Оператор вызова процедур. Операторы ввода-вывода
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этот оператор предназначен для выполнения отдельно заданной последовательности операторов — подпрограммы-процедуры.

Примечание.

В блок-схеме алгоритма для отображения оператора вызова процедуры используется блок «предопределенный процесс».

2. Операторы ввода предназначены для ввода значений переменных с клавиатуры.

3. Операторы вывода выводят указанные в операторе значения на экран монитора.

Примечание.

В блок-схеме алгоритма для отображения операторов ввода/вывода можно использовать одноименный блок «ввод-вывод».

6.11.Подпрограммы.

Если группа одних и тех же действий повторяется в разных местах программы, то целесообразно их выделить в подпрограмму.

Определение. Подпрограмма — это часть программы, оформленная в виде отдельной синтаксической конструкции и снабженная именем. Подпрограмма является вспомогательным алгоритмом. Подпрограмма представляет собой отдельный программный модуль, который реализует отдельный алгоритм.

Подпрограмма описывается в разделе описаний основной программы.

Подпрограмма состоит из нескольких частей: заголовка (который определяет вид подпрограммы), имени, списка параметров (параметры могут отсутствовать), тела подпрограммы (операторов, которые будут выполняться при ее вызове), завершения подпрограммы. Параметры разделяются на аргументы и результаты.

В процессе выполнения подпрограммы аргументы не меняются. Чтобы работа подпрограммы имела смысл, она должна получить данные из внешней программы. Данные передаются подпрограмме в виде параметров (аргументов). Во время написания подпрограммы заранее неизвестно, какие конкретно параметры она будет получать во время вызова ее из основной программы, их значения будут переданы из основной программы. Поэтому, параметры, которые указываются в заголовке программы, называются формальными. Они нужны только для описания тела подпрограммы. А конкретные параметры, которые указываются в момент вызова подпрограммы, называются фактическими. При выполнении подпрограмма работает с фактическими параметрами. Все переменные, описанные в разделе описаний основной программы, доступны во всех описанных в ней подпрограммах, если описание переменных предшествует описанию подпрограмм. Эти переменные называются глобальными. Переменные, объявленные в разделе описаний подпрограммы, как и параметры подпрограммы, доступны только в теле этой подпрограммы. Поэтому они называются локальными переменными.

Подпрограммы бывают двух видов: процедуры и функции.

4. Процедура просто выполняет группу операторов, входящих в нее.

5. Функция вычисляет некоторое значение и передает его (возвращает) в главную программу. Это значение имеет определенный тип, поэтому и сама функция имеет тип. Любая функция в основной программе используется в составе выражений.

Подпрограмма активизируется только в момент ее вызова из основной (внешней) программы. Операторы, находящиеся внутри подпрограммы, выполняются, только если эта подпрограмма вызвана. Пока выполнение подпрограммы полностью не закончится, оператор главной программы, следующий за программой вызова подпрограммы, выполняться не будет.

Подпрограммы могут быть вложенными, то есть входить в состав других подпрограмм, а не только основных программ. В некоторых языках программирования допускается вызов подпрограммы из себя самой. Это называется рекурсией.

Понятие подпрограммы, как обособленной именованной части программы со своим собственным локальным контекстом имен является в большинстве языков программирования основным средством структурирования программ.

6.12.Технологии программирования.

Определение. Технология программирования — это система методов, способов и приемов разработки и отладки программы.

В настоящее время нашли широкое применение следующие технологии программирования: Модульное (алгоритмическое) программирование, Структурное программирование, Объектно-ориентированное программирование.

6.12.1.Модульное (алгоритмическое) программирование. [25] )

Основная идея алгоритмического программирования — разбиение программы на последовательность модулей, каждый из которых выполняет одно или несколько действий. Единственное требование к модулю, чтобы его выполнение всегда начиналось с первой команды и всегда заканчивалось на самой последней команде модуля. Алгоритм на выбранном языке программирования записывается с помощью команд описания данных, вычисления значений и управления последовательностью выполнения программы. Текст программы представляет собой линейную последовательность операторов присваивания, цикла и условных операторов. Таким способом можно решать не очень сложные задачи и составлять программы, содержащие несколько сот строк кода.

