В 1864 г. в Российской империи началась земская реформа, вводившая новые органы самоуправления в сельской местности — земства. В 34 (из 89) губерниях и их уездах создавались всесословные, выборные представительные органы местного самоуправления. Ведущая роль в земствах принадлежала местному дворянству. Существовали земства до конца 1917 г.
До 1864 г. медицинская помощь сельскому населению России практически не оказывалась. Больницы были в основном в губернских и уездных городах. Уровень медицинской помощи в этих больницах был чрезвычайно низким.
«Положение о земских учреждениях» (1864 г.) не включало в число обязательных повинностей земства «попечение о народном здравии». Однако опасность возникновения эпидемий и высокая смертность трудоспособного населения побуждали земскую администрацию проявлять заботу о медико-санитарном обслуживании сельского населения. Уездные земства стали приглашать врачей, и очень скоро забота о народном здравии вышла в бюджетах земств на первое место, составляя до 40 % всех расходов.
Так возникла земская медицина — особая форма медико-санитарного обеспечения сельского населения России в 1864— 1917 гг.
Основой организации всего врачебно-санитарного дела в земстве стала участковая медицина
Вначале система медицинской помощи в земствах была разъездной: земский врач жил в уездном городе и в определенные дни разъезжал по селениям, где принимал больных в особых выездных пунктах. Путешествуя от селения к селению, земский врач терял в пути массу драгоценного времени
С середины 1870-х гг. земства стали постепенно переходить на более эффективную — стационарную систему организации врачебной помощи населению: врач заведовал участковой больницей и вел амбулаторный прием, а выезжал только в экстренных случаях — к тяжелым больным, на эпидемии и для оспопрививания. Однако внедрение стационарной помощи шло очень медленно из-за слишком больших размеров участков. К 1894 г. стационарная система организации земской медицины была лишь в 46 земских уездах. Переход к стационарной системе нанес удар по фельдшеризму — самостояльной медицинской практике фельдшеров, уровень подготовки которых вызывал всеобщее неудовлетворение; при губернских больницах стали создаваться фельдшерские и акушерские школы для повышения их квалификации. С 1879 г. Московское земство стало строить образцовые участковые больницы, служившие примером для всей земской медицины России.
Земские врачи вели неустанную борьбу за бесплатную (за счет земства) лечебную помощь крестьянам, ибо установление даже минимальной платы за лечение резко снижало обращаемость населения и увеличивало вероятность возникновения и распространения опасных болезней на участке. Благодаря усилиям передовых земских врачей к началу XX в. в 215 из 359 уездов земской России плата за стационарную помощь была отменена.
Большое место в работе земского врача занимала борьба с инфекционными заболеваниями (дифтерией, сифилисом, оспой и др.) и их предупреждение. Кроме того, земский врач постоянно вел санитарный надзор за школами, заботился о распространении гигиенических знаний и о проведении санитарных мероприятий, следил за ходом оспопрививания. По почину Московского земства с 1882 г. в России было создано 63 оспенных телятника, которые снабжали земства прививочным материалом — оспенным детритом.
Таким образом, сфера деятельности земской медицины включала: оказание медицинской помощи сельскому населению в губерниях и уездах; родовспоможение; борьбу с заразными заболеваниями, особенно с сифилисом и оспой (оспопрививание); санитарный надзор и практические санитарные мероприятия; санитарную статистику; распространение гигиенических знаний; заботу о положении врачебного персонала в земствах.
Акушерская помощь рано выделилась в самостоятельную область земской медицины; многие земские больницы имели специальные акушерские койки их количество по стране достигало 12 %.
При губернских земских больницах стали открываться глазные отделения Большим авторитетом пользовалась Е. П. Серебренникова — земский врач Пермской губернии; с 1885 по 1895 г. она осуществила 6305 офтальмологически операций.
Под руководством врачей-психиатров в губернских больницах создавались психиатрические отделения. В 1884 г. в Тверской губернии была открыта первая загородная колония для душевнобольных.
