И. М. Сеченов и С. П. Боткин выдвинули учение о ведущем значении среды в происхождении приобретаемых и наследуемых свойств организма, о первенствующей роли среды в происхождении болезней и материалистически решали вопросы общей теории медицины, исходя из достижений классической русской философии и передового естествознания своего времени. В актовой речи «Общие основы клинической медицины» в 1886 г. С. П. Боткин дал определение медицины: «Изучение человека и окружающей его природы в их взаимодействии с целью предупреждать болезни, лечить и облегчать — составляет ту отрасль человеческих знаний, которая известна под именем медицины». С. П. Боткин стремился превратить клиническую медицину в точную науку и считал, что «неизбежный для этого путь есть научный... Если практическая медицина должна быть поставлена в ряд естественных наук, то понятно, что приемы, употребляемые в практике для исследования, наблюдения и лечения больного, должны быть приемами естествоиспытателя». С. П. Боткин отличался большой наблюдательностью, умением индивидуализировать больного, правильно оценивать значение отдельных проявлений болезни, что и делало его тонким диагностом. С. П. Боткин дал глубокий анализ поражений нервной системы, системым кровообращения, кроветворения. Он пришел к широким обобщениям в области патологии. С. П. Боткин и его ученики разрабатывали вопросы физиологии, экспериментальной патологии как Научной основы терапии. Исходя из идей И. М. Сеченова о роли центров головного мозга в рефлекторном механизме физиологических процессов, С. П. Боткин показал рефлекторный механизм ряда патологических процессов.
В «Клинических лекциях» С. П. Боткин дал анализ многих клинических явлений, симптомов и симптомокомплексов с точки зрения рефлекторной теории. Так, им было рассмотрено неврогенное происхождение некоторых форм лихорадки, сократительности селезенки, потоотделения на одной стороне тела, хлороза. Им введено представление о патологическом рефлексе. Отсюда интерес Боткина ко второму звену рефлекса — центрам, в которых преобразуются импульсы. Наличие ряда центров, еще неизвестных к тому времени физиологам, было предсказано Боткиным, и его гипотезы получили подтверждение в открытиях этих центров физиологами. Неврогенной теорией С. П. Боткин положил начало принципиально новому этапу развития клинической медицины.
С. П. Боткин проявлял активный интерес и к вопросам организации медицинского дела. Он способствовал улучшению медицинской помощи населению Петербурга. По его предложению была улучшена постановка лечебного дела в городских больницах. В них были устроены лаборатории, проводились патологоанатомические вскрытия, врачебные конференции, было улучшено питание больных. Во главе многих больниц стали доктора медицины — ученики Боткина. Большой его заслугой явилось введение в Петербурге по его инициативе «думских врачей» для оказания помощи на дому беднейшему населению города.
В 1886 г. он руководил работой комиссии по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России. Собранные этой комиссией обширные материалы о состоянии здоровья населения России, об ужасающей детской смертности, недостаточности медицинской помощиубедительно говорили о том, что условия царского строя вели не только к значительному ухудшению здоровья населения, но и к вырождению. Комиссия показала низкое санитарное состояние страны и ее здравоохранения. В условиях царского режима работа комиссии осталась бесплодной и не смогла приостановить процесса вырождения и вымирания населения страны, а С. П. Боткин даже не смог довести предложения комиссии до серьезного рассмотрения в какой-либо государственной инстанции. Только после Великой Октябрьской социалистической революции в условиях советского строя представились условия для проведения в жизнь широких оздоровительных мероприятий. С. П. Боткин был выдающимся преподавателем высшей медицинской школы и создал обширную школу своих последователей. Влияние С. П. Боткина не ограничилось клиникой внутренних болезней, его ученики занимали кафедры по другим дисциплинам: детским болезням, дерматологии, ларингологии, фармакологии; физиологии, общей патологии.
. Г.А.Захарьин – выдающийся клиницист и реформатор медицинского образования.
Главную задачу клинициста Г. А. Захарьин выразил следующим образом: «Определить, какая болезнь (исследование и распознавание), как она пойдет и чем кончится (предсказание), назначить план лечения и проводить в исполнение, сообразуясь с течением болезни (наблюдение)». Большое значение Г. А. Захарьин придавал клиническим лекциям. Он писал: «Клиническая лекция должна быть образцом правильной методики и индивидуализирующей клиники. И чем более она отличается от главы учебника, тем более она и имеет право называться клинической лекцией». Своими исследованиями Г. А. Захарьин охватил ряд вопросов клинической медицины. Он описал клиническую картину сифилиса сердца и легких, в частности сифилитическую пневмонию, клинику легочного туберкулеза, дал классификацию туберкулеза. Г. А. Захарьиным были выдвинуты оригинальные теории о роли эндокринных нарушений в этиологии хлороза. Г. А. Захарьиным были впервые описаны зоны кожной гиперестезии при заболеваниях внутренних органов (так называемые зоны Захарьина — Геда). Основная заслуга Г. А. Захарьина заключается в развитии метода непосредственного клинического наблюдения и разработке метода опроса больного. Г. А. Захарьин развил основные, положения учения Мудрова: требование определенной последовательности в обследовании больного и индивидуализации в подходе к назначению лечения и режима. Метод Захарьина — это не только «анамнез», это подробный и тщательный систематический опрос больного, имеющий целью установить вероятные причины болезни, ее развитие, функциональное состояние органов; опрос, позволяющий назначить нужный режим, лекарства и другие лечебные мероприятия. Инициатива опроса должна оставаться в руках врача. Опрос у Г. А. Захарьина охватывает не только прошлое (анамнез), но и настоящее состояние и обстановку жизни больного. В нем соединялись два принципа: физиологический (по системам и органам) и топографический. Метод охватывал все органы и системы: дыхание, кровообращение, желудочно-кишечный тракт (желудок, кишечник, печень, селезенка), мочеполовую систему, обмен веществ, кроветворную и нервную системы и нервно-эмоциональное состояние (сон, память, сообразительность, настроение, головные боли, головокружение, парестезии и т. д.). Этот метод позволяет выявить функциональное нарушение заболевшего органа нередко ранее обнаружения анатомических изменений. Большое значение Г. А. Захарьин придавал лечению. Значительное место в лечебных советах Г. А. Захарьина занимали его указания больному о режиме и образе жизни: «Измени обстановку, измени деятельность, измени образ жизни, если хочешь быть здоровым». Наряду с покоем он рекомендовал движение. В сочетании с гигиеническими и профилактическими мероприятиями Г. А. Захарьин применял медикаменты и общие лечебные приемы — массаж, кровопускание, минеральные воды, климатолечение больных туберкулезом легких не только на юге, но и на природе в любой местности. Он выступал против широко распространенного в его время обычая богатых людей ездить на заграничные курорты и рекомендовал лечение на отечественных курортах. В клиническом учении Захарьина видное место занимали вопросы гигиены. В своей речи «Здоровье и воспитание в городе и за городом» он говорил: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лекарственной терапии». «Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Самый успех терапии возможен лишь при соблюдении гигиены». Однако необ- ходимо отметить, что в своих высказываниях по гигиеническим вопросам Г. А. Захарьин ограничивался в основном сферой личной гигиены, недооценивал влияние социальных условий на возникновение и течение болезней и не ставил задачи проведения широких оздоровительных мероприятий. Советам Г. А. Захарьина в большинстве случаев могли следовать лишь богатые люди.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 314.