Если текст программы сильно возрастает, то общая структура алгоритма теряется за конкретными операторами языка, выполняющими элементарные действия. Поэтому набрать и отладить линейную последовательность операторов практически невозможно. При создании средних по размеру приложений (несколько тысяч строк исходного кода) используется структурное программирование.

 

6.12.2.Структурное программирование. [26] )

Структура программы должна отражать структуру решаемой задачи, чтобы алгоритм решения был ясно виден из исходного текста. Для этого используются средства для создания программы не только с помощью простых операторов, но и с помощью средств, более точно отражающих конкретную структуру алгоритма. Для этого используются подпрограммы. Программа разбивается на множество мелких подпрограмм, каждая из которых выполняет одно действие из предусмотренных исходным заданием. Комбинируя эти подпрограммы, удается формировать итоговый алгоритм уже не из простых операторов, а из законченных блоков, имеющих определенную смысловую нагрузку. Обращаться к таким блокам можно по названиям. Подпрограммы выступают в роли новых операторов или операций языка, определяемых программистом. Немаловажно, что небольшие подпрограммы роще отлаживать, что существенно повышает общую надежность программы.

Возможность применения подпрограмм относят язык программирования к классу процедурных языков.

6.12.3.Объектно-ориентированное программирование. [27] )

Объектно-ориентированное программирование представляет собой способ программирования, напоминающий процесс человеческого мышления. Это более структурированный способ, чем другие технологии программирования. Он позволяет создавать модульные программы с представлением данных на определенном уровне абстракции.

Объектно-ориентированное программирование основано на понятии объекта.

Определение. Объект — это совокупность свойств (структур данных, характерных для этого объекта), методов их обработки (подпрограмм изменения свойств) и событий, на которые данный объект может реагировать, и которые приводят, как правило, к изменению свойств объекта.

Объекты могут иметь одинаковую структуру и отличаться только значениями свойств. В таких случаях в программе создается новый тип, основанный на единой структуре объекта, который называется классом. Важнейшая характеристика класса – возможность создания на его основе новых классов с наследованием всех его свойств и методов и добавлением собственных. Класс, не имеющий предшественника, называется базовым. Наследование позволяет создавать новые классы, повторно используя уже готовые исходные программы.

6.13.Тренировочные тестовые задания по разделу 6.

(правильные ответы см. в конце пособия).

1. Представленный алгоритм А является?

1. Циклическим алгоритмом

2. Линейным алгоритмом

3. Ветвящимся алгоритмом

4. Укрупненным алгоритмом

5. Подчиненным алгоритмом

 

2. Алгоритм – это:

§ Правила выполнения определенных действий

§ Набор команд для компьютера

§ Протокол вычислительной сети

§ Понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели

§ Схема, указывающая порядок исполнения некоторого набора команд.

 

3. Суть такого свойства алгоритма, как результативность, заключается в том, что?

1. Алгоритм всегда состоит из последовательности шагов

2. Для записи алгоритма используются команды, которые входят в систему команд исполнителя

3. Алгоритм обеспечивает решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач

4. При точном исполнении всех команд алгоритма определенный результат будет получен за конечное число шагов

5. Алгоритм должен состоять из команд, однозначно понимаемых исполнителем

 

4. Алгоритм называется циклическим, если?

1. При его выполнении предполагается многократное повторение одних и тех же действий

2. Последовательность выполнения команд зависит от истинности тех или иных условий

3. Команды выполняются последовательно, независимо от каких-либо условий

4. Включает в себя вспомогательный алгоритм

5. Является частью укрупненного алгоритма

5. Какое значение примет число S в результате выполнения данного алгоритма B?

V. 5 VI. 8 VII. 2 VIII. 0 IX. 12   Шаг1. Начало. Шаг2. f =4Шаг3. a = f /4 Шаг4. S = f +4 a Шаг5. Вывод результата S Шаг6. Конец. Алгоритм B к заданию V .

6. В каком виде представлен алгоритм C?

§ В виде словесного описания

§ В виде граф-схемы

§ В виде блок-схемы

§ В алгоритмическом виде

§ Языком программирования

 

7. Какое значение примет число S в результате выполнения алгоритма D?

