НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
А. Я. Кузнецова
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА:
ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
Новосибирск 2009
УДК 37.0(07)
ББК 34р30
К 891
Рецензенты:
кандидат психологических наук Петрова Эрна Давыдовна
кандидат педагогических наук Ковалева Марина Ивановна
Кузнецова, А. Я.
К 891 ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА:
ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ: монография /
А. Я. Кузнецова. – Новосибирск : Прайс-курьер, 2009. – 48 с.
В основу гуманистической парадигмы образования положены представления о личностном подходе в педагогике и теория личности, сложившаяся в современной психологии. В изучении вопросов духовного развития личности особое место отводится проблеме интеллектуальных способностей, методам и средствам развития интеллекта в процессе воспитания как стержневым проблемам формирования личности. В практике современного образования особое место отводится личностно-ориентированным технологиям образования. Главы монографии содержат списки рекомендуемой литературы.
Для студентов дневного отделения ФППД и др. факультетов педуниверситетов, аспирантов, преподавателей и специалистов в области образования.
УДК 37.0(07)
ББК 34р30
© Кузнецова А. Я., 2009
Часть 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Отвоюй себя для себя самого
Сенека
Предмет и задачи педагогики
Педагогика – наука об образовании. С. И. Гессен определил педагогику как науку об искусстве образования. Цель педагогики – ценности культуры, освоение каждым человеком этих ценностей (науки, искусства, нравственности). Современные педагоги говорят, что цель образования – развитие личности. Поскольку педагогика – целеполагающая наука, то и педагогическая деятельность имеет цель и начинается с определения цели.
Согласно современной педагогике молодой человек получает образование в совместной с педагогом в их общей творческой деятельности. При этом за педагогом сохраняется роль ведущего в этой деятельности. Образование как процесс – это процесс воспитания и обучения, направленный на развитие человека. Образование как результат – это культура конкретного человека.
Современное образование сохраняет в себе древнюю традицию, но имеет в то же время неоспоримые отличительные черты.
В настоящее время для образования существенно: непрерывность, вариативность, научность, включение методологии в содержание образования, технологичность, индивидуальный подход, диалогизм, гуманизация, формирование экологического сознания, рефлексивность.
Диалогизм
Понятие «диалог» в образовании берет свое начало из Древнего мира от Сократа, V век до н. э. Сократ вел беседы с учениками так, что задавал наводящие вопросы, шаг за шагом приближая их к тому выводу, который предполагал сделать сам. Диалогизм в преподавании отрицает подачу готовых знаний, а позволяет осуществлять проблемное обучение, «открытие мира впервые» ребенком с каждым шагом его обучения, что остается справедливым всегда и для взрослого человека. Диалогизм в обучении предполагает развитие личности педагога, предполагает его способность меняться время от времени ролью с учеником в системе «учитель–ученик». В настоящее время диалогизм достаточно широко освоен в обучении. Это активная форма обучения (т. е. активная роль учителя и активная роль ученика).
Гуманизация образования
Теория гуманизации в современной педагогике трансформировалась из теории личности. Гуманизация – это осмысление и освоение на практике идей гуманизма. Гуманизм – это признание ценности человека. Целостность педагогической теории составляет единство трех ее оснований: цели, содержания и средств. Гуманизация образования – это цель современной реформы (желательный ее результат). При условии осуществления гуманизации сформируется гуманистическая педагогика. Не только в теории, но и на практике. Цель гуманистической педагогики – развитие личности.
Гуманистическая психология и педагогика начали свое становление в России в 20-е гг. ХХ в. (Л. С. Выготский,
П. П. Блонский), в США в 50–60-е гг. ХХ в. (психологи А. Маслоу, К. Роджерс). В педагогике в настоящее время формируется новая парадигма образования. Понятие «парадигма» было введено
американским историком науки Т. Куном в 70-х гг. ХХ в. в его труде «Структура научных революций». Парадигма науки – это общепринятые и общераспространенные знания данной науки. Они становятся содержанием учебников. Парадигма – это модель науки.
