Формирование асимметрии в онтогенезе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Совсем недавно асимметрию полушарий определяли как уникальную особенность мозга человека, возникшую в антропогенезе в связи с появлением речи и праворукости. Сейчас, однако, с таким пониманием согласиться трудно.

Существует несколько теорий, объясняющих становление асимметрии. Так, согласно концепции эквипотенциальности полушарий, изначально полушария совершенно идентичны в отношении всех функций, в том числе и речевой. В пользу этого свидетельствуют данные о высокой пластичности мозга и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах его развития. Согласно же концепции прогрессивной латерализации, специализация полушарий существует уже с момента рождения ребенка. У праворуких она проявляется в виде запрограммированной способности нервного субстрата левого полушария обнаруживать способность к развитию речевой функции и одновременно определять деятельность ведущей руки. Это подтверждается различиями в строении будущих речевых зон задолго до того, как речь формируется (11, 14).

Формирование полушарий происходит не синхронно, что соответствует содержанию навыков и умений, которыми располагают дети. Так, например, речь развивается очень быстро в раннем детстве, и от 3 до 6 лет наблюдается ускоренное развитие левого полушария, после чего наступает замедление. А правое полушарие в раннем детстве несколько отстает в созревании, и начинает догонять левое в период от 8 до 10 лет; окончательное оформление доминировании отмечается к подростковому возрасту.

К настоящему времени вклад наследственности и среды в формирование асимметрии определен не вполне. Так, были обнаружено, что асимметрия полушарий – обычное явление не только у современного и ископаемого человека, но и у человекообразных обезьян, причем наиболее значительна она в области височных долей (в левом полушарии область между извилиной Гешля и Сильвиевой бороздой обычно имеет существенно большие размеры). Недавно обнаружена асимметрия у новорожденных и плодов.

Применение метода дихотического прослушивания позволило отметить асимметрию уже у новорожденных, по-разному реагирующих на речевую и неречевую информацию. А использование ЭЭГ показывает изменение спектральных характеристик активности их головного мозга в зависимости от качества стимуляции (речь – левое полушарие, музыка – правое). Фонемный анализ языка также производится асимметрично уже на ранних стадиях онтогенеза. Таким образом, в психофизиологии делается вывод о том, что доминантность левого полушария по речи потенциально фиксирована, т.е. существует нервный субстрат, приспособленный для переработки определенного типа информации – быстрой последовательности дискретных единиц, что и составляет основу языка. Однако анатомическая предрасположенность еще не означает окончательной фиксированности функций (вспомним теорию ортогенеза). Потому что последующий опыт может определить и степень асимметрии, и даже перемену знака доминирования на противоположный.

Доминантность по речи окончательно оформляется в процессе психического развития человека. К настоящему времени сроки ее становления определяются как возраст пяти лет, что ограничивает и критический период овладения языком. А степень асимметрии зависит еще и от речевого стимулирования, полученного в это время, что способствует закреплению изначальной предрасположенности к доминированию. На ранних этапах онтогенеза существует высокая степень реорганизации внутри полушарий и между ними, поэтому до пяти лет можно говорить не об эквипотенциальности полушарий, а скорее о повышенной чувствительности к адекватной стимуляции, которая и способствует нарастанию функциональной асимметрии. В то же время это период высокой способности компенсации. Так, например, перинатальные повреждения, вплоть до полного удаления полушария, не сказываются на овладении ребенком речью (афазия возникают только в том случае, если нарушение затронуло субстрат уже сформированной функции). У взрослых и пожилых людей хирургическое вмешательство и органические поражения также могут компенсироваться.

И поскольку все же прослеживается отчетливая связь между церебральным доминированием и доминированием руки, то исследования проводились и в этой области. Происхождение (точнее, оформление) леворукости связывают с действием трех групп факторов – средовых (включая культурные), генетических и патологических. Одна из первых генетических моделей наследования рукости опиралась на закон Менделя и предполагала, что это качество определяется действием одного гена. Однако было обнаружено, что почти половина детей двух леворуких родителей оказываются праворукими, что противоречит данной модели (11, 14).

Другая модель основана на том, что рукость является функцией двух генов, один из которых определяет локализацию центров речи (L – в левом полушарии и доминирует, I – в правом полушарии, рецессивный), а другой определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие – контрлатеральной или ипсилатеральной (соответственно С и с); эта модель предложена Дж.Леви и Т.Нагилаки.