1. 10

2. 4

   3. 24

   4. 0

    5. 12

 

 

8. Какой блока их перечисленных используется в блок-схеме алгоритма для обозначения условия завершения цикла?

 Модификация

 Предопределенный процесс

 Решение

 Процесс

 Ввод/вывод

9. Формальные параметры процедуры:

 Описываются в ее заголовке

 Перечисляются при вызове процедуры

 Указываются при описании данных в программе

 Указываются при описании внутренних переменных процедуры

 Таких параметров нет.

 

10. Синтаксис языка программирования это:

 Совокупность значений (смысл) всех конструкций языка.

 Набор правил построения конструкций языка

 Только правильное написание служебных слов

 Правильное описание используемых переменных в программе

 Текст программы

 

11. Языки программирования высокого уровня

 Используют операторы языка близкие к машинному коду

 Ориентированы на конкретный тип процессора

 Учитывают особенности конкретных компьютерных архитектур

 Могут использоваться на разных типах компьютеров

 Ориентированы на конкретные команды процессора.

 

12. Языки программирования баз данных:

Это языки программирования, предназначенные для записи алгоритмов, исполняемых на ЭВМ

Используются для управления базами данных

Предназначены для работы с текстовыми документами

Предназначены для работы с мультимедийными документами

Называются скрипт-языками

 

13. Константа – это:

Величина, значение которой не изменяется в ходе выполнения программы

Величина, значение которой может изменяться в ходе выполнения программы.

Имя, которое служит для обозначения данных в программе

Результат вычисления выражения

Законченное предложение языка программирования

 

14. Константа а имеет значение 1,44, то есть а=1,44. Определите ее тип:

 Целый

 Вещественный

 Логический

 Литерный

 Строковый

 

15. Задан массив К, размерность его . Определите правильную запись массива К:

 К=

 К=

 К=

 К=

 

16. Оператор присваивания предназначен для:

Явного указания последовательностей действий в соответствии с алгоритмом.

Выбора направления выполнения алгоритма в зависимости от некоторых условий

Изменения текущего значения переменной

Многократного выполнения одной и той же последовательности действий

Выполнения отдельно заданной последовательности операторов

 

17. Отдельный программный модуль, который реализует отдельный алгоритм называется:

 Оператором цикла с параметром

 Оператором последовательности

 Условным оператором

 Оператором вызова процедур

 Подпрограммой

 

18. Параметры, которые указываются, в заголовке подпрограммы называются:

 Глобальными

 Локальными

 Фактическими

 Формальными

 Рекурсией

19. В какой технологии программирования используется следующий прием - программа разбивается на множество мелких подпрограмм, каждая из которых выполняет одно действие из предусмотренных исходным заданием:

Модульное программирование

Алгоритмическое программирование

Объектно-ориентированное программирование

Структурное программирование

Программирование на языках низкого уровня

 

20. Какой язык программирования относится к машинно-зависимым языкам:

 Паскаль

 Бейсик

 Фортран

 Ассемблер

HTML

 

 

Ответы на примерные тестовые задания

Ответы на задания по разделй 1

Задача № ответа Задача № ответа Задача № ответа
  3   2   2
  5   4   4
  4   3
  4   3

Ответы на задания по разделу 2

Задача № ответа Задача № ответа Задача № ответа
4 5 3
3 4 4
1 2
2 5

Ответы на задания по разделу 3

Задача № ответа Задача № ответа № ответа № ответа
4 3 1
3 5 3
1 3 4
2 2 4
3 4 1
5 1 2
2 5 3
1 4 5
2 5 4
3 2 3
4 3

Ответы на задания по разделу 4

Задача № ответа Задача № ответа Задача № ответа
4 1 3
1 4 5
2 3 1
3 5 2
2 2 4
1 3 1
3 1 3
2 2 4
3 4 3
1 5 1
1 3 4
2 2 4
4 4 2
4 2 5
1 1 3
4 3 3

 

Ответы на задания по разделу 5

Задача № ответа Задача № ответа Задача № ответа
2 4 1
4 5 5
2 3
1 4

Ответы на задания по разделу 6

Задача № ответа Задача № ответа Задача № ответа
2 3 4
4 1 3
4 2 5
1 3 4
3 2 4
2 1 4
3 2

Приложение.                                                                                  С одержание части 2 «Основы информационных технологий»

7. Технологии обработки текстовой информации 

7.1.Текстовые редакторы и процессоры.