«Гуманизацию» мы будем отличать от «гуманитаризации», понимая под гуманитаризацией усиление цикла гуманитарных предметов.
Общие принципы педагогики
Перед тем как изложить основные концепции базового образования перечислим общие принципы образования. Доступность. Наглядность. Сознательность. Научность. Систематичность. Последовательность. Прочность. Связь теории с практикой. Активность. Эти принципы широко известны, понятны и имеют глубокий смысл, но, как и все научные положения, не несут в себе окончательных решений, а подвергаются как переосмыслению так и критике.
Концепции базового образования
Базовое образование разрабатывается на основе Государственного стандарта. Оно обеспечивает социально необходимые знания. Базовое образование предполагает определенные ступени и уровни образования. Оно включает в себя перераспределение полномочий между федеральным центром и регионами. Базовое образование также занимается аттестацией педагогов, учреждений, таким образом, управляет качеством образования.
Принципы базового образования: сохранение единого образовательного пространства в пределах страны, сохранение качества образования, защита прав обучающегося, защита здоровья от перегрузок и др. Базовый стандарт включает в себя основную часть и вариативную. Стратегические концепции базового образования: непрерывность и вариативность.
Категории дидактики
Цели воспитания
Реальные цели воспитания всегда специфичны, они имеют конкретно исторический характер. Цели воспитания зависят от гражданской, социально-философской позиции педагога – автора педагогической концепции. Воспитание может быть:
* авторитарным,
* свободным,
* демократичным.
Конкретные цели воспитания
– всесторонне гармоничное развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
– приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности;
– воспитание социально-компетентной личности;
– воспитание автономной личности, способной к совершенствованию себя, позитивному изменению себя и окружающей действительности;
– эмансипация – свободное развитие;
– формирование отношения к миру и с миром, отношение к себе и с самим собой;
– развитие самосознания, которое ведет личность к самореализации и самоутверждению (через рефлексию).
Цель современной педагогики – воспитание личности. Имеется в виду обучение, воспитание и развитие индивидуальности, формирование личности на основе нравственности при условии физического здоровья индивида.
Требования к оценке
Оценка – это индикатор некоторого качества, она должна быть объективна и гуманна, систематична и гласна. В 1918 г. в процессе реформы классно-урочной системы обучения оценка была отменена (предложение П. П. Блонского). Мотивировалось это тем, что «ребенком должна управлять радостная перспектива приобретения знаний», ребенком управляет не оценка, а «заложенное самой природой стремление к знаниям».
Требования к контролю
Контроль должен быть полным и объективным, своевременным и глубоким, контролируется количество и качество. Зависимость качества обучения от контроля – общая закономерность дидактики.
Диагностика – это обратная связь. Контроль – проверка с оценкой. Для проверки достаточно выявление и измерение определенного объема или уровня знаний. Вся диагностика подразделяется на пять этапов:
– выявление уровня знаний предварительно, перед началом обучения. После проведения этой диагностики возможны компенсационные занятия, реабилитационные или же обучение по общей программе;
– текущая диагностика в процессе обучения по теме; проверка повторения пройденного материала; проверка по структуре всего курса; итог за год.
Понятийный блок к части 2
Педагогический процесс. Дидактика. Методика. Категория. Цель современной педагогики. Преподавание. Учение. Обучение. Воспитание. Социализация. Знания. Умения. Навыки. Организация. Средства обучения. Форма. Диагностика. Оценка. Проверка. Контроль. Когнитивная грамотность. Концепция. Развитие самосознания.
Вопросы для самоподготовки
По теме: «Образовательная система»
1. Что входит в систему педагогических наук?
2. Общая педагогика и ее принципы.
3. Базовое образование: его концепции и принципы.
4. Дидактика, как система категорий.
5. Какова роль диагностики в обучении? Виды.
6. В чем особенность дистанционного обучения?
7. Что включает в себя понятие «образовательная интеллектуальная система»?
8. Становление современного понятия «методика».
9. Философские концепции и классификация воспитания.
10. К чему приводит депривация в воспитании детей?
11. Перечислите возможные цели воспитания.
