Технологическая платформа - это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.
В российских условиях технологические платформы — это механизм согласования и координации усилий различных ведомств, госкорпораций, инфраструктурных монополий, регионов и т.д., предпринимаемых ими в рамках существующих механизмов реализации национальной научно-технологической политики — федеральных целевых программ, отраслевых стратегий и программ, корпоративных программ развития и т.д.
Перечень технологических платформ:
(утвержден решениями Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 1 апреля 2011 г., протокол № 2, от 5 июля 2011 г., протокол № 3, решением президиума Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 21 февраля 2012 г., протокол № 2)
Медицинские и био-технологии
1. Медицина будущего
2. Биоиндустрия и биоресурсы – Биотех 2030
3. Биоэнергетика
Информационно-коммуникационные технологии
4. Национальная программная платформа
5. Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа
Фотоника
6. Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии - фотоника
7. Развитие российских светодиодных технологий
Авиакосмические технологии
8. Авиационная мобильность и авиационные технологии
9. Национальная космическая технологическая платформа
10. Национальная информационная спутниковая система
Ядерные и радиационные технологии
11. Замкнутый ядерный топливный цикл и реакторы на быстрых нейтронах
12. Управляемый термоядерный синтез
13. Радиационные технологии.
Энергетика
14. Интеллектуальная энергетическая система России
15. Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности
16. Перспективные технологии возобновляемой энергетики
17. Малая распределенная энергетика
Технологии транспорта
18. Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог
19. Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт
Технологии металлургии и новые материалы
20. Новые полимерные композиционные материалы и технологии
21. Материалы и технологии металлургии
Добыча природных ресурсов и нефтегазопереработка
22. Технологическая платформа твердых полезных ископаемых
23. Технологии добычи и использования углеводородов
24. Глубокая переработка углеводородных ресурсов
Электроника и машиностроение
25. Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение
26. СВЧ технологии
27. Освоение океана
28. Технологии экологического развития
Промышленные технологии
29. Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологических систем
30. Текстильная и легкая промышленность
2.Структура Российской академии наук
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук" - высшее научное учреждение Российской Федерации, ведущий центр координации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук.
В структуру Академии входят региональные отделения Академии, региональные научные центры Академии и представительства Академии.
В соответствии с исторически сложившимся статусом и задачами Академия построена по научно-отраслевому и территориальному принципу и включает 13 отделений РАН (по областям и направлениям науки) и 3 региональных отделения РАН.
При Академии состоят научные советы, комитеты, комиссии, организуемые в порядке, устанавливаемом Президиумом РАН.
В задачу научных советов (комиссий) по важнейшим проблемам научных исследований входит, прежде всего, анализ состояния исследований по соответствующим областям и направлениям науки, участие в координации научных исследований, проводимых учреждениями и организациями различного ведомственного подчинения. В состав научных советов, представляющих собой научно-консультационные органы, работающие на общественных началах, входят ведущие ученые Академии наук, отраслевых академий, сотрудники высших учебных заведений, представители министерств, ведомств, организаций, участвующих в решении соответствующей проблемы. Среди форм работы научных советов важное место занимают организация научных сессий и конференций, участие в издательской деятельности. Благодаря участию в работе советов по проблемам ученых различных секторов науки и производства, научные советы способствуют пропаганде достижений фундаментальной науки и продвижению результатов исследований и разработок в практику.
Научные советы по важнейшим проблемам научных исследований состоят, как правило, при отделениях Академии. Некоторая часть научных советов, охватывающих проблематику нескольких отделений РАН, состоят при Президиуме РАН.
При Президиуме РАН состоят следующие научные советы по важнейшим проблемам научных исследований:
Для решения крупных проблем, требующих комплексных усилий нескольких ведомств, совместными решениями Академии и соответствующих ведомств созданы Межведомственные советы. Среди них:
Кроме того, при Президиуме состоят советы функционального характера. Среди них:
Для участия Академии в деятельности международных научных организаций в качестве рабочих органов при Президиуме РАН и при отделениях РАН созданы национальные комитеты.
При Президиуме РАН состоят:
Российская академия наук продолжает поддерживать связи с научными обществами и ассоциациями. Первые научные общества были основаны еще в XIX веке. Например, Минералогическое общество создано в 1817 г., Русское географическое общество - в 1845 г., Всероссийское палеонтологическое общество и Российское физиологическое общество им. И.П. Павлова - в 1916 г. Научные общества и ассоциации объединяют профессиональных научных работников независимо от их места работы.
Общества имеют свои отделения в различных регионах страны, содействуя научному и культурному развитию научных центров в регионах России.
Общества ведут большую работу по развитию важнейших отраслей науки, координации научных исследований, а также по привлечению ученых и практиков к решению фундаментальных и прикладных задач. Научными обществами и ассоциациями много делается для популяризации и пропаганды знаний о новейших достижениях науки и техники, создаются видео- и кинофильмы, издаются журналы, тематические сборники, труды, оказывается научная и методическая помощь в постановке преподавания конкретных областей знаний в высшей и средней школе. Общества играют важную роль в развитии международных связей российских ученых.
В настоящее время Российская академия наук осуществляет тесные связи с 26 научными обществами и 7 ассоциациями. Среди них:
Академия также тесно взаимодействует с:
3. Этап реформирования научной деятельности (2014—2018 годы).