7.2.Понятие о тексте и его обработке.

7.3.Этапы формирования текстового электронного документа. 

7.4.Основные операции над текстом.

7.5.Приемы автоматизации разработки текстовых документов.

7.6.Специальные возможности текстовых процессоров.

7.7.Основы издательского делопроизводства.

7.8.Тренировочные тестовые задания по разделу 7.

8. Технология обработки графической информации

8.1.Теоретические основы представления графических данных.

8.2.Форматы графических данных.

8.3.Растровая графика.

8.4. Векторная графика.

8.5.Трехмерная (3D) графика.

8.6.Цвет и способы его описания.

8.7.Модели цветообразования.

8.8.Аппаратные и программные средства создания и обработки изображений.

8.9.Тренировочные тестовые задания по разделу 8.

9. Технология обработки числовой информации 

9.1.Редакторы электронных таблиц и табличные процессоры.

9.2.Понятие об электронной таблице и ее обработке.

9.3.Этапы формирования электронной таблицы. 

9.4.Основные операции над таблицей.

9.5.Вычисления в электронных таблицах

9.6.Приемы автоматизации разработки табличных документов.

9.7.Специальные возможности табличных процессоров.

9.8.Использование электронных таблиц для решения задач.

9.9.Тренировочные тестовые задания по разделу 9.

10.Технология хранения, поиска и сортировки информации

10.1.Базы данных.

10.2.Требования, предъявляемые к БД и информации, хранящейся в ней.

10.3.Типы баз данных.

10.4.Основные понятия реляционных БД.

10.5.Операции по работе с БД.

10.6.Основные объекты в базах данных.

10.7.Основные операции по работе с объектами в БД.

10.8.Поиск записей. Понятие о запросе. Виды запросов и способы их организации.

10.9.Тренировочные тестовые задания по разделу 10.

11.Мультимедийные технологии

11.1.Понятие мультимедиа. Гипертекст и гипермедиа. Объекты мультимедиа.

11.2.Средства обеспечения мультимедиа-технологий. Схемы хранения и воспроизведения мультимедиа-файлов.

11.3.Средства создания мультимедиа документов (обзор).

11.4.Тренировочные тестовые задания по разделу 11.

12.Компьютерные коммуникации

12.1.Компьютерные сети.

12.2.Топология сети.

12.3.Архитектура сети.

12.4.Средства реализации сетей.

12.5.Глобальная сеть Интернет.

12.6.Основы технологии WWW.

12.7.Тренировочные тестовые задания по разделу 12.

Ответы на приамерные тестовые задания (по части 2)

Литература для самостоятельной подготовки

В список литературы включены только учебники и учебные пособия, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве базовых для проведения занятий в школе по дисциплине «Информатика».

 

Гейн А.Г. и др. Информатика 10-11 кл. — М.: Просвещение, 2000…2002.

Кушниренко А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. 10-11 кл. — М.: Просвещение, 1997.

Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура 10 кл. — М.: Дрофа, 2002.

Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура 11 кл. — М.: Дрофа, 2000…2002.

Ляхович В.Ф. Информатика. 10-11 кл. — М.: Просвещение, 1998.

Информатика. /Под ред. Н.В.Макаровой. 10-11 кл. —С.-Петербург, Питер, 1999.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11 кл. — М.: БИНОМ, 2000…2003.

Шафрин Ю.А. Информационные технологии. — М.: БИНОМ, 1998, 1999.

 


 


Авторский коллектив

Белов Владимир Семенович, к.т.н., доцент

Бруттан Юлия Викторовна, ст. преподаватель

Мотайленко Лилия Владимировна, к.т.н., доцент

Мотина Надежда Владимировна, ст. преподаватель

Николаев Виктор Васильевич, ст. преподаватель

Полетаева Ольга Александровна, ст. преподаватель

Хагги Петр Анзельмович, ст. преподаватель

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 354.