Рекомендуемая литература к части 2
1. Атутов, П. Ф. Концепция политехнического образования в современных условиях / П. Ф. Атутов // Педагогика. – 1999. – № 2. – С. 17–20.
2. Беляева, В. А. Духовно-нравственное становление будущего учителя / В. А. Беляева // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 67.
3. Бухалов, Б. И. О критериях оценки педагогических исследований / Б. И. Бухалов // Советская педагогика. – 1978. – № 11. – С. 90–95.
4. Вульфов, В. З. Гуманистический смысл профессиональной педагогической рефлексии / В. З. Вульфов // Образование и культура. – Новосибирск, 1994. – С. 75–85.
5. Голеский, В. Контроль и оценка результатов в начальной школе /
В. Голеский // Начальная школа. – 1999. – № 4. – С. 10–17.
6. Григорович, Л. А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Григорович Л. А. – М., 1996.
7. Козлов, С. А. Информирование и развитие в процессе обучения /
С. А. Козлов // Педагогика. – 1998.– № 6. – C. 39–42.
8. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. – Т. II.
9. Краевский, В. В. Междисциплинарные исследования в педагогике / В. В. Краевский и др. – М., 1994.
10. Кудрявцев, В. Т. Культурно-образовательный статус детства /
В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева // Социологические исследования. – 2000. – № 4. – С. 59–66.
11. Лернер, И. Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики / И. Я. Лернер // Советская педагогика. – 1989. – № 4. – С. 10–17.
12. Пинский, В. О. Нужен ли принцип системности в дидактике /
В. О. Пинский // Советская педагогика. – 1982. – № 2. – С. 59.
Часть 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА
К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Многим будешь ты повелевать,
если разум будет повелевать тобою.
Сенека
Лекция как форма обучения
Лекция – это последовательное монологическое изложение теории учебного материала. Лекция – это форма и метод обучения. Она возникла как форма преподавания в вузе и далее распространилась на другие ступени образования. Частично лекции используются в средних учебных заведениях и школах.
Лекция – это форма изложения определенного курса. Это также особенность вуза. В школах лекция может быть частью урока.
В форме лекции могут быть проведены факультативные занятия. Мы будем подразделять лекции на: школьные, вузовские и просветительские. У лекции могут быть и другие функции.
Лекция в вузе – это форма подготовки к самообразованию. По форме и содержанию она должна быть органической частью всего курса, т.е. содержательно связана с комплексом всех проблем и воспитательных задач. Лекции можно классифицировать по видам: вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная.
Установочная лекция содержит основные вопросы курса, его цели, задачи. Вводная лекция предназначена для того, чтобы указать место курса в ряду других научных дисциплин, отметить наиболее интересные его особенности, показать его актуальность и перспективу.
По частоте общения со слушателями лекции подразделяются на: разовые, тематические, цикловые.
По проблемности лекции подразделяются на: проблемные, информационные, лекции-дискуссии.
Лекция имеет свои особенности в каждом конкретном случае. Эти особенности обусловлены аудиторией, местом, временем и дидактическими целями.
Лекция – это экономный способ сообщения большого объема информации. Недостаток лекции в том, что это пассивный со стороны слушателей способ обучения.
Основные требования к лекции
Лекция должна быть целостной и систематической. Систематичностью лекция отличается от беседы. Лекция имеет план. Этот план можно сообщить в начале лекции слушателям. В лекции очень важна способность лектора сосредоточить и удержать внимание аудитории. Это сложная задача, так как, согласно измерениям психологов, внимание человека колеблется с частотой 2–3 минуты. Наиболее важный материал лекции должен повторяться, создавая избыточность информации. Перед прочтением лекции необходимо рассчитать скорость подачи информации (60–80 слов в минуту). Обращаем внимание на возвращение к стержню идеи.
Структура лекции
В лекции может быть движение идеи от частного к общему, от общего к частному, последовательное изложение самостоятельных элементов, не имеющих между собой такой связи, как часть и целое.
Лекция должна иметь целеполагание, что отражается во введении лекции. Должно быть подведение итога.
