Методы калькулирования себестоимости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Калькуляция себестоимости — это система расчета в денежном выражении затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Особенности исчисления себестоимости в сельскохозяйственных организациях:

1) в земледелии годовой цикл производства, а также различие между временем производства и рабочим периодом позволяет исчислять себестоимость только по завершении хозяйственного года;

2) значительная часть продукции растениеводства используется в качестве кормов в своей организации, поэтому сначала определяют себестоимость продукции растениеводства и лишь после этого животноводства;

3) от многих сельскохозяйственных культур и животных получают сразу несколько видов продукции, поэтому возникает необходимость в распределении затрат между ними;

4) объем незавершенного производства можно определить только в конце года по состоянию на 1 января;

5) место франкировки (завершения производства) отдельных видов продукции существенно различается.

 Например, себестоимость зерна исчисляют на условиях франко-поле (или по доставке на ток или на другое место первичной обработки), зеленой массы на корм — на условиях франко-место потребления.

Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) производят в следующей последовательности:

1) распределяют по назначению расходы по содержанию основных средств на объекты планирования и учета затрат;

2) исчисляют себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных и подсобных промышленных производств, оказывающих услуги основному производству;

3) распределяют затраты по орошению и осушению земель, списывают услуги пчеловодства по опылению культур;

4) распределяют бригадные (фермерские), отраслевые (цеховые) и общехозяйственные расходы;

5) определяют общую сумму производственных затрат по объектам планирования и учета;

6) исчисляют себестоимость продукции растениеводства;

7) распределяют расходы по содержанию кормоцехов;

8) исчисляют себестоимость продукции животноводства;

9) исчисляют себестоимость живой массы поголовья;

10) исчисляют себестоимость продукции подсобных (промышленных) производств, связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции;

11) исчисляют полную себестоимость товарной продукции растениеводства и животноводства и промышленных производств путем добавления к производственной себестоимости затрат на реализацию.

При определении себестоимости отдельных видов продукции необходимо распределить производственные затраты между основной, сопряженной и побочной продукцией.

 Основной называют продукцию, для производства которой выращивается данная культура или содержится определенная группа животных (например, молочный скот содержат для получения молока).

Сопряженная продукция —это продукция, сопутствующая основной (например, при производстве молока от коров получают также приплод).

Продукцию, получаемую одновременно с основной и сопряженной, называют побочной. В производстве зерна это солома, в производстве молока — навоз и т. д.

При исчислении себестоимости отдельных видов продукции вначале определяют объем полученной продукции (основной, сопряженной и побочной) по видам, а затем распределяют производственные затраты между ними с помощью следующих методов калькуляции себестоимости:

Ø прямого отнесения затрат на соответствующие виды продукции;

Ø исключения из общей суммы затрат побочной продукции, выраженной в денежной форме; денежная оценка побочной продукции осуществляется исходя из нормативных (расчетных) или фактических затрат;

Ø распределения затрат пропорционально количественному значению одного из признаков, общего для всех видов получаемой продукции (например, пропорционально содержанию в зерноотходах полноценного зерна, питательных веществ и т. д.);

Ø оценки затрат на отдельные виды получаемой продукции экспертным путем и выражения их в определенных показателях (например, в количестве кормо-дней содержания определенного вида животных, в процентах от общей суммы затрат на содержание скота определенной технологической группы и т. д.);

Ø распределения затрат с помощью экономически обоснованных коэффициентов, устанавливаемых в централизованном порядке; в этом случае все виды продукции переводят в условные единицы, умножая фактический объем продукции в натуральном измерении на данные коэффициенты;

Ø распределения затрат пропорционально стоимости продукции по реализационным ценам;

Ø комбинируя несколько из перечисленных методов.

 Источники и факторы снижения себестоимости продукции и услуг

В условиях рыночной экономики роль и значение показателя себестоимости продукции резко возрастает. С экономических и социальных позиций ее снижение позволяет:

Ø увеличить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, а следовательно, возможность не только простого, но и расширенного воспроизводства;

Ø улучшить материальное стимулирование работников и решить социальные проблемы;

Ø улучшить финансовое состояние предприятия;

Ø снизить цены на продукцию, тем самым повысить ее конкурентоспособность и увеличить объем реализации;

Ø в акционерных обществах увеличить выплаты дивидендов и повысить их ставки.

Таким образом, снижение себестоимости продукции — это главный резерв повышения доходности организации, рентабельности производства, а следовательно, и экономической эффективности производства.

Чем ниже себестоимость продукции, тем выше доходы предприятия, тем больше оно имеет возможностей для расширения производства, повышения материальной заинтересованности работников в результатах производства.

Под источниками снижения себестоимости следует понимать те затраты, за счет экономии которых снижается себестоимость продукции.

Различают следующие источники:

Ø снижение материальных затрат в расчете на единицу продукции (т.е. снижение удельных материальных затрат);

Ø  снижение расходов на содержание основного капитала в расчете на единицу продукции;

Ø снижение расходов на оплату труда в расчете на единицу продукции;

Ø снижение административно-управленческих или условно-постоянных расходов;

Ø сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Относительная экономия издержек производства (себестоимости) за счет различных источников рассчитывается следующим образом:

1.Снижение издержек (Имз) за счет изменения прямых материальных затрат можно рассчитать по формуле:

Имз = (1 – Iнр Iц)*УМ*100,

где: Iнр – индекс изменения норм расхода сырья и материалов;

   Iц– индекс изменения цен на сырье и материалы;

   УМ – удельный вес стоимости сырья и материалов в издержках предприятия, %.

