СЛУЖЕБНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГЛАВНОЙ (СТАРШЕЙ) МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Главная медицинская сестра как высшее звено в иерархии сестринской службы неизбежно вступает в организационно-личностные взаимоотношения с внутренними подразделениями ЛПО, а также с представителями внешних организаций.

ЛПО в зависимости от специфики своей деятельности (профиля) может насчитывать до десятков в подразделении. В связи с этим меняется структура организационных взаимосвязей главной медицинской сестры как руководителя сестринской службы (рис. 1.1).

Старшая медицинская сестра является, в свою очередь, руководителем начального уровня в иерархии подчинения. Однако именно службы на уровне отдельного подразделения ЛПО определяют качество сестринской помощи в целом по организации.

Необходимо отметить, что старшие медицинские сестры в настоящее время работают в условиях глубоких противоречий. С одной стороны, Программы развития сестринского дела высоко оценивает роль медицинских сестер вообще и медицинских сестер-организаторов в частности. С другой стороны! на практике преобладает рутинный подход: роль медицинской сестры видится только в выполнении врачебных назначений.

Каждый специалист, занимающий руководящую должность, в том числе старшая медицинская сестра структурного подразделения, должен строить свою работу в рамках должностной инструкции.

Должностные инструкции на сотрудников из числа среднего и младшего медицинского персонала составляет главная медицинская сестра, старшие сестры отделений могут также принимать активное участие в этом и вносить свои предложения по вопросам конкретизации и четкого распределения обязанностей.

Должностные инструкции в старших медицинских сестер разрабатывается заведующими структурными подразделениями или главной медицинской сестрой. Инструкции утверждаются руководителем ЛПО, состоят из определённых разделов. Работник должен ознакомиться с инструкцией под роспись.

Типовая структура должностной инструкции включает четыре обязательных раздела:

· общие положения;

· должностные обязанности;

· права;

· ответственность.

В первом разделе определяется сфера деятельности, устанавливаются квалификационные требования по соответствующей должности (уровень

     
 

 


                           

 

     
 

 

 


профессионального образования, специализация, наличие сертификата, стаж работы по специальности, подчиненность), взаимозаменяемость на период временного отсутствия. В него включаются требования к знанию федеральных законов и нормативных правовых актов. При необходимости в раздел могут быть включены дополнительные квалификационные требования, обусловленные потребностью применять знания в специальных и смежных областях.

Во втором разделе содержатся задачи и конкретные виды работы, которые возлагаются на сотрудника.

В третьем разделе представлены права сотрудника, реализация которых способствует повышению качества профессиональной деятельности.

В четвертом разделе определяется ответственность за несоблюдение должностных обязанностей.

Основа для разработки должностных инструкций среднего медицинского персонала - приказы по номенклатуре должностей, содержащий тарифно-квалификационные характеристики этих должностей. Согласованную и утвержденную инструкцию нумеруют, заверяют печатью и хранят в установленном порядке в делопроизводстве кадровой службы.

Копии должностных инструкций обычно имеются в отделениях, старшим медицинским сестрам периодически приходится напоминать подчинённым о их обязанностях, изложенных в инструкции.

Наименование «старший» свидетельствуют о том, что работник, наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по его должности, выполняет и еще руководство подчиненными. Должности старших медицинских сестер вводятся:

· соответственно должностям заведующих отделениями;

· вместо должности главной медицинской сестры;

· в ЛПО, имеющий до 50 коек и  7 должностей врачей;

· в учреждениях, действующих на правах структурных подразделений (например, если поликлиника входит в состав больницы).

Старшая медицинская сестра подчиняется непосредственно и заведующему структурным подразделением, и главной медицинской сестре. Для того чтобы старшие медицинские сестры, работая в условиях двойного подчинения, не находились «между двух огней», главная медицинская сестра должна приложить максимум усилий и добиться полного взаимопонимания с заведующими отделениями, полностью обозначив и разделив сферы деятельности.

 

 

 

 


Рис. 1.2. Управленческие связи старшей медицинской сестры

Основные функции старшей медицинской сестры:

· организационно-управленческая функция;

· контролирующая функция;

· обучающая функция;

· лекарственное и материально-техническое обеспечение;

· обеспечение санитарно-противоэпидемического режима.

Показатели деятельности старшей медицинской сестры, позволяющие реально оценить ее работу:

· организация кадровой работы (укомплектованность, наличие сертификатов специалистов и квалификационных категорий, наличие должностных инструкций, подписей работников об ознакомлении с ними, организация учебы внутри отделения);

· нормативно-информационное обеспечение сестринской деятельности (наличии материала, его полнота, сохранность, наличие на всех рабочих местах, использование);

· организация работы персонала (организации питания сотрудников, работа сестры-хозяйки, постовых медицинских сестер, перевязочных, процедурных);

· материально-техническое обеспечение (предметами ухода, расходными материалами, емкостями для дезинфекции, дезинфицирующими средствами);

· система делопроизводства (состояние кабинета, наличие шкафа для документов, оргтехники, сейфы, наличие и ведение необходимых журналов, наличие и выполнение планов работы, наличие бланков медицинской документации, отсутствие замечаний по их заполнению);

· фармацевтический порядок (соблюдение сроков хранения лекарственных средств и правил их хранения согласно спискам, сверка остатков, соблюдение правил выписки, учета, списания);

· охрана труда и техника безопасности (наличие инструкций, журнала инструктажей, своевременность и правильность ведения, проведение инструктажей, соблюдение правил охраны труда и противопожарной безопасности в отделении);

· экспертиза нетрудоспособности (соблюдение правил хранения и выписывания, ведение журнала выдачи листков нетрудоспособности, своевременная сдача их корешков).

Кроме этих показателей, желательно оценивать работу старших медицинских сестер по следующим критериям:

· управление сестринской деятельностью (наличие критериев качества и их использование);

· инновационная деятельность (ведение школы передового опыта, разработка сестринской документации);

· инновационные сестринские технологии (сестринский процесс).

Как мы видим, обязанности организаторов сестринского дела (главной и старшей медицинских сестер) в любой ЛПО весьма многообразны. Рассмотрим, например, содержание пункта «Принимает участие в организации работы больницы (отделения) по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций».

 




Дата: 2018-12-28, просмотров: 1294.