

Зубоврачебные школы открывались только в университетских городах. Их деятельность обусловила увеличение частных зубовра​чебных кабинетов в других городах. Первая зубоврачебная школа в Москве была открыта в 1892 году И.М. Коварским. Илья Матвее​вич Коварский (1856—1955)

В сентябре 1892 года состоялось открытие Первой московской зубоврачебной школы, которую в течение 27 лет возглавлял И.М. Коварский. Первоначально школа размещалась на Петровке, затем в Каретном ряду. В дни декабрьского вооруженного восста​ния 1905 года в здании школы было организовано оказание помо​щи раненым. После разгрома восстания, по распоряжению Москов​ского генерал-губернатор Ф.В. Дубасова, зубоврачебная школа была закрыта как неблагонадежное учреждение. После закрытия школы И.М. Коварский создает новый проект зубоврачебной школы. На​чалось строительство специального здания на Долгоруковской, 18 (в настоящее время это здание — один из корпусов Московского госу​дарственного медико-стоматологического университета). Новое зда​ние школы было открыто в 1906 году. Оно отвечало всем требова​ниям зубоврачевания того времени. В школе имелись 2 аудитории, клиническое и экстракционное отделения, амбулатория для приема и лечения больных, химико-бактериологическая лаборатория, зубо​протезные мастерские. И.М. Коварский один из первых в России от​крыл в зубоврачебной школе рентгеновский кабинет. Для препода​вания в школу были приглашены опытные врачи и профессора ме​дицинского факультета Московского университета: Учащиеся школы имели возможность посещать анатомический те​атр Московского университета, производить экстракцию зубов на трупах.

Под руководством И.М. Коварского была разработана програм​ма преподавания, написаны учебные пособия. В 1914 году А.И. Аб​рикосовым, под редакцией И.М. Коварского, была издана моногра​фия "Патологическая анатомия полости рта и зубов".

Обучение в школе продолжалось 2,5 года, после чего учащиеся сдавали экзамены на медицинском факультете Московского университета и им присваивалось звание "зубной врач". Свидетельство о сдаче экзаменов и присвоении звания "зубного врача" подписыва​лось ректором МГУ и деканом медицинского факультета. В 1912 го​ду при Первой московской зубоврачебной школе впервые были со​зданы курсы усовершенствования для зубных врачей.

С началом первой мировой войны были прекращены поставки зубоврачебного оборудования. И.М. Коварскии, Л.А. Говсеев, Розен-блюм открыли Первую московскую лабораторию по изготовлению зубоврачебных инструментов "КОГОРО", названную по первым слогам фамилий участников, которая снабжала зубоврачебные ка​бинеты инструментами отечественного производства.

За 27 лет своего существования Первая зубоврачебная школа подготовила около 2500 зубных врачей, что было существенным вкладом в развитие зубоврачевания.

Выпускником школы И.М. Коварского (1897) был Павел Геор​гиевич Дауге, вместе с которым проходила вся дальнейшая обще​ственная деятельность И.М. Коварского. Это, прежде всего, работа по организации Московского одонтологического общества (1898), по учреждению и руководству Российским зубоврачебным союзом, по разработке проекта реформы зубоврачебного образования, орга​низации и проведению делегатских съездов зубоврачебного профес​сионального союза.

Если в 1898 году в России функционировало 9 зубоврачебных школ, то к 1916 году их было около 20.

Открытие первых русских школ положило начало качественно новому периоду в истории подготовки зубоврачебных кадров. Од​нако реформа зубоврачебного образования не решила основного вопроса — организации государственных одонтологических факуль​тетов. Она лишь закрепила "частнопредпринимательный характер зубоврачебных школ".

Дата: 2018-12-28, просмотров: 368.