Развитие санитарного направления в земской медицине обусловило введение в ряде губерний должностей санитарных врачей, а также земских санитарных бюро. К концу XIX в. в земствах было уже 23 санитарных бюро. Первым санитарным врачом в России (1872 г.) стал земский врач Пермской губернии Иван Иванович Молессон (1842— 1902 гг.).
В 1880-е гг. передовым центром земской медицины стала Московская губерния. Московская медико-санитарная организация явилась экспериментальной базой и школой для других земских организаций. Ее деятельность отличали: неразрывная связь лечебной и санитарной работы, строительство образцовых участковых лечебниц, разработка и внедрение единой номенклатуры болезней, систематическая текущая регистрация заболеваемости в процессе оказания медицинской помощи, карточный способ регистрации, внедрение бесплатной медицинской помощи. Вся земская Россия равнялась на земскую медицинскую организацию Московской губернии.
В те годы ею руководил Евграф Алексеевич Осипов (1841 — 1904 гг.) — один из основоположников земской медицины и санитарной статистики. В 1875 г. он разработал «Программу санитарного исследования Московской губернии»
Большой заслугой земской медицины явилось проведение многочисленных санитарно-статистических исследований здоровья населения. Так, в 1879 г. Московское земство, обеспокоенное ростом заболеваемости и тяжелым санитарно-гигиеническим состоянием предприятий Московской губернии, пригласило Федора Федоровича Эрисмапа (см. с. 479) для проведения углубленного санитарно-гигиенического обследования фабрик и заводов (по программе, разработанной Е.А. Осиповым)
Развитие одонтологии
Крупный общественный деятель, А.К. Лимберг был инициатором создания общества дантистов и зубных врачей в С.-Петербурге. Под его непосредственным руководством были проведены первый и второй съезды по одонтологии в России (1896, 1899). Он был активным участником многих международных съездов (в Париже, Берлине, Вашингтоне и др.). Общественность и научный мир высоко оценили деятельность А.К. Лимберга, избрав его почетным членом многих отечественных и зарубежных обществ.
В 1883 году в С.-Петербурге было создано "Первое общество дантистов России" и "С.-Петербургское общество дантистов и врачей, занимающихся зубоврачеванием". "Первое общество" было основано Ф.И. Важинским, а "С.-Петербургское общество дантистов и врачей, занимающихся зубоврачеванием" — А.К. Лимбергом
В 1891 году было организовано "Московское одонтологическое общество". Первые научные одонтологические общества благоприятно повлияли на развитие зубоврачевания в России. Они сплачивали кадры зубных врачей, организовывали и проводили научные зубоврачебные съезды, способствовали развитию научного зубоврачевания. Кроме научных, существовали и профессиональные общества, которые объединяли зубных врачей и дантистов. В 1899 году было организовано "Российское одонтологическое общество".
Исключительно большое значение в становлении зубоврачебной науки имел первый русский одонтологический периодический печатный орган "Зубоврачебный вестник" (1885), основателем которого был дантист А.П. Синицын, а главным редактором — Ф.А. Звержховский. "Зубоврачебный вестник" существовал до 1917 года.
Кроме того, в Москве с 1899 по 1915 гг. выходил журнал "Одонтологическое обозрение", во главе которого находились И.М. Коварский и Г.А. Ефрон, а в С.-Петербурге в 1906 году А.В. Фишер начал издавать журнал "Зубоврачебное дело".
В 1885 году на медицинском факультете Московского университета по инициативе Н.В. Склифосовского была создана доцентура по одонтологии при факультетской хирургической клинике. Первым приват-доцентом стал Николай Николаевич Знаменский (1856— 1915).
Закончив в 1880 году Московский университет, Н.Н.Знаменский в 1881 году Советом университета был избран попечителем Московского учебного округа в должности сверхштатного ординатора хирургического отделения факультетской клиники. С этого времени он работает под непосредственным руководством декана факультета профессора Н.В. Склифосовского.
