Теория профессионального выбора Дж. Холланда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Теоретической основой для опросника профессиональных предпочтений служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж. Холландом.
Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды. Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации.
Опросник профессиональных предпочтений позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями. Предпочитаемый тип профессии и определится первыми тремя наиболее предпочитаемыми сферами деятельности.

 

 

Типы личностей в профессиях:

· Реалистический тип

· Исследовательский тип

· Артистический тип

· Социальный тип

· Предпринимательский тип

· Конвенциональный тип

 

Реалистический тип (Р) - мужской, несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

Предпочитаемые виды деятельности Р-типа:

· механические виды деятельности, управление большими машинами, тяжелым оборудованием, управление механиками и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты);

· строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы;

· любая деятельность, которая дает ощутимый результат;

· предпочитают действие мышлению, конкретные задачи трудным и абстрактным проблемам.

Способности, которыми обладает Р-тип:

· физическая сила, психомоторные навыки, ручная ловкость;

· механические способности, изобретательность;

· математические способности.

Личностные качества и ценности:

· эмоциональная стабильность, надежность;

· практичность, бережливость;

· упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску, целеустремленность;

· скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность;

· независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей;

· ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность;

· работу выполняет без лишних разговоров, работает тщательно, аккуратно,систематично;

· предпочитает четкую регламентацию работы, желает знать, что, как и когда надо делать;

· не любит длинных разговоров, переговоров, обсуждений;

· более всего не схож с С-типом. Взаимодействие с этим типом может вызывать недружелюбие, резкость, непонимание. Наиболее близок к И- и К-типам и предпочитает работать с ними.

Предпочитаемое окружение:

· природа, сельская местность;

· наименьшее взаимодействие с другими людьми;

· ситуации, требующие небрежной одежды;

· организации, имеющие жесткую иерархическую подчиненность и авторитарность (Вооруженные силы, УВД и т. п.);

· фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты;

· транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия.

Типичные хобби:

· реставрация старых механизмов (автомобили, часы, фотоаппараты и т. п.), ремонт, конструирование, сборка различных устройств;

· строительные и восстановительные работы;

· фермерство, обустройство дачи, огородничество, садоводство;

· охота, рыболовство, туризм;

· управление моторными видами транспорта;

· физически опасные виды спорта, спорт на открытом воздухе.

Профессии Р-типа: плотник, картограф, фермер, инженер, лесничий, пилот, милиционер, ветеринар, водитель, сварщик.

 

 

Исследовательский тип - отсутствие направленности на общение, интерес к абстрактным проблемам и интеллектуальной деятельности, исследовательской работе, познанию нового. Профессиональный выбор обычно касается математических и естественно-научных дисциплин.

Предпочитаемые виды деятельности И-типа:

· сбор информации, ее систематизация, анализ;

· выполнение сложных или абстрактных заданий;

· решение проблем через размышления, анализ гипотез и теорий;

· независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя;

· выполнение научной или лабораторной работы;

· предпочитают размышления действиям.

Способности, которыми обладает И-тип:

· математические способности;

· аналитические навыки;

· склонность к науке, рациональному, логичному анализу;

· навыки письменного изложения мысли;

· рациональность, эрудированность.

Личные качества и ценности:

· независимость, самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу;

· сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность;

· любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность, эрудированность;

· уверенность в себе, ориентированность на нетрадиционные ценности и установки;

· стиль работы: выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению, хочет выяснить причины, которые стоят за тем или иным явлением, может слишком сфокусироваться на деталях и не видеть проблему целиком, испытывает трудности в принятии решений, чтобы заново просмотреть информацию;

· более всего не схож с П-типом. Взаимоотношения с этим типом порождают для И-типа слишком много проблем и вопросов;

· наиболее схож с типами Р и А.

Предпочитаемое окружение:

· слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях;

· организации, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты;

· ограниченность общения с другими людьми.

Типичные хобби:

· работа (И-тип часто полностью поглощен своей работой и работает по много часов в день);

· сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих фактов, деталей, принципов (яхтенный спорт, подводное плавание, альпинизм, астрономия и т.п.);

· компьютеры: оценка, программирование, обсуждение, чтение научной литературы.

 

Артистический тип (А) - женственный, чувствительный, испытывающий потребность в самовыражении, избегающий однообразной и физической работы. Профессиональный выбор ориентирован на деятельность в области искусства и культуры.