2.Снижение издержек за счет изменения трудовых затрат, за счет роста производительности труда рассчитывается по формуле:

Итз = (1 – Iзп/ Iпт) Узп*100,

где: Iзп – индекс изменения заработной платы;

    Iпт – индекс изменения производительности труда;

     Узп – удельный вес заработной платы производственных рабочих в издержках предприятия, %.

3.Комплексные статьи состоят из условно-постоянных и условно-переменных затрат. При увеличении объема производства доля постоянных затрат на единицу продукции снижается и влияние этого фактора на снижение издержек можно выразить формулой:

Ип = (1 – Iп/Iо)*УП*100,

где: Iп – индекс изменения постоянных затрат;

  Iо – индекс изменения объема производства;

  УП – удельный вес постоянных затрат в издержках предприятия, %.

4. Экономия за счет сокращения непроизводительных потерь рассчитывается прямым счетом. К  непроизводительным потерям относятся: потери по рекламации продукции, потери от выпуска бракованной продукции, затраты на гарантийный бесплатный ремонт, штрафы и т.д.

Как известно, на предприятиях могут иметь место резервы снижения себестоимости продукции. Резервы представляют собой неиспользованные возможности снижения себестоимости продукции.

Они подразделяются на две подгруппы – резервы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия. Внутрипроизводственные резервы выявляются в процессе анализа и аудита хозяйственной деятельности предприятия. Причинами их существования являются как объективные, так и субъективные факторы.

Под факторами понимают причины, обуславливающие определенный уровень затрат , т.е. это комплекс мероприятий, вызывающих динамику себестоимости продукции.

Существуют различные классификации факторов снижения себестоимости. Наиболее распространенная классификация факторов заключается в их группировке на внешние и внутренние, а также объективные и субъективные.

Внешние факторы − это инфляция, рост тарифов и цен на сырье, топливо и т. д.

Внутренние факторы − лежат в основе мероприятий, направленных на более полное и экономное расходование материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия (внедрение передовой техники и технологии, оптимальная организация труда и управления и др.).

Объективные факторы не зависят от организации, те, которыми организация не может управлять. К  данной группе относятся прежде всего:

 народнохозяйственные факторы: изменение цен на материалы, конструкции; изменение тарифов на электроэнергию, грузоперевозки и связь; изменение тарифных и налоговых ставок;  уровень минимальной заработной платы территориальная удаленность от источников сырья и потребителей продукции и т.д.;

внутриотраслевые факторы: улучшение материально-технического снабжения; развитие кооперирования; повышение уровня концентрации, специализации производства: совершенствование структуры управления.

внутренние (внутрипроизводственные) факторы:

технико-технологические (повышение технического уровня, совершенствование средств и предметов труда, внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства);

организационные (совершенствование организации труда и производства);

структурные (изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции

Важнейшими факторами снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции являются:

1) повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;

2) экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве;

В растениеводстве повышению урожайности сельскохозяйственных культур способствуют такие факторы: внедрение прогрессивных систем земледелия; правильная обработка почвы; посев семян высокоурожайных сортов и гибридов; правильное применении органических и       минеральных удобрений, средств борьбы с вредителями и болезнями растений; точное соблюдение агротехнических сроков проведения сельскохозяйственных работ.

На повышение продуктивности животных непосредственное влияние оказывают такие факторы: полноценное и сбалансированное кормление; правильное содержание; хороший уход; совершенствование племенной работы.

Важное значение имеет также экономное использование материальных ресурсов, соответствующее научно обоснованным нормам их расходования (соблюдение норм высева семян, внесения удобрений и т.д.)  

В животноводстве важнейшей задачей остается удешевление кормов

Большое значение имеет и улучшение использования основных производственных фондов, так как значительная доля затрат падает на амортизационные отчисления. Добиться этого можно путем совершенствования их структуры, изъятия излишних средств, которые могут быть в дальнейшем реализованы. Необходимо строить более экономичные производственные помещения, увеличивать удельный вес активной части основных фондов в общем их объеме, лучше использовать машины и оборудование, повышать выработку (дневную, сменную, сезонную) в расчете на 1 трактор (комбайн, автомобиль и т. д.).

В сельском хозяйстве до сих пор затрачивается много живого труда. Экономии здесь можно достичь путем механизации производственных процессов, внедрения системы машин и прогрессивных технологий, роста на этой основе производительности труда

    Значительное место в структуре себестоимости занимают затраты , связанные с организацией и управлением производством, которые необходимо снижать путем ликвидации излишних штатных единиц в административно управленческом аппарате предприятия, совершенствования его организационной структуры.

Большую роль в снижении себестоимости в настоящее время играют социально-экономические факторы, в частности материальная заинтересованность работников в результатах своего труда и их мотивация.

Рассмотренные факторы снижения себестоимости должны быть положены в основу конкретных программ, разрабатываемых на предприятии с учетом природных и экономических особенностей производства.

Тема 18. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИИ) АПК

 

       Сущность и функции цен

Цена это экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство продукции общественно необходимого рабочего времени. Цена — это денежное выражение стоимости единицы товара. Тариф — денежная оценка стоимости единицы работы, услуги.