В 1894 году медицинскому факультету Московского университета было разрешено проводить испытания лиц, окончивших зубоврачебные школы, на звание зубного врача. Практические испытания по протезной технике и пломбированию зубов было поручено принимать Н.Н. Знаменскому, а клинические испытания — ординарному профессору Л.Л. Левшину. В 1897 году в числе выпускников зубоврачебных школ сдавал экзамен выдающийся деятель советской стоматологии П.Г. Дауге. В 1893 году в доцентуру был зачислен Гилярий Иванович Вильга (1864—1942), который посвятил себя зубоврачеванию и впоследствии стал видным деятелем отечественной стоматологии. В 1903 году он защитил докторскую диссертацию "О зубах в судебно-медицинском отношении". Эта работа долгие годы в России была единственным руководством для зубных врачей и судебных экспертов. В 1905 году практические занятия проводили уже три приват-доцента, доктора медицины: Н.Н. Знаменский, Г.И. Вильга и М.Б. Янковский.
Г.И. Вильга был активным организатором Всероссийских одонтологических съездов в Москве (1908) и в Харькове (1911)..
Г.И. Вильга организовал журнал "Одонтологическое обозрение. В 1909 году он открыл в Москве зубоврачебную школу, Г.И. Вильга был одним из организаторов стационарной стоматологической помощи. В 1915 году при Центральном госпитале в Москве он открыл отделение на 50 коек для больных с челюстно-лицевыми ранениями, в том же году — госпиталь на 400 коек,. В 1918 году Г.И. Вильга был избран председателем президиума Ученой одонтологической комиссии при Зубсекции Наркомздрава РСФСР с целью разработки реформы зубоврачебного образования. Комиссия приняла резолюцию о закрытии всех зубоврачебных школ, как не соответствующих требованиям времени. В 1919 году при МГУ была создана кафедра хирургии челюстей и полости рта с одонтологической клиникой, заведовать которой стал Г.И. Вильга. В 1922 году он оставил кафедру и уехал в Польшу, где был избран по конкурсу профессором кафедры дентиатрии Польского института одонтологии, впоследствии институт стал Академией стоматологии. В 1942 году Г.И. Вильга трагически погиб во время оккупации Польши фашисткой Германией.
В 1892 году была открыта первая доцентура по зубным болезням в С.-Петербурге в Военно-медицинской академии. Ее основателем был приват-доцент П.Ф. Федоров, возглавлявший доцентуру в течение 22 лет.
Первая самостоятельная кафедра одонтологии в России была открыта в 1892 году при Клиническом институте усовершенствования врачей в С.-Петербурге. В создании первых одонтологических кафедр большое участие принимало "С.-Петербургское общество дантистов и зубных врачей". Цикл лекций по одонтологии стал читать А.К. Лимберг.
В 1899 году при С.-Петербургском женском институте А.К. Лимбергом была организована одонтологическая кафедра, Ф.А. Звержховский и стоял во главе кафедры по 1919 год. Франц Александрович Звержховский (1873—1949) Из научного наследия Ф.А. Звержховского особого внимания заслуживает его многотомный (5 томов) труд "Основы дентиатрии". Это серия лекций по одонтологии для врачей и студентов.
Во время первой мировой войны Ф.А. Звержховский был назначен инспектором челюстных лазаретов, а с сентября 1916 по март 1917 года находился в действующей армии и руководил организацией и работой госпиталя для челюстно-лицевых раненых в Бухаресте.
В 1906 году кафедра была преобразована в доцентский курс при кафедре госпитальной хирургии. С этого же года институту было дано право принимать экзамены на звание зубного врача у лиц, окончивших зубоврачебные школы.
С 1907 по 1917 гг. в женском институте сдало экзамен на звание зубного врача 1449 человек.
34)физиология в россии : сеченов павлов и др
Исследования и сочинения И. М. Сеченова были посвящены в основном трем проблемам: физиологии нервной системы, химизму дыхания и физиологическим основам психической деятельности.
Большое значение для естественнонаучного обоснования материалистической теории познания имело открытие И. М. Сеченовым отражательной, рефлекторной природы высшей нервной (психической) деятельности животных и человека. Он впервые в истории физиологической науки стал рассматривать деятельность головного мозга как рефлекторную, в то время как до него рефлекторным считали только те виды жизнедеятельности организма, которые связаны со спинным мозгом.