Предпочитаемые виды деятельности А-типа:

· художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т. п.);

· игра на музыкальных инструментах;

· исполнительская актерская деятельность.

Способности, которыми обладает А-тип:

· воображение, креативность;

· музыкальные способности;

· артистические способности;

· вербально-лингвистические способности;

· чувство гармонии, вкуса.

Личностные характеристики и ценности:

· независимость, самостоятельность, нонконформизм;

· импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность;

· непрактичность, беспорядочность;

· интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления, "правополушарность";

· стремление к самовыражению, демонстративность;

· оригинальность, открытость, свобода от условностей;

· допускает альтернативные варианты решения проблем;

· более всего не схож с Р-типом, близок к И- и С-типу.

Типичные хобби:

· фотография, рисование, живопись;

· посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев;

· сочинение поэм, рассказов, художественное коллекционирование;

· игра на музыкальных инструментах, занятия танцами.

Профессии А-типа: артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, директор музея.

 

Социальный тип (С) - социально активный, испытывающий потребность во взаимодействии с другими людьми, социально ответственный, обладающий вербальными способностями. В профессиональном выборе ориентирован на работу с людьми.

Предпочитаемые виды деятельности С-типа:

· ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами;

· обучение, объяснение, разъяснение;

· оказание помощи, консультирование, советование;

· организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.

Способности, которыми обладает С-тип:

· вербальные способности;

· навыки общения и взаимодействия с людьми;

· преподавательские, ораторские способности, навыки слушания.

Личностные характеристики и ценности:

· гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность;

· кооперативность, настроенность на других, понимание других;

· тактичные, эмоциональные теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные;

· более всего не схож с Р-типом, близок к А- и П-типам.

Предпочитаемое окружение:

· социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала;

· медицинские учреждения, психиатрические, психотерапевтические, психологические консультативные службы;

· агентства социальной защиты.

Типичные хобби:

· организация развлечения других;

· посещение общественных мероприятий, собрания;

· добровольное выполнение благотворительной и социальной работы.

Профессии С-типа: учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, священнослужитель.

 

Предпринимательский тип (П) - уверенный в себе, конкурентный, избегающий однозначных ситуаций и монотонной умственной работы, стремящийся руководить и организовывать. Профессиональный выбор - разные виды предпринимательской деятельности.

Предпочитаемые виды деятельности П-типа:

· работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;

· финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности;

· проведение собраний, групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами;

· проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т. п.

Способности, которыми обладает П-тип:

· организаторские способности, вербальные способности, способности убеждения;

· руководящие и лидерские способности;

· социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия;

· склонность к предпринимательской деятельности.

Личностные качества и ценности:

· стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу;

· амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюристичность;

· экстравертированность, социабельность, коммуникабельность;

· ориентация на деньги, власть, материальное благополучие;

· оптимистичность, энергичность, любовь к популярности;

· более всего затруднено взаимодействие с И-типом, лучше всего срабатывается с С- и К-типами.

Предпочитаемое окружение:

· посты в государственных и политических организациях с властью, по распоряжению крупным фирмами;

· промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы.

Типичные хобби:

· членство в клубах и организациях, посещение собраний;

· спортивные состязания в качестве зрителя или участника, богатый отдых;

· развлечения, организация вечеринок, увеселений;

· политическая деятельность.

Профессии П-типа: коммерсант, предприниматель, биржевой брокер, адвокат, страховой агент, менеджер.

 

Конвенциональный тип (К) - предпочитающий структурированную деятельность, работу со знаками, избегающий неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности. Профессиональный выбор - банковские служащие, бухгалтеры.

Предпочитаемые виды деятельности К-типа:

· работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности;

· управление офисным оборудованием;

· ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг;

· написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.

Способности, которыми обладает К-тип:

· арифметические способности;

· канцелярские способности;

· ручная тонкая моторика;

· организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.

Личные качества, ценности:

· сознательность, упорство, практичность, честность;

· самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность;

· бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии;

· для эффективности и выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы;

· наиболее не схож с типом А, ближе всего к типам Р и П.

Предпочитаемое окружение:

· данный тип, так же как и тип П, хорошо работает в больших организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль;

· большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы;

· отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции;

· хорошо структурированные организации со строго иерархичной структурой.

Типичные хобби:

· коллекционирование (марки, монеты и т. п.);

· постройка моделей;

· проекты улучшения жилища;

· участие в гражданских и общественных организациях;

· игры с ясными и четкими правилами.