Ценообразование — процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением введенного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами ценообразования.

 В условиях плановой экономики цена равна средним издержкам производства плюс прибыль и регулируется государством. В рыночных условиях цену определяют спрос и предложение. При снижении спроса и увеличении предложения цена снижается, при увеличении спроса и снижении предложения увеличивается.

Функции цен:

измерительная − цена в единых денежных знаках измеряет стоимость товара и служит средством исчисления всех стоимостных показателей ВП и ТП, ее себестоимости, рентабельности, прибыли;

плановая − внутрихозяйственное планирование производства, распределения, обмена и потребления продукции в стоимостном выражении осуществляется с помощью цен на планируемые ресурсы и процессы;

регулирующая функция предопределяет рыночное равновесие, при повышении спроса цена растет, при ограниченном спросе на продукцию снижается, при возникновении на рынке дефицита продукции цены на нее поднимаются;

распределительная − повышение или понижение цен ведет к перераспределению доходов и прибыли между отраслями, предприятиями, социальными группами населения;

контрольная − цены служат инструментом учета и контроля расхода материально-вещественных и природных ресурсов, их движения и сохранения;

стимулирующая −  предполагает прямую зависимость цены от качества продукции. Выше качество — выше цена, которая обеспечивает получение более высокого дохода. Согласно закону предложения, рост цен на продукцию будет стимулировать увеличение объемов выпуска данной продукции;

социальная− изменение розничных цен способствует перераспределению доходов и расходов населения, изменению семейного бюджета, влияет на доступность различных видов товаров, социальных благ и услуг для населения. 

 Виды цен. Состав цены по элементам

В экономике используется большое разнообразие видов цен. Для проведения различных экономических расчетов при планировании и анализе, учете и контроле цен возникает необходимость их классификации, т.е. группировки по определенным признакам.

Экономические признаки классификации цен:

1) В зависимости от стадии товародвижения, на которой формируются цены:

· оптовая (отпускная) цена предприятия-изготовителя −цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятием-производителем продукции и другими предприятиями-покупателями за исключением населения. Она устанавливается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-изготовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия для последующей перепродажи. К числу оптовых цен относятся закупочные цены – это цены, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными партиями государству и перерабатывающим предприятиям различных форм собственности;   

· оптовая (отпускная) цена оптового предприятия

формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупателям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптового предприятия одновременно является ценой приобретения товара для розничной торговой организации;

Ø розничная цена — цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности или на рынках.

2) В зависимости от степени государственного воздействия, регулирования и уровня конкуренции:

· свободные (рыночные) ценыэто цены, которые формируются на рынке под влиянием спроса и предложения и которые освобождены от прямого вмешательства государства. Это средняя цена осуществления сделок по данному товару на конкретном рынке в определенный промежуток времени.

К свободным ценам относятся:

а) цена спроса, когда предложения превышают спрос и складывается рынок покупателя;

б) цена покупателя, фактическая цена товаров, сделка о купле –продаже которых осуществляется в условиях рынка покупателя( т. е превышения предложения над спросом). Цена покупателя обычно находится ниже уровня рыночной стоимости товара;

в) цена предложения, когда спрос превышает предложение и складывается рынок продавца;

г) цена продавца, фактическая цена товаров, сделка о купле –продажи которых осуществляется в условиях рынка продавца. Цена продавца выгодно стимулирует развитие производства данных товаров;

д) цена производителей − цена включающая в себя базисную цену товара или услуги, все косвенные налоги (за исключением налога на добавленную стоимость) и исключающая субсидии;

е) цена договорная  цена устанавливаемая по договоренности между производителем и потребителем продукции

Ø регулируемые цены – это цены, которые формируются под влиянием спроса и предложения, но они испытывают соответствующее воздействие со стороны государства, проявляющееся в следующих формах:

    установление верхнего абсолютного уровня цены – это наиболее жесткий метод в условиях рыночных отношений, который реализуется путем определения базовой цены и предельных ценовых коэффициентов ее роста;

    ограничение роста цены – путем регламентирования нормы прибыли по отношению к определенной базе, например, себестоимости, заработной плате, стоимости основных фондов;

    установление ограничений на получение посредниками соответствующего вознаграждения;

    установление нижнего предела цены.

К регулируемым ценам относятся:

а) базисная цена – цена, исчисленная до учета и выплаты налогов (включает издержки на производство продукции (работ или услуг), прибыль производителя и величину субсидий), цена отражающая сорт и качество товара;

б) фиксированные цены – это цены, непосредственно устанавливаемые государственными органами и являющиеся крайним вариантом прямого ценового регулирования;

в) гарантированные цены − применяются при доведении государственного заказа, установлении твердых квот на производство, поставки и реализацию продукции в счет государственных нужд(закупочные цены). Эти цены обычно ниже рыночных, но они хорошо защищают товаропроизводителей в периоды спада рыночного спроса и цен и обеспечивают гарантированный сбыт и определенный валовой доход.

