Научное исследование может быть условно подразделено на три этапа:
1. Установочный этап.
2. Собственно исследовательский этап.
3. Этап обработки результатов исследования.
На установочном этапе происходит выбор темы исследования, определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач исследования, выбор методов исследования.
На исследовательском этапе происходит информационная проработка темы, результатом которой являются: обзор литературы по теме исследования, сформированная картотека публикаций по теме, попутно собранная информация. Проводится эксперимент или теоретическая работа с получением собственных результатов исследований.
На этапе обработки результатов исследований происходит подготовка и написание научного текста, который складывается из формирования замысла, отбора и подготовки материалов, группировки и систематизации материалов, обработки рукописи.
Выбор темы происходит в соответствии с таким понятием как актуальность. Тема актуальна, если связана либо с решением жизненно важных задач, либо с построением концепции для решения какой-либо проблемы, либо с исследованием конкретного направления на определенный период времени.
В разные периоды времени разные темы были актуальными (в 1990-х г.г. исследовались темы, связанные с приватизацией предприятий, с деятельностью коммерческих банков, бирж и т.д.). Научные исследования определяются жизнью. Но сеть и «вечные» темы. Например, поиск новых источников энергии, новых материалов, обладающих заданными свойствами, изучение человека.
От правильного выбора темы работы зависит успех всего дела. Ее нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться способностям, знаниям, интересам студента.
При выборе темы полезным может оказаться просмотр научной периодики, специальных изданий, монографий по кругу интересующих обучающегося вопросов. Чем больше будет изучено научно-методической литературы по избранному направлению исследований, тем проще будет сориентироваться. Необходимо воспользоваться своеобразным методом «погружения» по аналогии с тем, как изучают иностранный язык.
После выбора темы начинается следующий этап работы – выбранную тему нужно проанализировать и зафиксировать в четких формулировках, соответствующих квалификационным требованиям. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Студент должен определить актуальность темы, научную новизну сформулированных положений, их практическую и теоретическую значимость.
Научная новизна вовсе не указывает на то, что вся работа от начала и до конца должна состоять из никем доселе не сформулированных положений, небывалых понятий, которых не было в научном обороте, и т.д. Новизна может сводиться к так называемому элементу новизны. Таким элементом может быть и введение в научный оборот отдельных новых понятий, и использование новых методологических подходов к данной теме, и обогащение работы данными смежных наук, и практическая часть работы, если она имеется, – самостоятельно проведенный эксперимент, социологическое исследование и т.п.
Практическая значимость работы во многом определяется характером выполняемого исследования. Работы теоретического и методологического характера обладают более опосредованной практической значимостью, чем работы методического или прикладного характера.
В разделе «Актуальность» - показывают, какие задачи стоят перед наукой и практикой в выбранном направлении в конкретных социально-экономических условиях; что уже сделано учеными, что осталось нераскрытым. На этой основе выявляются противоречия.
Актуальность – одно из основных требований, предъявляемых к научной работе. Оно предполагает соответствие работы состоянию науки на сегодняшний день, ее реальным потребностям и пригодность работы как попытки решения ее насущных проблем.
Обоснование актуальности темы приводится в тексте введения и должно соответствовать следующим конкретным требованиям: во-первых, автор должен кратко осветить причины обращения именно к этой теме именно сейчас (так, если речь идет о социальных науках, нужно охарактеризовать те особенности нынешнего состояния общества, которые делают насущно необходимым исследование этой темы); во-вторых, он должен раскрыть актуальность обращения к этой теме применительно к внутренним потребностям науки – объяснить, почему эта тема назрела именно сейчас, что препятствовало адекватному раскрытию ее раньше, показать, как обращение к ней обусловлено собственной динамикой развития науки, накоплением новой информации по данной проблеме, недостаточностью ее разработанности в имеющихся исследованиях, необходимостью изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования и т.д.
Научное исследование – это процесс деятельности по получению научных знаний (научно-исследовательский труд). Как любой процесс труда научное исследование включает три компонента:
- целесообразную деятельность человека (научный труд);
- объект исследования (объект научного труда);
- предмет исследования.
Целесообразная научная деятельность исследователя опирается на совокупность соответствующих методов познания и направлена на получение новых (уточненных) знаний об объекте исследования.
Объект исследования (научного труда) – это объект, на познание которого направлена деятельность исследователя. Объектом могут быть материальные и идеальные системы, явления и процессы, связь между явлениями (например, человек). В качестве объекта могут выступать предприятия или комплексы предприятий, отрасли, их функции, отдельные задачи, национальное хозяйство в целом, рынки, их отдельные сегменты.
Предмет исследования – это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри и вне системы, закономерности развития, различные свойства системы.
В экономике предмет исследования представляет собой реальную область отношений между людьми по тому или иному, но вполне определенному поводу. При этом предмет исследования всегда должен быть связан с объектом. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований и научных изысканий (объект исследования – коммерческий банк; предмет исследования – кредитная политика банка, управление персоналом банка).
Цель исследования . При формулировании цели исследования необходимо определить в общем виде тот результат, который исследователь хотел бы получить в итоге работы, т.е. ответить на вопрос – для чего будет выполнена работа, какой ожидается результат. Примерами формулировок цели могут быть следующие: разработать, обосновать, выявить, доказать и т.д. Цель может быть представлена в виде задач, совокупность решение которых обеспечивает их реализацию. Проще говоря, постановка задач наглядно демонстрирует, что необходимо сделать, чтобы добиться поставленной цели. Формулировка цели должна быть четко связана с темой работы.
Следующий шаг – построение гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, которое заключается в выдвижении гипотезы и последующей её экспериментальной, а иногда теоретической проверке. В результате гипотеза либо подтверждается, и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергается и тогда строится новая гипотеза и т.д. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом будет достигнута поставленная цель. Хорошо иметь многокомпонентную гипотезу или так её построить, чтобы проверить несколько вариантов, что придаст работе убедительность.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 378.