Индивидуальный подход в воспитании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индивидуальный подход был освоен в отечественной педагогике во II половине ХХ века. В I половине ХХ века основание индивидуального подхода были заложены в психологии
Л. С. Выготского. В современной школе и детском саду каждый педагог знает, что дидактический материал должен быть таким, что каждый ребенок получит свое индивидуальное задание.
Л. С. Выготский говорил о «зоне ближайшего развития» ребенка, подразумевая, что, создавая образовательную среду, подготавливая условия для развития ребенка, воспитатель следит за тем, чтобы ребенок постоянно решал творческую задачу. Эта задача не должна быть легкой, поскольку легкая задача не обеспечивает развитие, для которого необходима нагрузка. Задача не должна быть чрезмерно сложной – это может сломать психику ребенка. Очевидно, что обеспечение «зоны ближайшего развития» – это тонкая педагогическая задача, и решать ее нужно не вообще, а индивидуально для каждого человека отдельно. В этом – суть, психологическая основа индивидуального подхода. В настоящее время педагогика переходит к личностному подходу.


Содержание понятия «индивидуальность» человека основательно разработано в трудах швейцарского психолога
К. Г. Юнга. Юнг говорит, что индивидуальность – это уникальный, неповторимый набор природных задатков. Юнг призывает не искать «злонамеренностей» в ребенке. Ребенок живет под влиянием своей внутренней природы. Он ничего не придумывает. Задача педагога – обнаружить эти проявления. Личностное развитие предполагает развитие более ярких сторон индивидуальности. Личность отстаивает свою индивидуальность в течение всей своей жизни. В раннем детстве ребенок не осознает еще свою индивидуальность, он ее выражает самопроизвольно. Научить его осознавать себя – задача педагога. Индивидуальный подход дает возможность педагогу манипулировать развитием ребенка, что может привести к конфликту с его личностными запросами. Но есть еще одна проблема – это социальный заказ. Обществу безразлично в данный момент, развивается ли личностно ребенок. У него свои цели, задачи и потребности, которые и формируются в виде социального заказа к человеку, образованию. При решении задачи согласования потребности общества и развивающейся личности и проявляется необходимость роли педагога.

 

Педагог выступает в роли исследователя, в роли психолога. Изучая ребенка, определяя спектр его задатков, он определяет такие из них, которые достаточно сильно характеризуют индивидуальность и, в то же время, будут востребованы обществом. На развитие этих задатков и будет направлена деятельность педагога и воспитанника. (Мы будем различать задатки, то с чем родился человек, и способности, которые он развивает на основе природных задатков. Отсюда можно заключить, что индивидом рождаются, а личностью – становится.)







Диалогизм

Понятие «диалог» в образовании берет свое начало из Древнего мира от Сократа, V век до н. э. Сократ вел беседы с учениками так, что задавал наводящие вопросы, шаг за шагом приближая их к тому выводу, который предполагал сделать сам. Диалогизм в преподавании отрицает подачу готовых знаний, а позволяет осуществлять проблемное обучение, «открытие мира впервые» ребенком с каждым шагом его обучения, что остается справедливым всегда и для взрослого человека. Диалогизм в обучении предполагает развитие личности педагога, предполагает его способность меняться время от времени ролью с учеником в системе «учитель–ученик». В настоящее время диалогизм достаточно широко освоен в обучении. Это активная форма обучения (т. е. активная роль учителя и активная роль ученика).

Гуманизация образования

Теория гуманизации в современной педагогике трансформировалась из теории личности. Гуманизация – это осмысление и освоение на практике идей гуманизма. Гуманизм – это признание ценности человека. Целостность педагогической теории составляет единство трех ее оснований: цели, содержания и средств. Гуманизация образования – это цель современной реформы (желательный ее результат). При условии осуществления гуманизации сформируется гуманистическая педагогика. Не только в теории, но и на практике. Цель гуманистической педагогики – развитие личности.

Гуманистическая психология и педагогика начали свое становление в России в 20-е гг. ХХ в. (Л. С. Выготский,
П. П. Блонский), в США в 50–60-е гг. ХХ в. (психологи А. Маслоу, К. Роджерс). В педагогике в настоящее время формируется новая парадигма образования. Понятие «парадигма» было введено

американским историком науки Т. Куном в 70-х гг. ХХ в. в его труде «Структура научных революций». Парадигма науки – это общепринятые и общераспространенные знания данной науки. Они становятся содержанием учебников. Парадигма – это модель науки.

«Гуманизацию» мы будем отличать от «гуманитаризации», понимая под гуманитаризацией усиление цикла гуманитарных предметов.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 229.