И, наконец, третья модель, предложенная английским психологом М.Аннет, основана на гипотезе о существовании отдельного гена «правостороннего сдвига» и его рецессивного аллеля. Наличие этого гена обеспечивает изначальную предрасположенность человека к тому, чтобы у него доминировала правая рука, а центр речи располагался в левом полушарии. Таким образом, данный ген определяет не только рукость, но и церебральное доминирование. Последняя модель в наибольшей мере охватывает факты, накопленные в области изучения асимметрии (11, 14).

Исследование асимметрии еще раз продемонстрировало вклад генетических факторов в онтогенетические процессы: наследственность определяет нормы вариативности, а содержание актуальной ситуации – конкретное распределение доминирования.

 

 

Глава 13

ПРАВО- И ЛЕВОРУКОСТЬ

И ТЕОРИЯ ВЕДУЩЕГО

(ДОМИНАНТНОГО) ПОЛУШАРИЯ

 

13.3. АСИММЕТРИЯ ЗРЕНИЯ, СЛУХА

И ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА

По этой пробе выявлено, что для фиксации предмета чаще всего используется пра«

вый глаз (табл. 13.1), однако процент случаев его предпочтения не так высок, ка|

предпочтение правой руки (соответственно 65 % и 95 %). Таким образом, по крайне^

мере, у 30 % людей предпочтение левого глаза не обусловлено праворукостью и дг

минантностью левого полушария. На самом же деле, и в оставшихся 65 % случаев н-

никакой уверенности, что ведущий глаз «подстраивается» под ведущую руку и доми

нантное полушарие. ,

 

Доминирование одного глаза отсутствует по величине поля зрения, по величине

аккомодации, рефракции и другим функциональным показателям. Асимметрия слуха. Предпочтение в использовании одного уха при слушании,

прислушивании является твердо установленным фактом. Уже у новорожденного на-

блюдается предпочтение правого уха при восприятии слов и дискриминации фонем,

что свидетельствует о том, что в левом полушарии имеется генетически запрограм-

мированный нервный субстрат, приспособленный для восприятия дискретных еди-

ниц, которые составляют основу языка (X. Хекаен [Н. Несаеп, 1976).

По остроте слуха различия между правым и левым ухом вообще не выявляются

(И. И. Славина, А. И. Качевская, 19Й).

Асимметрия в функционировании вестибулярного аппарата. К. Л. Хилов (1952)

приводит данные о продолжительности нистагма при вращении вправо (преимуще-

ственное раздражение левого лабиринта) и при вращении влево (преимущественное

раздражение правого лабиринта). Явного превалирования одного из симметричных

вестибулярных органов не выявлено: асимметрия часто менялась по знаку и распре-

делялась справа и слева примерно поровну.

13.4. ДОМИНАНТНОСТЬ ПОЛУШАРИЯ

И ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Особенно чувствительный удар по теории доминантного полуша-

рия нанесли клинические и психофизиологические исследования, в которых изуча-

лась зависимость тех или иных психических проявлений от локализации соответству-

ющих и.м центров в правом и левом полушарии (табл. 13.3).

Речевые функции. Начиная с известных работ Поля Брока, утвердилось мнение,

что у правшей центры речи находятся в левом полушарии, а у левшей — в правом.

Такое мнение сложилось в результате клинических наблюдений за больными с ин-

сультами, о чем за 30 лет до Брока (в 1836 году) сообщил неизвестный широкой науч-

ной общественности французский врач Марк Дакс, однако его сообщение осталось

незамеченным. При параличе правой руки терялась и речь, т. е. возникала афазия, а

при параличе левой руки этого не было. У левшей наблюдались противоположные

явления. Однако постепенно накапливались и другие данные, свидетельствовавшие

о том, что и правое полушарие у правшей принимает участие в осуществлении речи,

только другим способом.

В. Пенфилд и Л. Роберте (1965) пишут, что понимание речи возникает после по-

ступления слуховых импульсов в оба полушария, как и восприятие прочитанного —

после поступления в оба полушария зрительных импульсов. Правое полушарие, по

их мнению, после обучения речи тоже принимает участие в понимании и произношении

 

При поражении левого полушария у больных возникает дислексия, т. е. наруше-

ние способности к чтению. Однако это наблюдается не всегда. Все зависит от того

языка, на котором человек учится читать. В Японии, например, дислексиков в 10 раз

меньше, чем в странах Запада. Объясняется это тем, что в японском языке использу-

ются два вида письма: кана, где, как и в нашем алфавите, символы соответствуют зву-

кам (хотя каждый символ означает не отдельный звук, а слог, т. е. сочетание звуков)

и кандзи, где символами служат иероглифы, отображающие не звуки, а предметы или

понятия (рис. 13.2).