И. М. Сеченов установил, что в головном мозгу животных и человека существуют особые нервные механизмы, которые оказывают тормозящее влияние на непроизвольные движения. Эти механизмы он называл «задерживающими центрами». Открытый им физиологический центр, находящийся в средних частях головного мозга, получил название «сеченовского центра». Самое явление, установленное в этих опытах, получило в физиологии название «сеченовского торможения».
И. М. Сеченов показал, что психическую деятельность можно и должно изучать такими же научными, строго объективными способами, какими изучается телесная деятельность животных и человека, без всяких ссылок на нематериальные, сверхъестественные причины.
И. М. Сеченов поставил перед собой задачу разработать и объяснить законы внешних проявлений психической деятельности. Он показал, что все акты и явления сознательной и бессознательной психической жизни человека управляются определенными физиологическими механизмами и по способу происхождения суть рефлексы, которые начинаются возбуждением органов чувств предметами внешнего мира, продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением.
В последние годы жизни И. М. Сеченов изучал закономерности физиологических процессов, связанных с трудовой деятельностью человека. В тяжелых исторических условиях царского режима И. М. Сеченов данными физиологии обосновал требования рабочих в их борьбе за восьмичасовой рабочий день.
И. М. Сеченов разоблачал научную несостоятельность человеконенавистнических расистских теорий о якобы естественном разделении людей на «высшие» и «низшие» расы.
Идеи И. М. Сеченова во многом определили материалистическое направление отечественной медицины второй половины XIX века. Они привлекли внимание передовых русских врачей к изучению роли внешней среды для организма и роли нервной системы в появлении и развитии патологических процессов в организме. Учение о рефлексе как основном анатомо-физиологическом механизме всех деятельностей животного организма явилось научным обоснованием неврогенного патогенеза болезней. И. М. Сеченов имел учеников и последователей в различных направлениях научной деятельности: в области изучения нервной системы, ее строения и функции, физиологии периферической нервной системы (Н. Е. Введенский), вопросах обмена (В. В. Пашутин, М. Н. Шатерников), изучении физиологии головного мозга (И. П. Павлов). Влияние И. М. Сеченова не ограничилось только областью физиологии: его идеи сказались на деятельности морфологов при изучении строения нервной системы и клиницистов в приложении теории о рефлексах к анализу патологических явлений.
3. И.П.Павлов – великий русский ученый – физиолог.
Великий русский физиолог Й. П. Павлов (1849—1936) разработал новые принципы физиологического исследования, обеспечивающего познание организма как единого целого, находящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей его средой, и создал материалистическое учение о высшей нервной деятельности животных и человека.
В течение первого периода научной деятельности (с 1874 по 1882, г.) И. П. Павлов занимался преимущественно изучением физиологии сердечно-сосудистой системы. В
Физиологи в XIX веке не знали методов изучения целостного организма в его неразрывном взаимодействии со средой. И. П. Павлов разработал метод изучения частных физиологических отправлений на целостном организме в естественных условиях взаимодействия со средой, благодаря чему методика физиологического эксперимента перешла на новую, более высокую ступень. В связи с установкой о необходимости учета состояния целого организма И. П. Павлов разработал новые методики, позволяющие проводить эксперимент на здоровом, совершенно оправившемся от оперативного вмешательства животном.
И. П. Павлов создал новые методы, новые приемы «физиологического мышления», разработал специальные операции на органах пищеварительного тракта и ввел в практику метод хронического эксперимента, позволивший изучать деятельность пищеварительного аппарата на здоровом животном.
В 1897 г. И. П. Павлов подвел итоги работ по физиологии пищеварения и опубликовал свой знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез», за который в 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия.