г) государственные цены − это цены, устанавливаемые государством;

д) предельная цена − максимально допустимая повышенная или сниженная цена на рынке в течение торгового цикла, сезона;

е) пороговая (защитная) цена) − рассчитывается на основе средних цен реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции внутри страны и служит для определения фиксированных таможенных пошлин и переменных таможенных сборов. Рекомендуется их применять для защиты и поддержки отечественных товаропроизводителей или их групп при перенасыщении потребительского рынка продукцией, реализуемой по демпинговым ценам (искусственно пониженным, бросовым ценам, при повышенных ценах на внутреннем рынке, с целью вытеснения конкурентов и завоевания внешних рынков). Они устанавливаются обычно на уровне, позволяющем покрыть основные производственные затраты и предотвратить разорение поставщиков. Эти цены не содержат прибыли и не позволяют создать фонды развития. Их применение временное и ограничивается периодом действия демпинга. Продолжительная практика таких цен приводит к свертыванию производства, задержкам в воспроизводстве производственного потенциала, переспециализации производства под рынок;

ж) залоговая цена- цена предварительного заказа на производство продукции. Например, перерабатывающее предприятие может сделать заблаговременный заказ сельскохозяйственному предприятию, на предстоящее производство и поставку сельскохозяйственному с продукции по залоговым ценам и даже выплатить в этой связи некоторый аванс на приобретение материальных ресурсов и организацию производства. Залоговые цены − это как правило договорные цены и исходят из предполагаемых затрат и необходимой прибыли, а также из интересов обеих сторон. Преимущество залоговых цен в том, что они способствуют объективному планированию производства и стабилизации производственно-экономических и торговых отношений.

з) целевая цена- цена имеющая функцию нормативного индикатора.

 Рассчитывается исходя из среднестатистических нормативов затрат для конкретных условий производства и периода хозяйствования и необходимого для каждого вида продукции уровня рентабельности (не ниже критической точки обеспечения расширенного воспроизводства).Данные цены могут широко использоваться для расчета ценовых и неценовых форм поддержки сельских товаропроизводителей, и особенно в периоды осложнения рыночного сбыта. Кроме того это проверенный способ поддержания сбалансированности продуктового производства, рыночного равновесия сбыта и потребления.

 3) В зависимости от базисных условий , под которыми понимаются условия отражения в цене расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование товаров и на таможенное оформление.В мировой практике эти условия применяются на основе специального документа «Инкотермс-2000». Однако, несмотря на существование данного документа, во многих странах СНГ при внутригосударственных расчетах используют традиционные со времен Советского Союза принципы формирования цен по базисным условиям, т. е. с учетом расходов по транспортировке продукции.

 В данном случае порядок возмещения ценой транспортных расходов объясняется термином  франко, показывающим до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену. Используют две группы франко , соответствующие различным условиям поставки.

Первая группа включает цены, тяготеющие к местам производства или отправки продукции:

 франко-склад поставщика в данном виде цены все расходы по транспортировке продукции от предприятия поставщика до покупателя несет покупатель, и поэтому расходы по доставке продукции в цену не включаются;

франко-станция (порт, пристань) отправления в данном случае поставщик продукции включает в цену расходы по доставке продукции до станции отправления, ее взвешиванию и отправке;

 франко-транспортное средство (вагон, баржа или борт парохода, самолета) – станция отправления – при учете этих условий в отпускную цену включаются не только расходы по доставке продукции до станции ее отправления, но и затраты по погрузке продукции в транспортное средство.

Вторая группа включает цены, тяготеющие к местам потребления или доставки продукции:

 франко-склад покупателяв отпускную цену включаются все расходы по транспортировке продукции до покупателя;

 франко-станция назначенияв отпускную цену включаются все расходы по доставке продукции до станции назначения, а также выгрузке товара из транспортного средства;

 франко-транспортное средство – станция назначенияв отпускную цену включаются расходы по доставке продукции до станции назначения и расходы по перегрузке ее в пути следования.

4) В зависимости от формы организации торговли :

 биржевые цены – это цены по сделкам, заключаемым на бирже, выступающей в роли посредника товарообменных операций;

 аукционные цены – это цены, отражающие процесс продажи товара на аукционе; начальная цена- минимальная или максимальная цена, устанавливаемая владельцем товара на предлагаемую к продаже на аукционе партию товара. Эта цена объявляется аукционистом в начале торга;

цены торгов (тендеров)это цены при специализированной форме торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров. В ходе тендерных торгов покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками. Товаром при этом могут выступать государственные и военные заказы, партии сырья, уникальное оборудование, строительство объектов производственного или непроизводственного назначения. В результате торгов контракт получает та фирма или предприятие, которое предложит минимальную цену, обеспечит требуемое качество и короткие сроки исполнения заказа.

5) По способу установления и фиксации цен различают:

твердая цена- цена которая устанавливается в момент подписания договора и не меняется в течение всего срока поставки продукции по данному договору. Ее называют еще постоянной ценой (срок действия заранее не определен;

 подвижная цена - когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится, понизится). Подвижные цены устанавливаются обычно на промышленные сырьевые, продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным договорам;

гибкая цена -  цена, которая свободно изменяется при изменении совокупного спроса.

скользящая цена- цена, устанавливаемая при сделках на продукцию ( работу, услуги) с длительным производственным циклом, рассчитываемая на основе принципа скольжения, позволяющего учитывать изменения в издержках производства, которые имели место за период времени, необходимый для изготовления продукции; цена, устанавливаемая на продукцию, подверженную быстрому и реальному старению, затраты на которую резко снижаются по мере серийного освоения и когда меняется степень удовлетворения ее общественных потребностей.

