Развитие оперативного врачевания у ацтеков и в Империи инков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инки знали химические методы сохранения трупов, которые использовались при мумификации умерших правителей и знатных людей. Техника вскрытия у инков напоминает древнеегипетскую. После извлечениявнутренностей и мозга (часто через большое затылочное отверстие) тело обрабатывалось бальзамом толу, состав которого определен благодаря успехам современной химии. В него входили: перуанский бальзам, древесная смола, соли, алкалоиды, ментол, таннин, многие другие местные природные вещества. При захоронении мумии придавалась поза сидячего человека. Ее одевали в лучшие одежды, заворачивали с головой в покрывала и помещали в специально построенные здания с множеством помещений, в вырытые под землей глубокие песчаные пещеры (культура Паракас) или в естественные высокогорные пещеры, холодный и чистый воздух которых способствовал сохранению трупов. Вместе с мумиями погребали вещи, которыми человек пользовался при жизни, полагая, что они будут необходимы ему и после смерти. В мифологии инков существовал особый бог — покровитель трупов — Тотем Вари. Во время праздников мумии правителей (инков) выносили на главную площадь, одевали в дорогие одежды и увешивали золотым и серебряным оружием. По мнению исследователей, вынос мумий иногда сопровождался распространением продуктов гниения, что приводило к массовым заболеваниям.

В области оперативного врачевания наибольших успехов достигли инки и их предшественники предки (культура Паракас). Врачеватели инков успешно лечили раны и переломы, применяя «шины» из перьев крупных птиц; осуществляли операции ампутации верхних и нижних конечностей, производили трепанации черепов. Хирургические инструменты для трепанации, туми, изготавливались из обсидиана, золота, серебра, меди. В Империи инков существовали строгие правила, которые можно определить как элементы государственной регламентации. Это организация приютов для больных, запрет тяжелобольным жить в городах, а увечным и больным от рождения вступать в брак и т. д.

 

25.Развитие медицинского дела у ацтеков.

 Наиболее развитые представления о строении человеческого тела на континенте были у ацтеков: они имели несколько сот терминов для обозначения частей человеческого тела, значительно больше, чем знали древние майя. Большинство исследователей связывает эти познания с традицией ритуальных жертвоприношений, когда в установленные дни у большого количества людей, приносимых в жертву богам, вскрывалась грудная клетка и вынималось сердце. При этом черепа жертв сохранялись. Языческие религии ацтеков были тесно связаны с верой в жизнь после смерти. Это привело к почитанию мертвых, пышным ритуалам погребения знатных особ и практике бальзамирования умерших. В государстве ацтеков существовал специальный орган, который занимался регулированием деятельности врачевателей. В ацтекском войске, которое, по свидетельству Э. Кортеса, насчитывало 150 тыс. человек и по численности превышало любую из европейских армий того времени, были специальные люди для выноса раненых с поля боя. В Теночтитлане, Тескоко и других городах создавались военные «госпитали», а также специальные помещения для изоляции уродов, альбиносов, больных неизлечимыми и неизвестными болезнями. Во время массовых заболеваний предпринимались эффективные меры по ограничению очага опасной болезни, а семьи правителя и знати срочно покидали район бедствия.

 

Медицина в Киевской Руси.

Народная медицина издавна развивалась на Руси и была неотъемлемой частью языческой культуры русского народа. Вплоть до второй половины прошлого столетия, т.е. на протяжении почти двух тысяч лет истории нашего государства, народная медицина оставалась единственным доступным средством поддержания здоровья российского народа. Еще во времена язычества врачевание объединяло в себе и реальное знание целебных сил природы, и веру в ее чудодейственные тайны. Среди врачевателей-язычников были волхвы (так вплоть до XVII в. продолжали называть знахарей), ведуны, ведуньи и ведьмы (от древнерусск. Ведать — знать), кудесники, чаровницы и т.д. В народе они считались посредниками между человеком и таинственными силами природы, умеющими обращать эти силы на пользу (или во вред) человеку. Все вместе они представляли собой жреческое сословие древней дохристианской Руси. В сферу их деятельности входили: общественные магические действия, лекарское знахарство, гадания о личной судьбе и т.п. За советом и помощью к ним обращались простые люди и великие князья, например, первый князь Киевский Олег (882-912). Позднее народных врачевателей стали называть лечцами В лечебной практике они широко использовали различные средства растительного, животного и минерального происхождения. Так, большой популярностью в народе пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, "злоненавистника" (бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснок, хрена, березового сока и многие другие. Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сыра печень трески, кобылье молоко и панты оленя. Прекрасным лечебным эффектом обладали и природные средства минерального происхождения. При болях животе принимали внутрь растертый порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, "серного камня"мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах "кислой воды". Ее древнерусское название, нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает "богатырь-вода". Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и широкого распространения грамотности. К сожалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедствий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания средств и приемов русского народного врачевания как времен христианской Руси, так и более древнего языческого периода русской истории.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 597.