Лекция имеет наглядность. Лекция – это форма обучения, которой недостаточно, для того, чтобы усвоить учебный материал, поэтому желательно ее разнообразить другими формами обучения такими как: постановка вопросов: риторических (не требующих ответа) или требующих ответа; включение элементов беседы; предложение слушателям самим сформулировать некоторые предложения или понятия; разбивка аудитории на микрогруппы для обсуждения; использование раздаточного материала (опорных конспектов или конспектов лекций).
Урок как основа практики среднего образования
Основа современной педагогической практики – традиционная классно-урочная система обучения, автор которой Я. А. Коменский.
В настоящее время различаются типы уроков: вводный, комбинированный, урок изучения нового, формирования новых умений, обобщения и систематизации, урок контроля, урок практического применения знаний и умений, урок-лекция, урок-семинар.
Наиболее распространенная форма урока – комбинированный урок, на котором вначале проверяется выполнение домашнего задания, после чего излагается новый материал и следующая часть – закрепление нового материала упражнениями. Такая форма урока использовалась длительное время и получила широкое распространение, поэтому у нее накопились многочисленные недостатки, которые подвергаются критике.
Современный подход к обучению направлен на поиск отличных от урока форм обучения. Он позволяет изменять традиционную форму урока. Основным остается положение об активной творческой познавательной деятельности учащегося. Если это условие выполняется, то урок может начинаться с изложения нового материала учителем и с изучения нового самими учениками самостоятельно.
Новые образовательные технологии
Урок предполагает использование многочисленных технологических приемов, что отвечает основным принципам обучения. В настоящее время актуальны такие технологии, цель которых – решение учеником некоторой проблемы, предусматривающее диалог: «учитель – ученик», позволяющий ученику в течение урока высказать свое мнение, решить некоторую познавательную задачу, осознав ее результат. В современной школе и других средних учебных заведениях более широко, чем в вузах, используются новые технологии. Один из первых авторов представлений о технологии обучения – Владимир Петрович Беспалько противопоставляет технологии обучения системе поурочного планирования.
Суть технологии по Беспалько состоит в том, что педагог, приступая к предметному обучению должен хорошо представлять цель своей деятельности. При этом поурочные планы теряют свою значимость. Согласно Беспалько, на уроке возможны импровизации, изменение содержания и формы, обусловленные ситуацией, на которую учитель должен реагировать очень тонко. Технологии предполагают наличие не только конечной цели, но и промежуточных целей. Система диагностик позволяет определить уровень достижения цели на каждом этапе.
Технология включает в себя перечень и описание методов, с помощью которых будут осваиваться знания, перечень форм и количества практических занятий, тренирующих умения и закрепляющих знания, описание форм промежуточной и итоговой диагностик.
Можно назвать технологии, которые в настоящее время получают распространение. В средних учебных заведениях широко используется технология «модульного обучения». Согласно этой технологии, преподаватель разбивает материал по темам на блоки –
модули. В каждый модуль входит определенный объем содержания материала, вопросы по теории, перечень и содержание практических заданий, упражнения и образцы их выполнения, вопросы к контрольным заданиям, список необходимой литературы. Освоение модуля предполагает достижение обучаемым определенного уровня знаний, определенной познавательной цели позволяющей переходить к работе в следующем модуле.
Современная технология позволяет осуществлять «концентрированное обучение», т. е. обучение-погружение в определенный предмет или тему. Это значит, что преподаватель по своему усмотрению может выбрать некоторую тему для более глубокого и детального изучения. В таком случае изучение выбранной темы занимает больше учебного времени, чем предусмотрено по плану, что оказывается вполне оправданным,
т. к. направлено на развитие учащегося. После более глубокого изучения одной темы совместно с педагогом обучаемый сможет ряд других тем изучить самостоятельно. Такой подход возможен в рамках всего учебного заведения.
Категории дидактики
В основании дидактики находятся категории дидактики. Категория – это основное понятие конкретной науки.
Основные понятия дидактики можно представить в виде нескольких блоков понятий:
1. Преподавание, учение, обучение, образование.
2. Цель, содержание, средства.