6) С учетом фактора времени различают:

 постоянная цена - цена срок действия которой заранее не определен;

 сезонная цена - закупочные и розничные цены на некоторые с/х продукты (овощи, фрукты), планомерно изменяющиеся по временам года (сезонам);

ступенчатая цена - ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале;

сопоставимая цена цена какого-либо определенного года или на определенную дату, условно принимаемая за базу при сопоставлении в стоимостном выражении объема производства, товарооборота и других экономических показателей в отдельные периоды.

7) Цены, используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии:

планово-расчетные цены используются во внутрипроизводственном планировании на крупных предприятиях, в объединениях в расчетах между цехами и подразделениями, предприятиями. Они являются элементом внутрипроизводственного хозрасчета;

учетные цены применяются для оценки движения материальных ресурсов, готовой продукции на предприятии.  В зависимости от выбранной и оговоренной в приказе предприятия учетной политики в учете товаров могут использоваться покупные или продажные цены, средневзвешенные или последнего приобретения.

8) В зависимости от рынка, на который поставляется продукция, выделяют:

  цены для внутреннего (республиканского) рынка,

  цены для внешнего рынка ( на экспортную продукцию)

Движение потоков во внешней торговле лежит в основе деления цен на цены на импортируемые и цены на экспортируемые товары:

экспортные цены – это цены, по которым производители продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке;

 импортные цены – это цены, по которым закупаются товары (услуги) за рубежом.

Мировая ценаэто цена основных стран экспортеров товаров и услуг, выраженная в свободно-конвертируемой валюте, по которой осуществляется купля - продажа в важнейших международных центрах торговли, на рынках со свободным режимом.

Цена любого товара, услуги состоит из ряда обособленных элементов. Она имеет типовой набор составляющих, который определяется условиями простого и расширенного воспроизводства, действующей системой налогообложения. В общем виде цена любого товара или услуги включает издержки производства и обращения, прибыль и косвенные налоги. Розничную цену товара, реализуемого на внутреннем рынке Беларуси, сегодня можно представить в виде следующей схемы (рисунок 4.1).

 

Себестоимость  

ОТПУСКНАЯ ЦЕНА

ПРЕДПРИЯТИЯ-ИЗГОТО ВИТЕЛЯ

ОТПУСКНАЯ ЦЕНА

ОПТОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА

Прибыль Акциз   Целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды Отчисления в республиканский целевой бюджетный фонд Налог на продажу автомобильного топлива   Оптовая наценка     Розничная торговая наценка       Налог на добавленную стоимость       Налог на продажу в розничной торговой сети          

 

          Рисунок 4.1Состав цены по элементам

Себестоимость является основным элементом цены и производители заинтересованы в том, чтобы в цене были возмещены из затраты, связанные с производством и реализацией продукции.      

Прибыль в ценах необходима для создания средств на потребление и накопление на предприятиях, а также уплаты налогов за счет прибыли (на прибыль, недвижимость, местных).

В тех случаях, когда государственные органы регулируют цены в сторону уменьшения (например, на отдельные социально значимые товары или услуги), изготовителю должна выплачиваться дотация, возмещающая часть затрат и обеспечивающая прибыль, необходимую предприятию для расширенного воспроизводства.

Косвенные налоги и неналоговые платежи устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену. В качестве косвенных налогов выступают акцизы, сборы и отчисления в местные и республиканские фонды, налоги на добавленную стоимость, на продажу.

Акцизы включаются в цены товаров, имеющих по специфике своих свойств, монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Акцизами облагаются такие товары как спирт гидролизный технический, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино и иная алкогольная продукция), пиво, табачная продукция, нефть сырая, автомобильные бензины, дизельное топливо; ювелирные изделия, автомобили легковые и микроавтобусы.

Ставки акцизов могут быть установлены твердые (специфические) т.е. в ЕВРО или рублях за физическую единицу или адвалорные (процентные). Если действует твердая ставка в ЕВРО, то сумма акциза определяется путем перевода количества ЕВРО по курсу в рубли.

Целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды предусматривают формирование централизованных ресурсов на развитие определенных регионов по необходимым на конкретном этапе направлениям. Они включают отчисления в фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды для привлечения дополнительных средств на строительство жилья и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда.

Отчисления в республиканский целевой бюджетный фонд предусматривают формирование централизованных ресурсов по приоритетным направлениям развития экономики страны в целом. Они направляются на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Эти отчисления были введены в связи с непаритетом цен на закупаемую сельскохозяйственную продукцию и продукцию промышленности, поставляемую сельскому хозяйству, а также недостаточностью бюджетных ассигнований на решение первоочередных потребностей сельскохозяйственных предприятий. Они включаются в цену продукции (работ, услуг) предприятий всех отраслей и сфер деятельности. В состав отчислений в республиканский фонд входят также отчисления средств пользователями автомобильных дорог, которые производят предприятия, объединения всех форм собственности.

Налог с продаж автомобильного топлива платят и включают в цену продукции предприятия (изготовители, торговые предприятия), реализующие на территории Беларуси автомобильное топливо (бензин, товарное дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ, используемые в качестве автомобильного топлива).