Профессии К-типа: бухгалтер, кассир, счетовод, банкир, секретарь.

 

 



Лоос

Более детальную классификацию профессий дал В. Г. Лоос (1974). Все профессии он разделил на следующие 8 групп.

1. Делопроизводство (представители этих профессий занимаются оформлением документации: бухгалтер, ревизор, статистик, счетовод). Эти профессии предъявляют к человеку специфические требования: «конторская исполнительность», умение поддерживать тщательный порядок в ведении дел, что связано со склонностью к педантичности; критичность, умение классифицировать материал (Н. Д. Левитов, 1928), а также ряд характерологических черт (A. Dodge, 1940).

2. Литература и искусство . Эти профессии связаны с интересом к художественному творчеству. Они делятся на профессии, связанные с драматическим искусством (актеры, радио- и телекомментаторы); профессии, связанные с изобразительным искусством (скульпторы, художники, архитекторы, дизайнеры, модельеры, фотографы, ювелиры, рекламщики), литературные профессии (писатели, поэты, драматурги, журналисты, критики, переводчики, публицисты, редакторы, референты); профессии, связанные с музыкой (музыканты, певцы, композиторы, дирижеры, аранжировщики); профессии, связанные с режиссурой (режиссеры кино и театра, операторы); профессии, связанные с хореографией (солисты балета, танцоры, хореографы); цирковые профессии.

3. Наука . Представители этих профессий занимаются научной деятельностью.

4. Природа . В отличие от Е. А. Климова, В. Г. Лоос относит в эту группу только те профессии, которые связаны с культивированием природных богатств, а связанные с их разработкой — в другую («рабочие профессии»). Выделены две подгруппы: животный мир (зооветработники: ветеринарный врач, зоотехник, птицевод, пчеловод, рыбовод; рабочие профессии: доярка, конюх, пасечник, птицевод, пчеловод, рыбовод) и растительный мир (агротехнические профессии: агроном, лесничий, садовод, цветовод; рабочие профессии: земледелец, комбайнер, работник оранжереи, тракторист).

5. Работа с людьми . Выделены следующие подклассы: администраторы (бригадир полеводческой бригады, мастер, руководитель отдела и т. д.); медицинские работники (врачи, фельдшеры, медсестры и др.); педагоги (учителя, воспитатели детских учреждений, тренеры, преподаватели институтов, училищ); юристы, библиотекари, делопроизводители (секретарь, страховой агент); профессии по обслуживанию пассажиров транспорта (кондуктор, бортпроводник, проводник поезда); работники сопровождения (переводчик, экскурсовод); работники сферы обслуживания (официант, закройщик, парикмахер, работник справочного бюро и др.); работники торговли (кассир, продавец, контролер).

6. Рабочие профессии . Водительские профессии (шоферы, машинисты, вагоновожатые); промышленные профессии (станочники, наладчики, слесари, токари и др.); операторы (аппаратчики, диспетчеры, операторы); работники типографий (линотипист, наборщик); профессии, связанные с разработкой природных богатств (бурильщик, пильщик, проходчик, шахтер); строительные профессии (каменщик, плотник, маляр, штукатур, бетонщик, бульдозерист).

7. Романтические профессии . Профессии, связанные с «острыми» ощущениями, — геолог, китобой, летчик, космонавт, моряк, рыбак.

8. Техника . Сюда входят инженерные профессии, связанные с интересом к конструированию машин, оборудования, к проектированию технологических процессов, к работе по организации производства. Это конструкторы, технологи, организаторы производства.

Конечно, приведенная классификация тоже далека от идеала и требует, как замечает сам автор, уточнений по мере изучения отдельных профессий. Особое сомнение вызывает выделение группы романтических профессий. Кроме того, нет исследований, которые бы показали различия по способностям и особенностям личности между работниками, относящимися к различным группам профессий, выделенных В. Г. Лоосом.