3. Виды, формы, методы.
4. Организация, система, технологии.
Все категории дидактики – это категории педагогики. Дидактика уже, и все ее категории являются категориями педагогики.
Преподавание – это целенаправленная деятельность педагога, имеющая определенный порядок, последовательность, направленные на достижение педагогической цели. Эта деятельность включает в себя воспитательный аспект, информационную часть, работу с учеником по осознанию материала и практическую часть.
Учение – это процесс (сопроцесс) познания. Этот процесс включает в себя осознание и осмысление в процессе познания, упражнения и практический опыт. В процессе учения у ученика изменяются прежние и возникают новые формы поведения.
Обучение – это упорядоченное взаимодействие педагога и воспитанника.
Знания – это совокупность идей, в которых выражено теоретическое овладение предметом.
Умение – это способность использовать знания на практике и овладение способами использования знаний.
Навыки – это умения, доведенные до автоматизма.
Содержание – это система научных знаний, практических умений и навыков, а также способов мышления и способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками.
Организация – это упорядочение процесса обучения, придание ему формы.
Форма – это внешний вид, оболочка.
Средства – это то, что располагается между педагогом и учеником (классная комната, учебник, техника, голос преподавателя и т. д.).
Этические идеи Гербарта:
– идея совершенства – личность ученика должна устремляться к совершенству, на это его нацеливает педагог;
– идея доброжелательности – в обучении присутствует добрая воля воспитанника и преподавателя;
– идея права – образование должно основываться на правовых отношениях, предупреждение конфликтов;
– идея справедливости – для компенсации обид;
– идея внутренней свободы – совпадают воля и желание.
Дидактика Джона Дьюи
Вклад Джона Дьюи (1859–1952 гг.) в дидактику: высказал критику гербартистов, высказал обвинения в адрес его дидактики в том, что в ней не учитывается интерес учащегося,
недостаточно внимания к способностям школьника, отрывается содержание образования от запросов общества.
Свою дидактику Дьюи начал с учета интереса школьника, его жизненных потребностей.
Система обучения Дьюи:
– в обучении воспитанник должен натолкнуться на трудность;
– обнаружить эту трудность (проблему);
– выдвинуть замысел в разрешении этой трудности (гипотезу);
– сформулировать вывод своего замысла (логическое доказательство, проверка гипотезы);
– практическая проверка, наблюдение, подтверждение или опровержение замысла (гипотеза, педагогический эксперимент).
Часть 5. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ И КОГНИТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА
Социокультурная подготовка педагога – это знания об обществе и общекультурные знания, которые становятся тем фоном, на котором происходит предметное обучение. При этом подразумевается, что педагог несет в себе нравственный заряд и является в определенной мере образцом для подражания.
Поскольку педагогу приходится иметь дело с развивающейся личностью, то ему необходимы и такие знания, которые помогают разобраться в содержании этого понятия, а затем более профессионально подойти к воспитанию ребенка.
Известно, что от рождения и до 3–4 лет в ребенке происходит интенсивное интеллектуальное развитие, которое и в дальнейшей его жизни остается ведущим и определяющим во многом его индивидуальность и характерные черты развития. В связи с этим для педагога существенны представления об интеллекте, т.е. когнитивная грамотность.
Интеллект – это способность ориентироваться в нестандартной ситуации (функциональное определение). Интеллект – это способность формулировать законы, теоремы, гипотезы, решать задачи, доказывать теоремы (логический интеллект). Интеллект – это определенная структура психологических функций.
В обучении и воспитании будем говорить об интеллектуальных способностях: внимание, воображение, память, способность к анализу (разложить сложный предмет на большое число простых). Проницательность – способность выделить главное. Способность к синтезу, обобщению отдельных элементов, к построению самых обширных картин мира. Скорость мышления. Рефлексивность.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ К КУРСУ
Понятийный блок № 1
Гуманизация – это осмысление и освоение на практике идей гуманизма.
Гуманизм – это признание ценности человека.
Индивидуальность – это уникальный неповторимый набор природных задатков человека.