Оптовая и розничная торговые наценки представляют собой цены услуг оптовой и розничной торговли. По своему составу они схожи с отпускной ценой предприятия-изготовителя, т.е. содержат издержки торговых организаций, их прибыль, а также косвенные налоги, предусмотренные законодательством государства и уплачиваемые торговой организацией. Сумма торговой наценки может определяться на основе установленных или согласованных в процессе переговоров между продавцами и покупателями размеров торговых надбавок или скидок. При этом торговую надбавку принято выражать в процентах к отпускной, а торговую скидку - в процентах к розничной цене. 

Налогом на добавленную стоимость (НДС) облагается стоимость, которую предприятие добавляет к стоимости сырья, материалов и приравненных к ним затрат при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Ставки налога на добавленную стоимость могут различаться по видам товаров. Если основная ставка НДС составляет 18 %, то на социально значимые продукцию, услуги установлены пониженные льготные ставки (продовольственные товары, товары для детей, бытовые услуги), в некоторых случаях продукция или услуги (в силу своей особой социальной значимости, экспортируемые товары) вообще освобождаются от уплаты налога.

Налоги на продажув розничной торговой сети дано право устанавливать местным Советам депутатов на своей территории. Такой налог представляет собой часть розничной цены товара.

 Факторы, определяющие уровень и динамику цен

Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием множества факторов, действующих разнонаправлено и которые можно проранжировать по степени их детализации.

К факторам первого порядка можно отнести: спрос, (сезонные и иные колебания потребительского спроса на товары (работы, услуги); предложение, конкуренцию, степень прямого государственного регулирования.

В свою очередь, сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов - внутренних и внешних

Внутренние факторы, т.е. факторы микроэкономического уровня, зависят от деятельности самого предприятия: особые свойства товара или потеря товарами качества или иных потребительских свойств; истечение (приближение даты истечения) сроков годности или реализации товаров; тип, метод производства; организационный и технический уровни производства; ориентация на различные рыночные сегменты; стадия жизненного цикла, на которой находится товар; длительность цепочки товародвижения от производителя до покупателя; реализация опытных моделей, новых образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей; организация сервиса; имидж предприятия на рынке; организация продвижения товара, реклама и другие

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределам и: общеполитическое и экономическое положение в стране; обеспеченность основными ресурсами; уровень доходов и сбережений населения; формы государственного регулирования экономики и ценообразования; степень монополизма и уровень развития конкуренции; денежно-кредитная. налоговая, внешнеэкономическая политики; возможность получения прибыли вследствие существования дифференциальной и абсолютной ренты (дифференциации затрат на производимую сельскохозяйственную продукцию в зависимости от природно-экономических условий хозяйствования и вида).

       Методология обоснования регулируемых цен

Рыночная экономика предполагает преимущественно свободное ценообразование на продукцию и услуги всех отраслей. Свободные рыночные цены формируются с учетом спроса и предложения на каждый продукт. Однако, на отдельные, в особенности социально значимые, товары осуществляется централизованное регулирование государственных закупочных цен, по которым реализуют значительную часть сельскохозяйственной продукции товаропроизводители общественного сектора АПК.

Процесс централизованно регулируемого ценообразования предусматривает обоснование себестоимости продукции как базы цен и нормы чистого дохода в цене.

Ныне действующие в республике закупочные цены ориентированы преимущественно на средние условия производства, что приводит к необходимости установления дотационных надбавок к ценам для хозяйств с худшими условиями производства и, зачастую, порождает иждивенческие настроения у трудовых коллективов.

По поводу обоснования нормы чистого дохода в регулируемых закупочных ценах в мировой экономической науке сложились четыре концепции:

Первая концепция теории трудовой стоимости, предусматривающая обоснование нормы чистого дохода в соответствии с затратами живого труда на единицу продукции с учетом организационно-технологической трудоемкости (зарплатоемкостью) каждого продукта.

 Модель такой цены выглядит следующим образом:

Цз = С + V + т/ V × V,

где:

  Цз – цена закупочная, руб/ед.; С – материальные затраты, руб/ед.;

V – прямая оплата труда, руб/ед.; m – чистый доход, руб/ед.;

т/ V - норма чистого дохода на рубль прямой оплаты труда, руб/руб.

Вторая концепция предусматривает обоснование нормы чистого дохода в цене в соответствии с фондоемкостью разных продуктов.

 Моделью такой цены служит:

Цз = С + V +  × Фосн.,

где:

Фос н.– удельная величина основных фондов, на единицу продукции руб./ед.; – норматив чистого дохода на рубль основных фондов, руб/руб.

 Подобные цены стимулируют производство более фондоемкой продукции, для расширения производства которой предприятию требуется относительно больше фондовых вложений

Третья концепциямодель усредненной себестоимости, когда норма чистого дохода в цене соответствует потребленным ресурсам, себестоимости различных продуктов:

              Цз = С + V +  × ( C + V ),                                          

где С + V – себестоимость единицы продукции, руб/ед.;

m/ (C + V )– норматив чистого дохода на каждый рубль себестоимости продукции, руб/руб.

Четвертая концепция модифицированной формы стоимости предусматривает обоснование нормы чистого дохода в закупочной цене двумя равными долями. Первая из них предоставляет норматив этого дохода на рубль прямой оплаты труда, а вторая – на рубль основных фондов.

Модель такой цены выглядит следующим образом:

                     Цз = С + V + × V +  × Фос ,

где:

– норматив чистого дохода на рубль прямой оплаты труда, руб/руб.,  – норматив чистого дохода на рубль основных фондов, руб/руб.