 

Таблица 9

Возраст Стадии профессионального становления Способы профессионального самоопределения
Дошкольное детство (до 7 лет)   Профессионально-ролевые игры
Младший школьный возраст (до 1 1 лет)   Профессиональные индукции
Подростковый возраст (до 1 5 лет) Первичная амбивалентная оптация Профессионально окрашенные фантазии.Романтически окрашенные профессиональные намерения
Ранняя юность (до 1 8 лет) Вторичная реалистическая оптация Ситуативный выбор учебно-профессионального направления. Выбор профессионального образования и профессиональной подготовки
Юность (до 23 лет) Профессиональное образование и профессиональная подготовка Самоопределение в учебно-профессиональном поле
Молодость (до 27 лет) Профессиональная адаптация. Первичная профессионализация Кристаллизация профессиональной направленности. Самоопределение на конкретном рабочем посту
Зрелость (до 33 лет) Вторичная профессионализация Самоопределение в профессии
Зрелость (до 60 лет) Профессиональное мастерство Самоопределение в профессиональной культуре
Пожилой возраст (до 75 лет) Менторинг — наставничество Самоопределение в общественно-полезной и семейно-бытовой жизни

Выводы

1. Профессиональное самоопределение — это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности влияют социально-экономические условия, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, ее активности, ответственности за свое становление.
2. Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации, «выполнения» себя.
3. Становление личности реализуется различными способами профессионального самоопределения. Анализ этих способов (см. табл.6) показывает, что профессиональное самоопределение предполагает проявление собственной позиции в проблемной ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. И конечно, это процесс творческий.
4. Профессиональное самоопределение неизбежно порождает столкновение различных целей, интересов, позиций, несовпадение потребностей в самоосуществлении и реальных возможностей, противоречия между «Я-реальным», «Я-отраженным» и «Я-возможным». Эти противоречия приводят к возникновению внутриличностных конфликтов, преодоление которых, как правило, требует психологической помощи психолога-профессиоведа.

 

Для профессий типа «человек — человек» выделены такие профессионально важные качества:

1. доброжелательность, такт;

2. общительность;

3. эмоциональная устойчивость;

4. самообладание, выдержка;

5. чуткость, отзывчивость, сопереживание (эмпатия);

6. самостоятельность;

7. доминантность;

8. организаторские способности;

9. социальный интеллект;

10. чистота, четкость, выразительность речи;

11. экспрессия лица и поведения;

12. настойчивость.

Для профессий типа «человек — техника» выделяются следующие ПВК:

13. техническое и образное мышление;

14. пространственные представления;

15. концентрация и переключение внимания;

16. образная память;

17. время реакции;

18. координация движений;

19. физическая выносливость.

Для профессий типа «человек — знак» нужны другие ПВК:

20. вербальное мышление (умение анализировать);

21. вербальная память;

22. аккуратность;

23. концентрация, устойчивость и распределение внимания;

24. усидчивость;

Для профессий типа «человек — художественный образ» желательны:

25. образное мышление;

26. образная память;

27. пространственные представления;

28. координация движений;

29. мышечно-кинестетическая чувствительность;

30. энергетическая заряженность;

31. аккуратность.

 

Пол — описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

 

Половому диморфизму (половой диморфизм — наличие различий

в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей) подвержены многие представители живой природы.

 

Гендер — социально-психологическая характеристика личности, пол с социальной точки зрения.

 

Гендерная идентификация — процесс, результатом которого

является гендерная идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу

и ориентирующегося на требования соответствующей гендерной роли.

 

Гендерная роль — совокупность прав, обязанностей, норм поведения мужчины и женщины в определенном обществе в определенное

историческое время.

 

На сегодняшний день выделяют 3 типа психологического пола

личности или 3 типа гендерных ролей — маскулинный, феминный,

андрогинный.

 

К психологическим теориям гендерной идентичности отно-

сятся психоаналитическая (подчеркивается значимость эмоций и

бессознательной имитации ребенком поведения родителей своего

пола), бихевиоральная (на основе механизмов подкрепления и на-

казания), когнитивная теория самокатегоризации (ребенок внача-

ле категоризует себя как мальчика или девочку, а затем старается,

чтобы его поведение соответствовало полу).

К теориям, объясняющим различия психики мужчин и женщин

относятся:

— Эволюционная теория В. А. Геодакяна, согласно которой диф-

ференциация полов связана с двумя основными составляющими

эволюционного процесса — консервативностью и изменчивостью,

— Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса, согласно кото-

рой половые различия в поведении связаны с воздействием андро-

генов,

— Концепция взаимодополняемости полов (Т. Парсонс и Р. Бейлс).

Согласно данной теории имеющиеся различия в психике мужчины

и женщины связаны с разными функциями — инструментальной

и экспрессивной, которые они выполняли на протяжении истории

человечества.

В целом, как культуральные, так и биологические факторы вно-

сят свой вклад в развитие различий в способностях, поведенческих

проявлениях, личностных чертах мужчин и женщин.

 




Дата: 2018-12-28, просмотров: 568.