35)основные черты отечественной терапии второй половины 19 века: боткин.захарин остраумов
И. М. Сеченов и С. П. Боткин выдвинули учение о ведущем значении среды в происхождении приобретаемых и наследуемых свойств организма, о первенствующей роли среды в происхождении болезней и материалистически решали вопросы общей теории медицины, исходя из достижений классической русской философии и передового естествознания своего времени. В актовой речи «Общие основы клинической медицины» в 1886 г. С. П. Боткин дал определение медицины: «Изучение человека и окружающей его природы в их взаимодействии с целью предупреждать болезни, лечить и облегчать — составляет ту отрасль человеческих знаний, которая известна под именем медицины». С. П. Боткин стремился превратить клиническую медицину в точную науку и считал, что «неизбежный для этого путь есть научный... Если практическая медицина должна быть поставлена в ряд естественных наук, то понятно, что приемы, употребляемые в практике для исследования, наблюдения и лечения больного, должны быть приемами естествоиспытателя».
С. П. Боткин отличался большой наблюдательностью, умением индивидуализировать больного, правильно оценивать значение отдельных проявлений болезни, что и делало его тонким диагностом. С. П. Боткин дал глубокий анализ поражений нервной системы, системы кровообращения, кроветворения. Он пришел к широким обобщениям в области патологии. С. П. Боткин и его ученики разрабатывали вопросы физиологии, экспериментальной патологии как научной основы терапии. Исходя из идей И. М. Сеченова о роли центров головного мозга в рефлекторном механизме физиологических процессов, С. П. Боткин показал рефлекторный механизм ряда патологических процессов.
В «Клинических лекциях» С. П. Боткин дал анализ многих клинических явлений, симптомов и симптомокомплексов с точки зрения рефлекторной теории. Так, им было рассмотрено неврогенное происхождение некоторых форм лихорадки, сократительности селезенки, потоотделения на одной стороне тела, хлороза. Им введено представление о патологическом рефлексе. Отсюда интерес Боткина ко второму звену рефлекса — центрам, в которых преобразуются импульсы. Наличие ряда центров, еще неизвестных к тому времени физиологам, было предсказано Боткиным, и его гипотезы получили подтверждение в открытиях этих центров физиологами. Неврогенной теорией С. П. Боткин положил начало принципиально новому этапу развития клинической медицины.
С. П. Боткин проявлял активный интерес и к вопросам организации медицинского дела. Он способствовал улучшению медицинской помощи населению Петербурга. По его предложению была улучшена постановка лечебного дела в городских больницах. В них были устроены лаборатории, проводились патологоанатомические вскрытия, врачебные конференции, было улучшено питание больных. Во главе многих больниц стали доктора медицины — ученики Боткина. Большой его заслугой явилось введение в Петербурге по его инициативе «думских врачей» для оказания помощи на дому беднейшему населению города.
В 1886 г. он руководил работой комиссии по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России
С. П. Боткин был выдающимся преподавателем высшей медицинской школы и создал обширную школу своих последователей. Влияние С. П. Боткина не ограничилось клиникой внутренних болезней, его ученики занимали кафедры по другим дисциплинам: детским болезням, дерматологии, ларингологии, фармакологии; физиологии, общей патологии.
6. Г.А.Захарьин – выдающийся клиницист и реформатор медицинского образования.
Главную задачу клинициста Г. А. Захарьин выразил следующим образом: «Определить, какая болезнь (исследование и распознавание), как она пойдет и чем кончится (предсказание), назначить план лечения и проводить в исполнение, сообразуясь с течением болезни (наблюдение)». Большое значение Г. А. Захарьин придавал клиническим лекциям).
Основная заслуга Г. А. Захарьина заключается в развитии метода непосредственного клинического наблюдения и разработке метода опроса больного. Г. А. Захарьин развил основные, положения учения Мудрова: требование определенной последовательности в обследовании больного и индивидуализации в подходе к назначению лечения и режима. Метод Захарьина — это не только «анамнез», это подробный и тщательный систематический опрос больного, имеющий целью установить вероятные причины болезни, ее развитие, функциональное состояние органов; опрос, позволяющий назначить нужный режим, лекарства и другие лечебные мероприятия. Инициатива опроса должна оставаться в руках врача. Опрос у Г. А. Захарьина охватывает не только прошлое (анамнез), но и настоящее состояние и обстановку жизни больного. В нем соединялись два принципа: физиологический (по системам и органам) и топографический. Метод охватывал все органы и системы: дыхание, кровообращение, желудочно-кишечный тракт (желудок, кишечник, печень, селезенка), мочеполовую систему, обмен веществ, кроветворную и нервную системы и нервно-эмоциональное состояние (сон, память, сообразительность, настроение, головные боли, головокружение, парестезии и т. д.).