Подобные цены в состоянии стимулировать производство как более трудоемких, так и более фондоемких продуктов. Данная концепция в отечественной науке признана наиболее приемлемой. Она принимается за основу при установлении межхозяйственных расчетных цен на сырье и полуфабрикаты (молодняк животных), поставляемые головному предприятию хозяйствами-участниками сельскохозяйственных объединений. Данная концепция может быть положена в основу при проектировании регулируемых государственных закупочных цен.

 

     Принципы и методы ценообразования

К основным принципам, которыми следует руководствоваться при установлении цен в рыночной экономике, относятся:

Ø сочетание свободного ценообразования с государственным регулированием цен;

Ø формирование равновесных цен под воздействием спроса и предложения;

Ø обеспечение эквивалентности цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на промышленную продукцию для сельского хозяйства;

Ø использование нормативных методов при расчете цены предложения;

Ø обеспечение доходности товаропроизводителей на уровне, достаточном для осуществления расширенного воспроизводства;

Ø повышение эффективности сельского хозяйства и снижение издержек производства;

Ø дифференциация цены, в зависимости от качества продукции и сроков ее реализации;

Ø стимулирование научно-технического прогресса в сельском хозяйстве;

                     Методы ценообразования:

1. Цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa coбcтвeнныe издepжки

А/ Затратный метод. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции, добавляется заданный размер прибыли и косвенные налоги, отчисления во внебюджетные фонды, непосредственно увеличивающие цену. Расчет при этом можно выразить формулой

Ц = С + П + Н,

где: С - себестоимость единицы товара;

       П - прибыль в расчете на единицу товара;

       Н - косвенные налоги и отчисления в цене товара.

 

Затратный метод является достаточно популярным как в отечественной, так и в мировой практике ценообразования. Это связано с рядом причин.

Во-первых, производители всегда лучше осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе. Поэтому затратный метод считается достаточно простым. 

Во-вторых, по мнению специалистов, этот метод является наиболее справедливым как по отношению к продавцам, так и к покупателям.

При достаточно высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить необходимую прибыль для нормальной деятельности.

 Наряду с достоинствами затратный метод имеет и недостатки, связанные с невозможностью учета в цене потребительских свойств товаров, конъюнктуры рынка.

В отечественном ценообразования затратный метод применяется при обосновании цен на  принципиально новую продукцию, когда ее невозможно сопоставить с ранее выпускаемой и недостаточно известна величина спроса; продукцию, производимую по разовым заказам, с индивидуальным характером производства (опытные образцы); на товары, услуги, на которые спрос ограничен платежеспособностью населения (продукты первой необходимости); продукцию предприятий-монополистов; во внутрипроизводственном ценообразовании и некоторых других случаях.

Б/ Мeтoд «издepжки плюс пpибыль». Цeнa paccчитывaeтcя пo фopмyлe:

Ц=Сб×(1+Р/100),

гдe:

 Сб – yдeльныe тeкyщиe издepжки пo пpoизвoдcтвy и cбытy тoвapa;
      Р – нopмaтивнaя peнтaбeльнocть;

В/ Мeтoд «цeлeвoй пpибыли», в соответствии с которым организация зapaнee плaниpyeт жeлaeмый ypoвeнь peнтaбeльнocти вceгo oбъeмa пpoизвoдcтвa пpoдyкции (в пpeдeлax имeющиxcя пpoизвoдcтвeнныx мoщнocтeй и плaнoвoй ceбecтoимocти oбъeмa выпycкa) и ocyщecтвляeт pacчeт цены пo фopмyлe:

Ц = Сб + Е × К,

гдe: К – yдeльныe инвecтиции в ocнoвнoй и oбopoтный кaпитaл, oбycлoвлeнныe пpoизвoдcтвoм и peaлизaциeй тoвapa;

Е – нopмa пpибыли нa кaпитaл, oтpaжaющaя жeлaeмyю для пpeдпpиятия вeличинy пpибыли дo yплaты нaлoгoв.

2. Цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa cпpoc

 Метод ощущаемой ценности товара. Цена учитывает в первую очередь спрос, т.е. то, сколько покупатель готов заплатить за предлагаемый товар с определенными потребительскими свойствами. Этот метод используется в основном при определении цен на потребительские товары. Высокая цена устанавливается тогда, когда спрос относительно велик, а низкая - когда спрос снижается. Затраты при этом имеют второстепенное значение и рассматриваются лишь как ограничительный параметр снижения цены. Вaжными изyчaeмыми элeмeнтaми здecь cтaнoвятcя пoлeзнocть (oщyщaeмaя цeннocть тoвapa) и чyвcтвитeльнocть тoвapa к цeнe.

Метод базируется не на издержках производства, а на реакции покупателей на конкретный уровень цены на продукцию.

 В этой связи используют специальные приемы воздействия на покупателя и проводят соответствующие исследования модели потребительского поведения и выявления ценностных представлений покупателя. Для использования этого метода продавцы должны внимательно изучать различные секторы рынка, каждый из которого представлен покупателями по-разному оценивающими различные свойства товара. Это изучение можно проводить с помощью опросов покупателей, анкетирования, тестирования и другими способами.