Предполагается, что зрительно-пространственное восприятие иероглифов осуще-

ствляется правым полушарием (в связи с тем, что в отличие от левого полушария. осуществляющего переработку информации аналитически и последовательно, правое

полушарие делает то же самое целостно и одновременно). Правое полушарие воспри-

нимает наборы элементов, подобные представленным на рис. 13.3, как цельные кон-

Для понимания того, что доминирование одного из речевых центров формирует-

ся в процессе овладения речью и грамотностью, представляют интерес случаи, когда

бывший правша, вследствие мозгового повреждения или повреждения руки вынуж-

ден стать левшой. Ряд наблюдений говорят о том, что они становятся афазиками при

повреждении правого полушария. Это подтверждает мысль А. А. Ухтомского, что

«центр речи не связан категорически и неподвижно с однажды и насегда заданным

"центром Брока", но может воспитаться вновь на другом месте по связи с первым

местом, Б том случае, если полушарие, где имеется центр речи, поранено», 1955, с. 106).

По-иному обстоит дело с размещением центров речи у левшей. Доказано, что у

70 % левшей они располагаются, как и у правшей, в левом полушарии, у половины из

остальных левшей (15 %) речь контролируется правым полушарием, а у другой по-

ловины — обоими полушариями.

Таким образом, уже рассмотрение речевой функции показглвает, что правое полу-

шарие не является послушным исполнителем волн другого, левого полушария. Еще

более очевидным это становится при рассмотрении вопроса о локализации центров,

заведующих другими психическими функциями, в частности — интеллектом.

Полученные в экспериментах и в клинике данные дают основание ученым предпо-

лагать, что левое полушарие использует аналитическую стратегию переработки ин-

«}юрмации, обеспечивает рационально-логическое, индуктивное мышление, связанное

с вербально-символическими функциями, в то время как правое полушарие исполь-

зует глобальную, синтетическую стратегию, обеспечивает пространственно-интуи-

тивное, дедуктивное, образное мышление.

Эмоции и межполушарная асимметрия. В отношении латерализации эмоций мне-

ния ученых разделились. Бытующее представление о том, что эмоциональные про-

цессы связаны исключительно с правым полушарием, многими учеными оспаривает-

ся. Одни из них высказываются за связь положительных эмоций с левым полушари-

ем, а отрицательных — с правым, и этому есть подтверждения. По данным X. Терциана

и К. Цекотто, выключение с помощью барбитуратов одного из полушарий дало раз-

ные результаты. При действии на правое полушарие наблюдалось эйфорически-ма-

ниакальное состояние, а при действии на левое полушарие — депрессивно-катастро-

фическое состояние. Это подтверждает данные ряда авторов (К. Клейст, 1934;

М. С. Лебединский, 1941; С. В. Бабенкова, 1963), что при поражении ггравого полу-

шария у больных наблюдается эйфория, дурашливость, бестактность, неадекватность

поведения.

По данным А. Кепалайте (1982), люди более жизнерадостные, оптимистичные и с

большей успешностью решения вербальных тестов отличаются большей активностью

левого полушария, тогда как склонные к депрессивным переживаниям и характери-

зующиеся наглядно-образным мышлением — большей активностью правого полуша-

рия.

Итак, вышеизложенное свидетельствует о том, что представления ученых первой

половины XX века о доминантности левого полушария у правшей не оправдались.

В большинстве случаев асимметрии рук, ног, зрения и слуха у одного человека не

совпадают. Этому способствует и несовершенство используемых проб для выявле-

ния «рукости» или «погости» (см. главу 17). Неудивительно, что по данным многих

авторов (например, по Е. И. Николаевой и Н. М. Субботиной, 1989) процент лиц с

левосторонней и смешанной асимметрией оказывается очень высоким, а количество

лиц с правосторонней асимметрией не превышает и половины обследованных. Отсюда

' Конфабуляции (от лат. confabulari - болтать) - это вымыслы, принимающие форму воспоминании;

ложные воспоминания, или галлюцинации памяти.

' Псевдореминисценции - это искаженные воспоминания, иллюзии памяти.

ч

ученые пытаются выявлять профили функциональной асимметрии у каждого чело-

века в отдельности и сопоставляют их с проявлением тех или иных способностей,

эффективностью деятельности, особенностями поведения.

Контрольные вопросы

1. О чем говорит теория доминантного полушария?

2. Какие данные ей противоречат?

3. Совпадает ли частота предпочтения среди людей правой руки и правой ноги?

4. Можно ли говорить о ведущей ноге?

5. Что такое ведущий глаз?

6. Есть ли доминирование предпочтения одного из органов слуха?

Можно ли по вегетативным функциям судить о право- или леворукости?

С какими большими полушариями головного мозга связаны некоторые психиче-

ские функции?

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 526.