Этот метод позволяет выявить функциональное нарушение заболевшего органа нередко ранее обнаружения анатомических изменений.
Большое значение Г. А. Захарьин придавал лечению. Значительное место в лечебных советах Г. А. Захарьина занимали его указания больному о режиме и образе жизни: «Измени обстановку, измени деятельность, измени образ жизни, если хочешь быть здоровым». Наряду с покоем он рекомендовал движение. В сочетании с гигиеническими и профилактическими мероприятиями Г. А. Захарьин применял медикаменты и общие лечебные приемы — массаж, кровопускание, минеральные воды, климатолечение больных туберкулезом легких не только на юге, но и на природе в любой местности. Он выступал против широко распространенного в его время обычая богатых людей ездить на заграничные курорты и рекомендовал лечение на отечественных курортах.
В клиническом учении Захарьина видное место занимали вопросы гигиены. В своей речи «Здоровье и воспитание в городе и за городом» он говорил: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лекарственной терапии». «Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Самый успех терапии возможен лишь при соблюдении гигиены». Однако необходимо отметить, что в своих высказываниях по гигиеническим вопросам Г. А. Захарьин ограничивался в основном сферой личной гигиены, недооценивал влияние социальных условий на возникновение и течение болезней и не ставил задачи проведения широких оздоровительных мероприятий. Советам Г. А. Захарьина в большинстве случаев могли следовать лишь богатые люди.
7. Роль А.А.Остроумова для развития терапии в России 19 века.
А. А. Остроумов явился продолжателем лучших традиций клинических методов Захарьина. А. А. Остроумов придавал большое значение тщательному расспросу больного, считал необходимым выявить все особенности каждого случая болезни. Наряду с этим он активно развивал традиции С. П. Боткина в разработке экспериментальной физиологии и патологии\
«Организм — целое.— писал Остроумов, — расстройство одной части отражается на всем организме изменением жизнедеятельности других частей его, поэтому ослабление функции одного органа расстраивает весь организм». «Организм как целое изменяется в своих функциях при болезни каждой из своих частей». По А. А. Остроумову, единство организма, взаимная связь органов между собой и корреляция их деятельности осуществляются через обмен веществ и нервнорефлекторную систему.
Развитие зубоврачевных школ
В середине XIX века в зубоврачебном образовании произошли коренные изменения. Вместо существовавшей подготовки дантистов путем ученичества появились специальные школы, готовящие кадры образованных врачей. Первая в мире школа для обучения зубных врачей была открыта в 1840 году в Балтиморе (США). Позднее аналогичные школы были открыты и в других странах: Англии — в 1857 году, Франции — в 1880 году, Швейцарии — в 1881, Германии—в 1884.
В России вопрос специального одонтологического образования привлекал внимание многих ученых, врачей, дантистов. Одни из них стояли за организацию зубоврачебных школ. Высшее одонтологическое образование отстаивали Н.В. Склифосовский, А.К. Лимберг, СП. Коломнин, А.И. Кудряшов, Ф.А. Звержховский. За открытие частных зубоврачебных школ выступали дантисты П.А. Синицын, И.И. Хрущов, ФИ. Важинский и др.
В 1881 году в С.-Петербурге Фома Игнатьевич Важинский (1847—1910) открыл первую в России частную зубоврачебную школу. Сначала в школу принимались лица, окончившие 4 класса гимназии, затем требования стали возрастать и уже с 1891 года принимались лица, имевшие образование не менее 6 классов среднего учебного заведения. Обучение продолжалось 2,5 года. Окончившие школу могли держать экзамен в Военно-медицинской академии или на медицинском факультете университета и получать звание зубного врача с правом выписывания лекарства.