Личность – человек, изучаюший свою индивидуальность, отстаивающий ее, борющийся за неё в течение всей своей жизни. Личность формируется и реализует себя в обществе.
Метод – это совокупность приемов деятельности.
Методология – наука о методе.
Образование – это процесс воспитания и обучения, направленный на развитие (человека) личности.
Парадигма науки – это общепринятые и общераспространенные знания данной науки, модель науки.
Педагогика – наука об образовании, об искусстве образования.
Прием – это совокупность способов деятельности.
Рефлексия – это способность ума следить за своими собственными действиями.
Система – это целостность, состоящая из частей, объединенных внутренней связью. В педагогике эта связь – цель образования.
Способ – простейший элемент деятельности.
Технология образования – это целостный, последовательный ряд элементов педагогического процесса, направленный на достижение целей образования.
Понятийный блок №2
Воспитание – это целенаправленное создание социальных условий, материальных, духовных и организационных для развития человека.
Диагностика – это обратная связь, определение уровня результата обучения.
Дидактика – это теория обучения.
Знания – это совокупность идей, в которых выражено теоретическое овладение предметом.
Категория – основное понятие.
Когнитивная грамотность – это знания об интеллекте, интеллектуальных способностях, а также средствах и методах их развития.
Контроль – проверка с оценкой.
Концепция – ведущая идея.
Методика – это теория обучения конкретному предмету.
Навыки – это умения, доведенные до автоматизма.
Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога и воспитанника.
Организация – это упорядочение процесса обучения, придание ему формы.
Оценка – индикатор некоторого качества обучения.
Педагогический процесс – развивающееся взаимодействие учителя и ученика, направленное на достижение поставленной цели воспитания.
Преподавание – это целенаправленная деятельность педагога, имеющая определенный порядок, последовательность, направленные на достижение педагогической цели.
Проверка – выявление и измерение определенного объема или уровня знаний.
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения в обществе.
Средства обучения – то, что располагается между педагогом и учеником.
Умения – это способность использовать знания на практике.
Учение – это процесс (сопроцесс) познания, включающий в себя осознание и осмысление в процессе познания, упражнения и практический опыт.
Форма – внешний вид, оболочка.
Понятийный блок №3
Грамотность – это знания по предмету и умение владеть ими на практике.
Душа – 1) в педагогике – это духовный мир человека;
2) в психологии – психика конкретного человека.
Интеллект – 1) это способность ориентироваться в нестандартной ситуации; 2) это способность формулировать законы, теории, гипотезы, решать задачи, доказывать теоремы; 3) это определенная структура психических функций.
Лекция – это последовательное монологическое изложение теории учебного материала.
Социокультурная подготовка – это знания об обществе и общекультурные знания педагога.
Традиционная дидактика – дидактика, разработанная на заре педагогики трудами древних мыслителей, заканчивая Коменским.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть1 . Х арактерные особенни современного |
Образования
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
А. Я. Кузнецова
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА:
ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
Новосибирск 2009
УДК 37.0(07)
ББК 34р30
К 891
Рецензенты:
кандидат психологических наук Петрова Эрна Давыдовна
кандидат педагогических наук Ковалева Марина Ивановна
Кузнецова, А. Я.
К 891 ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА:
ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ: монография /
А. Я. Кузнецова. – Новосибирск : Прайс-курьер, 2009. – 48 с.
В основу гуманистической парадигмы образования положены представления о личностном подходе в педагогике и теория личности, сложившаяся в современной психологии. В изучении вопросов духовного развития личности особое место отводится проблеме интеллектуальных способностей, методам и средствам развития интеллекта в процессе воспитания как стержневым проблемам формирования личности. В практике современного образования особое место отводится личностно-ориентированным технологиям образования. Главы монографии содержат списки рекомендуемой литературы.
Для студентов дневного отделения ФППД и др. факультетов педуниверситетов, аспирантов, преподавателей и специалистов в области образования.
