Вопросы для самоподготовки к частям 3–5
1. Раскрыть структуру лекции и ее дидактические особенности.
2. Из чего складывается дидактическая система?
3. Цели, задачи и основные идеи системы Гербарта и их критика.
4. Вклад Дьюи и Бруннера в развитие дидактики.
5. Каковы особенности подготовки педагога гуманистической ориентации?
6. Какова структура интеллекта по Айзенку?
7. Какова связь духовного мира человека и интеллекта?
Рекомендуемая литература к частям 3–5
1. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 111–132.
2. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М., 1996.
3. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении /
В. А. Кан-Калик. – М., 1987.
4. Ладенко И. С. Интеллектуальная культура специалистов и модели мышления / И. С. Ладенко // Филос. науки. – 1982. –
№ 3. – С. 130–151.
5. Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. – М., 2000.
6. Леонтьев, Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах
А. Маслоу / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 1987. – № 3. – С. 150–158.
7. Сенека, А. Л. Нравственные письма к Луцилию /
А. Л. Сенека. – Кемерово, 1976.
8. Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование /
В. В. Сериков // Педагогика. – 1994. – № 5. – С. 16–21.
9. Сухомлинский, В. А. Не только разумом, но и сердцем /
В. А. Сухомлинский. – М., 1986.
10. Холодная, М. А. Интеллектуальное воспитание личности /
М. А. Холодная, Э. Г. Гельфман // Педагогика. – 1998. – № 1. – С. 54.
11. Юнг, К. Г. Конфликты детской души / К. Г. Юнг. – М., 1993.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ К КУРСУ
Понятийный блок № 1
Гуманизация – это осмысление и освоение на практике идей гуманизма.
Гуманизм – это признание ценности человека.
Индивидуальность – это уникальный неповторимый набор природных задатков человека.
Личность – человек, изучаюший свою индивидуальность, отстаивающий ее, борющийся за неё в течение всей своей жизни. Личность формируется и реализует себя в обществе.
Метод – это совокупность приемов деятельности.
Методология – наука о методе.
Образование – это процесс воспитания и обучения, направленный на развитие (человека) личности.
Парадигма науки – это общепринятые и общераспространенные знания данной науки, модель науки.
Педагогика – наука об образовании, об искусстве образования.
Прием – это совокупность способов деятельности.
Рефлексия – это способность ума следить за своими собственными действиями.
Система – это целостность, состоящая из частей, объединенных внутренней связью. В педагогике эта связь – цель образования.
Способ – простейший элемент деятельности.
Технология образования – это целостный, последовательный ряд элементов педагогического процесса, направленный на достижение целей образования.
Понятийный блок №2
Воспитание – это целенаправленное создание социальных условий, материальных, духовных и организационных для развития человека.
Диагностика – это обратная связь, определение уровня результата обучения.
Дидактика – это теория обучения.
Знания – это совокупность идей, в которых выражено теоретическое овладение предметом.
Категория – основное понятие.
Когнитивная грамотность – это знания об интеллекте, интеллектуальных способностях, а также средствах и методах их развития.
Контроль – проверка с оценкой.
Концепция – ведущая идея.
Методика – это теория обучения конкретному предмету.
Навыки – это умения, доведенные до автоматизма.
Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога и воспитанника.
Организация – это упорядочение процесса обучения, придание ему формы.
Оценка – индикатор некоторого качества обучения.
Педагогический процесс – развивающееся взаимодействие учителя и ученика, направленное на достижение поставленной цели воспитания.
Преподавание – это целенаправленная деятельность педагога, имеющая определенный порядок, последовательность, направленные на достижение педагогической цели.
Проверка – выявление и измерение определенного объема или уровня знаний.
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения в обществе.
Средства обучения – то, что располагается между педагогом и учеником.
Умения – это способность использовать знания на практике.
Учение – это процесс (сопроцесс) познания, включающий в себя осознание и осмысление в процессе познания, упражнения и практический опыт.
Форма – внешний вид, оболочка.
Понятийный блок №3
Грамотность – это знания по предмету и умение владеть ими на практике.
Душа – 1) в педагогике – это духовный мир человека;
2) в психологии – психика конкретного человека.
Интеллект – 1) это способность ориентироваться в нестандартной ситуации; 2) это способность формулировать законы, теории, гипотезы, решать задачи, доказывать теоремы; 3) это определенная структура психических функций.
Лекция – это последовательное монологическое изложение теории учебного материала.
Социокультурная подготовка – это знания об обществе и общекультурные знания педагога.
Традиционная дидактика – дидактика, разработанная на заре педагогики трудами древних мыслителей, заканчивая Коменским.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть1 . Х арактерные особенни современного |
Образования
Дата: 2018-12-28, просмотров: 234.