В 1891 году был издан закон "О преобразовании обучения зубоврачебному искусству". Он устанавливал два звания для специалистов по зубоврачеванию: дантист и зубной врач. Звание "дантиста" присваивалось обучавшимся путем ученичества в частных кабинетах, звание "зубного врача", обучавшимся в частных зубоврачебных школах, деятельность которых с 1891 года определялась "Нормальным уставом". Новый устав не предусматривал прекращения подготовки дантистов путем ученичества, которое продолжалось в течение всего XIX столетия (до 7 мая 1900 г.).
Зубоврачебные школы открывались только в университетских городах. Их деятельность обусловила увеличение частных зубоврачебных кабинетов в других городах. Первая зубоврачебная школа в Москве была открыта в 1892 году И.М. Коварским. Илья Матвеевич Коварский (1856—1955)
В сентябре 1892 года состоялось открытие Первой московской зубоврачебной школы, которую в течение 27 лет возглавлял И.М. Коварский. Первоначально школа размещалась на Петровке, затем в Каретном ряду. В дни декабрьского вооруженного восстания 1905 года в здании школы было организовано оказание помощи раненым. После разгрома восстания, по распоряжению Московского генерал-губернатор Ф.В. Дубасова, зубоврачебная школа была закрыта как неблагонадежное учреждение. После закрытия школы И.М. Коварский создает новый проект зубоврачебной школы. Началось строительство специального здания на Долгоруковской, 18 (в настоящее время это здание — один из корпусов Московского государственного медико-стоматологического университета). Новое здание школы было открыто в 1906 году. Оно отвечало всем требованиям зубоврачевания того времени. В школе имелись 2 аудитории, клиническое и экстракционное отделения, амбулатория для приема и лечения больных, химико-бактериологическая лаборатория, зубопротезные мастерские. И.М. Коварский один из первых в России открыл в зубоврачебной школе рентгеновский кабинет. Для преподавания в школу были приглашены опытные врачи и профессора медицинского факультета Московского университета: Учащиеся школы имели возможность посещать анатомический театр Московского университета, производить экстракцию зубов на трупах.
Под руководством И.М. Коварского была разработана программа преподавания, написаны учебные пособия. В 1914 году А.И. Абрикосовым, под редакцией И.М. Коварского, была издана монография "Патологическая анатомия полости рта и зубов".
Обучение в школе продолжалось 2,5 года, после чего учащиеся сдавали экзамены на медицинском факультете Московского университета и им присваивалось звание "зубной врач". Свидетельство о сдаче экзаменов и присвоении звания "зубного врача" подписывалось ректором МГУ и деканом медицинского факультета. В 1912 году при Первой московской зубоврачебной школе впервые были созданы курсы усовершенствования для зубных врачей.
С началом первой мировой войны были прекращены поставки зубоврачебного оборудования. И.М. Коварскии, Л.А. Говсеев, Розен-блюм открыли Первую московскую лабораторию по изготовлению зубоврачебных инструментов "КОГОРО", названную по первым слогам фамилий участников, которая снабжала зубоврачебные кабинеты инструментами отечественного производства.
За 27 лет своего существования Первая зубоврачебная школа подготовила около 2500 зубных врачей, что было существенным вкладом в развитие зубоврачевания.
Выпускником школы И.М. Коварского (1897) был Павел Георгиевич Дауге, вместе с которым проходила вся дальнейшая общественная деятельность И.М. Коварского. Это, прежде всего, работа по организации Московского одонтологического общества (1898), по учреждению и руководству Российским зубоврачебным союзом, по разработке проекта реформы зубоврачебного образования, организации и проведению делегатских съездов зубоврачебного профессионального союза.
Если в 1898 году в России функционировало 9 зубоврачебных школ, то к 1916 году их было около 20.
Открытие первых русских школ положило начало качественно новому периоду в истории подготовки зубоврачебных кадров. Однако реформа зубоврачебного образования не решила основного вопроса — организации государственных одонтологических факультетов. Она лишь закрепила "частнопредпринимательный характер зубоврачебных школ".
Дата: 2018-12-28, просмотров: 497.