Классификация направлений воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По аспектам воспитательного процесса: идейно-политическим, военно-патриотическим, нравственным, интернациональным, эстетическим, трудовым, физическим, половым, правовым, экономическим, экологическим.

По институтам общества: семейное, школьное, внешкольное, дошкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание в детских и юношеских организациях.

По концепции: прагматичное, гражданское, ценностное, коллективистское, коммуникативное.

Приватное общество. Это общество, в основе которого заложен прагматизм характеризующий членов приватного общества («приват» – частный). Приватное общество – это общество разобщенных индивидов и частных интересов.

В таком обществе собственный интерес определяет цель жизни человека и не связан с интересами общества. С другими людьми член приватного общества общается постольку, поскольку это ему полезно. Общество прагматичный человек поддерживает тогда и потому, когда общество (государство) ему полезно. Человек приватного общества не ставит высоко ценность общения и ценность государства как общества. Социальный атомизм – одна из теоретических моделей приватного общества.

Гражданское общество Описание гражданского общества дано Платоном в IV в. до н. э. Платон – гуманист.
В его трудах мы находим основу гуманистической педагогики и описание гражданского воспитания. Для Платона воспитание человека от его рождения это воспитание гражданина. Он дает рекомендации, как обучать, развивать и формировать человека, вместе с тем одновременно формируя качества гражданина. Представления Платона развивает Аристотель. Он пишет, что общество – это большой человек, а каждый отдельный человек – часть целого организма. Аристотель подчеркивает, что индивид, как человек, без общества не только не существует, но не имеет смысла и говорить об отдельном человеке.

Русские философы (например, Франк) считают, что существует внутренняя связь между людьми, членами одного общества. Это та связь, которая и создает общество как единое целое. На основе этой связи человек в процессе своего развития переходит от осознания своего «я» к осознанию «мы».

Ценностное воспитание. Современные философы рассматривают возможность замены идеологического воспитания на ценностное.

Коллективное воспитание. Коллективное воспитание – это воспитание в коллективе и через коллектив. (В настоящее время коллективное воспитание наиболее последовательно проводится в системе воспитания Японии).

Коммуникативное воспитание – воспитание способности к общению.

Воспитание требует организации определенных условий для деятельности (деятельностный подход в воспитании), в процессе которой осуществляется воспитание. Возможны следующие виды деятельности: познавательная, предметно-практическая, духовно-практическая, коммуникативная, игровая, спортивная. На результат воспитания оказывают действие его систематичность, интенсивность, характер воспитания, содержание, форма и метод. Особую роль в воспитании играет искусство как форма эстетического освоения мира, так как оно эмоционально, развивает творческую способность, способность преобразовывать мир.

Происхождение воспитания. Первобытное дородовое общество обходилось без выделения детства. Дети и подростки были полноправными участниками общества. Это «комфортное детство», потому что в таких условиях ребенок естественно постепенно, шаг за шагом «впитывает» в себя образ взрослого. На последней ступени матриархата произошло выделение мира детства.

Недостатки в условиях воспитания ведут к депривации.
В современной педагогике и психологии депривацией (лишением) называют – состояние, которое возникает у ребенка в результате длительного ограничения его в удовлетворении основных психических потребностей.

Виды депривации: лишение человека многообразия зрительных и слуховых стимулов, ведет к сенсорной депривации; неудовлетворительные условия для обучения, хаотичные условия внешней среды, в которых ребенок не может понимать, предвидеть, предвосхищать, регулировать происходящее, ведут к когнитивной депривации и др.





Цели воспитания

Реальные цели воспитания всегда специфичны, они имеют конкретно исторический характер. Цели воспитания зависят от гражданской, социально-философской позиции педагога – автора педагогической концепции. Воспитание может быть:

* авторитарным,

* свободным,

* демократичным.

Конкретные цели воспитания

– всесторонне гармоничное развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;

– приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности;

– воспитание социально-компетентной личности;

– воспитание автономной личности, способной к совершенствованию себя, позитивному изменению себя и окружающей действительности;

– эмансипация – свободное развитие;

– формирование отношения к миру и с миром, отношение к себе и с самим собой;

– развитие самосознания, которое ведет личность к самореализации и самоутверждению (через рефлексию).

Цель современной педагогики – воспитание личности. Имеется в виду обучение, воспитание и развитие индивидуальности, формирование личности на основе нравственности при условии физического здоровья индивида.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 209.