Фактически сразу обнаружилось два крупных упущения в законе о реформе: недооценка угрозы непродуманных сделок с недвижимостью академий после перехода её в распоряжение ФАНО, а также нечёткость разграничения правового статуса ФАНО и РАН.
Для предотвращения злоупотреблений с недвижимостью, президент РФ В. В. Путин — после контактов с главой РАН (на тот момент) В. Е. Фортовым — поручил правительству ввести на 2014 год жёсткий мораторий на решения по имуществу академии, который затем был продлён ещё на два года. Мораторий спас институты от немедленного растаскивания, но затем проблемы снова встали во весь рост.
В целях регулирования правил взаимодействия РАН и ФАНО в 2015 году правительством было подписало соответствующее постановление, которое В. Е. Фортов неформально назвал «принципом двух ключей»: ученые должны заниматься наукой, чиновники — административно-хозяйственной деятельностью. По факту, однако, оказалось, что ФАНО отказывается делиться полномочиями, вмешиваясь и в научное управление.
Летом 2014 года, в связи со значительными изменениями в статусе академии, включая присоединение РАМН и РАСХН, был принят новый устав Российской академии наук.
ФАНО наметило приблизительно один раз в пять лет проводить оценку эффективности деятельности подведомственных организаций, разделяя их на три группы: лидеров, стабильно работающих и отстающих. В отношении последних может быть принято решение «о реорганизации или ликвидации, а в отдельных случаях — о замене руководителя». В марте 2018 года из 454 прошедших проверку научных организаций к первой категории (лидеры в своих областях) было отнесено 142, ко второй — 205, к третьей — 107. Чуть ранее, в конце 2017 года, приводились несколько иные данные, но после апелляции категорию некоторых институтов повысили или отменили результат их проверки.
ФАНО также начало, при поддержке правительства, масштабную реструктуризацию сети подведомственных учреждений. В рамках реструктуризации планируется оптимизировать их структуры, объединив ряд институтов в крупные исследовательские центры по отдельным большим научным направлениям. По состоянию на март 2017 года общий портфель комплексных центров, создаваемых на базе академических институтов, насчитывал 74 интеграционных проекта. Участие в них принимало 327 научных учреждений. В конце 2017 года около 400 учёных в открытом письме президенту РФ оценили реструктуризацию как «бессмысленную». Одновременно с «укрупнением» возникают центры коллективного пользования ФАНО (в конце 2017 года прошла конференция по данной проблеме), решаются вопросы систематизации доступа в подобные центры.
Приняв под свою юрисдикцию академические учреждения, ФАНО стало инстанцией, ответственной за осуществление планов правительства и президента РФ в научно-исследовательской сфере. Важнейшие из таких планов были изложены в Майских (2012 года) указах Президента — в первую очередь, в указе № 597 (п. 5) «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» — и предполагали повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе. В апреле 2018 года глава ФАНО доложил о выполнении задачи по увеличению зарплат учёным РАН; оно, однако, вызвало межрегиональные диспропорции в оплате труда, а в некоторых случаях сопровождалось принудительным переводом сотрудников на часть ставки. Другим намерением было постепенное повышение роли грантового финансирования научных исследований. Начиная с 2014 года заработал созданный ранее Российский научный фонд (РНФ), выделяющий исследователям более крупные гранты, чем до того существовавшие фонды, например РФФИ.
Был взят курс на омоложение состава РАН и руководства институтов. Так, например, при выборах в Академию в 2016 году ряд вакансий был объявлен с возрастным ограничением. Как следствие, средний возраст академиков после выборов снизился до 73,7 года (перед выборами он был 76 лет), а членов-корреспондентов — до 66,7 года (70,4). Средний возраст директоров подведомственных учреждений уменьшился примерно на пять лет, составив около 59 (все данные — по состоянию на 2016 год[). Создан и уже несколько лет функционирует корпус сравнительно молодых профессоров РАН; одна из рабочих групп в сообществе профессоров занималась вопросами реформы академий наук.
Повысилась роль РАН в системе государственной научной экспертизы. Эксперты РАН участвовали в подготовке проекта Стратегии научно-технологического развития России и плана ее реализации. В 2015—2016 годах проведена экспертиза более 50 программ и проектов: федеральных целевых программ «Русский язык», «Развитие образования на 2016—2020 годы», «Развитие транспортной системы России» и других.
Объявление о завершении реформы (2018 год).
На общем собрании РАН в конце марта 2018 года её президент А. М. Сергеев публично заявил, что «…этап реформирования академического сектора науки завершился», и что РАН «перешла в постреформенный период». Какого-либо знакового итога именно в этот момент подведено не было. По мнению «Независимой газеты», «академия окончательно приобрела узаконенный вид»: РАН превратилась в «некий корпус академических экспертов с неопределёнными полномочиями». Противостояние учёных со своим формальным начальством из ФАНО по-прежнему наблюдалось на каждой конференции научных работников, вплоть до момента расформирования ФАНО.
Несмотря на высказывания об окончании реформы, преобразования (в том числе в законодательной сфере) планируется продолжить. При этом, как отмечает А. М. Сергеев, постепенно удаётся находить «консенсус между РАН и властью». Примером успешного взаимодействия с органами власти Сергеев считает поддержанные руководством страны поправки к закону о РАН, повышающие статус Академии наук. В феврале 2018 года В. В. Путин внёс эти поправки на рассмотрение Госдумы; уже 27 марта соответствующий законопроект о расширении полномочий РАН был принят Думой в первом чтении, а 10 июля — окончательно.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 297.