III . Дифференциация понятий «слово» — «предложение»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

|  Логопед называет два слова пчела, жужжать и спрашивает учеников: Что я назвала? (Два слова или слова.)

Затем называет предложение Пчела жужжит. Что я назва-л а? (Предложение.) Как вы догадались, что в первом случае я называла слова, а во втором — предложен и е? (В первом случае слова не дружили. Между ними не было согласия. Во втором слова подружились и стали жить в согласии )

IV . Работа со схемами слов и предложений.

   ----------, =======.

На доске схемы двух слов, где первое слово обозначает предмет, второе — действие предмета.

Логопед. Что изображено на доске? (Схемы двух слов.)

 Что обозначает первое слово? Второе слово? (Предмет, действие). Что помогло вам правильно определить значение изображенных  слов? (Их графическое изображение.)

 

 

Логопед на доске чертит схему предложения из двух слов и задает

вопросы ученикам:

Что изображено? (Предложение.)

Как вы догадались, что эта схема обозначает предложение? (Начало предложения показано уголком, а конец предложения точкой.)

 

Что обозначают первое и второе слова в этом предложении? (Предмет, действие предмета.)

Логопед чертит вторую схему предложения и проводит аналогичнуюработу.

V. Дифференциация слов и предложений с опорой на схемы.

У учеников по три карточки. На первой изображены схемы двух слов, обозначающих предмет и действие предмета, на двух других схемы предложений, состоящих из двух слов, разных по. структуре.

Л о г о п е д . Прослушайте слова и предложения, поднимите соответствующуюкарточку.

Куры, клевать; Кипит молоко; Птицы улетают; Поезд, приближаться; Моросит дождь; Солнце светит; Тучи, надвигаться. Желтеть, листья; Конь скачет; Кружатся снежинки; Болеть, голова; Поднялась пыль.

VI. Составление предложений по схемам.

На доске схемы двух предложений, разных по структуре. Логопед предлагает ученикам придумать и назвать предложения, которые соответствуют данным схемам. Сказать, что обозначают первое и второе слова в предложении.

VII. Итог занятия.

Л о г о п е д . Что вы учились различать? Что помогло вам в составлении предложений? Что вам больше всего понравилось на занятии?

 

 

Занятие 3. Тема.     Предложение

Ц е л ь . Учить детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.

О б о р у д о в а н и е . Карточки с изображением точки.

                                   Х о д  з а н я т и я .

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозначающих предмет и действие предмета. Составить из этих слов предложение. К каждому слову поставить вопрос.

 

 II. Работа над смысловой и интонационной законченностью предположения.

 1) Логопед читает текст, не делая остановок в конце предложения,затем задает вопросы ученикам.

 Наступила осень идут дожди дуют ветры трава желтеет цветы вянут оппопадают листья.

I Вопросы:

 Понравился вам рассказ? (Не понравился.)

Понятен рассказ? (Не понятен.)

Почему не понятен рассказ? (Читали быстро, без остановок, в рассказе не было смысла.)

 Логопед читает текст еще раз, делая неправильные остановки.

Наступила. Осень идут. Дожди дуют. Ветры трава желтеет. Цветы. Вянут, опадают листья.

Выясняется, что рассказ совсем не понятен, потому что делались неправильные остановки, разрывались предложения, нарушался смысл рассказа.

Затем текст читается правильно.

Наступила осень. Идут дожди. Дуют ветры. Трава желтеет.

Цветы вянут. Опадают листья.

Теперь на вопрос логопеда, понятен ли им смысл рассказа ученики отвечают утвердительно.

Логопед говорит, чтобы понять смысл любого рассказа, очень важно уметь правильно произносить предложения, делать остановку в конце предложения, и обращает внимание учеников на то, как

«взлетает» и «понижается» голос, т. е. повышается и понижается интонация.

Логопед произносит первое предложение: Наступила осень.

Вопросы:

На каком слове голос «взлетает»? (Наступила.)

На каком слове голос «падает»? (Осень.)

Аналогично разбираются все предложения. Затем ученики поочередно произносят предложения с правильной смысловой и интонационной законченностью.

2) Логопед дает задания:

а) Покажите точку, если предложение закончено. (Логопед читает по одному предложению, ученики поднимают карточку с изображением точки, если предложение закончено.)

б) Запишите рассказ с помощью схем предложений. (Логопед напоминает ученикам, что начало предложения следует показать уголком, а в конце предложения поставить точку. Затем читает первое предложение, ученики чертят его схему в тетрадях. Используется материал задания 1.)

в) Подсчитайте общее количество предложений, затем количество предложений, начинающихся со слов-предметов, количествопредложений, начинающихся со слов-действий.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д . Чему вы научились на занятии?

  Занятие 4. Т е м а. Предложение.

Цель. Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.

О б о р у д о в а н и е . Схемы предложений.

                  Х о д    з а н я т и я .

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам рассмотреть схемы и составить по ним предложения из двух слов. Поставить вопрос к каждому слову в- предложении.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 499.