3. Цeнooбpaзoвaниe, opиeнтиpoвaннoe нa кoнкypeнцию

 А/Мeтoд cpeднepынoчныx цeн − пpeдпoлaгaeт пpoдaжy товаров пo paccчитaннoй нa ocнoвe кoнкypeнтныx дaнныx среднерыночной цeнe;

Б/ Мeтoд «гoнки зa лидepoм» - ycтaнoвлeниe цeны на товар ocyщecтвляeтcя нa ocнoвe цeны вeдyщeгo (лидирующего) кoнкypeнтa, c yчeтoм кoнкypeнтнoй cитyaции нa pынкe, дифференциации тoвapa и eгo кaчecтвa. Этoт мeтoд пpeдпoлaгaeт oткaз от coбcтвeннoй цeнoвoй пoлитики, opиeнтaцию нa вeдyщyю цeнy;

 

В/ Уcтaнoвлeниe цeны нa ocнoвe oткpытыx тopгoв(биржевых, аукционных, тендерных) . Мeтoд использует вepoятнocтныe oцeнки и пpeдпoлaгaeт cлeдyющyю последовательность пpoвeдeния pacчeтoв:

-  pacчeт издepжeк, cвязaнныx c выпoлнeниeм кoнтpaктa;

- aнaлиз тaктики тopгoв, пpимeняющeйcя пoтeнциaльными конкурентами;

- oпpeдeлeниe вepoятнocти тoгo, чтo цeнa пpeдлoжeния фиpмы окажется нижe цeны, зaпpaшивaeмoй кoнкypeнтaми;

- oпpeдeлeниe вeличины цeны, кoтopaя пpинeceт пpeдпpиятию мaкcимaльнyю oжидaeмyю пpибыль.

 4 Методы, ориентированные на качество продукции

Во многих случаях, когда в цене важно учесть качественные параметры продукции прибегают к этим методам. В обоснованиях цен с помощью этих методов используется принцип: чем лучше качество, тем выше цена.

Метод удельных показателей - позволяет еще на ранних стадиях проектирования сложно-технической продукции (которая может характеризоваться одним основным качественным показателем, определяющим уровень цены - мощность, производительность, содержание основного компонента), получить ориентировочное значение цены нового изделия, используя сравнение с ценой и показателем качества аналогичного продукта, реализуемого на рынке.

                              n

Цн = Ца • ( Nн / Nа) ,

где: Цн и Ца – соответственно цены нового и аналогичного изделий, машин, оборудования; 

Nн и Nа - значения главного технического параметра нового и аналогичного изделий машин, оборудования (мощность, производительность);

n - коэффициент торможения, учитывающий пропорцию изменения цены от главного технического параметра.

Коэффициенты торможения изменяются в диапазоне от 0,1 до 1,0 и зависят от вида продукции. Их определяют на основе данных о ценах и параметрах однотипных изделий, содержащихся в прейскурантах, каталогах, контрактах и другой информации.

Если в цене необходимо учесть несколько потребительских свойств, имеющих разное значение для потребителя, то используется следующая формула:

                        

                        n  Пн i

   Цн = Цб х å Пбi х Yi

                       i = 1

где Пн i и Пбi - значения i-го потребительского свойства соответственно нового и аналогичного изделий, натуральные единицы измерения; Yi - коэффициент весомости i -го качественного параметра в долях единицы ; n - количество оцениваемых качественных параметров.

Некоторые потребительские свойства изделий не поддаются непосредственному количественному измерению и не имеют определенных показателей качества.

 К ним можно отнести, например, вкусовые, эстетические свойства, дизайн, соответствие направлениям моды.

Учесть в ценах такие показатели качества позволяет балловый метод.

 Он применяется при обосновании цен на такую продукцию, как продовольственные товары, швейные, парфюмерно-косметические, табачные изделия, часы, оптико-механические приборы и другую продукцию.

Чтобы определить цену балловым методом, прежде всего, нужно выбрать показатели качества изделия, которые имеют важное значение для потребителя. Затем формируется комиссия из нескольких независимых экспертов, оценивающих каждый качественный параметр товара в баллах по заранее установленной шкале.

Для расчета необходимо выбрать аналог (или базовое изделие), с которым будет сравниваться товар, требующий установления цены.

Если оцениваемые показатели качества неравнозначны для покупателей, их можно проранжировать и ввести в расчет показатели значимости (весомости). Таким образом, цену нового изделия можно рассчитать по формуле

                                                n              n

                       Цн = [Цб / å Ббi х Yi ] · å Бнi х Yi,

                                         i = 1           i = 1

где Б бi и Б нi - балловая оценка i-го качественного параметра соответственно по базовому и новому изделиям;

 Yi - коэффициент весомости i -го качественного параметра в долях единицы;

n - количество оцениваемых качественных параметров.

Установить зависимость цены от нескольких качественных параметров продукции и выразить ее в виде эмпирической формулы позволяет метод корреляционно-регрессионного анализа.

 Его применение дает возможность определять цену, как на новую продукцию, так и на аналогичные конкурирующие изделия.

 Особенности ценообразования в сельском хозяйстве обуславливаются низкой эластичностью спроса на сельскохозяйственную продукцию (изменение цены на продукцию слабо отражается на уровне спроса на нее) и дифференциацией затрат на производимую сельскохозяйственную продукцию в зависимости от природно-экономических условий хозяйствования и вида.

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать юридические лица и предприниматели; республиканские органы государственного управления; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

 Государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 1137.