Чувственное познание происходит в трех основных формах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1) Ощущение – это простейший чувственный образ отдельных свойств и признаков предметов и явлений (*зрительные, слуховые, осязательные и т.д. ощущения).

 

2) Вторая форма чувственного познания – восприятие – представляет собой целостный чувственный образ предметов окружающего мира. Восприятия образуются на основе ощущений, представляя собой их комбинацию. Ощущение и восприятие формируются в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

 

3) Более сложной формой чувственного познания является представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета или явления, не воздействующего на органы чувств в данный момент. В формировании представлений ведущую роль выполняют такие свойства сознания, как память и воображение. Представления играют исключительную роль в процессе познания: без представлений человек был бы привязан к непосредственной ситуации.

 

2.Рациональное познание формируется на основе представления. Это абстрактное мышление, которое также выражается в трех основных формах.

 

1) Понятие – форма абстрактного мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки предметов и явлений. Любое мышление – обыденное, научное, философское – осуществляется при помощи понятий. Понятия выделяют предметы по общим для них признакам и представляют их в обобщенном виде (*понятие «человек» отражает то общее, что свойственно всем людям, и то, что отличает человека от других живых существ).

 

2) Суждение – такая форма мышления, в которой посредством связи и соотношения понятий утверждается или отрицается что-либо, дается оценка. Суждения невозможны без понятий и строятся на их основе. Обычно суждение включает в себя три элемента: два понятия и связка между ними. Суждения обычно выражаются в высказываниях типа «А суть Б», «А не есть Б», «А принадлежит Б» и т.п. (*клен – растение).

 

3) Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение о предметах или явлениях мира. Умозаключения позволяют на основе ранее полученного знания приобрести новое знание, не обращаясь к чувственному опыту.

Таким образом, процесс познания представляет собой движение от чувственных к рациональным формам познания:

1) выделение отдельных свойств и признаков предмета (ощущение),

2) формирование целостного чувственного образа (восприятие),

3) воспроизведение чувственного образа предмета, сохранившегося в памяти (представление),

4) образование понятий о предмете на основе подытоживания предшествующих знаний,

5) оценка предмета, выделение его существенных свойств и признаков (суждение),

6) переход от одного, ранее полученного знания к другому (умозаключение).

Особенности чувственного и рационального познания.

 

Рациональное познание Чувственное познание
1. способность к отражению общего в предметах; 1. общие и единичные признаки не различаются;
2. способность к отражению существенного в предметах; 2. существенное не отграничивается от несущественного.
3. способность к конструированию идей.  

Научное познание – это исследование, которое характерно своими особенными целями, заданиями, методами получения и проверки новых знаний с целью овладения силами природы, познать законы развития общества и использовать их для преобразования его (общества), влиять на движение исторических событий.

 Научное исследование – это форма развития науки, то есть изучение явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с помощью научных методов с целью получения доказанных и полезных для науки и практики решений с максимальным эффектом.

Научное исследование – целенаправленное познание, результатом которого выступают система понятий, законом, теорий. Цель научного исследования – определение конкретного объекта и всесторонне, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе научных принципов и методов познания, внедрение в производство полезных результатов.

Различают две формы научных исследований: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные исследования – научная теоретическая и (или) экспериментальная деятельность, нацеленная на получение новых знаний о закономерностях развития и взаимосвязи природы, общества, человека. Прикладные научные исследования – научная и научно-техническая деятельность, нацеленная на получение и использование знаний для практических целей.

Научные исследования осуществляют для получения научного результата. Научный результат новое знание, полученное в процессе фундаментальных или прикладных научных исследований и зафиксированное на носителях научной информации.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 261.