УДК 37.0(07)
ББК 34р30
© Кузнецова А. Я., 2009
Часть 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Отвоюй себя для себя самого
Сенека
Предмет и задачи педагогики
Педагогика – наука об образовании. С. И. Гессен определил педагогику как науку об искусстве образования. Цель педагогики – ценности культуры, освоение каждым человеком этих ценностей (науки, искусства, нравственности). Современные педагоги говорят, что цель образования – развитие личности. Поскольку педагогика – целеполагающая наука, то и педагогическая деятельность имеет цель и начинается с определения цели.
Согласно современной педагогике молодой человек получает образование в совместной с педагогом в их общей творческой деятельности. При этом за педагогом сохраняется роль ведущего в этой деятельности. Образование как процесс – это процесс воспитания и обучения, направленный на развитие человека. Образование как результат – это культура конкретного человека.
Современное образование сохраняет в себе древнюю традицию, но имеет в то же время неоспоримые отличительные черты.
В настоящее время для образования существенно: непрерывность, вариативность, научность, включение методологии в содержание образования, технологичность, индивидуальный подход, диалогизм, гуманизация, формирование экологического сознания, рефлексивность.
Непрерывность как стратегическая концепция
современного образования
В современном мире человек получает образование от рождения и до конца своих дней. Непрерывность образования объясняется тем, что в быстро изменяющемся современном мире постоянно изменяются условия жизни и деятельности человека. Получив определенное образование, в том числе профессиональное, через 2–3 года (а в дальнейшем и через более короткое время) человек обнаруживает, что его знания необходимо обновлять. В рамках государства непрерывное образование поддерживается наличием Государственного стандарта, который определяет и связывает все ступени и уровни образования и позволяет продолжать образование независимо от местожительства, учебного заведения и пр.
В настоящее время в российской системе образования происходит движение в направлении дистанционного обучения, позволяющего с помощью компьютера и сети Интернет подключить к обучению каждого гражданина, находящегося в любой географической точке страны.
Вариативность образования
Вариативность образования, как и непрерывность, представляет собою ведущую концепцию современного образования. Она предполагает необходимость создания таких условий, которые при наличии Государственного стандарта обеспечивают возможность личностного проявления в процессе образовательной деятельности самого педагога. Вариативность современного образования проявляет себя в таких новациях, как: авторские предметные курсы; авторские программы, технологии, учебные заведения и т. д. Вариативность позволяет проявиться творчеству педагога, учесть реальные возможности обучающихся и реальный социальный запрос.
Научность образования
Научность образования содержит в себе научность самой педагогики, т.к. современная педагогика – наука. По определению, наука содержит основные линии – систему и метод. Педагогика имеет свой метод и свою систему. Содержание современного образования – научно. Предметные курсы строятся на основании научных знаний. Педагогика-наука основывается на науке психологии и науке физиологии.
Включение методологии в содержание образования
Современный педагог не говорит, что в образовании получают знания. Знания формируются в процессе познавательной творческой деятельности совместно с педагогом или самостоятельно. Задача современного образования – научить учиться. Поэтому в содержание образования кроме знаний, умений и навыков по предмету включаются методы и способы получения, добывания этих знаний, умений и навыков, т. е. методология (научить учиться). Современного молодого человека необходимо научить учиться, потому что в быстро меняющемся мире ранее полученные знания могут не пригодиться. Перед ним встанет задача приобрести новые знания самостоятельно.
Технологичность образования
Понятие «технология» в образовании появилось в связи с технократичностью современной цивилизации и в связи с тем, что образование стало массовым. Технология – это целостный последовательный ряд элементов деятельности, направленный на достижение определенной цели. Для образовательной технологии – это педагогическая цель.
В настоящее время технологии совершенствуются во всех сферах производства. Развиваются высокие технологии. Технологии прочно внедрились в науку и активно осваиваются в системе образования. Технология в образовании предполагает, что последовательный ряд элементов педагогического процесса, направленный на достижение цели образования, может быть повторен в другой аудитории и в другое время. Технология включает в себя все элементы образовательного процесса, его формы, программы, описание содержания, диагностику (контроль) и цель. Наличие технологии не исключает вариативность. Технология не закрепощает, а освобождает личность педагога.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 223.